Шлыкова Е.Г. Акишева Т.П. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТ РЕБЁНКА
Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
классное руководство
1 кл—2 кл
06.04.2019
В статье рассматриваются проблемы построения индивидуального образовательного маршрута у обучающихся в начальной школе, уточняется, что индивидуальный образовательный маршрут направлен на учет возрастных, индивидуальных особенностей с учетом трудностей, которые испытывает ребенок при адаптации и обучении в младших классах начальной общеобразовательной школы.
Шлыкова Е.Г..docx
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ИНДИВИДУАЛЬНО
ПОСТРОЕНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТ РЕБЁНКА.
Шлыкова Е.Г.
Акишева Т.П.
ЛПИ – филиал СФУ
Школа это ситуация взаимодействия учителя и ученика, именно это
взаимодействие удовлетворяет основную потребность, ради которой семья
отдает ребенка в школу, а ребенок учится. Когдато такой потребностью было
стремление к общему идеалу, порядку, стабильности. Сейчас очень многие
проблемы школы связаны с тем, что она не может понять сама, и не может
показать семье и ребенку, ЗАЧЕМ ему ходить в школу. Отвечать на этот
вопрос можно с разных позиций, но если оставаться в педагогическом
контексте, то есть проблема трансляции культуры подрастающему
поколению, есть огромный объем знаний, накопленных человечеством, есть
семья, у которой уникальный и неповторимый ребенок, в отношении будущего
которого у мамы и папы есть некоторые планы. И понятно, что нельзя всех
учить всему, и при этом одинаково. И понятно, что должны быть
индивидуальные образовательные планы, определяющие, что, где, когда и как
изучает ребенок. И тогда школа, а точнее взаимодействие УчительУченик,
нужна человеку для того, чтобы определить индивидуальный смысл его
индивидуального образования. «Какие знания мне необходимы» – это должно
быть специфически школьным содержанием образования, потому что Ученик
может осознать свои затруднения, но именно Учитель знает, какие знания
необходимы для их решения. И тогда понятно, что в школе должна появиться
новая педагогическая позиция – не «урокодатель», не предметник, узко
ориентированный на свой предмет, а учитель, владеющий технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностностного смысла
учения, выстраивания 6 индивидуального образовательного плана и его
рефлексии. Образовательная программа учитывает: а) потребности учащихся
и их родителей (их интересы и планы); б) возможности учащихся (уровень
готовности к освоению программы, состояние здоровья); в) поскольку между
а) и б) возможно противоречие, то важно в школе выработать процедуру,
позволяющую оптимизировать выбор индивидуального образовательного
маршрута; г) возможностями материальнотехнической базы школы.
Основанием для выбора образовательного маршрута в начальной школе
являются: уровень готовности к школе; состояние здоровья ребенка;
желание родителей; Процедура выбора: ознакомление родителей будущих
первоклассников с реализуемыми образовательными программами
(родительские собрания, печатная информация, Интернет) (январь февраль);
индивидуальные консультации для родителей и детей (февраль май);
прием заявлений с указанием желаемого маршрута (апрель май);
консультации с детьми и родителями, выбравшими ту или иную
образовательную программу с целью определения уровня готовности к школе
(апрельмай);. анализ состояния здоровья детей (на основании медицинских
окончательное определение выбора
документов)
образовательного маршрута учащегося. Процедура выбора предполагает:
(майиюнь);
доведение до сведений родителей информации о реализуемых на
предстоящем этапе обучения образовательных программах и основаниях для
их выбора; 8 сбор информации и проведение на его основе анализа
успешности учебной деятельности.(Предполагается учитывать итоговую
успеваемость, годовые контрольные работы по русскому языку и математике,
различного рода работы по развитию речи, технике чтения. Проводится в
течение учебного года); сбор информации и анализ сформированности
познавательных интересов и мотивации учения; анализ динамики состояния
здоровья учащихся; изучение образовательных ожиданий родителей (опросы, анкетирование. Проходит в течение учебного года); проведение
предварительного обсуждения по определению оснований для той или иной
образовательной программы (мартапрель); коррекционная работа с
учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований
выбора (мартмай); педагогический совет по утверждению индивидуального
образовательного маршрута учащихся.
Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных
образовательных потребностей и права учащихся на выбор своего пути
развития, является индивидуальный образовательный маршрут [2; 5].
Индивидуальный образовательный маршрут следует рассматривать как некую
траекторию движения. В то же время в классе, как правило, есть дети, у
которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели тех или
иных психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. Это
означает, что в процессе учебной деятельности учитель может объединять их
в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким
образом необходимую психологопедагогическую помощь. Следовательно,
целесообразно говорить о вариативных образовательных маршрутах.
Вариативные образовательные маршруты как способ реализации личностно
ориентированного подхода в массовой общеобразовательной школе позволяют
обеспечить право ученика на собственный образовательный путь, на
индивидуальную образовательную траекторию. В рамках вариативного
образовательного маршрута определяются основные элементы
индивидуальной образовательной деятельности определенной группы
учащихся: смысл образовательной деятельности (зачем я это делаю);
постановка личной цели образования (предвосхищающий результат); план
деятельности и его реализация; рефлексия (осознание собственной
деятельности); оценка собственной образовательной деятельности и ее
результатов; корректировка или переопределение образовательных целей. В рамках вариативного образовательного маршрута учащийся имеет многие
возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных
дисциплин; ставить собственные цели в изучении конкретной темы или
раздела; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те
способы учения, которые наиболее соответствуют индивидуальным
особенностям; осуществлять оценку и корректировку своей образовательной
деятельности на основе осознанного отношения к своей позиции в учении.
Технология индивидуализированного обучения в условиях реализации
вариативных образовательных маршрутов предполагает последовательное
прохождение основных этапов учебной деятельности: диагностика
особенностей учащихся, фиксирование фундаментальных образовательных
объектов, одновременная реализация индивидуальных образовательных
демонстрация их образовательных продуктов,
оценка
программ,
деятельности. Следовательно, в более широком понимании вариативный
образовательный маршрут – это интегрированная модель образовательного
пространства, создаваемого школьными специалистами различного профиля с
целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка
на протяжении определенного времени. Несмотря на очевидную актуальность
проблемы реализации в массовой школе вариативных образовательных
маршрутов, на данный момент следует констатировать неразработанность
теоретических основ такого способа повышения качества образования, его
отсутствие научнометодического
доступности и эффективности;
инструментария, которым учителя могли бы пользоваться в своей
повседневной педагогической практике с целью создания для учащихся
адекватных условий и оптимального выбора, тем самым реально обеспечивая
интеллектуальное и личностное развитие учащихся. Реализация вариативных
образовательных маршрутов учащихся в условиях массовой
общеобразовательной школы рассматривается нами в комплексе как способ
реализации личностно ориентированного подхода, как способ повышения качества образования и формирования ключевых компетентностей у
учащихся, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и
воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов
образовательного процесса с целью их личностного развития и
стимулирования творческой инициативы. Нами предлагается новый подход к
обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения. В социально
педагогическом плане в школе создаётся такая образовательная система,
которая адекватно соответствует условиям быстро меняющейся жизни,
позволяет ученикам адаптироваться к этим запросам, создает условия для
расширения и постоянного обогащения спектра образовательных
потребностей личности обучаемых. В организационнопедагогическом плане
мы изменяем само качество образовательной системы школы, дополняя его
такими новыми характеристиками, как гибкость, мобильность, динамичность,
способность к самоизменению и саморазвитию, к созданию богатого выбора
образовательных услуг. В личностнопедагогическом плане учителя школы
создают условия для реализации личностного выбора – и для ученика, и для
самого педагога. Многообразие обеспечивает реализацию права ребенка на
выбор собственной траектории образования и развития, открывает
возможности для саморазвития и ученика, и учителя.
Шлыкова Е.Г. Акишева Т.П. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТ РЕБЁНКА
Шлыкова Е.Г. Акишева Т.П. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТ РЕБЁНКА
Шлыкова Е.Г. Акишева Т.П. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТ РЕБЁНКА
Шлыкова Е.Г. Акишева Т.П. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТ РЕБЁНКА
Шлыкова Е.Г. Акишева Т.П. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТ РЕБЁНКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.