Шпоргалка по русскому языку

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 29.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Шпоргалка предназначена для воспитанников подготовительной группы детского сада по обучению грамоте и учеников начальной школы по русскому языку, а также для родителей. в данном пособии кратко представлена характеристика звуков и букв русского алфавита., которая поможет в подготовке домашних и классных заданий.
Иконка файла материала шпора 2.docx
Одно из значений слова  «фонетика»  ­ звуковой состав языка. Освоение   ребенком   звукового   состава   языка   лежит   в   основе развития   речи.   Иными   словами,   особенность   формирования речи ребенка  напрямую  зависит  от его способности  слышать, узнавать и различать речевые звуки. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:  Наша речь состоит из предложений.  Предложение – это законченная мысль.  Предложения состоят из слов.  Слова состоят из звуков. Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это то, что мы видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки  – звуки, которые можно петь голосом (выше­ ниже),   при   этом   воздух,   выходящий   изо   рта   не   встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков:[А] [О] [У] [И] [Э] [Ы] На схемах гласные звуки обозначаются     Гласных букв  десять:   «А»,   «О»,   «У»,   «И»,   «Э»,   «Ы»,   «Я», «Ю», «Е», «Ё». Шесть   гласных   букв:   «А»,   «О»,   «У»,   «И»,   «Э»,   «Ы»   ­ соответствуют звукам. Четыре   гласные   буквы   –   йотированные,   т.   е.   обозначают   два звука:   («Я»   ­   [йа],   «Ю»   ­   [йу],   «Е»   ­   [йэ],   «Ё»   ­   [йо]   )   в следующих случаях:  В начале слова (яма, юла);  После гласного звука (маяк, заюшка);  После мягкого и твердого знаков (семья, подъем);  В   остальных   случаях   (после   согласных)   йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук и гласный звук: «Я» ­ [а], «Ё» ­ [о], «Ю» ­ [у], «Е» ­ [э] (береза, мяч). Согласные звуки – звуки которые нельзя петь, так как воздух выходящий изо рта при их произнесении встречает преграду. Глухость   и   звонкость  согласных   звуков   определяются   по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.  Глухие   согласные   звуки  (голосовые   связки   не   работают,   то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Щ] [Ш] [Ч]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р]. Твердость   и   мягкость  согласных   звуков   определяются   на слух.  Согласные звуки: [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть   Твердыми  (если после них стоят гласные буквы   «А»,  Мягкими  (если   после   них   стоят   гласные   буквы:   «И», «О», «Э», «Ы», «У»). «Е», «Ё», «Ю», «Я». Всегда твердые согласные: [Ш] [Ж] [Ц] Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ] Твердые согласные звуки на схемах обозначаются  Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются   Подбирая   слова   для   игр   со   звуками,   следует   помнить,   что звонкие согласные звуки оглушаются на конце слова: гри[п]  – гриб, медве[ть] – медведь и т. д. Последовательность работы над звуком:  Знакомство со звуком (выделение его на слух).  Определение  характеристик   звука   (гласный   или согласный), (глухой или звонкий).«Скажи наоборот» ­ Взрослый проговаривает два, три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района» (Структурное подразделение детский сад №2 «Журавушка») Шпаргалка    Выделение  на слуховом уровне из ряда другиз звуков, слогов, слов.  Определение места звука в слове.  Определение твердости – мягкости (согласных звуков).  Составление слогов, слов из заданных звуков. Последовательность работы над буквой:  Знакомство  с   буквой:   рассматривание,   сравнивание   с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).  Выделение её элементов.  Прослушивание стихотворения о букве.  Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.  Прорисовывание буквы на листке по образцу.  Чтение слогов  с изучаемой буквой. Игры: «Услышишь   –   хлопни»  ­   Взрослый   произносит   ряд   звуков (слогов,   слов);   а   ребенок,   услышав   заданный   звук,   хлопает   в ладоши. «Внимательный слушатель» ­ Взрослый произносит слова, а дети   определяют   место   заданного   звука   в   каждом   из   них (начало, середина или конец слова). «Нужное слово»­ по заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. «Зоркий   глаз»  ­   Детям   предлагается   найти   в   окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове. «Сложи   звук»  ­   Взрослый   произносит   ряд   звуков,   а   дети проговаривают   составленные   из   них   слоги   и   слова,   например [М] [А] – ма, [Н] [О] [С] – нос.Учитель­логопед: Коршакова Анастасия Владимировна 2016