Исследовательский проект «Добро живёт рядом»Всероссийский конкурс «Школьный проект»
ТОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат №15 I, II вида»
Руководитель: Р.И. Моисеева,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Авторы: обучающиеся 1 «А» класса
Томск
2013/2014 уч. год
Аннотация« Доброта - это энергия, которая обладает удивительным свойством: когда её даришь, то не теряешь, а наоборот… приобретаешь»Ю. Куклачёв
Проблема воспитания доброты, толерантности, сострадания и доброжелательности заслуживает того, чтобы сегодня на неё обращали внимание именно маленькие граждане нашей страны.
В данном проекте мы формулируем основополагающий вопрос-гипотезу, к которому возвращаемся на протяжение всего проектного времени. Исследуем вопрос, Что такое доброта? Постепенно проблемная ситуация разворачивается, рождаются вопросы под другим углом: Зачем надо творить добро? Как мы должны относиться к ближнему своему? Можно ли делать добро, если никто не видит? Каким образом раскрывается понятие «Добро» в православной традиции? Как люди общаются друг с другом? Какие вежливые слова люди говорят друг другу?
Стоит отметить, что в проекте почти не затрагивается проблема соотношения «Добра» и «Зла», не рассматриваются отрицательные чувства и поступки людей по отношению друг к другу, поскольку такое включение будет преследовать другие цели, другой ожидаемый результат. Нам важно получить максимально воспитательный эффект от восприятия детьми положительно-жизненных ценностей – добро, доброта, в том числе и через знакомство с православной культурой.
На наш взгляд, в деятельности с особенными детьми, имеющими нарушения в работе слухового анализатора, гораздо важнее совершать, показывать добрые дела (предметно-практическая, социально-ориентированная деятельность), чем рассуждать о них (у детей вторично страдает речевая деятельность, а значит вербально выражать свои мысли таким детям очень не просто). Поэтому основная часть проекта – социально-ориентированная, предметно-практическая. Каждый участник проекта понимает, что сея добрые поступки вокруг себя он ничего не теряет, а только приобретает, т.е. становится сильнее, жизнь играет радужными красками, и реализация проекта как раз связана с познанием такого понятия, как добро, добрыми делами и поступками.
На заключительном этапе затрагивается незначительное обсуждение вечной проблемы добра и зла, но только с той целью, чтобы показать значимость, важность и необходимость в совершении добрых дел; понять, принять и осмыслить, что добро – это свет, который излучает человек с добрыми мыслями, добрыми словами, с миров в душе.
Актуальность темы
Существует проблема воспитания детей в сложных условиях социума:
в процессе сплошной компьютеризации внимание детей обращено в виртуальный мир, у детей не формируются коммуникативные навыки, они разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость.
Объект исследования
Процесс организации добрых дел на поведенческие аспекты детей с нарушениями в развитии слухового анализатора.
Предмет исследования
Эффективные методы и формы работы в процессе организации жизнедеятельности, оказывающие положительное влияние на проявление детской толерантности, сопереживания, доброты.
Если целенаправленно использовать коррекционно-образовательные технологии и воспитательные методы и формы, то повысится уровень духовного и нравственно-этического развития детей с нарушениями слуха, что будет способствовать гармоничному развитию ребёнка, его толерантности, доброму отношению к окружающему миру.
Гипотеза
Методы исследования
Анализ коррекционной, естественнонаучной, детской литературы.
Рассмотрение взаимоотношений, через создание проблемных ситуаций.
База исследования
ТОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15 I, II вида»
Область применения
Проект «Добро живёт рядом» осуществляется, претворяется и сопровождается в содружестве с детьми в рамках общеобразовательных дисциплин:
окружающего мира,
чтения,
развития речи,
развития слухового восприятия,
формирования произношения,
предметно-практического обучения,
внеурочной деятельности.
Целевая аудитория
Проект рассчитан для слабослышащих
обучающихся 1 «А» класса, в количестве 8-ми человек (6,5 – 8 лет).
Цель проекта
Формирование представлений детей о законах ДОБРА, через исследование жизненно-важных, социально-бытовых позиций.
(ребёнок младшего школьного возраста с особенностями в развитии может творить, любить, сострадать, помогать, только надо его подвести к осознанию, осмыслению, уяснению этих жизненно-важных позиций, открыть «двери» в мир доброты и милосердия)
Задачи проекта:
создать условия для восприятия детьми понятия ДОБРО (что означает это слово?);
использовать инновационные технологии с целью формирования познавательной активности;
поддерживать осознание, что мир пронизан любовью, мягкостью, ласковостью, добром сердечных людей;
развивать у младших школьников интерес к изучению и сохранению культурного наследия;
воспитывать необходимость использовать слова благодарности имея представление о законах добра, совершать добрые поступки.
Можно ли изобразить добро мимикой лица?
Живёт ли добро в стихотворениях, пословицах?
Где больше говорят о добре: дома, на улице, в школе?
Кто первый должен делать добро, ты или твой друг?
Можно ли делать добро, если никто не видит?
Добро несёт радость или горе? Почему?
Учебные вопросы
Можно приказать человеку,
чтобы он был добрым?
Добрый человек – это какой человек?
Вы показываете свою доброту?
Вам не трудно делать добро?
Какие добрые дела вы делаете?
Для кого вы делаете добрые дела?
Как изобразить добро жестами?
Где и когда можно делать добро?
Проект «Добро всегда рядом» имеет достаточное значение в деле воспитания духовности и формирования личности детей с дефицитарным развитием.
Ребёнок, понимающий значение слова добро, не
совершит отрицательного поступка, никогда не произведёт акта варварства,
потому что он будет знать цену ДОБРУ!
Представление проекта
Проблемные вопросы
Основополагающий вопрос проекта
Что такое доброта?
Подтверждение обязательности проекта
Проект необходим для воспитания духовно-нравственных,
морально-этических качеств личности ребёнка, которые проявляются в любви к ближнему своему.
Проект важен для вовлечения в коммуникативно-вербальную деятельность учащихся, для развития добросердечности, милосердности, толерантности личности, поскольку вторичные нарушения – это нарушения речи.
Проект служит объединению, сплочению учителя-детей-родителей с целью сохранения культурного наследия и играет огромную роль в речевом развитии, формировании мира и согласия среди сверстников, родных и близких людей.
Актуализация знания направлена на обогащение духовного мира и повышение культурного уровня каждого участника проекта.
Актуализация знаний
Ожидаемые результаты
Дети научатся уважать чувства окружающих людей, по доброму относиться к членам своей семьи, товарищам по классу, окружающим людям. Получат навыки работы с источниками учебной информации, научатся выделять главное и характерное в поступках; приобретут умения обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
План проекта Подготовительный этап
Сроки | Функционирование учителя | Инициативность учащихся | Результативность |
Октябрь 2013 | Определение временных отрезков проекта, | Сбор информации и материалов по проекту: подбор выражений речевого этикета, фотографий, изображающих добрые поступки; пословиц и поговорок о добре, исследование вопроса Что такое доброта?, анализ посещённых ранее памятников культурного наследия, ведение журналов: «Мои добрые поступки», «Наши важные дела» | Оценивается качество собранного материала, его важности, значимости для проекта, приемлемости для введения в образовательные дисциплины |
План проектаОсновной этап
Сроки | Функционирование учителя | Инициативность учащихся | Результативность |
Ноябрь | Организация и проведение уроков, внеурочных мероприятий, бесед, экскурсий; подготовка и использование речевого, наглядно-демонстрационного материала; в процессе всех мероприятий, организация школьной выставки «Добрый свет Рождества», сопровождение экскурсии по школьному музею, выезд в Областной художественный музей | Совершение добрых дел по отношению к окружающим (выражения речевого этикета, выполнение творческих работ; | Проект способствует |
Посещение школьного музея
Работая над проектом «Добро всегда рядом» мы посетили школьный музей.
Цель: формирование познавательного интереса к истории школы.
Задачи:
учить полноценно воспринимать окружающую действительность;
формировать открытую для общения личность, которая с уважением относится к истории и культуре своей школы;
создать условия для воспитания чувства гордости через знакомство с традициями и историей школы.
РЕЗУЛЬТАТ
В школьном музее мы изучали материалы, смотрели альбомы, фотографии, красивые работы, которые оставили на память старшие ребята-выпускники. Мы решили, когда станем взрослыми и закончим школу, тоже оставим о себе память. А ещё закрепили правила поведения в общественных местах.
Уроки вежливости «Волшебные слова», «Я живу среди людей»
Цель: формирование навыков вежливого обращения, навыков потребности в доброжелательном общении.
Задачи:
учить умению мыслить, рассуждать;
развивать духовно-нравственные способности;
увеличивать «нагрузку вежливости» поэтапно с целью повышения уровня речевого самоконтроля;
закрепить правила культуры общения, выражения речевого этикета;
прививать правила вежливости в содружестве с родителями с целью поддержания семейной идентификации.
-
РЕЗУЛЬТАТ
Мы усвоили важные законы, по которым живёт общество, и соблюдаем их.
Уроки доброты Ю.Д. Куклачёва
Цель: развитие духовно-нравственной личности ребёнка.
Задачи:
научить отзывчивости, ответственности за свои поступки;
развить способность к сопереживанию, толерантности, милосердию;
воспитывать потребность уважать старших.
РЕЗУЛЬТАТ
Знакомство с «Уроками доброты» Ю.Д. Куклачёва, помогло нам понять пословицы:«Делай другим добро – будешь сам без беды».«Живи добрее, будешь всем милее».
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».
Урок толерантности по ИЗО «Моя любимая мамочка!»
Цель: формирование нравственно-эстетических ценностей, уважения к родителям, содействие образа мамы в изобразительном искусстве.
Задачи:
формировать нравственные чувства;
прививать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме;
обеспечить условия для воспитания доброго и чуткого отношения к маме.
РЕЗУЛЬТАТ
Урок толерантности по ИЗО «Это моя бабушка»
Цель: формирование нравственно-эстетических ценностей, уважения к людям старшего поколения, содействие сплочению семьи.
Задачи:
способствовать накоплению слухоречевого опыта;
развивать творческие способности;
создать условия, обеспечивающие формированию навыков контроля, слухоречевой памяти;
организовать ситуации, акцентирующие воспитанию любви и уважения к людям старшего поколения.
РЕЗУЛЬТАТ
Перед тем, как нарисовать бабушку,
мы составили
ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ:
Я умею себя правильно вести с
бабушкой;
Я всегда приветлив с бабушкой;
Я всегда благодарю бабушку;
Я всегда помогаю бабушке;
Я сильно люблю свою бабушку.
Вместе решили радовать своих бабушек
успехами в учёбе,
пригласили их на чаепитие.
Социальное служение Томского благочиния Внеурочная деятельность, беседа «О добре, о Боге!»
9 октября 2014 года мы познакомились с семинаристами из Духовной семинарии при Богоявленском соборе.
16 октября 2014 состоялась беседа «О добре, о Боге!», которую организовали семинаристы.
РЕЗУЛЬТАТ
Внеурочная деятельность. Посещение часовни «В честь Преображения Господня»
Цель: получение возможности энергетического насыщения, ощущение особых психологических эмоций, переживаний и образов.
РЕЗУЛЬТАТ
Задачи:
Свободное рисование«Христианские мотивы»
Цель: популяризация ценностей христианства, формирование сердечности, милосердия, толерантности, развитие навыков в сфере изобразительного искусства.
РЕЗУЛЬТАТ
Участие в школьной выставке «Добрый свет Рождества»
Цель: приобщение слабослышащих школьников младшего возраста к ценностям и истокам Православия.
Задачи:
развивать христианские знания и навыки как залог отношений между родителями и детьми в отношении духовных друзей;
вкладывать в сердца детей начатки веры, расчищать пути для её принятия с целью почтения и уважения родных и близких людей;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
воспитывать навык «спешить делать добро», через примеры подвигов героев добра и любви.
Свободная трудовая деятельность«Пасхальное яйцо» (центр дополнительного образования)
Цель: ознакомление учащихся с народными традициями великого христианского праздника Пасхи.
Задачи:
воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям своего народа;
вырабатывать стремление проявлять доброту, милосердие по отношению к окружающим.
РЕЗУЛЬТАТ
Посещение выставки в Областном Художественном Музее
Цель: формирование позитивного отношения к изобразительному искусству, декоративно-прикладному творчеству для популяризации на визуальном уровне христианских ценностей – добра, милосердия, сердечности, толерантности.
РЕЗУЛЬТАТ
Выставка нам очень понравилась. Мы узнали много новых слов, оценили творчество других, увидели свои работы.
Обещаем проявлять уважение ко всему прекрасному, потому что мы знаем, что прекрасное всегда несёт добро!
Это наши работы.
Урок трудового обучения «Архитектурное моделирование»
Цель: развитие зрительного, тактильно-кинестетического восприятия через выполнение реального здания из простейших объёмных форм.
Задачи:
развивать интерес к творческой, декоративно-прикладной деятельности;
пояснить смысловое понятие словосочетания «модульная постройка»;
показать взаимосвязь объектов в архитектурном макете;
использовать полисенсорные методы для лучшего усвоения материала учащимися.
РЕЗУЛЬТАТ
На выставке нам
очень понравился Храм. В классе, мы все вместе, сделали свой Храм.
План проектаЗаключительно-рефлексивный этап
Сроки | Функционирование учителя | Инициативность учащихся | Результативность |
Март | Подведение итогов работы над проектом. Обсуждение перспективы развития проекта на методическом объединении. | Наши открытия: | Логические выводы учеников. |
Рефлексия. Самооценка
Как оценишь свою работу в проекте? Оценка своих качеств и действий через игру «Светофор»:
зелёный – всё было интересно, здорово, отлично;
жёлтый – что-то не понял, не успел;
красный – совсем не понравилось, всё плохо, для себя ничего не взял.
Что больше всего понравилось делать?
Стал ли ты добрее к окружающим?
Узнал ли ты больше о добре?
Хочешь быть участником другого проекта?
РЕЗУЛЬТАТ
Продукты деятельности:
Дальнейшее развитие проекта
Проект будет развиваться дальше и охватывать всё большее количество областей общеобразовательных дисциплин, а главное – подготовит детей с дефицитарным развитием к осмысленному восприятию изучения учебного предмета, включённого Министерством образования науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы православной культуры», который дети начнут изучать в 4-ом классе.
РЕЗУЛЬТАТ
Теперь мы знаем что такое добро:
Результативность проекта
Участие в конкурсе-фестивале «Наша дружная семья».
Участие в областном творческом конкурсе «Я – мама!» (совместная деятельность ребёнок-мама).
Участие в комплексном мероприятии «День птиц» (областной уровень).
Участие в Томском областном РОЖДЕСТВЕНСКОМ ФЕСТИВАЛЕ.
Участие в декаде русского языка и литературы (школьный уровень).
Участие в декаде естествознания (школьный уровень).
Участие в школьной выставке «Добрый свет Рождества».
Участие в научно-практической конференции «Творчество и наука».
Литература, интернет-источники
Гончаров И. Р. Подвигнут я тобою: Слово о матери. - Л.: Дет. лит. – 1988. – 144 с.
Родник жизни: Слово о матери. – М.: Дет. лит., 1989. – 143 с.
Мать: Стихотворения русских и советских поэтов о матери. – М.: Молодая гвардия. – 1979. – 207 с.
Сухомлинский В.А. Письма к сыну. - М.: Молодая гвардия. – 1978. – 87 с.
https://www.google.ru/webhp?sourceid
http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/d/dobro.html
http://flaminguru.narod.ru/posl12.htm
Афоризмы о доброте. Высказывания и цитаты о доброте.
www.wisdoms.ru/43.html
Цитаты о добре и зле - Добро и зло
dobro-i-zlo.narod.ru/stati/citaty.htm
Помощь больным детям и детям-сиротам г. Москва ...
vdobra.ru/
Различают ли дети добро и зло? - Компьюлента
compulenta.computerra.ru/chelovek/antropologiya/10009799/
http://socialrpc.ru/
http://ya-roditel.ru/parents/base/lecture/44496/
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030181.shtml
http://www.obsheniye.ru/article/page218/index.html
Зачем нам нужна вежливость - Я – родитель
Формирование христианских ценностей у детей ...
http://www.uv66.ru/vystavka/vyezd/2013/kurgun_2013/17810/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.