Школьный социальный проект
«Театр и дети»
В данном проекте представлен опыт организации и вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в театральную деятельность. Для более успешного преодоления имеющихся у детей нарушений необходимо найти такие пути, которые способствовали бы раскрепощению и развитию каждого ребёнка. Одним из них, по нашему мнению, является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. Принимая в них участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.).
Актуальность проекта.
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее актуальных проблем для современной России. Эти дети – самые слабые и незащищенные граждане нашего общества. Сниженный интеллект, дефицит эмоциональных впечатлений зачастую приводят к неадекватной реакции детей на различные изменения социальной среды и отсутствию активной позиции во взаимодействии с окружающей действительностью и социумом. Эта острая социальная проблема может быть решена через адаптацию искусством: классической музыкой, живописью, музыкальным театром (опера, балет). Это и наш гражданский долг, и источник душевной радости при виде счастливых детских глаз. Язык искусства универсален, так как это язык чувств, символичный и понятный всем, кто хочет его понять. Развивая творческие способности ребенка, мы снижаем его эмоционально-психическое напряжение, учим лучше понимать себя и других людей, формируем коммуникативные навыки сопереживания, доброты, взаимодействия, совершенствуем основные психические процессы – внимание, воображение, память, мышление. Вовлечение ребенка в творческий процесс, приобщение к миру искусства способствует реабилитации и профилактике стрессовых, депрессивных и патологических тенденций детской психики. Становление детей невозможно без культурно-нравственного воспитания. Беседы о высоком искусстве, определение ориентиров в культурных ценностях, знакомство с миром театра – это те азы, на которых, как на кирпичиках, строится духовное основание человека. Искусство раскрывает для ребенка мир реально существующей красоты, которая играет огромную роль в формировании убеждений, влияет на поведение и доставляет эстетическое наслаждение. У детей формируются нравственно-этические нормы поведения, возникает увлеченность искусством, творческая энергия направляется в созидательное русло. Настоящий проект предлагает детям с ограниченными возможностями здоровья стать участниками образовательно-игровой программы, в которой они обретают самостоятельность и уверенность в себе, желание добиться успеха, познают новое в искусстве и раскрываются в творчестве. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
Цель проекта.
Создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья развиваться духовно и нравственно, учиться быть личностью и развивать свой творческий потенциал, приобщиться к миру театра, к русской народной культуре.
Задачи проекта.
· Подготовить ребёнка к смелому, уверенному входу в общество и будущую самостоятельную жизнь.
· Развивать доброжелательность и тактичность в отношении со сверстниками и взрослыми.
· Научить владеть своим творческим внутренним потенциалом и регулировать собственные эмоции.
· Прививать бережное отношение к окружающему миру и развивать духовность.
· Прививать любовь к русской культуре.
· Развивать элементы логического мышления, анализа окружающей обстановки и адекватное размещение собственного "я" в предлагаемой общественной среде.
· Развивать ответственность за взятые на себя обязательства перед коллективом, способность к коллективному труду.
· Развивать творческие способности.
· Познать таинства "Его величества - Театра" и иметь представление о создании театральных полотен.
Работа над проектом
рассчитана на 3 года. Начало работы над проектом – сентябрь 2014г., окончание –
май 2017г.
1.Проектировочный
этап.
Основная деятельность – социальное проектирование.
1. Определение темы и актуальности.
2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.
3. Определение ресурсного потенциала.
4. Нормативно-правовое обеспечение (приказы, договоры с родителями, письменное согласие родителей или лиц, их заменяющих).
5. Информационная поддержка (возможность выложить содержание Проекта на школьный сайт для организации интерактивного сопровождения и привлечения новых партнеров).
Постановка проблемы: педагоги и дети обсуждают тему театра, делают отбор видов театра. С детьми ведётся беседа о театре, обсуждаются такие вопросы, как: «Что такое театр? Что такое декорации? Какие правила поведения в театре? Кто работает в театре?»
• анкетирование родителей;
• диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков;
• обобщение и анализ полученных данных.
Организационный этап (сентябрь).
• составление перспективного плана театрализованной деятельности с учётом индивидуальных возможностей;
• разработка различных типов совместной деятельности: типовое, тематическое, репетиционное, интегрированное.
2.Практический этап.
• проектирование театральной зоны с учётом интересов детей и педагогов;
• разработка картотеки и тематики художественной литературы для занятий познавательного цикла;
• создание эскизов декораций и костюмов;
• организация совместно с родителями выходов в различные театры города, цирк;
• показ театрализованных спектаклей;
• просмотр видеозаписей спектаклей детских театров и постановок в исполнении воспитанников прошлых лет, слушание грамзаписей;
• изготовление театральных афиш, сказочных игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных персонажей;
• оформление картинной галереи "В гостях у сказки";
• проведение открытых мероприятий в течение учебного года.
Методы и приемы:
-Экскурсии, конкурсы, выступления, викторины, праздники
-Театрально-игровая деятельность (ролевые диалоги, инсценировки, импровизации, театр игрушек, настольный театр, кукольный театр)
· Подвижные игры «Море волнуется», «Сделай фигуру»
· Тренинги «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить».
· Моделирование ситуаций:
- незнакомый человек нуждается в помощи.
· Моделирование ситуаций:
- товарищ дразнит, обзывает, не хочет делиться игрушками;
- кто-то сердито кричит;
- не приветствует и не прощается с детьми и взрослыми.
· Дидактические игры «Хорошо-плохо», «Комплименты»
· Сюжетно-ролевые игры «Два жадных медвежонка», «Поездка в автобусе», «Магазин».
· Игровые упражнения «Угадай настроение», «Сотворение чуда»
· Составление фотоальбомов:
- «Книга добрых дел»;
- «Школа изящных манер»
· Посещение театра, цирка.
· Знакомство с театральными профессиями.
· Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Под грибком», «Хаврошечка».
· Инсценировка и драматизация «Теремок», «Картошка», «Улыбка»
· Составление творческих рассказов:
а/ «Сочиняем добрую сказку»;
б/ «Мои добрые поступки»
· Скороговорки на развитие дикции.
· Упражнения на интонирование.
· Обучение детей разговору по телефону и умению вести ролевой диалог
· Работа по картинам «В театре», «На сцене театра», «За кулисами театра».
· Обсуждение тем «Как можно доставить радость добрыми делами», «Сказка ложь, а в ней намек», «Почему люди бывают добрыми и злыми».
· Чтение и обсуждение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» и др.
· Чтение и обсуждение рассказов и стихов «Стать добрым волшебником»
· Выставка детских рисунков «Добрый и злой», «Мое настроение», «Дерево добра», «Злые и добрые поступки»
· Работа с родителями
Беседы о важности этического воспитания школьников
Составление фотоальбома «Семейный театр»
Изготовление костюмов для сказочных персонажей
План мероприятий
2014-2015 уч.г.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Примечание |
1. |
Посещение школьного музея «Русская старина» |
сентябрь |
|
2. |
Выступление на родительском собрании |
сентябрь |
|
3. |
Посещение Нижегородского цирка |
октябрь |
|
4. |
Участие в неделе инвалидов. Выступление для детей школы надомного обучения, показ сказки «Картошка» |
ноябрь |
|
5. |
Выступление в ГУСРЦН «Солнышко» (показ сказки «Картошка» для детей младшей группы) |
декабрь, январь |
|
6. |
Посещение кукольного театра (просмотр сказок «Дюймовочка», «Гуси-Лебеди») |
январь, февраль |
|
7. |
Экскурсия в музей кукольного театра (знакомство с историей театра, артистами, куклами). Встреча с народным артистом России кукольного театра Евгением Храмовым. |
март |
|
8. |
Показ кукольного спектакля «Теремок» дошкольникам д/с №3 |
апрель |
|
9. |
Участие в параде смотра строя и песни к 70-летию Победы. |
май |
|
2015-2016 уч.г.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Примечание |
1. |
Посещение кукольного театра |
сентябрь |
|
2. |
Выступление на концерте к Дню учителя |
октябрь |
|
3. |
Инсценировка сказки «Под грибом» |
ноябрь |
|
4. |
Выступление для детей ШНО |
ноябрь |
|
5. |
Инсценировка новогодней сказки «Потерянная улыбка» |
декабрь |
|
6. |
Участие в Рождественском фестивале со сказкой «Потерянная улыбка» |
январь |
|
7. |
Проведение праздника «Широкая масленица» |
февраль |
|
8. |
Инсценировка сказки «Снежная королева» Участие в Неделе детской книги |
март |
|
9. |
Представление школьного музея «Русская старина» |
апрель |
|
10. |
Конкурс стихов о ВОВ |
май |
|
2016-2017 уч.г.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Примечание |
11. |
Участие в праздничной линейке к 1 сентября |
сентябрь |
|
12. |
Выступление на концерте к Дню учителя |
октябрь |
|
13. |
Участие в конкурсе «От звезды до звезды» со сказкой «Под грибом» |
ноябрь |
|
14. |
Проведение экологического праздника |
ноябрь |
|
15. |
Проведение театрализованного представления для уч-ся 2,3 классов |
декабрь |
|
16. |
Инсценировка Рождественской сказки |
декабрь |
|
17. |
Участие в Рождественском фестивале «Вифлеемская звезда» |
январь |
|
18. |
Проведение праздника «Широкая масленица» |
февраль |
|
19. |
Инсценировка экологической сказки «Лесной пожар» |
март |
|
20. |
Участие в параде смотра строя и песни |
май |
|
21. |
Концертное выступление перед ветеранами ВОВ |
май |
|
3. Обобщающий этап (май)
Проведение анкетирования, написание сочинений и их анализ, создание презентации проекта. Возможность продолжения проекта за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия, за счет того, что участники проекта не только осознают в процессе деятельности его социальную значимость, но и поймут, что те творческие умения и способности, которыми они обладают, приносят реальную пользу людям.
Участники проекта.
Учащиеся 5, 6, 7 класса, педагоги дополнительного образования, учитель, воспитатель.
Материально-техническое, финансовое обеспечение проекта:
- родительские средства, спонсорская помощь.
Кадровое обеспечение проекта:
-директор и завуч школы; учитель и воспитатель; педагоги дополнительного образования; родители учащихся.
Среди ожидаемых результатов проекта:
– совершенствование основных психических процессов: внимания, воображения, памяти, творческого мышления выбранной группы детей с ограниченными возможностями здоровья;
– повышение культурного уровня, расширение знаний детей в области русской народной культуры, музыки, литературы, изобразительного искусства и театра, правил поведения в общественных местах;
– возможность распространения накопленного положительного опыта в ходе реализации проекта.
Литература
Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 1998.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 1998.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1960.
Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб., 1997.
Крутенкова А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1 – 9 классы.- Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: АРКТИ, 1995.
Сорокина Н.Ф.Играем в кукольный театр: программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2002.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: «Фолио», 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.