Шпоргалка предназначена для воспитанников подготовительной группы детского сада по обучению грамоте и учеников начальной школы по русскому языку, а  также для родителей. в данном пособии кратко представлена характеристика звуков и букв русского алфавита., которая поможет в подготовке домашних и классных  заданий.
            
        
        
        
                    
                
                    Одно из значений слова  «фонетика»   звуковой состав языка.
Освоение   ребенком   звукового   состава   языка   лежит   в   основе
развития   речи.   Иными   словами,   особенность   формирования
речи ребенка  напрямую  зависит  от его способности  слышать,
узнавать и различать речевые звуки. Обучая ребенка чтению и
развивая фонематический слух, следует помнить:
 Наша речь состоит из предложений.
 Предложение – это законченная мысль.
 Предложения состоят из слов.
 Слова состоят из звуков.
Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Буква – это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки  – звуки, которые можно петь голосом (выше
ниже),   при   этом   воздух,   выходящий   изо   рта   не   встречает
преграды.
В русском языке шесть гласных звуков:[А] [О] [У] [И] [Э] [Ы]
На схемах гласные звуки обозначаются    
Гласных букв  десять:   «А»,   «О»,   «У»,   «И»,   «Э»,   «Ы»,   «Я»,
«Ю», «Е», «Ё».
Шесть   гласных   букв:   «А»,   «О»,   «У»,   «И»,   «Э»,   «Ы»   
соответствуют звукам.
Четыре   гласные   буквы   –   йотированные,   т.   е.   обозначают   два
звука:   («Я»      [йа],   «Ю»      [йу],   «Е»      [йэ],   «Ё»      [йо]   )   в
следующих случаях:
 В начале слова (яма, юла);
 После гласного звука (маяк, заюшка);
 После мягкого и твердого знаков (семья, подъем);
 В   остальных   случаях   (после   согласных)   йотированные
гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди
стоящего согласного звука и гласный звук и гласный звук:
«Я»  [а], «Ё»  [о], «Ю»  [у], «Е»  [э] (береза, мяч).
Согласные звуки – звуки которые нельзя петь, так как воздух
выходящий изо рта при их произнесении встречает преграду.
Глухость   и   звонкость  согласных   звуков   определяются   по
работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на
горло. 
Глухие   согласные   звуки  (голосовые   связки   не   работают,   то
есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Щ] [Ш]
[Ч].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть
горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
Твердость   и   мягкость  согласных   звуков   определяются   на
слух. 
Согласные звуки: [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С]
[Т] [Ф] [Х] могут быть 
 Твердыми  (если после них стоят гласные буквы   «А»,
 Мягкими  (если   после   них   стоят   гласные   буквы:   «И»,
«О», «Э», «Ы», «У»).
«Е», «Ё», «Ю», «Я».
Всегда твердые согласные: [Ш] [Ж] [Ц]
Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ]
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются 
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются  
Подбирая   слова   для   игр   со   звуками,   следует   помнить,   что
звонкие согласные звуки оглушаются на конце слова: гри[п]  –
гриб, медве[ть] – медведь и т. д.
Последовательность работы над звуком:
 Знакомство со звуком (выделение его на слух).
 Определение 
характеристик   звука   (гласный   или
согласный), (глухой или звонкий).«Скажи наоборот»  Взрослый проговаривает два, три звука, а
дети должны произнести их в обратном порядке.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Каменская средняя школа Мезенского района»
(Структурное подразделение детский сад №2 «Журавушка»)
Шпаргалка
 
 Выделение  на слуховом уровне из ряда другиз звуков,
слогов, слов.
 Определение места звука в слове.
 Определение твердости – мягкости (согласных звуков).
 Составление слогов, слов из заданных звуков.
Последовательность работы над буквой:
 Знакомство  с   буквой:   рассматривание,   сравнивание   с
предметами окружающей действительности (на что буква
похожа).
 Выделение её элементов.
 Прослушивание стихотворения о букве.
 Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
 Прорисовывание буквы на листке по образцу.
 Чтение слогов  с изучаемой буквой.
Игры:
«Услышишь   –   хлопни»     Взрослый   произносит   ряд   звуков
(слогов,   слов);   а   ребенок,   услышав   заданный   звук,   хлопает   в
ладоши.
«Внимательный слушатель»  Взрослый произносит слова, а
дети   определяют   место   заданного   звука   в   каждом   из   них
(начало, середина или конец слова).
«Нужное слово» по заданию взрослого дети произносят слова
с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий   глаз»     Детям   предлагается   найти   в   окружающей
обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и
определить его место в слове.
«Сложи   звук»     Взрослый   произносит   ряд   звуков,   а   дети
проговаривают   составленные   из   них   слоги   и   слова,   например
[М] [А] – ма, [Н] [О] [С] – нос.Учительлогопед: Коршакова Анастасия Владимировна
2016