РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ(SYLLABUS)
1.НАЗВАНИЕ, НОМЕР (КОД) КУРСА И КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ |
|||||
название курса |
код курса |
количество кредитов |
|||
Психология |
Psi 2203 |
3 |
|||
2.КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
|||||
Ф.И.О. |
время и место проведения |
контактная связь |
|||
Калиниченко Оксана Викторовна |
лекции |
семинары |
СРСП |
каб. 733 |
|
по расписанию |
по расписанию |
по расписанию |
|||
3.КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА |
|||||
цель |
способствовать становлению профессионального самосознания будущих педагогов посредством формирования психологической культуры. |
||||
задачи |
- систематизировать знания студентов о механизмах и закономерностях развития психики человека; - развивать у студентов психологическую компетентность (способности, умения, знания); - совершенствовать методы и приемы самопознания и саморазвития; - сформировать знания студентов о современных научных достижениях в области психологии в Республике Казахстан и за рубежом, о ведущих тенденциях и направлениях современной психологической науки. |
||||
формируемые компетенции |
В результате изучения курса студенты должны: - знать современное состояние психологии, понятийный аппарат описания психики человека; - иметь представление о психологических особенностях личности человека в онтогенезе; - уметь использовать теоретические знания по психологии в профессиональной педагогической деятельности; анализировать поступки и действия школьников; уметь квалифицировать педагогическую ситуацию с позиции психологических знаний, строить в соответствии с ними образовательный процесс, а также собственную профессиональную деятельность и саморазвитие. Изучение курса предполагает следующие виды занятий: лекции, практические, СРОП СРС. |
||||
4.ПРЕРЕКВИЗИТЫ И ПОСТРЕКВИЗИТЫ ДИСЦИПЛИНЫ: |
|||||
Пререквизиты |
Философия, Физиология ЦНС И ВНД, Социология, Педагогика, Культурология |
||||
Постреквизиты |
Теория и методика воспитательной работы, Психология общения, Психология личности, Психолого-педагогическая диагностика и другие отрасли психологической науки |
||||
5 .ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Название темы |
литература |
количество часов |
используемый демонстрационный материал и техническое оборудование (обеспечение) |
|||||
лек. |
сем. |
СРСП (ауд.)+СРСП (внеауд.) |
СРС |
||||||
1. |
Предмет, задачи и методы психологии |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-9, 11-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс |
||
2. |
Психика и сознание |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации схемы мультимедийный комплекс |
||
3. |
Психологическая характеристика деятельности |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс |
||
4. |
Проблема личности в психологии |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс
|
||
5. |
Ощущение |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс
|
||
6. |
Восприятие |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс |
||
7. |
Внимание и память |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс |
||
8. |
Мышление и воображение |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс
|
||
9. |
Речь |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 5-8, 11-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс |
||
10 |
Эмоции и чувства |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс |
||
11. |
Воля |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс |
||
12. |
Психология межличностного общения |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс
|
||
13. |
Темперамент |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс
|
||
14. |
Характер |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс
|
||
15. |
Способности |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
2 ч. |
1 ч. |
1ч.+2ч. |
3 ч. |
презентации, схемы мультимедийный комплекс
|
||
|
Всего |
|
30 |
15 |
15+30 |
45 |
|
||
6.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный курс
неделя |
тема |
содержание |
1. |
Предмет, задачи и методы психологии |
План 1. Предмет, теоретические и прикладные задачи психологии. 2. Основные этапы развития психологической науки. 3. Связь психологии с другими науками. Основные отрасли психологии. 4. Методологические принципы и методы исследования в психологии. |
2. |
Психика и сознание |
План 1. Понятие о психике, мозг и психика. 2. Основные этапы развития психики в филогенезе. 3. Сознание как высшая форма развития психики: структура, содержание, функции и состояния сознания. 4. Неосознаваемые психические процессы, сознание и бессознательное. 5. Сознание и самосознание. |
3. |
Психологическая характеристика деятельности |
План 1. Понятие деятельности в психологии. 2. Физиология деятельности и активности. 3. Виды и структура деятельности. 4. Основные теории деятельности. 5. Мотивация и деятельность. 6. Психологические теории мотивации. |
4. |
Проблема личности в психологии |
План 1. Общее понятие о личности. Человек как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. 2. Структура личности. 3. Теории личности. 4. Формирование и развитие личности. Самосознание личности. |
5. |
Ощущение |
План 1. Ощущения - основа познания. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. 2. Физиологические основы ощущений. 3. Классификация видов ощущений. 4. Закономерности ощущений. 5. Развитие сенсорно-перцептивной сферы школьника. |
6. |
Восприятие |
План 1. Понятие о восприятии и его физиологические основы. 2. Виды и свойства восприятия. 3. Основные теории восприятия. 4. Иллюзии восприятия. |
7. |
Внимание и память |
План 1. Понятие, функции и свойства внимания. 2. Виды внимания. 3. Общая характеристика и определение памяти. 4. Основные механизмы и процессы памяти. 5. Виды памяти. 6. Психологические теории памяти. 7. Методы развития внимания и памяти школьников. |
8. |
Мышление и воображение |
План 1. Определение мышления, его виды и формы. 2. Свойства и функции мышления. 3. Виды мыслительных операций. 4. Психологические теории мышления. 5. Когнитивная модель обработки информации. Проблема искусственного интеллекта. 6. Общая характеристика воображения, его функции, свойства и виды. 7. Способы создания образов воображения. 8. Развитие воображения школьников. Роль воображения в творческой деятельности. |
9. |
Речь |
План 1. Понятие речи и языка. 2. Виды и функции речи. 3. Речевые процессы: говорение, слушание, чтение и письмо. 4. Речь и мышление. 5. Развитие речи у школьников. |
10. |
Эмоции и чувства |
План 1. Общее понятие об эмоциях, их функции и свойства. 2. Основные виды и формы эмоций. 3. Психологическая характеристика чувств. Высшие чувства. 4. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности школьника. |
11. |
Воля |
План 1. Общее понятие о воле и ее физиологические основы. 2. Основные теории воли. 3. Структура волевой регуляции деятельности. 4. Волевые свойства личности. 5. Развитие воли школьников. |
12. |
Психология межличностного общения |
План 1. Понятие и функции общения. 2. Виды и структура общения. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. 3. Средства, методы и техники общения. 4. Роль общения в межличностных отношениях. Понятие педагогического общения. |
13. |
Темперамент |
План 1. Физиологические основы темперамента и его свойства. 2. Общий обзор теорий темперамента. 3. Психологические характеристики типов темперамента. 4. Темперамент и личность. Учет типа темперамента школьников в учебно-воспитательном процессе. |
14. |
Характер |
План 1. Понятие, структура и формы проявления характера. 2. Типологии характера. 3. Акцентуации характера. 4. Закономерности формирования характера школьников. |
15. |
Способности |
План 1. Понятие и виды способностей. 2. Уровни развития способностей. 3. Психологические теории способностей. 4. Развитие способностей у школьников. |
Семинарские занятия
неделя |
тема |
содержание |
1. |
Предмет, задачи и методы психологии |
План 1. Предмет, теоретические и прикладные задачи психологии. 2. Основные этапы развития психологической науки. 3. Связь психологии с другими науками. Основные отрасли психологии. 4. Методологические принципы и методы исследования в психологии. |
2. |
Психика и сознание |
План 1. Понятие о психике, мозг и психика. 2. Основные этапы развития психики в филогенезе. 3. Сознание как высшая форма развития психики: структура, содержание, функции и состояния сознания. 4. Неосознаваемые психические процессы, сознание и бессознательное. 5. Сознание и самосознание. |
3. |
Психологическая характеристика деятельности |
План 1. Понятие деятельности в психологии. 2. Физиология деятельности и активности. 3. Виды и структура деятельности. 4. Основные теории деятельности. 5. Мотивация и деятельность. 6. Психологические теории мотивации. |
4. |
Проблема личности в психологии |
План 1. Общее понятие о личности. Человек как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. 2. Структура личности. 3. Теории личности. 4. Формирование и развитие личности. Самосознание личности. |
5. |
Ощущение |
План 1. Ощущения - основа познания. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. 2. Физиологические основы ощущений. 3. Классификация видов ощущений. 4. Закономерности ощущений. 5. Развитие сенсорно-перцептивной сферы школьника. |
6. |
Восприятие |
План 1. Понятие о восприятии и его физиологические основы. 2. Виды и свойства восприятия. 3. Основные теории восприятия. 4. Иллюзии восприятия. |
7. |
Внимание и память |
План 1. Понятие, функции и свойства внимания. 2. Виды внимания. 3. Общая характеристика и определение памяти. 4. Основные механизмы и процессы памяти. 5. Виды памяти. 6. Психологические теории памяти. 7. Методы развития внимания и памяти школьников. |
8. |
Мышление и воображение |
План 1. Определение мышления, его виды и формы. 2. Свойства и функции мышления. 3. Виды мыслительных операций. 4. Психологические теории мышления. 5. Когнитивная модель обработки информации. Проблема искусственного интеллекта. 6. Общая характеристика воображения, его функции, свойства и виды. 7. Способы создания образов воображения. 8. Развитие воображения школьников. Роль воображения в творческой деятельности. |
9. |
Речь |
План 1. Понятие речи и языка. 2. Виды и функции речи. 3. Речевые процессы: говорение, слушание, чтение и письмо. 4. Речь и мышление. 5. Развитие речи у школьников. |
10. |
Эмоции и чувства |
План 1. Общее понятие об эмоциях, их функции и свойства. 2. Основные виды и формы эмоций. 3. Психологическая характеристика чувств. Высшие чувства. 4. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности школьника. |
11. |
Воля |
План 1. Общее понятие о воле и ее физиологические основы. 2. Основные теории воли. 3. Структура волевой регуляции деятельности. 4. Волевые свойства личности. 5. Развитие воли школьников. |
12. |
Психология межличностного общения |
План 1. Понятие и функции общения. 2. Виды и структура общения. Коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. 3. Средства, методы и техники общения. 4. Роль общения в межличностных отношениях. Понятие педагогического общения. |
13. |
Темперамент |
План 1. Физиологические основы темперамента и его свойства. 2. Общий обзор теорий темперамента. 3. Психологические характеристики типов темперамента. 4. Темперамент и личность. Учет типа темперамента школьников в учебно-воспитательном процессе. |
14. |
Характер |
План 1. Понятие, структура и формы проявления характера. 2. Типологии характера. 3. Акцентуации характера. 4. Закономерности формирования характера школьников. |
15. |
Способности |
План 1. Понятие и виды способностей. 2. Уровни развития способностей. 3. Психологические теории способностей. 4. Развитие способностей у школьников. |
ЗАДАНИЯ СРСП
неделя |
тема |
литература |
содержание задания |
1. |
Предмет, задачи и методы психологии |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-9, 11-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: психика, сознание, детерминизм, до научная психология, отражение, анализатор, бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, социометрия, интроспекция, тест. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
2. |
Психика и сознание |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: онтогенез, филогенез, эволюция, условный рефлекс, безусловный рефлекс, рефлексия, раздражимость, поведение, инстинкт, научение, интеллектуальное поведение, сознание, бессознательное, принцип единства сознания и деятельности. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
3. |
Психологическая характеристика деятельности |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: деятельность, активность, действие, интериоризация, экстериоризация, игра, учение, труд, навык, умение, привычка, цель деятельности, мотив деятельности, мотивация, операция. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
4. |
Проблема личности в психологии |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: индивид, индивидуальность, личность, активность, направленность личности, мировоззрение, идеал, уровень притязаний, ролевые ожидания, социальная роль, интерес, фрустрация, самосознание, самооценка, деперсонализация, желание, интерес, ценности. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
5. |
Ощущение |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: ощущение, абсолютная чувствительность, относительная чувствительность, интероцептивные ощущения, экстерацептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, рецептор, сенсорный. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
6. |
Восприятие |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: восприятие, апперцепция, перцептивная деятельность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, структурность восприятия, предметность восприятия, константность восприятия, избирательность восприятия, иллюзия восприятия, автокинетический эффект, аккомодация, конвергенция, галлюцинации, гештальт, гештальтпсихология, осмысленность восприятия, психофизиологическая проблема, фантом конечности, фи-феномен. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
7. |
Внимание и память |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: внимание, оптимальный очаг возбуждения, доминантный очаг возбуждения, произвольное внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, рассеянность, сосредоточенность внимания, переключаемость внимания, распределение внимания, объем внимания, колебания внимания, сосредоточенность, память, забывание, воспроизведение, реминисценция, долговременная память, кратковременная память, оперативная память, образная память, словесно-логическая память, эйдетизм, амнезия, ассоциация, припоминание. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
8. |
Мышление и воображение |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: анализ, синтез, обобщение, понятие, суждение, умозаключение, наглядно-образное мышление, практическое мышление, словесно-логическое мышление, инсайт, интеллект, воображение, агглютинация, творчество, фантазия, вдохновение, гиперболизация, грезы, мечты, анализ, абстрагирование, синтез, представление. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
9. |
Речь |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 5-8, 11-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: речь, язык, значение, смысл, письменная речь, устная речь, афазия, вербальный, невербальный, внутренняя речь, вторая сигнальная система, жест, знак, пантомимика, символ Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
10. |
Эмоции и чувства |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: чувство, эмоции, аффект, настроение, страсть, стресс, импульсивность, амбивалентность чувств, апатия, аттракция, бред, депрессия, дистресс, любовь, паника, симпатия, тревожность, эйфория, эмоциональность. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
11. |
Воля |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: воля, импульсивность, саморегуляция Вид контроля СРСП – анализ содержания таблиц и схем |
12. |
Психология межличностного общения |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: группа, групповая динамика, коллектив, референтная группа, лидер, социограмма, психологический климат, социометрический критерий, диффузная группа, корпорация, отверженный, изолированный, психологическая совместимость, сплочённость, аффилиация, психологический барьер, большая группа, идентификация, интеракция, коммуникация, межличностный конфликт, мимика, социальные нормы, общение, девиантное поведение, соперничество, сотрудничество, социальный стереотип, социальная фасилитация, социальная ингибиция. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
13. |
Темперамент |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: темперамент, пластичность, ригидность, реактивность, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
14. |
Характер |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: акцентуация, характер, поступок, внушаемость, каузальная атрибуция, интроверсия, интуиция, инфантилизм, комплекс неполноценности, внутриличностный конфликт, конформность, психологический кризис, локус контроля, невротизм, негативизм, предрассудок, просоциальное поведение, решительность, самоактуализация, самообладание, совесть, сопереживание, черта личности, честолюбие, эгоцентризм, экстраверсия, эмпатия. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
15. |
Способности |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
Дать определение в тетради следующим понятиям: гений, задатки, склонность, способность, талант, общие способности, специальные способности, одаренность. Вид контроля СРСП – терминологический диктант |
ЗАДАНИЯ НА СРС
№ |
Тема, задание, виды самостоятельной работы |
количество часов |
литература |
срок сдачи неделя |
форма отчётности |
1 |
Предмет, задачи и методы психологии Дать определение в тетради следующим понятиям: психика, сознание, детерминизм, до научная психология, отражение, анализатор, бихевиоризм, фрейдизм, гештальтпсихология, эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, социометрия, интроспекция, тест. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-9, 11-14 |
1 неделя |
терминологический диктант |
2 |
Психика и сознание Дать определение в тетради следующим понятиям: онтогенез, филогенез, эволюция, условный рефлекс, безусловный рефлекс, рефлексия, раздражимость, поведение, инстинкт, научение, интеллектуальное поведение, сознание, бессознательное, принцип единства сознания и деятельности. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-14 |
2 неделя |
терминологический диктант |
3 |
Психологическая характеристика деятельности Дать определение в тетради следующим понятиям: деятельность, активность, действие, интериоризация, экстериоризация, игра, учение, труд, навык, умение, привычка, цель деятельности, мотив деятельности, мотивация, операция. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-14 |
3 неделя |
терминологический диктант |
4 |
Проблема личности в психологии Дать определение в тетради следующим понятиям: индивид, индивидуальность, личность, активность, направленность личности, мировоззрение, идеал, уровень притязаний, ролевые ожидания, социальная роль, интерес, фрустрация, самосознание, самооценка, деперсонализация, желание, интерес, ценности. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-14 |
4 неделя |
терминологический диктант |
5 |
Ощущение Дать определение в тетради следующим понятиям: ощущение, абсолютная чувствительность, относительная чувствительность, интероцептивные ощущения, экстерацептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, рецептор, сенсорный. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
5 неделя |
терминологический диктант |
6 |
Восприятие Дать определение в тетради следующим понятиям: восприятие, апперцепция, перцептивная деятельность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, структурность восприятия, предметность восприятия, константность восприятия, избирательность восприятия, иллюзия восприятия, автокинетический эффект, аккомодация, конвергенция, галлюцинации, гештальт, гештальтпсихология, осмысленность восприятия, психофизиологическая проблема, фантом конечности, фи-феномен. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
6 неделя |
терминологический диктант |
7 |
Внимание и память Дать определение в тетради следующим понятиям: внимание, оптимальный очаг возбуждения, доминантный очаг возбуждения, произвольное внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, рассеянность, сосредоточенность внимания, переключаемость внимания, распределение внимания, объем внимания, колебания внимания, сосредоточенность, память, забывание, воспроизведение, реминисценция, долговременная память, кратковременная память, оперативная память, образная память, словесно-логическая память, эйдетизм, амнезия, ассоциация, припоминание. |
4 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
7 неделя |
терминологический диктант |
8 |
Мышление и воображение Дать определение в тетради следующим понятиям: анализ, синтез, обобщение, понятие, суждение, умозаключение, наглядно-образное мышление, практическое мышление, словесно-логическое мышление, инсайт, интеллект, воображение, агглютинация, творчество, фантазия, вдохновение, гиперболизация, грезы, мечты, анализ, абстрагирование, синтез, представление. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
8 неделя |
терминологический диктант |
9 |
Речь Дать определение в тетради следующим понятиям: речь, язык, значение, смысл, письменная речь, устная речь, афазия, вербальный, невербальный, внутренняя речь, вторая сигнальная система, жест, знак, пантомимика, символ |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 5-8, 11-14 |
9 неделя |
терминологический диктант |
10 |
Эмоции и чувства Дать определение в тетради следующим понятиям: чувство, эмоции, аффект, настроение, страсть, стресс, импульсивность, амбивалентность чувств, апатия, аттракция, бред, депрессия, дистресс, любовь, паника, симпатия, тревожность, эйфория, эмоциональность. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
10 неделя |
терминологический диктант |
11 |
Воля Дать определение в тетради следующим понятиям: воля, импульсивность, саморегуляция |
4 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 6-8, 11-14 |
11 неделя |
анализ содержания таблиц и схем |
12 |
Психология межличностного общения Дать определение в тетради следующим понятиям: группа, групповая динамика, коллектив, референтная группа, лидер, социограмма, психологический климат, социометрический критерий, диффузная группа, корпорация, отверженный, изолированный, психологическая совместимость, сплочённость, аффилиация, психологический барьер, большая группа, идентификация, интеракция, коммуникация, межличностный конфликт, мимика, социальные нормы, общение, девиантное поведение, соперничество, сотрудничество, социальный стереотип, социальная фасилитация, социальная ингибиция. |
4 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
12 неделя |
терминологический диктант |
13 |
Темперамент Дать определение в тетради следующим понятиям: темперамент, пластичность, ригидность, реактивность, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
13 неделя |
терминологический диктант |
14 |
Характер Дать определение в тетради следующим понятиям: акцентуация, характер, поступок, внушаемость, каузальная атрибуция, интроверсия, интуиция, инфантилизм, комплекс неполноценности, внутриличностный конфликт, конформность, психологический кризис, локус контроля, невротизм, негативизм, предрассудок, просоциальное поведение, решительность, самоактуализация, самообладание, совесть, сопереживание, черта личности, честолюбие, эгоцентризм, экстраверсия, эмпатия. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
14 неделя |
терминологический диктант |
15 |
Способности Дать определение в тетради следующим понятиям: гений, задатки, склонность, способность, талант, общие способности, специальные способности, одаренность. |
3 |
ОЛ: 1-3 ДЛ: 1-2, 4, 6-8, 10, 12-14 |
15 неделя |
терминологический диктант |
|
ИТОГО |
45 |
|
|
|
8.ПОЛИТИКА КУРСА, АКАДЕМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИКИ
- не опаздывать на занятия;
- не разговаривать на занятиях;
- отключать сотовые телефоны;
- не отвлекаться и не отвлекать товарищей от занятий;
- не пропускать занятия, в случае болезни предоставить справку;
- пропущенные занятия отработать, задания к ним выполнить и сдать;
- активно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов;
- своевременно выполнять задания СРС;
- быть толерантным в отношении к преподавателям и сокурсникам;
- приходить на занятия в одежде, соответствующей учебному заведению.
Посещения не являются критерием выставления оценки. Отсутствие на занятиях даже по уважительной причине не освобождает студента от выполнения заданий по теме.
Практические занятия и СРОП по курсу предполагают ответственность студента за выполнение заданий и самостоятельную подготовку. Задания выдаются на неделю. Если задание не сдано к установленному сроку, может быть применен снижающий коэффициент к баллам по работе. Задания, не соответствующие формальным требованиям, выполненные небрежно, могут быть засчитаны с понижающим коэффициентом или вообще не засчитаны.
9.ВОПРОСЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Дайте определение психологии как науки.
2. В чем состоят различия между научной и житейской психологией?
3. Что является предметом научной психологии?
4. Назовите формы психического отражения.
5. Какие вы знаете функции психики?
6. Какие блоки мозга обеспечивают психическую деятельность человека ?.
7. Какие методы психологических исследований вы знаете?
8. Что такое тест? Какие бывают тесты?
9. Перечислите основные требования к проведению наблюдения.
10. Достоинства и недостатки метода наблюдения.
11. Назовите субъективные и объективные критерии наличия психики.
12. Каковы истоки психики живых существ?
13. Перечислите стадии развития психики.
14. Что такое инстинкт, научение и интеллект у животных?
15. Дать определение деятельности животных и как она изменялась в ходе эволюции.
16. Перечислите формы отражения у животных.
17. Особенности групповых форм поведения животных.
18. Что общего в психике животных и человека?
19. Объясните суть понятия «сознание».
20. Что входит в структуру сознания?
21. Происхождение сознания, Что вы знаете о гипотезе А.Н. Леонтьева?
22. В чём проявляется взаимосвязь развития мозга и сознания?
23. Раскройте роль труда в возникновении сознания.
24. Что относится к неосознаваемым психическим процессам?
25. Виды, типы, формы проявления сознания.
26. Что входит в структуру сознания?
27. Кто занимался изучением бессознательного в зарубежной психологии?
28. Кто занимался изучением бессознательного в советской психологии?
29. Что такое деятельность?
30. Охарактеризуете понятия «побудительные причины деятельности» и «цели деятельности».
31. Охарактеризуйте структуру деятельности.
32. Расскажите об основных положениях теории деятельности.
33. Назовите основные характеристики действий.
34. Расскажите об операциях как структурном элементе деятельности.
35. Что вы знаете о мотивах деятельности?
36. Что такое внутренняя и внешняя деятельность?
37. Как происходит преобразование действий в операции?
38. Что вы знаете о теории физиологии движений Н.А. Бернштейна?
39. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.
40. Раскройте соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность» и «индивидуальность».
41. Что входит в структуру личности?
42. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности
43. В чем состоит суть концепции структуры личности К. К. Платонова?
44. Расскажите о структурном подходе А. Н. Леонтьева.
45. Расскажите о том, как рассматривались проблемы личности в работах А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева.
46. Расскажите об основных формах направленности: влечениях, желании, стремлении, интересах, идеалах, убеждениях.
47. Объясните суть понятия «мотив».
48. Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека.
49. Понятие об общении. Функции общения.
50. Назовите виды и формы общения.
51. Назовите стороны общения.
52. Что такое вербальная и невербальная коммуникация?
53. Что такое деструктивное общение?
54. Что такое группа?
55. Виды групп.
56. Что такое референтная группа?
57. В чём проблема лидерства?
58. В чём суть феномена конформизма?
59. Какую функцию выполняет познавательная сфера личности?
60. Дайте определение ощущению и восприятию.
61. Назовите и охарактеризуйте основные виды ощущений.
62. Назовите и охарактеризуйте основные свойства ощущений.
63. Назовите и охарактеризуйте основные виды восприятия.
64. Назовите и охарактеризуйте основные свойства восприятия.
65. Где находится субъективный образ?
66. Понятие о памяти, роль памяти в жизни человека.
67. Назовите и охарактеризуйте основные процессы памяти.
68. Перечислите основные критерии классификации памяти.
69. Назовите и охарактеризуйте основные виды памяти.
70. Назовите и охарактеризуйте основные свойства внимания.
71. Перечислите и опишите основные виды внимания.
72. Какие факторы вызывают непроизвольное внимание?
73. Какие условия необходимы для возникновения произвольного внимания?
74. Что такое мышление, и какие функции выполняет мышление?
75. Назовите и охарактеризуйте основные виды мышления.
76. Назовите и охарактеризуйте основные мыслительные операции.
77. Что такое воображение, и какие функции выполняет воображение?
78. Назовите и охарактеризуйте основные виды воображения.
79. Что относится к психическим состояниям?
80. Что относится к психическим процессам?
81. Дайте определение характеру и черте характера.
82. Какова генетическая природа характера?
83. В чём выражаются особенности характера как психологического феномена?
84. Для чего необходимо знать типы характера?
85. Определите основные условия формирования характера.
86. Что такое способности, и какова природная предпосылка способностей?
87. Назовите и охарактеризуйте основные виды способностей.
88. Назовите основные факторы, влияющие на развитие способностей.
10.ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Формы контроля знаний студентов
Вид занятия/ форма контроля |
Кол-во баллов в % |
коэффициент |
1 АТТЕСТ, |
2АТТЕСТ. |
Общая итоговая аттестация. Кол-во баллов в % |
Итоговый контроль. Кол-во вопросов /заданий |
||
Кол-во занятий/ заданий |
Кол-во баллов в % |
Кол-во занятий/ заданий |
Кол-во баллов в % |
|||||
Лекции |
0/100 за 1 посещение |
0,1 |
14 занятий |
10 |
16 занятий |
10 |
(1 аттест.+2аттест.)/ 2+ИК 100% или 60 баллов |
- |
Семинары |
50-100 за 1 участие |
0,5 |
7 занятий |
50 |
8 занятий |
50 |
- |
|
СРСП/ СРС |
50-100 за выполнение 1 задания |
0,4 |
7 заданий |
40 |
8 заданий |
40 |
- |
|
Экзамен |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
КТ |
(0-100%) |
- |
- |
- |
- |
- |
|
40 тестовых заданий |
Всего баллов (в %) |
- |
- |
- |
100% или 30 баллов |
- |
100% или 30 баллов |
(1Атт.+2 Атт.)/2 + ИК |
Рейтинговая система оценки знаний студентов по дисциплине
«Психология»
Таблица 1 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля.
№ |
Вид итогового контроля |
Виды контроля |
Баллы и % |
|
|
Текущий контроль |
60 баллов или 100% (10 +50 +40) |
Итоговый контроль |
40 баллов 100% |
||
Общая сумма |
100 баллов / 100% |
Таблица 2. График учебного процесса по дисциплине «Психология и развитие человека»
Недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Вид контроля |
ТК |
ТК |
ТК |
ТК |
ТК |
ТК |
АК |
ТК |
ТК |
ТК |
ТК |
ТК |
ТК |
ТК |
АК |
Оценка |
50-100 % |
50-100 % |
50-100 % |
50-100 % |
50-100 % |
50-100 % |
Средн ий % или 30 баллов |
50-100 % |
50-100 % |
50-100 % |
50-100 % |
50-100 % |
50-100 % |
50-100 % |
Средн ий % или 30 баллов |
Таблица 3. Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
№ |
Вид контроля |
На лекции |
Задание на семинар |
Оценка за семинар |
Задание на СРСП |
Оценка за СРСП |
Итоговая оценка |
примечание |
Проводится по трем видам: оценка за лекцию, семинар, участие в СРСП |
Обязательно присутствие ведение конспекта коэффициент 0,1 |
Участие в семинаре, выполнение заданий оценивается о 50 до 100 %, коэффициент 0,5 |
Коэффициент 0,5 |
Участие в СРСП выполнение заданий оценивается от 50 до 100% |
Коэффициент 0,4 |
|
1 |
Текущий контроль 1 |
100% |
Предмет, задачи и методы психологии |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
|
Текущий контроль 2 |
100% |
Психика и сознание |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
3 |
Текущий контроль 3 |
100% |
Психологическая характеристика деятельности |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
4 |
Текущий контроль 4 |
100% |
Проблема личности в психологии |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
5 |
Текущий контроль 5 |
100% |
Ощущение |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
6 |
Текущий контроль 6 |
100% |
Восприятие |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
7 |
Текущий контроль 7 |
100% |
Внимание и память |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
|
Итого за первую аттестацию |
100%-5 баллов |
|
50-100%-25 баллов |
Терминологический диктант |
50-100%-20 баллов |
Общий % 50-100 Общий балл 30 |
8 |
Текущий контроль 1 |
100% |
Мышление и воображение |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
9 |
Текущий контроль 2 |
100% |
Речь |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
10 |
Текущий контроль 3 |
100% |
Эмоции и чувства |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
11 |
Текущий контроль 4 |
100% |
Воля |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
12 |
Текущий контроль 5 |
100% |
Психология межличностного общения |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
13 |
Текущий контроль 6 |
100% |
Темперамент |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
14 |
Текущий контроль 7 |
100% |
Характер |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
15 |
Текущий контроль 8 |
100% |
Способности |
50-100 % |
Терминологический диктант |
50- 100 % |
|
16 |
Итоговый экзамен проводится в форме КТ |
Итоговый контроль |
КТ |
40 б /100% |
|
|
|
17 |
|
Рейтинг дисциплины |
|
100% |
|
|
|
Таблица 4. Распределение рейтинговых баллов по результатам экзамена
Оценка правильности ответов студентов в % |
Баллы |
Оценка |
90-100 |
37-40 |
5 (отлично) |
75-89 |
31-36 |
4 (хорошо) |
74-50 |
20-30 |
3 (удовлетворительно) |
0-49 |
0-19 |
2 (неудовлетворительно) |
Критерии выставления оценок на семинарском,
практическом, лабораторном занятиях и СРОП
Баллы |
Критерии выставления оценки |
|
А |
95-100 |
Демонстрация глубокого и полного знания по теме, изучаемому вопросу; полного понимания сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей. Умение составлять полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно поддерживать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно аргументировано делать анализ, обобщать выводы. Умение устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи. |
А- |
90-94 |
Четко сформулирована проблема, предусмотренная формулировкой вопроса. Содержание ответа изложено достаточно полно в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой. Содержание ответа изложено последовательно. Существенные фактические ошибки отсутствуют. Выводы убедительны и опираются на богатый фактический материал. Но имеются лишь 1-2 незначительных отклонения от темы, предложенной вопросом; 1-2 несущественные фактические ошибки, а также несущественные погрешности другого типа, нарушающие требования, изложенные в критериях соответствия |
В+ |
85-89 |
Знание основного программного материала по теме. Полный и правильный ответ; незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагается в определенной логической последовательности. Но при этом допускается одна негрубая ошибка или не более двух недочетов, и студент может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами. |
В |
80-84 |
Умение самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике, использование научных терминов. Но не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые ошибки в изложении. |
В- |
75-79 |
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются. |
С+ |
70-74 |
В ответе допущены существенные отклонения от темы. Анализ проблемы, предусмотренный вопросом, носит фрагментный, неполный характер. |
С |
65-69 |
Студент лишь в отдельных случаях показал связи изучаемого положения с общими проблемами; знание основных понятий, значимых для ответа на предложенный вопрос, и умение использовать их в процессе ответа. |
С- |
60-64 |
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности, ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но студент понимает разницу между ними. |
D+ |
55-59 |
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); В большом количестве присутствуют грубые фактические ошибки. В ответе студента отсутствует понимание связи анализируемой проблемы с фундаментальными и основополагающими проблемами; |
D |
50-54 |
Не понимание и не знание значительной и основной части программного материала в пределах поставленных вопросов, не способность применения их к решению конкретных вопросов. При ответе допущены грубые ошибки, которые студент не может исправить даже при помощи наводящих вопросов. |
F |
0-49 |
Не усвоено и не раскрыто основное содержание материала; отсутствие выводов и обобщений. Грубейшие ошибки в ответе студента. Существенное отклонение от темы и изучаемой программы в процессе изложения ответа. Отказ от ответа. |
11.ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 2002. - 336 с.
2. Маклаков И. Н. Общая психология. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
3. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004.-705 с.
Дополнительная:
1. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. Схемы. - М.: Владос – Пресс, 2002
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. / Под ред. А. А. Бодалева. - М.-Воронеж, 1996.
3. Ананьев Б.Г. Избранные. психологические. труды. В двух томах. / Под. ред. А. А. Бодалёва. – М.: Педагогика, 1980
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». — М.: Изд-во МГУ, 1990
5. Выготский Л.С. Собр.соч: в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1982.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1999.
7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М,: Просвещение, 1986, - 270 с.
8. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. – М.: Мир, 1992.
9. Ждан А.Н. История психологии. – М.: МГУ, 1996.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения: в 2 – х томах. - М.: Педагогика, 1983.
11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1998.
12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Просвещение, 1995. Кн. 1.
13. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского/. – М,: Просвещение, 1986.- 464с.
14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов/ Дону: Феникс, 2006. -671 с.
5. Методические указания для выполнения курсовых, контрольных и других видов письменных работ.
1. Общие правила написания тезисов.
Тезисы представляют собой сделанные вами выводы и требуют от вас, по крайней мере, их понимания. При проработке любого труда необходимо представлять его в виде структуры, состоящей из цепочек тезисов. Если его записать в виде такой структуры, вы получите скелет денотатной карты (структурная карта предмета, представленная системой понятий) использованного труда. Если в абзаце тезис не обнаружен — значит, вы не поняли логику автора. Тезисы бывают простые и осложненные (включают, кроме главного, еще и второстепенные положения).
2. Особенности различных видов конспектирования и алгоритм составления конспектов.
Существуют два разных способа конспектирования — непосредственное и опосредственное.
Непосредственное конспектирование — это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения. При записи лекций или по ходу семинара этот способ оказывается единственно возможным, так как то и другое разворачивается у вас на глазах и больше не повторится; вы не имеете возможности ни забежать в конец лекции, ни по несколько раз "переслушивать" ее. Именно поэтому такую запись студенты все чаще передоверяют диктофонам. Однако, к сожалению, этим же способом, как правило, они пользуются при конспектировании письменного или печатного текста. Прочитав несколько предложений или абзацев, останавливаются, конспектируют изложенное и переходят к следующему абзацу. Такой способ кажется наиболее простым, очевидным и быстрым. На деле он вообще никуда не годится по следующим причинам.
1. Вы не поймете сути прочитанного, пока не будете держать в голове его взаимосвязи с содержанием дальнейшего и предыдущего изложения. Между тем ни о последующем, ни о предыдущем изложении вы ничего не знаете. О последующем — потому что до него еще не дошли, о предыдущем — потому что, постоянно прерываясь на конспектирование, нарушаете непрерывность восприятия изучаемого текста и неизбежно теряете всякое представление о том, что вы читаете сейчас, вытекает (если вытекает) из того, что вы прочитали и законспектировали на предыдущем этапе.
Соответственно, вы не в состоянии воспринять подлинную суть всего читаемого текста и не можете нормально и экономно изложить ее, а ведь именно в этом и состоит цель конспектирования. То же, что попадет в ваш конспект, часто окажется либо ненужным, либо слишком подробным, а какие-то необходимые вещи вы пропустите. В итоге КПД вашего конспектирования окажется крайне мал.
Для наглядного уяснения сказанного представим себе, что вы должны записать для памяти схему окраски, к примеру, травяной лягушки. При этом вам сообщают, как она выглядит. В итоге останется большая картосхема с указанием расцветки каждого квадратного сантиметра, но в единую систему они у вас в голове не сложатся.
Если же вы сначала осмотрите лягушку в целом, все описание сведется по объему к двум положениям: "Все, кроме брюха и горла, зеленое, брюхо и горло светлые", дающим при этом вполне связное и законченное представление об объекте.
2. Постоянно прерывая чтение ради записи, а запись ради чтения, вы в итоге не сможете воспринять ни текст, ни конспект как осмысленное изложение. Получается парадокс: добросовестно копируя чуть ли не каждое второе слово оригинала, вы встаете из-за стола, как если бы вы вообще никогда в жизни не видели ни текста, ни собственного конспекта, исключая разве что последние абзацы того и другого. Постоянно прерываясь, ваш мозг в значительной степени работал вхолостую, не оставив вам ничего, кроме ощущения некой каши в голове, к тому же стремительно выветривающейся из нее, да подспудного отвращения к теме ваших занятий. Собственный конспект становится для вас китайской грамотой, которую нужно заново читать, как в первый раз.
Причем если вы, как и положено, пользовались при конспектировании сокращениями, то многое в своем конспекте при номинальном "перечитывании" (а по сути, первом чтении!) попросту не поймете. Когда вы конспектировали абзац, вы еще помнили его, и сокращенная запись была в свете этих воспоминаний наполнена для вас смыслом. Но вот вы перешли к следующим главам, непрерывность восприятия нарушилась, воспоминания, не успевшие устояться и закрепиться, мгновенно исчезли, и теперь вы с удивлением смотрите на свои сокращения и стрелочки, диву даваясь, что вы, собственно, хотели этим сказать. Кроме даром потраченных усилий, особенно мучительно сознавать, что еще совсем недавно (конспектируя) вы отлично понимали, о чем идет речь, а теперь — ни в какую. Как же нужно конспектировать?
Опосредственное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно — перечитывания) всего текста до конца. Начинайте конспектировать только тогда, когда вы уясните общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Сам же конспект ведите не в порядке его изложения, а в последовательности этих взаимосвязей: они часто не совпадают, а уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности. Естественно, логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.
При такой работе вам станет ясно, что в каждом месте для вас существенно, что будет заведомо перекрыто содержанием другого пассажа, а что можно вообще опустить. Естественно, что при подобном конспектировании придется компенсировать нарушение порядка изложения текста всякого рода пометками, перекрестными ссылками и уточнениями. Но в этом нет ничего плохого, потому что именно перекрестные ссылки наиболее полно фиксируют внутренние взаимосвязи темы (и, следовательно, вашего конспекта).
Иными словами, такое конспектирование "по уму" — это не что иное, как составление развернутой денотатной карты вашего текста.
Кажущийся недостаток такого способа конспектирования: на первый взгляд, он потребует большего времени, чем предыдущий, поскольку здесь к записи вы можете переходить, лишь прочитав и хорошо обдумав весь текст, состав и организацию использованных в нем материалов и логику построений. Однако этот иллюзорный минус восполняется реальными преимуществами:
а) Времени он отнимет у вас куда меньше, так как к началу записи вы уже будете представлять себе, что вам нужно, а что нет. Саму же запись будете вести непрерывно, а не останавливаясь через шаг на второй (что очень сбивает с ритма и тем самым замедляет весь процесс);
б) И чтение, и конспект вы вели непрерывно; в итоге оба процесса составят осмысленное целостное информационное единство, которое неизмеримо легче запомнить и удержать в голове, чем набор бессвязных информационных отрезков. В результате вы не только получили конспект более или менее понятной проблемы, но уже выучили в той или иной степени сам материал. Конспект придется теперь не столько учить, сколько повторять. Именно о таком конспектировании преподаватели говорят, что с точки зрения овладения материалом оно само по себе лучше прямой "зубрежки" и именно такие конспекты они склонны прощать при употреблении их в качестве шпаргалок. Это и неудивительно: сама подобная шпаргалка доказывает, что ее автор не просто механически переписывал текст, но проработал и освоил его.
Но даже если вы (по необходимости, как при работе на лекции или семинаре) провели "прямое" конспектирование, помните: оно должно быть для вас только первичным сырьем, материалом для дальнейшей работы. Прочтите ваш механический конспект, составьте представление о теме и не поленитесь — перепишите его, создав на основе своих прежних записей новый конспект "по уму", или денотатную карту.
Все сказанное относится к самому простому из конспектов, цель которого — адекватно отобразить данный текст/сообщение и зафиксировать его суть в доступном для использования и повторения виде. Именно такой конспект нужен, как правило, при подготовке к экзамену (где ваша цель — выучить один текст одного учебника). Однако куда чаще вам потребуется один из двух видов "продвинутого" конспекта.
Алгоритм составления селективного конспекта
Он необходим, когда ваша цель — извлечь из текста информацию по определенной теме (для самого этого текста второстепенной или побочной). В этом случае самый эффективный алгоритм работы такой: прочтите текст целиком, отмечая все места, имеющие отношение к интересующей вас теме. Определяйте их, хотя бы по ключевым словам, если нет сил бегло читать.
Вот эти места перечтите уже внимательно. Если сами по себе они непонятны (хотя бы частично), так как увязаны с другими, ничего не поделаешь, освойте и те места. В итоге вы поймете общий состав, содержательные и логические взаимосвязи имеющейся информации по вашей теме и будете воспринимать ее как сложное единство.
Таким образом, вы как бы "исторгли" из исследуемого текста, как из большой матрешки, матрешку поменьше — информационную подсистему, связанную с вашей темой. Сделайте денотатную карту этой подсистемы. Это и будет селективный конспект.
Алгоритм составления сводного конспекта
Бывает так (а так, как правило, и бывает), что вам необходимо проработать несколько различных текстов для создания единой картины. Например, вы должны использовать несколько различных работ для написания текста (реферата, курсовой или раздела дипломной работы). При этом, естественно, понадобятся конспекты этих работ (в целом или, что чаще, применительно к вашей теме). Регламент такой работы заключается в следующем.
1. Сделайте "умный", или селективный, конспект по каждой работе в отдельности.
2. Сравните их. Вы увидите, что в какой-то степени они дополняют, развивают, оспаривают или (там, где исход разногласия очевиден) упраздняют друг друга. Обдумайте возникшие сопоставления.
3. Отталкиваясь от проведенного сопоставления, сведите ваши денотатные схемы в единую денотатную карту всей проблемы (темы, вопроса). Это и есть сводный конспект. По нему в дальнейшем и работайте.
Естественно, при составлении сводного конспекта очень важно не перепутать, какой элемент рассуждения или материала какому из авторов принадлежит. Это нужно и для составления библиографии, справочного аппарата и просто потому, что у вас будет возникать желание вновь вернуться к уже изученной литературе. Допустим, в первый раз вы что-то недооценили, неправильно поняли, но в ходе самой работы осознали свою ошибку и вновь хотите заглянуть в нужный текст. Чтобы знать, откуда взят материал, помечайте на вашей денотатной карте темы рядом с каждым структурным узлом, каждой взаимосвязью, каждым аргументом, откуда вы все это взяли. Например, роль узла у вас играет некий тезис, а рядом с ним написано [1:23—35], [2:44, 48]. Иными словами, рассмотрение этого тезиса содержится в работе, условно закодированной в вашем рабочем списке литературы (не путать с итоговым, где все в алфавитном порядке и вообще красиво) под номером 1 на страницах 23—35 и т. д.
При составлении сводного конспекта, если вы хотите получить действительное содержательно-логическое единство, а не наскоро слепленное механическое соединение схем, вам придется провести самостоятельную творческую работу по их совмещению. Это опять же хорошо: так вы приобретете более ясное представление о вашей теме и, главное, сами сделаете новые наблюдения (или, по крайней мере, довольно точно определите направления и сферы, в которых вам их предстоит сделать). При составлении сводной денотатной карты темы по литературе часто выясняются совершенно новые альтернативы, повороты в развитии темы и аргументы, которые не затрагивала ни одна из использованных вами отдельных работ.
Некоторые дополнительные соображения по конспектированию относятся к тому, что желательно пользоваться сокращениями как общепринятыми, так и авторскими. В этом деле можно достичь, настоящей виртуозности. Ясно, какой экономии времени и объема можно достигать такими методами (в реальной лекции на сегмент, кодируемый таким образом, уйдет минут пять—десять: расскажут-то и о росте мотивации, и о расслоении группы на группировки, и о появлении новых лидеров, и о том, какую роль в реальной группе они играли).
Сводный конспект — отличный метод подготовки к семинару. Как правило, к занятию требуется свести воедино и обдумать информацию из разных источников, приложив некие творческие усилия, а именно все эти проблемы и решает данный конспект. Сделав его, вы обнаруживаете, что, собственно, никакой иной подготовки вам и не нужно.
Не ленитесь перерабатывать ваши письменные или магнитофонные записи лекций (по определению "прямые") в конспект "по уму". Вам покажется, что тем самым вы навлекаете на себя двойную работу, но на самом деле это не так. Во-первых, конспект "по уму" гораздо легче учится сам по себе, во-вторых, вы выучите материал в ходе самого его составления.
Ссылки. Всю интересующую вас информацию сопровождайте точными отсылками, чтобы по ним вы всегда смогли снова ее найти. Стандартная и массовая ошибка первокурсника: увлеченный чтением и обдумыванием, он пренебрегает записью точных сносок, так как уверен, что и без того быстро вспомнит, где он все это читал.
Пока он читает первый десяток книг, эта система, возможно, работает, но, когда он перевалит на второй, "в доме Облонских все смешается" и без сносок он будет как без рук. Полная уверенность в том, что такое-то место он встречал в такой-то работе на 348-й странице (там еще такая картинка была на обороте), себя не оправдает и несчастный проведет лучшие часы своей жизни, разыскивая цитату по всем ста томам изученных им книжек.
В процессе конспектирования ссылки должны быть оформлены так, чтобы вы сами могли по ним точно ориентироваться. Корректное с общей точки зрения оформление вы будете им придавать при написании белового экземпляра письменной работы.
Не забывайте на вашей денотатной карте помечать выходы из интересующей вас темы на смежные. Во-первых, это может пригодиться в будущем при работе над теми самыми смежными темами. Во-вторых, эти выходы указывают на естественные направления развития вашей темы.
Для того чтобы достичь лучшего представления о логико-содержательных взаимосвязях информации в пределах вашей темы, применяйте четыре дополнительных приема.
1. Параллельно с чтением (или, что еще лучше, с перечитыванием) текста записывайте определения, толкования, формулировки, мнения, привлекаемые в качестве аргументов данные. Затем окончательно устанавливайте связи между ними и соответственно перегруппировывайте. Полученная схема и будет денотатной картой. Иначе говоря, сначала вы "натаскиваете в свое логово" все мыслимые элементы денотатной карты и лишь потом, улавливая и перебрасывая разнообразные мостики между ними, воссоздаете ее структуру.
2. Всегда, когда сталкиваетесь с поставленным автором вопросом, мысленно постарайтесь удивиться тому же, чему удивился он. Проверьте, дал ли он все варианты ответа. Проследите судьбу данных им вариантов ответа и выбор, сделанный им между ними: от чего он зависит у автора? Можно ли тут что-нибудь добавить или пересмотреть с вашей точки зрения?
3. Составьте проблемный обзор литературы по теме. Для этого представьте себе, что все работы по теме написал один и тот же автор, а все встречающиеся там споры — это споры с самим собой при обсуждении сложных проблем. В реальности каждый из нас при исследовании любого явления выдвигает и сталкивает друг с другом альтернативные объяснения, отказывается от одного в пользу другого, снова возвращается к первому, колеблется в оценке различных обстоятельств и т.д. Соответственно, выстройте все имеющиеся у вас материалы в логически стройную дискуссию нашего гипотетического автора с самим собой. Блоками получившегося у вас здания будут служить не авторы, а проблемы. Как правило, окажется, что все обсуждение темы может быть представлено как сетка взаимосвязанных задач, каждая из которых имеет несколько вариантов решения (каждый вариант с собственной системой аргументации). Решение данной задачи может вовсе не влиять на решение других. А может, наоборот, определять его (в последнем случае мы сталкиваемся с центральной или узловыми проблемами всей темы). Ваше дело — отобразить всю эту сеть задач и альтернативных вариантов решения в их взаимосвязи. Такое отображение и будет существенной частью денотатной карты вашей темы. Именно частью, а не всей картой, так как вы учитывали только те мнения, данные и решения, которые встречали в литературе, а там могли пропустить и некоторые альтернативы, и некоторые взаимосвязи. Однако полученная вами схема будет добротной "рыбой", которую останется лишь несколько дополнить и переоценить.
4. Для творческого обогащения дискуссии по теме и коррекции денотатной схемы, составленной вами по литературе, полезно применять следующий стандартный прием. Всегда при изучении какой-то проблемы или столкновении с какими-то данными старайтесь поставить себе вопросы: что отсюда может следовать? что здесь может остановить мое внимание и вызвать вопрос? что здесь неочевидного? и почему это неочевидное реализовалось именно так, а не иначе?
3. Особенности составления аннотации
Аннотация - это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Годится в особенности для поверхностной подготовки к коллоквиумам и семинарам, к коим задано проработать определенную литературу. Равным образом годится для предварительных библиографических заметок "самому себе". Строится на основе конспекта, только очень краткого. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о ее тематике. Аннотация строится по стандартной схеме: предметная рубрика (выходные данные; область знания, к которой относится труд; тема или темы труда); поглавная структура труда (или, то же самое, "краткое изложение оглавления"); подробное, поглавное перечисление основных и дополнительных вопросов и проблем, затронутых в труде.
Эссе – прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ним связанные.
Рекомендации по подготовке расширенного эссе
Написание эссе предполагает активность и креативность студента в выполнении поставленной в учебном процессе задачи. Эссе позволяет включать студента в процесс самооценки, рефлексии достигнутых результатов. Эссе, как правило, бывает посвящено какому-то спорному, дискуссионному положению, явлению, событию. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему.
Таким образом, эссе – это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Обучающим предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные любой проблеме. Студенту необходимо проанализировать материал, оперируя различными понятиями, терминами. Логика изложения материала должна отражать видение автором специфики исследуемой проблемы.
Известны различные виды эссе. Как правило, эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:
1. Краткое содержание, в котором:
- определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы (это может быть один тезис);
- дается краткое описание структуры и логики развития материала;
- формулируются основные выводы.
2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.
3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в результате исследования.
4. Библиография.
Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000-5000 слов.
Оценивание эссе осуществляется в соответствии с критериями.
1. Краткое содержание - 10% оценки, если название выбрано адекватно теме, цель ясно определена, предмет исследования представляет интерес с точки зрения науки, установлена связь предмета исследования или выдвинутого тезиса с известными фактами и исследованиями, структура эссе и главные выводы ясно сформулированы.
2. Основная часть и заключение - 75% оценки, если адекватные и уместные свидетельства (из первичных и вторичных источников) в поддержку аргументации отобраны критически и впечатляюще, избранные доказательства, включая различные толкования вопроса там, где это необходимо, критически проанализированы и оценены, аргументация стройна и высказывается логично и последовательно, идеи выражены ясно, выводы соответствуют цели и подкреплены доказательствами.
3. Источники (библиография, примечания) - 15 % оценки, если адекватные, нужные источники определены и использованы эффективно в связи с текстом; ссылки и примечания сделаны и оформлены правильно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.