"шпаргалка" для родителей: Воспитать поэта? Это просто!
Оценка 4.6

"шпаргалка" для родителей: Воспитать поэта? Это просто!

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
13.01.2021
"шпаргалка" для родителей: Воспитать поэта? Это просто!
Этот материал поможет родителям развить творческие, в том числе поэтические способности детей.
Шпаргалка для родителей Воспитать поэта... Это просто!.doc

ВОСПИТАТЬ  ПОЭТА?   ЭТО ПРОСТО!

Начну с того, что моего сына зовут Александр. Александр Сергеевич. Это имя-отчество у всех ассоциируется, естественно, с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё приходит на ум Грибоедов, тоже Александр Сергеевич. Если обратиться к Интернету, то там можно обнаружить ещё несколько Александров Сергеевичей, чьим призванием стала поэзия: Норов, Кочетков, Есенин-Вольпин…  Как все мамы, обожающие своих малышей, я была убеждена, что и у моего чада присутствует какой-то талант или выдающиеся способности…(только они ещё пока не проявились). Ну а коль сын - Александр Сергеевич, то тяга к стихосложению  должна у него проявиться без сомнения.

Конечно же,  не все дети овладевают умениями создавать собственные сочинения. Эти трудности понятны и объясняются они несколькими причинами. У ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста только формируются основные психические процессы: воображение, мышление, восприятие. Плюс не очень велики словарный запас и жизненный опыт. Но ведь всё это придёт с возрастом!

Саша начал рано говорить. Иногда его первые слова, имевшие непохожие значения, были созвучны: «пилпилка»- бутылка, «пинпинка» - печенка, «тинтинка» - картинка. Этот факт ещё больше укрепил моё родительское убеждение – ребёнок будущий поэт! Только он об этом ещё не догадывается!

Зная о том, что природный талант, в существовании которого сомнений почти не было, требуется развивать ещё с младенчества, я приступила к работе. Начала с чтения стихов вслух. Стихов самых простых и известных: Барто, Чуковский, Маршак. Использовала русские потешки, прибаутки. После многократного прочтения  стала предлагать ребёнку угадать последнее  слово в строчке. Так родилось наше первое стихотворное упражнение. Оно подойдёт для самых маленьких.

Упражнение «Угадай-ка»

Взрослый читает хорошо знакомое ребёнку коротенькое стихотворение, делая паузу перед последним словом в строке, предлагая  закончить фразу.

Плачет маленький енотик,
У него болит…  животик. 
Что ж он кушал на… обед? 
Восемь килограмм  конфет! 

Как у нашего  кота 
Шубка очень…  хороша,
Как у котика усы
Удивительной…  красы, 
Глазки смелые, 
Зубки…  белые.

            Для развития способностей к сочинительству, безусловно, первостепенная задача научить ребёнка подбирать рифмы. Рифма (от греч.-rhythmos - складность, соразмерность) - созвучие концов стихотворных строк. Также есть предположение, что слово рифма пришло к нам из древненемецкого языка: rim - число.
Рифмы чаще всего используются в поэзии и песнях. В их основе  лежит совпадение последних ударных гласных звуков рифмующихся строчек. Рифмовка слов и строк может стать весёлым развлечением в часы досуга, или когда на улице ненастная погода, или  мини-соревнованием: кто придумает больше рифм – папа, мама или ребёнок.

 

Идея следующего упражнения пришла мне, когда сын играл в настольную игру «Найди пару». Он составлял пазл из двух частей с картинками, связанными по смыслу (кошка-котёнок, солнце-подсолнух и.т.д.). Тогда я вырезала из старых журналов (нашла в интернете, а некоторые нарисовала) картинки с весёлыми зверьками, предметами домашнего обихода, игрушками, наклеила их на картон  и предложила Саше новую игру-упражнение.

 

Упражнение «Напарники»

 

Ребёнок получает набор карточек с картинками. Задание: найти и составить пары так, чтобы изображения рифмовались.

 

 

 

ПО-ДУШ-КА

 

КОР-МУШ-КА

 

 

ПТИЧ-КА

 

ЛИ-СИЧ-КА

 

 

 

ЛОЖ-КА

 

КОШ-КА

 

Выполняя это упражнение, ребёнок не только учится находить рифмы, он знакомится с буквами, ведь на карточках обозначены ещё и слова, учится складывать слоги.

Как  любящая мама,  я частенько обращаюсь к своему сыночку ласковыми словами, весёлыми прозвищами (зайка, дружок, котёнок, солнышко). Используя эти слова, приятные и знакомые малышу, можно провести упражнение, используя  двустишья.

 

Упражнение «КАК ТЕБЯ МАМА НАЗЫВАЕТ?»

 

Читаю ребёнку две строчки, а он подсказывает подходящее по рифме слово.

 

Здравствуй, моя детка,

Сладкая… конфетка.

 

Скушал сладкий пирожок

Мой сыночек, мой… дружок.

 

Славный у меня ребёнок,

Ласковый он как… котёнок.

 

            Эта игра, по-моему мнению,  благотворно влияет и на укрепление эмоциональной связи между мамой и малышом.

Самое простое задание для ребёнка – это придумать рифму к предложенному слову. Игра-упражнение называется «ПРИДУМАЙ РИФМУ». Слова  нужно выбирать простые, часто используемые в речи и понятные по смыслу. Сначала – состоящие из одного слога: дом – ком, кот – рот; затем из двух слогов: ёлка – полка, мышкикнижки, затем из трёх  слогов: красота – доброта, пирожок – сапожок и т.д.

А это упражнение мы назвали  так:

 

«ВОЛЕЙБОЛ СО СЛОВАМИ»

 

До начала игры я рассказала сыну как играют в волейбол: после подачи мяча игроки перекидывают его через сетку. Наш «волейбол» будет со словами. «Подающий» (1-й игрок) предлагает слово, на которое «соперник» (2-й игрок) придумывает рифму, и снова очередь первого…

 

РЕЧКА

                                          СВЕЧКА

 


ПЕЧКА                             

                                         ОВЕЧКА

 


ГРЕЧКА

                                        ОСЕЧКА

                             

Когда рифмы иссякают, «подаёт» (предлагает слово) 2-й игрок, и весёлая игра продолжается!

 

Ребёнку всегда интересно и весело, когда он сам становится героем стихотворения. Вставьте имя своего малыша вместо имени героя какого-либо стихотворения, и вы увидите неподдельное внимание и радостную улыбку на лице сына или дочки!

 

САША  очень любит море,
Он туда поедет вскоре.
Будет на волнах плескаться,
Будет плавать он стараться.

 

САША  любит шоколад – 
Он  всегда конфетам рад.
Только сладкое дают,
Если скушает он суп.

 

Это весёлое развлечение может служить опорой к выполнению следующего упражнения.

 

Упражнение «СТИШОК ПРО МЕНЯ»

 

            Родители и ребёнок могут сочинить стихотворение из двух-четырёх строк, используя впечатления от прожитого дня (похода в гости, поездки на поезде, посещения зоопарка). Сочините первую строчку, а продолжение попросите придумать ребёнка.

Вот какой весёлый стишок получился у нас на даче:

Саша просто молодец!

Съел огромный огурец!

 

или после поездки на трамвае:

 

С Сашей мы в трамвайчик сели,

Дружно песенку запели!

 

Маленькие дети знают наизусть много детских стихов и если читать их неправильно, переставлять слова, малыши сразу улавливают это на слух. Предложите сыну или дочке игру-упражнение

 

«КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО?»

 

Переставьте местами несколько слов (конечно же рифмующихся) в известном ребёнку стихотворении и дайте задание устранить неточности, восстановить рифмы. Когда ребёнок будет справляться со знакомыми стихами, предложите ему незнакомое.

 

Вот очень знакомое:

 

У меня телефон зазвонил.

Кто говорит? Слон.

Откуда?

От верблюда!

Надо что вам?

Шоколада!

 

А это не очень знакомое:

 

Пришла весенняя пора,

Из дома детвора вышла!

Все крошки-ребята

Хлопают в ладошки!

Когда ребёнок  осваивает грамоту  можно приготовить набор  карточек со словами и поиграть в игру

 

«ЧТО ЛИШНЕЕ?   КТО ЛИШНИЙ?»

 

На 3-х карточках из 4-х предложенных слова будут рифмоваться, а на одной – нет. Её ребёнок  и должен найти.

 

 

 

КРУЖОК

 

 

 

 

ДРУЖОК

 

 

 

 

ЛУЖОК

 

 

 

 

ЗАМОК

 

 

 

Дети очень любят играть в мяч. Следующее упражнение поможет родителям сделать игру с мячом весёлой, увлекательной и полезной для развития способностей к стихосложению.

 

«РИФМОБОЛ»

   

Правила игры предельно просты. Мама бросает ребёнку мяч и произносит слово, ребёнок бросает мяч обратно и отвечает рифмой (дочка – точка).

 Можно несколько раз рифмовать одно и то же слово: получится рифмованная цепочка: игрушка – ватрушка – старушка – кукушка…).

 

Очень часто используется такая известная форма литературного творчества  как  «БУРИМЕ».

Дайте ребёнку несколько рифмующихся слов и предложите самостоятельно сочинить стихотворение.

Например: сон-слон, идёт-поёт.

Вот творение моего сына:

 

Я увидел как-то сон:

За окном гуляет слон.

Он по Африке идёт,

Громко песенку поёт!

 

И, конечно же, уважаемые родители, проявляйте фантазию, творите, пишите стихи сами, даже если свои поэтические способности вы считаете более чем скромными! Сочиняйте загадки, небылицы, считалки…

 Вот какие загадки придумала я (старалась, чтобы отгадки были в рифму). Вышла настоящая ВИКТОРИНА ДЛЯ ЗНАТОКОВ сказок и стихов  Корнея Ивановича Чуковского.

 Готов нас оттереть до дыр

Хромой и кривоногий…..       («Мойдодыр»)

 

                                   Поможет, если где болит,

                                 Добрейший в мире доктор…..   («Айболит»)

 

        Заглядывает по утрам в оконце

       И согревает всех нас…..    («Краденое солнце»)

 

                              Не удивляйся, если даже слон

                             Заговорит в обычный…..     («Телефон»)

 

       Пищит и вьётся возле уха

      Назойливая…..  («Муха-Цокотуха»)

 

                          Почему-то он очень не любит детей,

                        Неизменно коварный и злой…..    («Бармалей»)

  

 

Обладая умением сочинять стихи, ваш ребёнок может стать участником огромного количества проводимых детских конкурсов, концертов, фестивалей и творческих проектов. Ребёнок сможет раскрыться, реализовать себя, почувствовать вкус успеха, личного признания. А это очень важно! И Вы, родители, тогда с удовольствием сможете разделить с маленьким поэтом  радости творчества!


ВОСПИТАТЬ ПОЭТА? ЭТО ПРОСТО!

ВОСПИТАТЬ ПОЭТА? ЭТО ПРОСТО!

Идея следующего упражнения пришла мне, когда сын играл в настольную игру «Найди пару»

Идея следующего упражнения пришла мне, когда сын играл в настольную игру «Найди пару»

Выполняя это упражнение, ребёнок не только учится находить рифмы, он знакомится с буквами, ведь на карточках обозначены ещё и слова, учится складывать слоги

Выполняя это упражнение, ребёнок не только учится находить рифмы, он знакомится с буквами, ведь на карточках обозначены ещё и слова, учится складывать слоги

САША очень любит море, Он туда поедет вскоре

САША очень любит море, Он туда поедет вскоре

Когда ребёнок осваивает грамоту можно приготовить набор карточек со словами и поиграть в игру «ЧТО

Когда ребёнок осваивает грамоту можно приготовить набор карточек со словами и поиграть в игру «ЧТО

Поможет, если где болит,

Поможет, если где болит,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2021