Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс
Оценка 5

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
31.03.2019
Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс
Олимпиада является одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогает готовить учащихся к жизни в современных условиях, условиях конкуренции, считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов. Задания школьного этапа ВОш по русскому языку для 5 класса.
ВОШ ШЭ РЯ 2018-19.docx
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2018–2019 учебный год Школьный этап. 5 класс Задания 1. (4 балла)  Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2­ой звук от     слова  пятно,   звук,   который   повторяется   дважды   в   слове  вокруг,   и безударный   гласный   от   слова  свекла.  Какое   слово   у   вас   получилось? Подберите к нему три однокоренных слова. 2. (2 балла) Выбери   существительные,   которые   в   родительном   падеже   множественного числа имеют окончание –ов. Заяц, арбуз, слово, какао, чулки, мандарин. 3.  (2 балла) Найдите слова, в которых нет приставок.  Ра…дать,   …дать,   и…бежать,   говориться, …делать.   …дание,   ра…толкать,   ни…кий,   …  4.  (10 баллов) Расставьте ударение в словах. Щавель,   договор,   положить,   жалюзи,   звонит,   километр,   дремота, включишь, красивее, оптовый. 5.  (8 баллов) Замените каждый фразеологизм одним глаголом:       1)молоть языком;       2)стереть с лица земли;       3)набрать в рот воды;       4)ставить палки в колеса;       5)завязать на память узелок;       6)лить слезы;       7)класть зубы на полку;       8)падать духом. 6. (7 баллов) Допишите пословицы и поговорки.       1. Семь раз отмерь….       2. Кто рано встает…. 3. Волков бояться….       4. Где тонко….       5. В гостях хорошо….       6. Скоро сказка сказывается….       7. Без труда…. 7.  (6 баллов) Составьте 6 словосочетаний, в которых слова золотой, ледяной, море будут употреблены и в прямом,  и переносном значении. 8. (3 балла)  В отрывке из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина подчеркните все имена существительные как члены предложения.      Дом царевна обошла,      Все порядком убрала,      Засветила богу свечку,      Затопила жарко печку,      На полати забралась      И тихонько улеглась. 9.  (2 балла) Определите   начальную   форму   и   лексическое   значение   выделенного   слова слова:   Ем, а дела не вем. 10. (6 баллов) Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя и Сева. Как их будут звать, когда они вырастут? Максимальный балл за все выполненные задания – 50. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку  2018–2019 учебный год Школьный этап. 6 класс Задания 1. (7 баллов) Известно, что в русском языке реализация фонемы  отличается большой вариативностью и зависит от её фонетической позиции.  может быть реализована звуками [j] , [й] (и неслоговое) и даже нулем звука [ø ]. Найдите её возможные реализации и опишите эти позиции, основываясь на следующих транскрипциях: в яме – [вjáм’ь], ёлка – [jолкъ]; золотой – [зълатóй], мой – [мой]; майка – [мáйкъ], зайка – [зайкъ]; знает – [знáьт], лает – [лаьт]. Ответ занесите в таблицу (в таблице можно использовать данные примеры): Позиция Примеры Реализация j ø (нуль) й (и неслоговое) 2. (3 балла) Прочитайте текст. Определите значение выделенных слов.       Суровый был в науке славы       Ей дан учитель: не один       Урок нежданный и кровавый       Задал ей шведский паладин.       Но в искушеньях долгой кары,       Перетерпев судеб удары,       Окрепла Русь. Так тяжкий млат,       Дробя стекло, куёт булат.                                        (Полтава. А.С. Пушкин) 3. (4 балла) Многие имена у разных народов восходят к общему имени­предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, английское «Джон», итальянское «Джованни» и русское «Иван» восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает». Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. По­армянски Оганес, а по­русски … По­испански Хакобо, а по­русски … По­французски Жорж, а по­русски … По­английски Юджин, а по­русски …  4. (8 баллов) Предположим, что слово пустослов – это существительное, стоящее в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы   именительного   падежа   единственного   числа   от   этого существительного? Приведите аналогичные примеры из русского языка. Пример выполнения задания: от слова здоров первая возможная форма – здор (1 балл),  по  аналогии  с  двор  (дворов  –  двор) (1  балл). Вторая   возможная форма – здоро среднего рода (1 балл), но родительный падеж множественного числа от неё просторечный (1 балл), по аналогии с  дело – делов  (1 балл). Третья возможная форма – здорова (1 балл), по аналогии с корова (коров – корова) (1 балл). 5. (7 баллов) Вставьте, где это необходимо, пропущенные в словах буквы. ко..ридор                                        а..люминий дра..матический                             ка..рикатура криста..льный                                 а..патия о..купация 6. (10 баллов) Даны следующие предложения. 1. Учёные исследуют вулканы на Камчатке. 2. Подарки от моей подруги из Пскова я не получал. Найдите   в   каждом   из   этих   предложений   слова   (словоформы),   к   которым можно задать разные вопросы. Укажите, какими членами предложения они могут являться. Примечание.  Не   забудьте   указать   слово,   от   которого   Вы   задаёте   вопрос, чтобы определить член предложения. 7. (6 баллов) Дана таблица со словами русского, польского, македонского и словенского языков, восходящими к одному и тому же общеславянскому корню. русский закуток зуб муж д ? б дар стар брат путник польский kąt ząb m ? ż dąb dar stary brat pątnik македонский кат заб маж даб дар стар бр ? т патник словенский kot z ? b mož dob dar star brat potnik Вставьте нужные буквы в слова с пропущенной гласной. Обоснуйте ответ.  8. (5 баллов) Прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока «Осенняя воля»:      Выхожу я в путь, открытый взорам,      Ветер гнёт упругие кусты,      Битый камень лёг по косогорам,      Жёлтой глины скудные пласты. В   этом   стихотворении   есть   слово,   употреблённое   с   точки   зрения современного русского языка необычно: в современном русском языке это значение вида глагола стало устаревшим. Найдите это слово и прокомментируйте особенности его употребления. 9. (3 балла) Что обозначают подчёркнутые слова? Говорит тысячами, а тьма в глазах. Говорит «тьма», а думает о легионе. 10. (5 баллов) Прочитайте отрывок из текста XV века «Хожение за три моря Афанасия Никитина». Инд ѣ л вою не примет с  ни за что, а ножа не дрьжат, а лжицы не знают. не ж не  д т никоторого ж м са… А  д т все р кою правою, а ѣ ѧ ѧ ѣѧ ѧ ѣ ѧ ѫ 1.   Что   такое  лжица?   Какие   хотя   бы   два   однокоренных   ему   слова   в современном языке Вы можете привести? 2. Употребляется ли слово лжица в современном языке? Если да, что оно значит? Максимальный балл за все выполненные задания – 58. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку  2018–2019 учебный год Школьный этап. 7 класс Задания 1. (4 балла) Определите, сколько звуков [с] в предложении: Без соли, без хлеба худая беседа. 2. (3 балла) Что означают слова изморозь и изморось? Почему они пишутся по­разному, хотя звучат совершенно одинаково? Какой принцип орфографии действует в данном случае? 3. (8 баллов) Выпишите слова, в которых есть звук [й`]. Укажите способ обозначения этого звука на письме. Гайка, здание, парашют, ясень, люстра, юность, чёрточка, ещё, эвкалипт, соловьи. 4. (5 баллов) Вам   даны   предложения   из   повести   “Тарас   Бульба”   Н.В.Гоголя.   В   них повторяется слово “добрый”. Определите его значение в контексте. А) «Смотрите, добрые люди, одурел старый. Совсем спятил с ума!» – говорила бедная, худощавая и добрая мать их. Б) Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело   делают   и   что   нет   лучшей   науки   для   молодого   человека,   чем Запорожская сечь. В) Ваша нежба ­ чистое поле да добрый конь. Г) А на Остапа наскочило уже вдруг шестеро, но не в добрый час, видно, наскочило. 5. (4 балла) Представьте,   что   вы   переводчик.   Какому   русскому   фразеологизму соответствуют   буквальные   переводы   иноязычных   фразеологизмов: 1) англ. «это еще все в воздухе», франц. «это еще не в кармане», нем. «это пока написано на звёздах»;  2) англ. «похожи   как   две   горошины   в   стручке»,   нем. «похожи   как   одно яйцо на другое». Составьте подобную лингвистическую задачу. 6. (6 баллов) Вставьте   в   шуточное   стихотворение   А.Хайта   пропущенные   слова.   Каким общим морфологическим признаком они объединены? В стародавнее древнее… В шалашах без окон и дверей Жило­было лохматое… Первобытных людей­дикарей. Они не знали, для чего корове … Как написать свою фамилию и … Зачем на лошадь надевать седло и … Необразованное было это… Трудно было им жить в эти годы Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда поддерживает …, Над тем, как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали … 7. (3 балла) Перепишите текст, заменяя цифры словами. Мальчик   съел   (1,5   груши).   Он   живёт   в   (590   километров)   от   Москвы. Учителя пошли в поход с (80 учеников)  8. (6 баллов) Определите грамматические значения выделенных словоформ (их род, число, падеж). Что вам позволяет сделать это?     Такси подождало 10 минут и уехало.     Водители такси любят обедать в этой столовой.     Таня забыла в такси перчатки.     Было уже поздно, и гости разъезжались на такси. 9. (3 балла) Сравните следующие пары выражений:      холодная зима — зима холодна;      неприятный разговор — разговор неприятен;      новые идеи — идеи новы. В чем заключается в каждом случае разница между значениями первого и второго   словосочетания?   А   как   будет   выглядеть   недостающее   звено   в следующей паре: большой интерес — ...? 10. (11 баллов) Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясняя свой выбор графически: (1)   Человек   лишё(н/нн)ый   чувства   юмора   чаще   всего   обидчив   и   потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека   уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек пл..хая мишень для злых шутников.(7) Попав в см..шное пол..жение он (не)смутится (не)испыта..т желания   пров..литься   сквозь   землю   и   этим   лишит   удовольствия посмеяться над ним.   (8) Чувство юмора надо ц..нить разв..вать и  беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. .  (С. Михалков) Максимальный балл за все выполненные задания – 53. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку  2018–2019 учебный год Школьный этап. 8 класс Задания 1. (7 баллов) Что означает болгарское слово бчела? Чем отличается болгарское слово от русского с точки зрения исторической фонетики? 2. (3 балла) Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова.    Так! было время: с Кочубеем    Был друг Мазепа; в оны дни    Как солью, хлебом и елеем,    Делились чувствами они.                                            (А.С. Пушкин) 3. (4 балла) Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя   к   общему   имени­предку.   Обычно   это   древнегреческое   или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар   Божий».   Укажите   русское   имя,   которое   этимологически   родственно имени иностранному. По­датски Йорген, а по­русски … По­португальски Жуан, а по­русски … По­польски Генек, а по­русски … По­белоруски Рыгор, а по­русски … 4. (7 баллов) Предположим, что слова книгочей, порей – это существительные, стоящие в форме родительного падежа множественного числа. Как бы выглядели возможные формы именительного падежа единственного числа у этих существительных? (Укажите род и склонение полученной формы.) Приведите аналогичные примеры из русского языка. Пример выполнения задания: от слова репей возможная форма репь – жен. р. 3­е скл. (0,5 балла), по аналогии со степь – степей (0,5 балла). 5. (12 баллов) Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков,   объясните   правописание   выделенных   букв   в   перечисленных   ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный)). Объясните выбор проверочного слова. 6. (6 баллов) Приведите по одному примеру на следующие случаи функционирования в предложении словоформы писать: 1) она является подлежащим; 2) она является частью составного глагольного сказуемого; 3) она является самостоятельным сказуемым; 4) она является дополнением; 5) она является определением; 6) она является обстоятельством. 7. (4 балла) Даны латинские словосочетания и их русские эквиваленты в именительном, родительном и винительном падежах обоих чисел. Паде единственное число множественное число латинский русский раб хороший латинский servus bonus – м. р. saccŭlus meus – м. р. мешок мой ancilla tua – ж. р. littěra prima – ж. р. servi boni saccŭli mei служанка твоя ancillae tuae буква первая littěrae primae ж Им. Род. servi boni saccŭli mei ancillae tuae littěrae primae servum bonum saccŭlum meum Вин. ancillam tuam littěram primam мешка моего раба хорошего servōrum bonōrum saccŭlōrum meōrum ancillārum tuārum littěrārum primārum служанки твоей буквы первой раба хорошего servos bonos мешок мой saccŭlos meos ancillas tuas служанку твою букву первую littěras primas русский рабы хорошие мешки мои служанки твои буквы первые рабов хороших мешков моих служанок твоих букв первых рабов хороших мешки мои служанок твоих буквы первые Задание   1.  Какой   грамматический   признак   выражается   у   латинских существительных во множественном числе и не выражается у русских? Задание 2. Какой грамматический признак выражается в винительном падеже у русских существительных и не выражается у латинских?  8. (11 баллов) Перед Вами две группы существительных, объединённых по некоторому морфологическому принципу.    Первая группа       A. бусы, штаны, брюки.       B. грабли, кандалы, шахматы, чётки, мюсли.    Вторая группа       компьютеры, мелки, парты, курицы. Сформулируйте этот принцип. Чем отличаются в первой группе подгруппы A и В? Распределите в соответствии с получившейся классификацией слова: голуби, макароны, щипцы, щи. 9. (4 балла) Дайте лексико­грамматический комментарий подчёркнутым словам. 1) В очи хвала, что по заочью хула. 2) В очью назло делает: пальцем тычет, словом притыкает. 10. (6 баллов) Прочитайте отрывок из текста «Домострой» (по списку конца XVI века) в упрощённой орфографии. А въ какомъ судне што ества или питие, и то бы покрыто было чистоты ради… i пов зано   тороканав i  ѿ ѿ ѧ ѧ  вс кї  нечистоты. ѧ Что такое судно? Что такое ества? Используйте в толковании хотя бы по два однокоренных им современных русских слова. Максимальный балл за все выполненные задания – 64. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку  2018–2019 учебный год Школьный этап. 9 класс Задания Время выполнения работы – 3 астрономических  часа (180 мин.) 1. (9 баллов)  Расставьте ударения в следующих словах: Приобретение, медикаменты, обеспечение,   ржаветь, созыв, симметрия, перчить, сегмент, эксперт. 2. (41 балл) Какие словари нужно использовать при подготовке следующих заданий: а) какие значения имеют слова гореть, крутой? б)   что означают выражения   потемкинские деревни, филькина грамота? в) правильно поставьте ударения в словах   отрочество, камбала? г) продолжите синонимический ряд:  идти, шагать … д)  постройте  словообразовательные  цепочки  из  слов  домашний, домишко, домовитость,   одомашнить,   одомашнивание,   домовитый,   бездомный, бездомность,  дом; е) каково происхождение  слов  калач,  подушка?  Какие   сведения вы предполагаете обнаружить в этих словарях? Выполните предложенные задания. 3. (11 баллов)  С     какими   из   слов,   помещенных   в   скобках,   сочетаются   данные   слова? Запишите   возможные   словосочетания.   В   каких   лексических   отношениях находятся  выделенные слова? Плата/оплата   (за проезд, перевода, за квартиру,  счета, за ошибку). Одеть/ надеть   (перчатки,   куклу,     пальто,   ребенка,   пиджак,   невесту к венцу,  сыну  ботинки). Масленый/ масляный ( блин,  глазки, краски, пятно). Явный/явственный  (   признак,   обман,   запах,     враг,   шум,   всплеск,   угроза, ложь, очертания, доказательство, следы Благодарный/благодарственный  (письмо,   взгляд,   чувство,   телеграмма, выражение лица, ответ) 4. (2 балла) Какое средство выразительности наблюдается в отрывке?                   С кем мне поделиться                   Той грустной радостью,                   Что я остался жив?                                                     (С.Есенин   «Русь Советская») 5. (4 балла) Во  многих европейских языках  понедельник называется  днем  Луны (нем. Montag,  англ.  Monday,  франц.  Lundi), а воскресенье  ­  днем Солнца ( нем.  понедельник  и Sonntag,     англ.   Sunday).   А   почему   в   русском   языке   воскресенье  называются именно так? 6. (6 баллов) Подберите   к французскому фразеологизму синонимический русский.      Отрезать хвост своей собаке.      Жить, как петух на  откормке.      Тянуть черта за хвост.      Принять пузыри за фонари.      Король не кузен.      Одним камнем дважды ударить. 7. (1 балл) Какое значение  имело  слово  анекдот во времена А.С.Пушкина?              Но дней минувших анекдоты               От Ромула до наших дней               Хранил он  в памяти  своей.                                           « Евгений Онегин» 8. (16 баллов) Какие   приведённые   ниже   предложения   (или   части   сложного   предложения) являются   односоставными?   Укажите   разновидность   односоставных предложений; в двусоставных предложениях определите тип сказуемого. 1 Свеча зажжена. 2 В комнате зажгли свечи. 3 Зажги свечу! 4 Зажечь бы свечи! 5 Даша вспомнила, что ещё не зажгла свечи на ёлке 6 Мы будем зажигать свечи на ёлке? 7 Наконец­то зажглось! 9. (10 баллов) Напишите публицистическую речь «ЗА» и «ПРОТИВ» компьютера. Максимальный балл за все выполненные задания – 98.

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс

Школьный этап ВОШ по русскому языку, 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019