Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)
Оценка 4.8

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
обществознание
6 кл—8 кл
10.02.2017
Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)
материал содержит вопросы школьного тура олимпиады по обществознанию для 6-8 класса с ответами. Она состоит из заданий с выбором ответа, определения обществоведческих терминов, кроссвордов, заполнения текста с пропущенным рядом слов, установление истины или ложности рассуждений. В каждом задании дается максимальное количество баллов.Школьный тур олимпиады по обществознанию
Общество_ШЭ_6-8_2012-2013.doc
Школьный этап 6 класс Время выполнения работы: 45 минут 1. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.          А) Игра, труд, отдых, учёба.           Б) Суждение, потребность, вывод, умозаключение. За каждое правильно указанное лишнее слово  ­ 1 балл. За каждое правильное пояснение – 1 балл. Максимальный балл – 4. 2. Составьте предложение из рассыпавшихся слов: Рождается, существо, как, личность, как, человек, биологическое, развивается. За правильно составленное предложение – 2 балла. 3. Разгадайте кроссворд. По горизонтали: 1.  Охраняемая   природная   территория,   на   которой   ограничивается   хозяйственная деятельность человека. 2. загрязнённая атмосфера в городах. 6. Передача потомкам опыта   и   качеств   предыдущих   поколений.  7.  Крупное   животное,   обитатель   Приокско­ террасного заповедника. 9. Активная оболочка Земли, населённая живыми организмами. 10. Основной источник загрязнения воздуха в крупных городах. По вертикали: 1.  4. Государственный служащий, проверяющий состояние чего­либо, соблюдение определённых норм. 5. Запас. 8. Естественная среда обитания человека.  Попадание   в   природу   вредных   веществ.  3.  Покрытая   водой   часть   Земли. За каждое правильно написанное слово – 1 балл. Максимум – 10 баллов. 4. Установите соответствие между ресурсами семьи и примерами ресурсов. Ресурсы семьи А) материальные Примеры 1) Пенсия бабушки 2) Мелкий ремонт мебели 3) письменный стол 4) Стипендия брата 5) Холодильник Б) трудовые В) финансовые За каждый правильный пример – 1 балл. Максимум – 5 баллов. 5. Познакомьтесь со стихами современной писательницы Марины Семёновой. Жила­поживала когда­то большая семья, Настала пора переезда в иные края. Когда же мешки с барахлом выносили во двор, У взрослых с детьми разгорелся нешуточный спор, И «против» и «за» раздавались у них голоса – Вести или нет им с собою дворового пса. И тот, чьих зубов опасался полуночный вор, Лежал и внимательно слушал людской разговор. «Я стал им не нужен…Зачем притворяться чужым?» И больше не поднял с натруженных лап головы. Спустя поколение снова настал переезд На поиски более щедрых и солнечных мест. И бывшие дети решали над грудой мешков – Вести или нет им с собою своих стариков. Ответьте на вопросы:  Что стало предметом семейного раздора? Чью сторону вы бы заняли в подобном споре? Как повлияло   поведение   взрослых   на  отношение   к   ним  детей   в  будущем?   Объясните   смысл русской пословицы: «Что посеешь, то и пожнёшь». За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 4 балла. 6. Выведи на основе приведённых суждений своё умозаключение:            А) Саша сильнее, чем Миша. Миша сильнее, чем Петя. Следовательно, слабее всех ________.                  Б) Витя внимательнее, чем Коля. Коля внимательнее, чем Сергей. Значит, самый внимательный _____________.          В) Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Снежка. Мяукает громче всех __________.            Г) Берёза на 153 года старше дуба. Берёза на 3 года моложе сосны. Следовательно, самое старое дерево ____________.            Д) Тетрадь толще дневника и светлее учебника. Тетрадь тоньше учебника и темнее дневника. Следовательно, толще всего _______________, а светлее всего ____________. За каждое правильное умозаключение  ­ 1 балл. Максимум – 5 баллов. 7. Установите, что является общим, а в чём различия между человеком и животными. Ответ запишите в таблицу. Общее (2) Различия (3) Свойства, присущие только животным Свойства, присущие только человеку За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум – 5 баллов. Максимальный балл за работу  ­35 баллов. Школьный этап 7 класс Время выполнения работы: 60 минут 1. Выберите правильный вариант ответа из предложенных. 1.1. Какое утверждение верно? А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «я». Б. Познавая себя, мы познаём мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе. 1) верно только А  2) верно только Б                                     3) верно А и Б  4) неверны оба суждения 1.2. Где дети имеют право свободно выражать своё мнение:          1) только среди своих друзей          2) во всех сферах жизни и деятельности          3) только в семье          4) только в процессе обучения 1.3. Что из перечисленного можно отнести к деятельности? Выпишите номера выбранных вами примеров.          1) лошадь везёт повозку;          2) река течёт от истока к устью;          3) человек строит дом;          4) ребёнок читает книгу;          5) паук плетёт паутину;          6) цветок тянется к свету;          7) пчела заготавливает мёд;          8) человек играет на гитаре. 1.4. Верны ли следующие суждения об образовании? А.   Гражданам   Российской   Федерации   гарантируется   получение   бесплатного   образования независимо от национальности, языка, вероисповедания. Б.   Гражданам   Российской   Федерации   гарантируется   получение   бесплатного   образования независимо от места жительства, возраста, вероисповедания. 1) верно только А  2) верно только Б                                     3) верно А и Б  4) неверны оба суждения 1.5. Какие из указанных групп являются малыми:          1) скопление пассажиров на железнодорожном вокзале;          2) ученики одной школы;          3) приятельская компания на праздновании дня рождения;          4) учителя, работающие в одном классе. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 5 баллов. 2. Определите обществоведческий термин. 1) Вид деятельности человека, в процессе которой он создаёт предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей. 2) Запасы средств, используемые для ведения домашнего хозяйства. За каждый правильно названный термин  ­ 1 балл. Максимум – 2 балла. 3. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.          А) Мастер, творец, торговец, ремесленник, работник.          Б) Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, государство.  За каждое правильно указанное лишнее слово  ­ 1 балл. За каждое правильное пояснение – 1 балл. Максимальный балл – 4. 4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого   списка   слова   или   словосочетания,   которые   необходимо   вставить   на место пропущенных. К человеку, который нарушает общие _________(1), установленные в группе, которые могут применять различные санкции. Так, к негативным ________(2) можно отнести отказ от общения, предупреждение, выговор и т.п. В качестве поддержки в группе обычно используются _________(3) санкции. Это и дружеское   похлопывание   по   плечу,   и   улыбка,   похвала,   и   другие   выражения ____________(4).          А) санкция;   Б) позитивная;   В) норма;   Г) негативная;   Д) симпатия;   Е) антипатия. Обратите   внимание,   что   в   предлагаемом   списке   слов   больше,   чем   пропусков   в   тексте. Каждое слово может быть использовано только один раз. Допускается изменение по числам и падежам.  1 2 3 4 За каждое правильно вставленное слово – 1 балл. Максимум – 4 балла. 5. По  какому принципу  образованы  ряды?  Напишите  понятие,  общее  для  каждого приведённого   ниже   ряда(оно   может   быть   выражено   одним   словом   или словосочетанием).   1) инцидент, компромисс, конкуренция.  2) мышление, деятельность, творчество. За каждый правильно названный принцип – 1 балл. Максимум – 2 балл. 6. Прочитайте задания и ответьте на вопросы: 1) Какие особенности подростка отражаются в следующем высказывании М.Твена: «Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился  двадцать один год, я был  изумлён  тем, насколько этот  старый  человек поумнел»?  2)   Русский   мыслитель   В.Г.   Белинский   говорил:   «Патриотизм,   чей   бы   то   ни   был, доказывается не словом, а делом». Приведите  примеры  патриотических  дел.  Как может доказать свой патриотизм обычный гражданин? За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 3 балла. 7. Установите верность или ложность утверждений («да» или «нет») и занесите ответы в таблицу. 1) Человек  ­ существо общественное.  2) Любой конфликт рано или поздно заканчивается. 3) Гражданином РФ житель России становиться с рождения. 4)  Поколение   –  это  группа  людей,  родившихся  в   определённый  период   в  определённом месте, сформировавшихся в определённых исторических условиях. 5) Любая деятельность человека носит продуктивный характер. 6) Лидер – это человек, который подавляет других своим авторитетом. 7) Мораль опирается на идеи добра и зла. 4 1 2 3 5 6 7 За каждую правильно указанную позицию – 1 балл. Максимум – 7 баллов. 8. Разгадайте кроссворд. По горизонтали: 1. Деяние, нарушение норм права. 2. Всегда подразумевает то, что подлежит безусловному выполнению. 5. Осуществление действий на законных, честных основаниях. 8. Представляет интересы обвиняемого в суде. 9. Вооружённые силы государства. 10. Определённый порядок поведения   людей,   отвечающий   сложившимся   в   обществе   нормам   права   и   морали   или требованиям   какой­либо   организации.  12.  Регулирует   наиболее   важные   общественные отношения, обладает высшей юридической силой. По вертикали: 1. Осуществляет надзор за исполнением законов. 3. Охраняет общественный порядок, борется с преступностью. 4. Руководящее начало, правило, образец. 5. Разрешает конкретные правовые споры на основе закона. 6. Возможность делать всё, что не нарушает  7.  Они   характеризуют   признаваемую   законом   определённую   независимость, закон. самостоятельность   человека   по   отношению   к   государству.  11.  Выражение   недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом (одним словом). 13. Удостоверяет всевозможные сделки (договоры), оформляет право на наследство. За каждое правильно названное слово – 1 балл. Максимум – 13 баллов. Максимальный балл за работу – 40 баллов. Школьный этап 8 класс Время выполнения работы: 60 минут 1. Выберите правильный вариант ответа из предложенных.     1. К правам ребёнка в семье относится право:          1) свободно распоряжаться имуществом родителей          2) выбора способа воспитания 4.   Какие   признаки   характеризуют   отношения   школьных   товарищей,   совершающих              3) на заботу родителей о себе          4) собственности на доходы, полученные родителями     2. Продукт труда, изготовленный для продажи, ­ это:          1) имущество          2) сырьё          3) товар          4) наследство     3. Обязанностью гражданина РФ является:          1) участие в выборах          2) уплата налогов и сборов          3) участие в работе судов          4) обращение в государственный орган с предложениями   туристическую поездку во время каникул:          1) сугубо формальный характер          2) дружба          3) знакомство          4) эмоционально­позитивное отношение 5. К социальным правам гражданина относят:          1) презумпцию невиновности          2) свободу слова, мысли, мирных собраний          3) право на защиту материнства и детства          4) право на свободу творчества 6. Основная цель экономической деятельности:          1) снижение затрат производства          2) удовлетворение потребностей людей          3) устранение неравенства доходов          4) увеличение индивидуальных доходов 7. Понятие «общества» включает в себя:          1) весь окружающий мир          2) природную среду обитания          3) способы взаимодействия людей          4) полный разрыв отношения с природой. 1 4 2 3 5 6 7 За каждую правильно указанную позицию – 1 балл. Максимум – 7 баллов. 2. Укажите лишнее в ряду. Дайте краткое пояснение. 1) Обычай, ритуал, традиция, политика, церемония. 2) Обмен, потребление, натуральное хозяйство, распределение, производство. За каждое правильно указанное лишнее слово  ­ 1 балл. За каждое правильное пояснение – 1 балл. Максимальный балл – 4. 3. Оцените суждения как верные или неверные: 3.1.  А.   Основные   сферы   жизни   общества   достаточно   изолированы   друг   от   друга,   поскольку охватывают определённый вид отношений. Б.   Изменения   в   одной   сфере   общественной   жизни   влекут   за   собой   изменения   в   других сферах. 1) верно только А  2) верно только Б                                     3) верно А и Б  4) неверны оба суждения 3.2.  А. Понятия «индивид» и «индивидуальность» являются синонимами. Б. Без общества индивид не может стать личностью. 1) верно только А  2) верно только Б                                     3) верно А и Б  4) неверны оба суждения 3.3. А. Природа – это неисчерпаемая кладовая ресурсов. Б. Природа – это всё что окружает человека.          1) верно только А  2) верно только Б                                     3) верно А и Б  4) неверны оба суждения 3.4.  А. В товарном хозяйстве, в отличии от натурального хозяйства, используется разделение труда. Б. Для товарного хозяйства характерно производство продукции для продажи. 1) верно только А  2) верно только Б                                     3) верно А и Б  4) неверны оба суждения 1 2 3 4 За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум  ­ 4 балла. 4.   Прочитайте   приведённый   текст,   предложения   которого   пронумерованы. Определите, какие предложения в тексте являются: А) фактами; Б) мнениями. 1) Общество – результат совокупной деятельности людей.  2) Аристотель утверждал, что только люди способны добровольно объединяться в общество, что делает человека «политическим животным». 3)   Как   способ   существования   людей   общество   должно   выполнять   набор   определённых функций. 4) На наш взгляд, одна из самых актуальных для общества функций – поддержание баланса с природой. 1 2 3 4 За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум – 4 балла. 5. Прочтите приведённый  ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите  из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.                   Для определения уровня прогрессивности какого­либо ___________(1) социология использует два основных критерия: уровень производительности __________(2) и степень ___________(3)   личности   в   обществе.   Первый   отражает,   прежде   всего,   состояние экономической   сферы   жизни   общества,   которая,   как   известно,   оказывает   прямое воздействие на все остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический,   но   и   интеллектуальный   труд,   труд   в   сфере   социального   обеспечения   и обслуживания   и   др.   второй   критерий   ___________(4)   –   уровень   свободы   личности   – является   показателем   уровня   развития   социально­политических   средств,   помогающих обеспечить ____________(5) всех членов общества в свободе и ___________(6).                  Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. А) общество         Б) прогресс     В) свобода                    Г) труд   Д) потребность    Е) природа     Ж) ответственность 1 2 3 4 5 6       За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум – 6 баллов. 6. Закончите определение, напишите понятие: 1) Земная оболочка, охваченная жизнью. 2) Мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум – 2 балла. 7. Восстановите последовательность букв, дайте определение понятию.          1) МОКЭОНАКИ          2) ЛЧЕКОЕВ          3) ТЕДНЕСТЬОЬЛЯ За каждую правильно названную позицию – 1 балл. За правильное определение понятия – 1 балл. Максимум – 6 баллов. 8. Решите кроссворд: По горизонтали: 1. Процесс создания материальных благ.  2. Территория, находящаяся во владении или пользовании.  3.  Определённое количество товаров и услуг, выброшенных на рынок по цене производителя. 4. Большая сумма денег. По вертикали:  5.  Целесообразная   деятельность   человека,   направленная   на   создание   с   помощью   орудий  Использование   товаров   для производства   материальных   и   духовных   ценностей. удовлетворения потребностей. 7. Сообщения, осведомляющие о положении и состоянии дел. 8.  Знаки,   являющиеся   мерой   стоимости   при   купле­продаже.  9.  Сфера,   обеспечивающая производство,   обмен,   распределение   и   потребление   товаров   и   услуг   в   обществе.  10. Совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей. За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум – 10 баллов.  6. Максимальный балл за работу – 43 балла. Школьный этап. Ключи. 6 класс 1. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение. А) Игра, труд, отдых, учёба. Лишнее слово – отдых, остальные слова – виды деятельности. Б) Суждение, потребность, вывод, умозаключение. Лишнее слово – потребность, остальные слова связаны с мышлением. За каждое правильно указанное лишнее слово  ­ 1 балл. За каждое правильное пояснение – 1 балл. Максимальный балл – 4. 2. Составьте предложение из рассыпавшихся слов: Рождается, существо, как, личность, как, человек, биологическое, развивается. За правильно составленное предложение – 2 балла. Человек рождается как биологическое существо, а развивается как личность. По горизонтали: 1.  Охраняемая   природная   территория,   на   которой   ограничивается   хозяйственная деятельность человека (заказник) 2. Загрязнённая атмосфера в городах (смог) 6. Передача потомкам опыта и качеств предыдущих поколений (преемственность) 7. Крупное животное, обитатель   Приокско­террасного   заповедника   (зубр)  9.  Активная   оболочка   Земли, населённая живыми организмами (биосфера) 10. Основной источник загрязнения воздуха в крупных городах (автомобиль) По вертикали: 1.  Попадание в природу вредных веществ (загрязнение)  3.  Покрытая водой часть Земли (океан)  4.  Государственный   служащий,   проверяющий   состояние   чего­либо,   соблюдение определённых норм (инспектор) 5. Запас (ресурс) 8. Естественная среда обитания человека (природа) За каждое правильно написанное слово – 1 балл. Максимум – 10 баллов. 4. Установите соответствие между ресурсами семьи и примерами ресурсов. Ресурсы семьи А) материальные Б) трудовые В) финансовые Примеры 1) Пенсия бабушки 2) Мелкий ремонт мебели 3) письменный стол 4) Стипендия брата 5) Холодильник За каждый правильный пример – 1 балл. Максимум – 5 баллов. А ­ 3,5; Б ­ 2; В ­ 1,4. 5. Познакомьтесь со стихами современной писательницы Марины Семёновой: Жила­поживала когда­то большая семья, Настала пора переезда в иные края. Когда же мешки с барахлом выносили во двор, У взрослых с детьми разгорелся нешуточный спор, И «против» и «за» раздавались у них голоса – Вести или нет им с собою дворового пса. И тот, чьих зубов опасался полуночный вор, Лежал и внимательно слушал людской разговор. «Я стал им не нужен…Зачем притворяться чужым?» И больше не поднял с натруженных лап головы. Спустя поколение снова настал переезд На поиски более щедрых и солнечных мест. И бывшие дети решали над грудой мешков – Вести или нет им с собою своих стариков. Ответьте на вопросы:  Что стало предметом семейного раздора? Чью сторону вы бы заняли в подобном споре? Как повлияло поведение взрослых на отношение к ним детей в будущем? Объясните смысл  русской пословицы: «Что посеешь, то и пожнёшь». За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 4 балла. 6. Выведи на основе приведённых суждений своё умозаключение:          А) Саша сильнее, чем Миша. Миша сильнее, чем Петя. Следовательно, слабее всех  ________. (Петя)          Б) Витя внимательнее, чем Коля. Коля внимательнее, чем Сергей. Значит, самый  внимательный _____________. (Витя) В) Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Снежка. Мяукает громче всех  __________. (Снежок)          Г) Берёза на 153 года старше дуба. Берёза на 3 года моложе сосны. Следовательно,  самое старое дерево ____________. (сосна)          Д) Тетрадь толще дневника и светлее учебника. Тетрадь тоньше учебника и темнее  дневника. Следовательно, толще всего _______________, а светлее всего ____________.  (учебник, дневник) За каждое правильное умозаключение  ­ 1 балл. Максимум – 5 баллов. 7. Установите, что является общим, а в чём различия между человеком и животными.  Ответ запишите в таблицу. Общее (2) инстинкты наследственность Различия (3) Свойства, присущие только животным Свойства, присущие только человеку Сезонная линька Зимняя спячка Густой покров шерсти Разум Речь Умение фантазировать За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум – 5 баллов. Максимальный балл за работу  ­35 баллов. Школьный этап. Ключи 7 класс 1. Выберите правильный вариант ответа из предложенных. 1.1. Какое утверждение верно? А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его  «я». Б. Познавая себя, мы познаём мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.          1) верно только А                   2) верно только Б          3) верно А и Б                         4) неверны оба суждения 1.2. Где дети имеют право свободно выражать своё мнение:          1) только среди своих друзей          2) во всех сферах жизни и деятельности          3) только в семье          4) только в процессе обучения 1.3. что из перечисленного можно отнести к деятельности. Выпишите номера выбранных  вами примеров.          1) лошадь везёт повозку;          2) река течёт от истока к устью;          3) человек строит дом;          4) ребёнок читает книгу;          5) паук плетёт паутину;          6) цветок тянется к свету;          7) пчела заготавливает мёд;          8) человек играет на гитаре. 1.4. Верны ли следующие суждения об образовании? А. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного образования  независимо от национальности, языка, вероисповедания. Б. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение бесплатного образования  независимо от места жительства, возраста, вероисповедания.          1) верно только А                         2) верно только Б          3) верно А и Б                               4) неверны оба суждения 1.5. Какие из указанных групп являются малыми:          1) скопление пассажиров на железнодорожном вокзале;          2) ученики одной школы;          3) приятельская компания на праздновании дня рождения;          4) учителя, работающие в одном классе. 1.1 3 1.2 2 1.3 3,4,8 1.4 3 1.5 3,4 За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 5 баллов. 2. Определите обществоведческий термин. 1) Вид деятельности человека, в процессе которой он создаёт предметы, необходимые для  удовлетворения своих потребностей. (труд) 2) Запасы средств, используемые для ведения домашнего хозяйства. (ресурсы) За каждый правильно названный термин  ­ 1 балл. Максимум – 2 балла. 3. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение. А) Мастер, творец, торговец, ремесленник, работник. Лишнее слово – торговец, всё  остальное связано с производством. Б) Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, государство. Лишнее слово –  государство, всё остальное – виды межличностных отношений. За каждое правильно указанное лишнее слово  ­ 1 балл. За каждое правильное пояснение – 1 балл. Максимальный балл – 4. 4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из  предлагаемого списка слова или словосочетания, которые необходимо вставить на  место пропущенных.          К человеку, который нарушает общие _________(1), установленные в группе, которые  могут применять различные санкции.          Так, к негативным ________(2) можно отнести отказ от общения, предупреждение,  выговор и т.п. В качестве поддержки в группе обычно используются _________(3) санкции.  Это и дружеское похлопывание по плечу, и улыбка, похвала, и другие выражения  ____________(4).          А) санкция;   Б) позитивная;   В) норма;   Г) негативная;   Д) симпатия;   Е) антипатия. Обратите внимание, что в предлагаемом списке слов больше, чем пропусков в тексте.  Каждое слово может быть использовано только один раз. Допускается изменение по числам  и падежам. 1 В 2 А 3 Б За каждое правильно вставленное слово – 1 балл. Максимум – 4 балла. 4 Д 5. По какому принципу образованы ряды? Напишите понятие, общее для каждого  приведённого ниже ряда(оно может быть выражено одним словом или  словосочетанием).            1) инцидент, компромисс, конкуренция. (Конфликт)          2) мышление, деятельность, творчество. (Отличительные черты человека) За каждый правильно названный принцип – 1 балл. Максимум – 2 балл. 6. Прочитайте задания и ответьте на вопросы:            1) Какие особенности подростка отражаются в следующем высказывании М.Твена: «Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлён тем, насколько этот старый человек поумнел»?                   2) Русский мыслитель В.Г.Белинский говорил: «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом». Приведите  примеры  патриотических  дел.  Как может доказать свой патриотизм обычный гражданин? За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 3 балла. 7. Установите верность или ложность утверждений («да» или «нет») и занесите ответы  в таблицу: 1) Человек  ­ существо общественное.  2) Любой конфликт рано или поздно заканчивается. 3) Гражданином РФ житель России становиться с рождения. 4) Поколение – это группа людей, родившихся в определённый период в определённом  месте, сформировавшихся в определённых исторических условиях. 5) Любая деятельность человека носит продуктивный характер. 6) Лидер – это человек, который подавляет других своим авторитетом. 7) Мораль опирается на идеи добра и зла. 1 Нет 2 Да 3 Да 4 Нет 5 Да 6 Нет 7 Да  За каждую правильно указанную позицию – 1 балл. Максимум – 7 баллов. 8. Решите кроссворд: По  горизонтали: 1.  Деяние,   нарушение   норм   права   (правонарушение)  2.  Всегда   подразумевает   то,   что подлежит   безусловному   выполнению   (обязанность)  5.  Осуществление   действий   на законных, честных основаниях (справедливость) 8. Представляет интересы обвиняемого в суде   (адвокат)  9.  Вооружённые   силы   государства   (армия)  10.  Определённый   порядок поведения   людей,   отвечающий   сложившимся   в   обществе   нормам   права   и   морали   или требованиям   какой­либо   организации   (дисциплина)  12.  Регулирует   наиболее   важные общественные отношения, обладает высшей юридической силой (закон) По вертикали: 1. Осуществляет надзор за исполнением законов (прокуратура) 3. Охраняет общественный   порядок,   борется   с   преступностью   (милиция)  4.  Руководящее   начало, правило, образец (норма) 5. Разрешает конкретные правовые споры на основе закона (суд) 6. Возможность   делать   всё,   что   не   нарушает   закон   (свобода)  7.  Они   характеризуют признаваемую   законом   определённую   независимость,   самостоятельность   человека   по отношению   к   государству   (права)  11.  Выражение   недовольства,   объявление   выговора, наложение   штрафа,   наказание,   выносимое   судом   (одним   словом)   (санкция)  13. Удостоверяет   всевозможные   сделки   (договоры),   оформляет   право   на   наследство (нотариат). За каждое правильно названное слово – 1 балл. Максимум – 13 баллов. Максимальный балл за работу – 40 баллов. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2012 – 2013 гг. Школьный этап. Ключи 8 класс 1. Выберите правильный вариант ответа из предложенных. 1. К правам ребёнка в семье относится право:          1) свободно распоряжаться имуществом родителей          2) выбора способа воспитания          3) на заботу родителей о себе          4) собственности на доходы, полученные родителями     2. Продукт труда, изготовленный для продажи, ­ это:          1) имущество          2) сырьё          3) товар          4) наследство     3. Обязанностью гражданина РФ является:          1) участие в выборах          2) уплата налогов и сборов          3) участие в работе судов          4) обращение в государственный орган с предложениями     4. Какие признаки характеризуют отношения школьных товарищей, совершающих  туристическую поездку во время каникул:          1) сугубо формальный характер          2) дружба          3) знакомство          4) эмоционально­позитивное отношение 5. К социальным правам гражданина относят:          1) презумпцию невиновности          2) свободу слова, мысли, мирных собраний          3) право на защиту материнства и детства          4) право на свободу творчества 6. Основная цель экономической деятельности:          1) снижение затрат производства          2) удовлетворение потребностей людей          3) устранение неравенства доходов          4) увеличение индивидуальных доходов 7. Понятие «общества» включает в себя:          1) весь окружающий мир          2) природную среду обитания          3) способы взаимодействия людей          4) полный разрыв отношения с природой. 4 3 1 3 5 3 2 3 3 2 6 2 7 3 За каждую правильно указанную позицию – 1 балл. Максимум – 7 баллов. 2. Укажите лишнее в ряду. Дайте краткое пояснение.          1) Обычай, ритуал, традиция, политика, церемония. Лишнее слово – политика. Всё  остальное – социальные нормы.          2) Обмен, потребление, натуральное хозяйство, распределение, производство. Лишнее  – натуральное хозяйство. Всё остальное – виды экономической деятельности. За каждое правильно указанное лишнее слово  ­ 1 балл. За каждое правильное пояснение – 1 балл. Максимальный балл – 4. 3. Оцените суждения как верные или неверные:     1) верны ли суждения А. Основные сферы жизни общества достаточно изолированы друг от друга, поскольку  охватывают определённый вид отношений. Б. Изменения в одной сфере общественной жизни влекут за собой изменения в других  сферах.          1) верно только А                                    2) верно только Б          3) верно А и Б                                          4) неверны оба суждения     2) А. Понятия «индивид» и «индивидуальность» являются синонимами.         Б. Без общества индивид не может стать личностью.          1) верно только А                                    2) верно только Б          3) верно А и Б                                          4) неверны оба суждения     3) А. Природа – это неисчерпаемая кладовая ресурсов.         Б. Природа – это всё что окружает человека.          1) верно только А                                    2) верно только Б          3) верно А и Б                                          4) неверны оба суждения     4) А. В товарном хозяйстве, в отличии от натурального хозяйства, используется  разделение труда.          Б. Для товарного хозяйства характерно производство продукции для продажи.          1) верно только А                                    2) верно только Б          3) верно А и Б                                          4) неверны оба суждения 1 2 2 2 3 2 За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум  ­ 4 балла. 4 3 4. Прочитайте приведённый текст, предложения которого пронумерованы.  Определите, какие предложения в тексте являются: А) фактами; Б) мнениями.          1) Общество – результат совокупной деятельности людей.           2) Аристотель утверждал, что только люди способны добровольно объединяться в  общество, что делает человека «политическим животным».          3) Как способ существования людей общество должно выполнять набор определённых  функций.          4) На наш взгляд, одна из самых актуальных для общества функций – поддержание  баланса с природой. 1 А 2 Б 3 А За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум – 4 балла. 4 Б 5. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из  предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.                   Для определения уровня прогрессивности какого­либо ___________(1) социология использует два основных критерия: уровень производительности __________(2) и степень ___________(3)   личности   в   обществе.   Первый   отражает,   прежде   всего,   состояние экономической   сферы   жизни   общества,   которая,   как   известно,   оказывает   прямое воздействие на все остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический,   но   и   интеллектуальный   труд,   труд   в   сфере   социального   обеспечения   и обслуживания   и   др.   Второй   критерий   ___________(4)   –   уровень   свободы   личности   – является   показателем   уровня   развития   социально­политических   средств,   помогающих обеспечить ____________(5) всех членов общества в свободе и ___________(6).          Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)  может быть использовано только один раз.          А) общество        Б) прогресс    В) свобода                   Г) труд            Д) потребность   Е) природа    Ж) ответственность  1 А 2 Г 3 В 4 Б 5 Д 6 Ж    За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум – 6 баллов. 6. Закончите определение, напишите понятие:          1) Земная оболочка, охваченная жизнью. (Биосфера)          2) Мера, с помощью которой определяется ценность товара или его полезность. (Стоимость) За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум – 2 балла. 7. Восстановите последовательность букв, дайте определение понятию.          1) МОКЭОНАКИ (Экономика – наука, изучающая удовлетворение потребностей  общества в условиях ограниченности ресурсов)          2) ЛЧЕКОЕВ (Человек – существо биосоциальное)          3) ТЕДНЕСТЬОЬЛЯ (Деятельность – преобразование окружающего мира человеком) За каждую правильно названную позицию – 1 балл.  За правильное определение понятия – 1 балл. Максимум – 6 баллов. 8. Решите кроссворд: По горизонтали: 1.  Процесс создания материальных благ (производство)  2.  Территория, находящаяся во владении или пользовании (земля)  3. Определённое количество товаров и услуг, выброшенных на рынок по цене производителя (предложение)  4.  Большая сумма денег (капитал). По   вертикали:   5.  Целесообразная   деятельность   человека,   направленная   на   создание   с помощью   орудий   производства   материальных   и   духовных   ценностей   (труд)  6. Использование   товаров   для   удовлетворения   потребностей   (потребление)  7.  Сообщения, осведомляющие о положении и состоянии дел (информация) 8. Знаки, являющиеся мерой стоимости при купле­продаже (деньги)  9.  Сфера, обеспечивающая  производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг в обществе (экономика)  10.  Совокупность средств   труда,   знаний   и   деятельности,   служащих   для   создания   материальных   ценностей (техника) За каждую правильно названную позицию – 1 балл. Максимум – 10 баллов. Максимальный балл за работу – 43 балла.

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)

Школьный тур олимпиады по обществознанию (6-8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017