Шпоргалка предназначена для воспитанников подготовительной группы детского сада по обучению грамоте и учеников начальной школы по русскому языку, а также для родителей. в данном пособии кратко представлена характеристика звуков и букв русского алфавита., которая поможет в подготовке домашних и классных заданий.
Одно из значений слова «фонетика» звуковой состав языка.
Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе
развития речи. Иными словами, особенность формирования
речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать,
узнавать и различать речевые звуки. Обучая ребенка чтению и
развивая фонематический слух, следует помнить:
Наша речь состоит из предложений.
Предложение – это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Буква – это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше
ниже), при этом воздух, выходящий изо рта не встречает
преграды.
В русском языке шесть гласных звуков:[А] [О] [У] [И] [Э] [Ы]
На схемах гласные звуки обозначаются
Гласных букв десять: «А», «О», «У», «И», «Э», «Ы», «Я»,
«Ю», «Е», «Ё».
Шесть гласных букв: «А», «О», «У», «И», «Э», «Ы»
соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы – йотированные, т. е. обозначают два
звука: («Я» [йа], «Ю» [йу], «Е» [йэ], «Ё» [йо] ) в
следующих случаях:
В начале слова (яма, юла);
После гласного звука (маяк, заюшка);
После мягкого и твердого знаков (семья, подъем);
В остальных случаях (после согласных) йотированные
гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди
стоящего согласного звука и гласный звук и гласный звук:
«Я» [а], «Ё» [о], «Ю» [у], «Е» [э] (береза, мяч).
Согласные звуки – звуки которые нельзя петь, так как воздух
выходящий изо рта при их произнесении встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по
работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на
горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то
есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Щ] [Ш]
[Ч].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть
горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на
слух.
Согласные звуки: [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С]
[Т] [Ф] [Х] могут быть
Твердыми (если после них стоят гласные буквы «А»,
Мягкими (если после них стоят гласные буквы: «И»,
«О», «Э», «Ы», «У»).
«Е», «Ё», «Ю», «Я».
Всегда твердые согласные: [Ш] [Ж] [Ц]
Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ]
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются
Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что
звонкие согласные звуки оглушаются на конце слова: гри[п] –
гриб, медве[ть] – медведь и т. д.
Последовательность работы над звуком:
Знакомство со звуком (выделение его на слух).
Определение
характеристик звука (гласный или
согласный), (глухой или звонкий).«Скажи наоборот» Взрослый проговаривает два, три звука, а
дети должны произнести их в обратном порядке.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Каменская средняя школа Мезенского района»
(Структурное подразделение детский сад №2 «Журавушка»)
Шпаргалка
Выделение на слуховом уровне из ряда другиз звуков,
слогов, слов.
Определение места звука в слове.
Определение твердости – мягкости (согласных звуков).
Составление слогов, слов из заданных звуков.
Последовательность работы над буквой:
Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с
предметами окружающей действительности (на что буква
похожа).
Выделение её элементов.
Прослушивание стихотворения о букве.
Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
Прорисовывание буквы на листке по образцу.
Чтение слогов с изучаемой буквой.
Игры:
«Услышишь – хлопни» Взрослый произносит ряд звуков
(слогов, слов); а ребенок, услышав заданный звук, хлопает в
ладоши.
«Внимательный слушатель» Взрослый произносит слова, а
дети определяют место заданного звука в каждом из них
(начало, середина или конец слова).
«Нужное слово» по заданию взрослого дети произносят слова
с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз» Детям предлагается найти в окружающей
обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и
определить его место в слове.
«Сложи звук» Взрослый произносит ряд звуков, а дети
проговаривают составленные из них слоги и слова, например
[М] [А] – ма, [Н] [О] [С] – нос.Учительлогопед: Коршакова Анастасия Владимировна
2016