Школьный театр как средство развития речи младших школьников.
Оценка 4.7

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа
Взрослым
07.04.2019
Школьный театр как средство развития речи младших школьников.
В работе описаны показатели эффективности театральной педагогики. Описан практический опыт работы с младшими детьми от кружка "Художественное слово" до постановки спектаклей по сказкам и спектаклей - мюзиклов. Показано влияние школьной театральной деятельности на развитие художественных способностей обучающихся, на из психическое развитие.
театр.docx
МОУ Вишневогорская СОШ №37 Челябинской области                                                                                  Борцова Ольга Ивановна учитель начальных классов Школьный театр как средство развития речи младших школьников      Много лет я работала по образовательной системе «Школа 2100». В  программу дополнительного образования был введён курс «Театр» для  начальной школы.  Я очень заинтересовалась этим вопросом.      В школьном пространстве театр всё чаще и многофункциональнее  используется как средство психического развития, как диагност  индивидуальной одарённости, как метод самопознания, естественное средство психокоррекции и способ накопления поведенческого опыта. Вот основные показатели эффективности театральной педагогики : 1. Театрализация является творческой формой изучения учебного материала.  Элементы драматизации повышают познавательную активность, создают  положительный эмоциональный фон занятия. 2. Театральная деятельность выступает как эффективное дидактическое  средство. Учитель может использовать богатый арсенал средств, форм и  приёмов: сочинительство, сказкотворчество, этюды, пантотиму, театральные  упражнения и игры, кукольный театр и другие. 3. Обращение к театру в начальной школе обосновано психологическими  особенностями детей. В первое время обучения ведущим видом деятельности  остаётся игра. Все события и содержание, происходящие  в игровой форме,  лучше усваиваются и запоминаются. 4.Театрализация – одна из форм организации взаимодействия педагога и  детей, их отношения становятся более тесными и доверительными.  Повышается авторитет педагога. Кроме того, театральная педагогика  обладает большим потенциалом более тесного сотрудничества с родителями. 5. Драматизация создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидаюший эффект. Театрализованные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения. 6. Театральная деятельность способствует профилактике асоциального поведения и социально — педагогической реабилитации неуспешных детей. 7. Театрализация способствует раскрытию, развитию, расширению и реализации творческих способностей  (актёрских, художественных, литературных и пр.) Каждый может попробовать себя в различных лицах и выбрать направление работы, которое ему больше соответствует. 8. В театральной педагогике заложены механизмы общего развития детей. Занятия театральным искусством развивают и тренируют тело, чувства, ум и душу человека в органическом единстве. Театрализация оказывает влияние на физическое здоровье,  психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, духовно — нравственное. Современные дети не хотят и не любят читать. Многие из них приходят в первый класс с очень бедным словарным запасом, не умеют выразить свои мысли, поэтому боятся и стесняются отвечать на уроках. Всем понятно, что навык чтения и хорошо развитая речь ­  это основа успеха ребёнка по всем предметам. Сколько сил тратим мы, учителя , на развитие этих умений и надо признаться, что дети всё равно не хотят читать и многие не могут овладеть полноценной речевой деятельностью. Несколько лет я занималась изучением вопросов развития речи младших школьников. Как и у всех, что—то не получается, что —то приносит радость и удачу. Моим удачным опытом по этому вопросу стал мой маленький театр, который кто—то назвал школьным театром. Как известно, основная технология в начальной школе — игровая. Она используется, чтобы вовлечь детей в общение, заинтересовать их, раскрепостить. На уроках в первом классе я использовала малые формы драматизации: инсценирование небольших рассказов, стихов, песенок. Мы выступали в роли режиссёров, обсуждая характеры героев, каким голосом кто должен говорить, как двигаться. На уроках литературного чтения одной из форм развития речи и обогащения змоционально—чувственного опыта детей становится инсценирование художественного произведения. Я заметила, что даже самые «зажатые» дети преображаются, когда им даётся какая­то  роль. В это время, в начале второго года обучения я организовала в своём классе кружок «Художественного слова». Но, как всегда, в него записались только самые активные дети. Кое ­ что было уже наработано на уроках, мне стало скучно, не хотелось, чтобы кто—то не умел делать того, чем мы занимаемся в кружке. И я не люблю, когда в классе отдельные дети остаются в стороне от весёлых и  полезных дел. Да и научить хочется всех. Мы начали разучивать сценки из школьной жизни, выступали везде, где только можно: на родительских собраниях, на классных мероприятиях, на общешкольных праздниках, Готовились очень тщательно и весело. За этими простыми словами стоит огромная работа. Играя, испытывая ни с чем несравнимое удовольствие, мы очень много читали. Надо сказать, что после первого выступления в своём классе, заниматься в нашем театре стал весь класс без исключения. Я предлагала детям на выбор сразу несколько сценариев. Они прочитывались в малых группах вслух, потом почти все прочитывали их индивидуально. Обсуждения проходили бурно. Но я всегда знала наверняка, какой сценарий выберут мои дети. На эту работу иногда уходило до недели. Потом начинались «начитывания». Садились кружком и несколько раз читали сценарий по ролям. В процессе работы над спектаклями мы отрабатывали и технику чтения, и выразительность, и заучивание наизусть больших по объёму текстов. А споры по поводу постановки! Сколько надо красноречия, как надо уметь найти слова, чтобы отстоять своё мнение. Разве можно не выучить урок, сослаться на занятость, если есть опасность лишиться роли в спектакле. Дети дома тренировались перед зеркалом, отрабатывали мимику и жесты, работали с голосом. Мы разучили много чистоговорок и скороговорок. Использовали их не только на уроках, но и на репетициях. Это помогает овладевать техникой интонационной выразительности. Первоочередная задача каждого постановщика спектакля ­ выбрать произведение. Это во многом зависит и от самих участников и от возможностей, которыми они располагают. Кроме сценок из школьной жизни детям более близки сказки. Тем более, что когда ребёнок выступает не от своего имени, а использует чью­то  роль, он чувствует себя более раскрепощённым. Сказка формирует интеллект ребёнка, помогает устанавливать разного рода связи: «я и вещи», «я и другие», создаёт представление о пространстве и времени. За два года мы поставили три приличных по размеру спектакля. Одним из них была сказка «Терем—теремок» в обработке Маршака. С этой сказкой мы выступили на районном фестивале «В гостях у Мельпомены». Мы показывали её в школе и во всех детских садах нашего посёлка. Сколько было радости, счастья, зрителей, аплодисментов! Сказать, что театр нравится детям , это ничего не сказать. Это Радость с большой буквы, это сильный эмоциональный взрыв, это желание ещё и ещё заниматься любимым делом. После «Теремка» мы поставили две сказки — мюзикла: «Муху­цокотуху» по сказке Чуковского и знаменитую «Золушку». Здесь все дети ещё и танцевали. На эти спектакли к нам в школу приходили родители, бабушки и дедушки, приводили с собой малышей. Перед Новым годом мы выступали в школе по два раза в день, потому что зрителей было очень много, а места для них мало. Мы не единожды переживали свои минуты славы. Родители к нашим занятиям относились очень серьёзно. Много помогали с изготовлением костюмов, радовались и волновались за каждое выступление. В конце второго класса я ввела в практику внеучебной деятельности тематические и творческие игры. В результате игры мы получали этюды — импровизации Здесь дети самостоятельно составляют развёрнутое высказывание, сами придумывают и выражают характерные особенности персонажей, составляют диалоги. В играх учатся сочинять собственные сказки, придумывать продолжение уже известных. Каждый новый набор детей –это новые планы, новые надежды и,  конечно, новые выступления. Сказка «Двенадцать месяцев» в обработке С.Я Маршака. Мои первоклассники. Мы тоже будем играть в театр.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.

Школьный театр как средство развития речи младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2019