Школьный этап олимпиады по обществознанию

  • docx
  • 24.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обществознание ШЭ (4).docx

ШИФР                                    

 
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2020-2021 гг.

Школьный этап. 9 класс

Время выполнения работы – 90 минут

 

1. Выберите один правильный ответ. Ответ внесите в таблицу (4 балла).

1.  Критериями свободы личности, по мнению ученых, являются

а) благополучие, карьера, успех

б) долг, нравственный выбор, ответственность

в) нравы, обычаи, традиции

г) авторитет, престиж, социальный статус

2.  Что из перечисленного относится к институтам политической системы?

а) совокупность различных по своему содержанию политических идей б) традиции, регулирующие политическую жизнь общества

в) политические партии

г) формы взаимодействия между социальными группами

3.     Какая ситуация иллюстрирует выполнение конституционных обязанностей гражданами РФ?

а) студенты университета приняли участие в проведении экологического субботника

б) майор Н., выполняя приказ командира части, приступил к организации военных учений

в) гражданин С. выступил с инициативой создания фонда помощи пострадавшим от стихийного бедствия

г) супруги Д. приняли участие в выборах депутатов Законодательного собрания Нижегородской области

4.  Что из перечисленного не относится к общественным благам?


а) береговой маяк

б) скамейки в городском сквере


в) социальная сеть ВКонтакте г) санаторный пляж


 

1

2

3

4

 

 

 

 

2.  По какому принципу образованы ряды? (6 баллов).

а) Указы главы государства; постановления правительства; приказы, инструкции, распоряжения министерств и ведомств.


б) США, Россия, Индия, Великобритания.


в) Компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж.


 

3.   Запишите, что объединяет перечисленные элементы ряда и подчеркните элемент, который является лишним по данному основанию (6 баллов).

а) Владение, пользование, управление, распоряжение.


б) Деловое рукопожатие, воинское приветствие, водные процедуры по утрам, гостеприимство, соблюдение поста.


 

4.    «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны

«Нет». Внесите свои ответы в таблицу (10 баллов).


а) Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.

б) Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

в) Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

г) Государственный бюджет – это финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.

д) Одной из стран-участниц ШОС является Узбекистан.

а

б

в

г

д

 

 

 

 

 

 

5.      Определите пропущенные в тексте термины, обозначенные порядковыми номерами. Впишите под соответствующими номерами в помещенную ниже таблицу. (14 баллов)

Монархия — форма (1) , где высшая государственная власть принадлежит единоличному пожизненному главе государства — монарху, который занимает престол по праву (2) и не несет ответственности перед населением.

    (3)   монархия — государство, в котором монарх является единственным высшим органом  в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является (4) монархия (Ватикан).

    (5) монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчѐтные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена. Существуют различные виды такого типа монархии.

    (6) монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

    (7)     монархия   —   монархия,   в   которой   власть   монарха   ограничена   на  основании

специального  акта,  где  существует  иной  высший  орган  власти,  формирующийся  путем выборов

    (8)     народа (парламент).

Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой    (9)                                                                                                     власти,  а  также  имеет  часть  законодательных  и      (10)                                                          полномочий. Представительный орган существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное

    (11)     на принимаемые     (12)      и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью   (13)   и  не обладает какими-либо существенными (14) . Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

 

1

 

8

 

2

 

9

 

3

 

10

 

4

 

11

 

5

 

12

 

6

 

13

 

7

 

14

 


6.   О каких обществоведческих понятиях идет речь в высказываниях различных мыслителей, поэтов, политиков? (4 балла)

А.    «Встречается еще реже, чем любовь» (Ф. Ларошфуко); «любовь без крыльев» (Дж. Байрон);

«лучшее, что есть в жизни человека» (А. Линкольн).

Ответ:                                                                                                                                                            Б. «Большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми» (Августин Блаженный); «это мир, который с ним рождается и с ним умирает» (Г. Гейне); «ни ангел, ни животное» (Б. Паскаль).

Ответ:                                                                                                                                                                             

 

7.      Используя приведенные ниже слова, заполните схему. Ответ запишите цифрами в соответствующие ячейки схемы. Ответ, записанный словами, проверяться не будет. (10 баллов)

1) элементы социального контроля; 2) внутренний (самоконтроль); 3) позитивные; 4) формы социального контроля; 5) внешний; 6) социальный контроль; 7) социальные нормы; 8) негативные;

9) социальные санкции.


 

8.  Решите экономическую задачу. (3 балла)

Фирма получила 40 тыс. ден. ед. прибыли, продавая продукцию по цене 200 ден. ед/шт. Рентабельность    по    издержкам     составила    20%.     Определите    объем     выпуска    и                               продаж.


 

 

 

 

 

 

9.  Решите правовую задачу. (3 балла)

Сотрудники полиции задержали несовершеннолетних Петра М. и Евгения П. за распитие пива на детской площадке. Полицейские хотели составить на каждого из них протокол об административном правонарушении. Однако Петру М. исполнилось 16 лет, а Евгению П. 15 лет. Поэтому сотрудники милиции составили протокол лишь на Петра, а в отношении Евгения никаких действий совершать не стали. Правильно ли с точки зрения закона поступили сотрудники милиции в отношении Петрова? Ответ обоснуйте.


 

 


10.  Решите логическую задачу «Химия и жизнь». (5 баллов)

Дмитрий Иванович Менделеев проснулся утром в своей лаборатории. Ему очень  хочется пить. Перед ним на столе четыре пробирки и записка: «В этих пробирках находятся дистиллированная вода, серная кислота, соляная кислота и раствор гидроксида натрия (едкая щелочь). Содержимое ни одной из пробирок не соответствует надписи на ней. С добрым утром, Дмитрий Иванович! Твои друзья». Надписи на пробирках выглядят так:

1 — «Серная кислота или вода» 2 — «Щелочь»

3 — «Кислота или вода» 4 — «Серная кислота».

Помогите Д. Менделееву определить, в какой пробирке что находится, используя только силу логики. Обоснуйте свой ответ.

 

 

Максимальный балл за работу - 65.