ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУМИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ҚОСТАНАЙ ЖОҒАРЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ
КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Бекітемін
ОЖ жөніндегі директордың
орынбасары___________
20__ж. «____» _______
СИЛЛАБУС
Пәнінен/Дисциплины/модуля: АП 06 «Фармацевтикалық химия»/СД 06 «Фармацевтическая химия»
Мамандығы/Специальность: 0306000 «Фармация»
Біліктілігі/Квалификация: 0306013 «Фармацевт»
Курс/Курс: II
Семестр/Семестр:III
Бақылау түрі/Форма контроля мемлекеттікемтихан / экзамен
Жалпы сағат саны/Общая трудоемкость всего часов/кредитов KZ – 300/10
СӨЖ/СРО –60
СОӨЖ/СРОП – 20
Аудиториялық/Аудиторные – 40
Симуляция/Симуляция -180
Қостанай, 2020 ж.
Силлабус дисциплины/модуля ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯсоставленпреподавателем Чапаксин И.В.
На основании рабочего учебного плана по специальности 0306000 «Фармация»
Рассмотрен и рекомендован на заседании ЦМК № 1 Общегуманитарных дисциплин
от «28» августа 2020 г., протокол № 1
Председатель ЦМК ____________ Ларькова А.О.
(подпись) (ФИО)
Рассмотрен руководителем НМО/методистом __________ Гаджиева К.С.
(подпись) (ФИО)
Одобрена на заседании Методического Совета
протокол № 5 от «28» августа 2020г.
Председатель МС ______________ Гаджиева К.С. .
Сведения о преподавателе
№ п/п |
Ф.И.О. |
Ученая степень |
Должность |
Курс, который читает |
Электронный адрес |
1. |
Чапаксин Иван Владимирович |
|
преподаватель |
Химия Фармацевтическая химия |
chapaksinevan44@gmail.com ivan.chapaksin.98@bk.ru 87056359990 |
3.1 Введение
Фармацевтическая химия - наука, которая, базируясь на общих законах химических наук, исследует способы получения, строение, физические и химические свойства лекарственных веществ, взаимосвязь между их химической структурой и действием на организм, методы контроля качества и изменения, происходящие при хранении.
Основными методами исследования лекарственных веществ в фармацевтической химии являются анализ и синтез - диалектически тесно связанные между собой процессы, взаимно дополняющие друг друга. Анализ и синтез - мощные средства познания сущности явлений, происходящих в природе.
Задачи, стоящие перед фармацевтической химией, решаются с помощью классических физических, химических и физико-химических методов, которые используются как для синтеза, так и для анализа лекарственных веществ.
Чтобы познать фармацевтическую химию, будущий провизор должен иметь глубокие знания в области общетеоретических химических и медико-биологических дисциплин, физики, математики. Необходимы также прочные знания в области философии, ибо фармацевтическая химия, как и другие химические науки, занимается изучением химической формы движения материи.
Фармацевтическая химия занимает центральное место среди других специальных фармацевтических дисциплин - фармакогнозии, фармацевтической технологии, фармакологии, организации и экономики фармации, токсикологической химии и является своеобразным связующим звеном между ними.
Так, фармакогнозия - наука, изучающая лекарственное растительное сырье и возможности создания из него новых лекарственных веществ. Тесно взаимосвязана фармацевтическая химия с фармацевтической технологией, изучающей методы приготовления лекарственных средств. Они являются объектами для разработки способов фармацевтического анализа. Токсикологическая химия базируется на применении целого ряда тех же методов исследования, что и фармацевтическая химия. В изучении проблем хранения лекарственных средств, а также организации контрольно-аналитической службы тесно связаны с фармацевтической химией организация и экономика фармации. В области исследования взаимосвязи между структурой молекул лекарственных веществ и их действием на организм фармацевтическая химия близко примыкает к фармакологии.
Вместе с тем фармацевтическая химия занимает промежуточное положение между комплексом медико-биологических и химических наук. Объектом применения лекарственных средств является организм больного человека. Исследованием происходящих в нем процессов и лечением занимаются специалисты, работающие в области клинических медицинских наук (терапия, хирургия, акушерство и гинекология и т.д.), а также теоретических медицинских дисциплин: анатомии, физиологии и др. Многообразие применяемых в медицине лекарственных средств требует совместной работы врача и провизора при лечении больного.
Являясь прикладной наукой, фармацевтическая химия базируется на теории и законах таких химических наук, как неорганическая, органическая, аналитическая, физическая, коллоидная химия. В тесной связи с неорганической и органической фармацевтическая химия занимается исследованием способов синтеза лекарственных веществ. Поскольку их действие на организм зависит как от химической структуры, так и от физико-химических свойств, фармацевтическая химия использует законы физической химии.
При разработке способов контроля качества лекарственных веществ и лекарственных форм в фармацевтической химии применяют методы аналитической химии. Однако фармацевтический анализ имеет свои специфические особенности и включает три обязательных этапа: установление подлинности, контроль чистоты (установление допустимых пределов примесей) и количественное определение лекарственного вещества.
Развитие фармацевтической химии невозможно и без широкого использования законов таких точных наук, как физика и математика, так как без них нельзя познать физические методы исследования лекарственных веществ и различные способы расчета, применяемые в фармацевтическом анализе.
3.2 Политика модуля/дисциплины:
Политика курса– это общие требования, предъявляемые к студентам в процессе изучения данной дисциплины, направленные на наиболее полное освоение учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и обучающихся. Для высокой эффективности учебного процесса студент обязан соблюдать следующее:
3.3 Цель модуля/дисциплины:
Цельюраскрыть методологию создания и оценки качества и стандартизации лекарственных средств на основе общих и частных закономерностей фармацевтической химии, как прикладной дисциплины, общих закономерностей химико-биологических наук для выполнения профессиональных задач провизора-аналитика.
3.4 Задачи модуля/дисциплины:
Задачи преподавания фармацевтической химии заключаются в обучении студентов:
3.5 Конечные результаты обучения:
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· Структурные формулы лекарственных средств;
· Схемы синтеза лекарственных средств;
· Связь химического строения молекул лекарственных веществ с фармакологическим действием;
· Внешний вид препарата, растворимость;
· Определения подлинности лекарственных средств общими и специфичными химическими реакциями в зависимости от наличия функциональных групп в структуре соединений;
· Физико-химические методы анализа: рефрактометрия, поляриметрия, фотометрия, потенциометрия, хроматография;
· Фармакопейные методы определения чистоты лекарственных средств;
· Методы количественного определения лекарственных средств;
· В зависимости от физико-химических свойств условия хранения лекарственных средств;
· Формы выпуска лекарственных средств и применение в медицинской практике.
Уметь:
Владеть навыками:
· определять подлинность и чистоту лекарственных средств;
· проводить количественное определение лекарственных средств, с применением различных методов анализа: нейтрализации в водных и неводных средах, иодиметрии, броматометрии, комплексонометрии, нитритометрии, аргентометрии, меркуриметрии и др.;
· готовить реактивы и титрованные растворы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями общих статей ГФ;
· владеть навыками проведения различных видов контроля качества аптечной продукции: опросный, письменный, органолептический, физический, химический;
· проводить экспресс-анализ внутриаптечной продукции с применением химических объемных методов и метода рефрактометрии;
· проводить оценку качества аптечной продукции и контроль качества лекарственных форм промышленного производства;
· На основе физико-химических свойств, правильно решать вопросы: химической несовместимости и стабильности лекарственных веществ. Обеспечения условий и сроков хранения лекарственных средств.
3.6 Пререквизиты
· История фармации;
· Латинский язык в фармации;
· Молекулярная биология с основами медицинской генетики;
· Неорганическая химия;
· Аналитическая химия;
· Органическая химия.
3.7 Постреквизиты
· Фармакогнозия;
· Практика «Фармацевтический анализ лекарственных средств»;
· Технология лекарственных форм;
· Фармакология.
3.8 Краткое содержание модуля/дисциплины.
Фармацевтическая химия - наука, которая, базируясь на общих законах химических наук, исследует способы получения, строение, физические и химические свойства лекарственных веществ, взаимосвязь между их химической структурой и действием на организм, методы контроля качества и изменения, происходящие при хранении.
Основными методами исследования лекарственных веществ в фармацевтической химии являются анализ и синтез - диалектически тесно связанные между собой процессы, взаимно дополняющие друг друга. Анализ и синтез - мощные средства познания сущности явлений, происходящих в природе.
Задачи, стоящие перед фармацевтической химией, решаются с помощью классических физических, химических и физико-химических методов, которые используются как для синтеза, так и для анализа лекарственных веществ.
3.9Тематический план: темы, краткое содержание и продолжительность каждого занятия
№ |
Тема |
Литература |
Количество часов |
Оснащение |
|||
Самостоятельная работа студентов |
Аудиторные занятия |
Симуляции
|
|||||
СРО |
СРОП |
||||||
1 |
«Введение. Неорганические лекарственные вещества»
|
О:1.Учеб.пособие: Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.11-20,33-41 Д:1.Анисимова Н.Б. Руководство по общей рецептуре: Учеб.пособие для мед. уч-щ и колледжей / Н.Б. Анисимова, ВВ. Хоронько. – 2002 |
4 |
1 |
2 |
4 |
ГФРК, Х, XI НД МЗРК |
2 |
Основы лабораторной техники фармацевтического анализа |
1. О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.70-103 2. Д:1. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Аксенова Э.Н., Андрианова О.П., Арзамасцев А.П.- М.: Медицина, 2004. – 384 с.
|
4 |
2 |
2 |
10 |
ГФ Х, ГФ РК методические указания к практ.работе; оборудование и реактивы |
3 |
«Органические лекарственные вещества алифатического ряда и их производные»
|
1. О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.178-179, 182-188 2. Д:1. Бернштейн И.Я., Каминский Ю.Л. Спектрофотометрический анализ в органической химии. – Л. : Химия, 1988. – 200 с. |
4 |
1 |
2 |
8 |
ГФРК, Х, XI НД МЗРК |
4 |
Рубежный контроль |
|
|
|
2 |
|
|
5 |
Фармакопейный анализ галогенпроизводных углеводородов |
1. О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.178-179 2. Д:1. Бернштейн И.Я., Каминский Ю.Л. Спектрофотометрический анализ в органической химии. – Л. : Химия, 1988. – 200 с. |
7 |
2 |
2 |
20 |
ГФ Х, ГФРК, методические указания; оборудование и субстанции |
6 |
Лекарственные средства, производные ароматических соединений |
1. О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.218-226 2. Д:1. Симонян Е.В. Анализ органических лекарственных веществ по функциональным группам: методические указания.- Челябинск: ЧелГМА, 2008. |
6 |
2 |
2 |
8 |
ГФРК, Х, XI НД МЗРК |
7 |
Фармакопейный анализ |
1. О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.218-225,245-249 2. Д:1. Симонян Е.В. Анализ органических лекарственных веществ по функциональным группам: методические указания.- Челябинск: ЧелГМА, 2008. |
4 |
2 |
2 |
10 |
ГФ Х, ГФ РК методические указания к практ.работе; оборудование и реактивы |
8 |
Рубежный контроль |
|
|
|
2 |
|
|
9 |
Экзамен |
|
|
|
4 |
|
|
|
Итого |
|
30 |
10 |
20 |
60 |
|
3.9.1Тематический план СРО
Самостоятельная работа обучающегося (СРО) - внеаудиторная работа, выполняемая обучающимся самостоятельно по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями; контролируемая в виде докладов, презентаций, рефератов, отчетов и других форм контроля знаний.
№ |
Тема |
Содержание задания |
Форма контроля |
График контроля СРО |
Количество часов |
1 |
Тема 1. Содержание фармацевтической химии. Связь фармацевтической химии с другими науками. Основные термины и понятия, используемые в фармацевтической химии. Классификация лекарственных средств. |
Освоить основные термины и понятия. Классификация лекарственных средств |
Схемы примеров |
2занятие |
2 |
2 |
Тема 2. Порядок оформления работ по фармацевтической химии. Определение растворимости, окраски, прозрачности и степени мутности растворов лекарственных препаратов. |
Ознакомиться с инструкцией по техники безопасности. Растворители – их характеристика. Неводные растворители – их характеристика. Ознакомиться с правилами приготовления эталонных растворов для определения степени мутности и цветности. |
Решение задач |
3занятие |
2 |
3 |
Тема 3. Определение летучих веществ и воды. |
Освоить методы определения летучих веществ и воды в лекарственных веществах |
Решение задач |
4занятие |
2 |
4 |
Тема 4. Общие сведения о методах и испытаниях ЛС на токсичность, стерильность и микробиологическую чистоту. |
Ознакомиться с требованиями предъявляемыми стерильным лекарственным средствам и к чистоте ЛС. |
Презентация |
5занятие |
2 |
5 |
Тема 5. Определение золы и потери в массе при прокаливании ЛП. |
Определение в растительных объектах общей золы. Ознакомиться с методами оценки доброкачественности лекарственных препаратов по установлению потери в массе при сжигании или прокаливании. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Презентация |
6занятие |
2 |
6 |
Тема 6. Определение биоэквивалентности и биодоступности лекарственных средств кинетическими методами. Сроки годности и стабилизация лекарственных средств. Внутриаптечный контроль лекарственных средств. |
Изучить пути повышения стабильности и методы |
Презентация, опорный конспект |
7занятие |
2 |
7 |
Тема 7. Определение температуры плавления, кислотности, щелочности ЛП. |
Освоить методы определения температуры плавления. Протолитическая теория кислот и оснований. Кислотно-основные индикаторы. |
Кластер, презентация, конспект |
8занятие |
2 |
8 |
Тема 8. Препараты щелочных металлов. |
Ознакомиться с методами установления доброкачественности ЛП щелочных металлов |
Кластер, презентация, конспект |
9занятие |
2 |
9 |
Тема 9. Препараты элементов 6-й группы периодической системы элементов. |
Характеристика препаратов элементов 6-й группы периодической системы элементов. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Презентация, опорный конспект |
10занятие |
2 |
10 |
Тема 10. Приготовление титрованных растворов, индикаторов и реактивов. Анализ воды дистиллированной. |
Освоить способы приготовления индикаторов и реактивов по ГФXII, используемые в фармацевтическом анализе. Знать в каких случаях необходимо укрепить или разбавить титрованный раствор. Уметь исправить молярность приготовленного раствора. |
Кластер, презентация, конспект |
11занятие |
2 |
11 |
Тема 11. Фармакопейный анализ ЛП галогенидов щелочных металлов. |
Освоить методы количественного определения ЛП галогенидов щелочных металлов |
Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки |
12занятие |
2 |
12 |
Тема 12. Фармакопейный анализ препаратов перекиси водорода. |
Разобрать характерные химические свойства и методы количественного определения перекиси водорода. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Таблица |
14занятие |
2 |
13 |
Тема 13. Фармакопейный анализ препаратов натрия тиосульфата и натрия нитрита. |
Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов VиVI групп периодической системы, исходя из их физических и химических свойств. |
Кластер, презентация, конспект |
15занятие |
2 |
14 |
Тема 14. Анализ препаратов бора. |
Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов III группы периодической системы, исходя из их физических и химических свойств. |
Опорный конспект, схемы, рисунки. |
16занятие |
2 |
15 |
Тема 15. Анализ препаратов кальция, магния и цинка. |
Овладеть способами анализа лекарственных препаратов, являющихся соединениями элементов II группы периодической системы, исходя из их физических и химических свойств. |
Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки |
17занятие |
2 |
16 |
Тема 16. Анализ препаратов серебра и меди. |
Освоить на основе изучения физических и химических свойств ЛП соединений элементов I и II групп периодической системы способы оценки их качества. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки |
18занятие |
2 |
17 |
Тема 17. Лекарственные средства органической природы и особенности их анализа. |
Рассмотреть специфические особенности фармацевтического анализа и основные критерии. Идентификация органических соединений по функциональным группам. |
Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки |
19занятие |
2 |
18 |
Тема 18. Анализ ЛП, производных альдегидов. |
Теоретические основы реакций окисления, восстановления, присоединения, замещения, полимеризации и конденсации альдегидов. |
Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки |
20занятие |
2 |
19 |
Тема 19. Анализ ЛП, производных карбоновых кислот алифатического ряда. |
Общая характеристика и методы установления качества карбоновых кислот и их солей. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Кластер, презентация, конспект |
21занятие |
2 |
20 |
Тема 20. Эфиры. |
Общая характеристика простых и сложных эфиров. Препараты сложных эфиров арилалифатических кислот. |
Опорный конспект, схемы, рисунки. |
23занятие |
2 |
21 |
Тема 21. Анализ ЛП, производных простых и сложных эфиров. |
Освоить способы оценки качества лекарственных препаратов, производных простых и сложных эфиров. |
Кластер, презентация, конспект |
24занятие |
2 |
22 |
Тема 22. Анализ ЛП, производных фенолов. |
Изучить и освоить практическое выполнение способ оценки качества ЛП производных фенолов. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Опорный конспект, схемы, рисунки. |
25занятие |
2 |
23 |
Тема 23. Ароматические аминокислоты, гидроксикислоты и их производные. |
Общая характеристика ароматических кислот и их солей.сложные эфиры салициловой кислоты. |
Кластер, презентация, конспект |
25занятие |
2 |
24 |
Тема 24. Анализ ЛП ароматических кислот и их производных. |
Освоить способы оценки качества лекарственных препаратов, ароматических кислот и их производных. |
Опорный конспект, схемы, рисунки. |
26занятие |
2 |
25 |
Тема 25. Анализ ЛП аминопроизводных ароматического ряда. |
Изучить ЛП, производные п-аминофенола, методы их испытания, принцип «фенацетина». |
Опорный конспект, схемы, рисунки. |
27занятие |
2 |
26 |
Тема 26. Сульфаниламидные препараты. |
Общая характеристика производных п-аминобензолсульфамида. Сульфаниламидные препараты пролонгированного действия и применение их в мед-кой практике. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Опорный конспект, схемы, рисунки. |
28занятие |
2 |
27 |
Тема 27. Гетероциклические лекарственные средства. Производные фурана. |
Общая характеристика ЛП и особенности применения в медицинской практике препаратов, производных 5-нитрофурана. |
Кластер, презентация, конспект |
29занятие |
2 |
28 |
Тема 28. Производные пиримидина. |
Рассмотреть качественные реакции и способы количественного анализа барбитуратов. |
Кластер, презентация, конспект |
30занятие |
2 |
29 |
Тема 29. Производные хинолина, изохинолина. |
Общая характеристика ЛП, производных хинолина и особенности применения хинозола и хиниофона в мед-кой практике. |
Презентация, опорный конспект |
31занятие |
2 |
30 |
Тема 30. Антибиотики. |
Общая характеристика и классификация. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Презентация, опорный конспект |
32занятие |
2 |
|
Итого |
|
|
|
60 |
3.9.2. Тематический план СРОП
№ |
Тема |
Содержание задания |
Форма контроля |
Количество часов |
1 |
Тема 1. Содержание фармацевтической химии. Связь фармацевтической химии с другими науками. Основные термины и понятия, используемые в фармацевтической химии. Классификация лекарственных средств. |
Освоить основные термины и понятия. Классификация лекарственных средств |
Схемы примеров |
1 |
2 |
Тема 2. Порядок оформления работ по фармацевтической химии. Определение растворимости, окраски, прозрачности и степени мутности растворов лекарственных препаратов. |
Ознакомиться с инструкцией по техники безопасности. Растворители – их характеристика. Неводные растворители – их характеристика. Ознакомиться с правилами приготовления эталонных растворов для определения степени мутности и цветности. |
Решение задач |
1 |
3 |
Тема 3. Определение летучих веществ и воды. |
Освоить методы определения летучих веществ и воды в лекарственных веществах |
Решение задач |
1 |
4 |
Тема 4. Общие сведения о методах и испытаниях ЛС на токсичность, стерильность и микробиологическую чистоту. |
Ознакомиться с требованиями предъявляемыми стерильным лекарственным средствам и к чистоте ЛС. |
Презентация |
1 |
5 |
Тема 5. Определение золы и потери в массе при прокаливании ЛП. |
Определение в растительных объектах общей золы. Ознакомиться с методами оценки доброкачественности лекарственных препаратов по установлению потери в массе при сжигании или прокаливании. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Презентация |
1 |
6 |
Тема 6. Определение биоэквивалентности и биодоступности лекарственных средств кинетическими методами. Сроки годности и стабилизация лекарственных средств. Внутриаптечный контроль лекарственных средств. |
Изучить пути повышения стабильности и методы |
Презентация, опорный конспект |
1 |
7 |
Тема 7. Определение температуры плавления, кислотности, щелочности ЛП. |
Освоить методы определения температуры плавления. Протолитическая теория кислот и оснований. Кислотно-основные индикаторы. |
Кластер, презентация, конспект |
1 |
8 |
Тема 8. Препараты щелочных металлов. |
Ознакомиться с методами установления доброкачественности ЛП щелочных металлов |
Кластер, презентация, конспект |
1 |
9 |
Тема 9. Препараты элементов 6-й группы периодической системы элементов. |
Характеристика препаратов элементов 6-й группы периодической системы элементов. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Презентация, опорный конспект |
1 |
10 |
Тема 10. Приготовление титрованных растворов, индикаторов и реактивов. Анализ воды дистиллированной. |
Освоить способы приготовления индикаторов и реактивов по ГФXII, используемые в фармацевтическом анализе. Знать в каких случаях необходимо укрепить или разбавить титрованный раствор. Уметь исправить молярность приготовленного раствора. |
Кластер, презентация, конспект |
1 |
11 |
Тема 11. Фармакопейный анализ ЛП галогенидов щелочных металлов. |
Освоить методы количественного определения ЛП галогенидов щелочных металлов |
Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки |
1 |
12 |
Тема 12. Фармакопейный анализ препаратов перекиси водорода. |
Разобрать характерные химические свойства и методы количественного определения перекиси водорода. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Таблица |
1 |
13 |
Тема 13. Фармакопейный анализ препаратов натрия тиосульфата и натрия нитрита. |
Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов VиVI групп периодической системы, исходя из их физических и химических свойств. |
Кластер, презентация, конспект |
1 |
14 |
Тема 14. Анализ препаратов бора. |
Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов III группы периодической системы, исходя из их физических и химических свойств. |
Опорный конспект, схемы, рисунки. |
1 |
15 |
Тема 15. Анализ препаратов кальция, магния и цинка. |
Овладеть способами анализа лекарственных препаратов, являющихся соединениями элементов II группы периодической системы, исходя из их физических и химических свойств. |
Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки |
1 |
16 |
Тема 16. Анализ препаратов серебра и меди. |
Освоить на основе изучения физических и химических свойств ЛП соединений элементов I и II групп периодической системы способы оценки их качества. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки |
1 |
17 |
Тема 17. Лекарственные средства органической природы и особенности их анализа. |
Рассмотреть специфические особенности фармацевтического анализа и основные критерии. Идентификация органических соединений по функциональным группам. |
Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки |
1 |
18 |
Тема 18. Анализ ЛП, производных альдегидов. |
Теоретические основы реакций окисления, восстановления, присоединения, замещения, полимеризации и конденсации альдегидов. |
Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки |
1 |
19 |
Тема 19. Анализ ЛП, производных карбоновых кислот алифатического ряда. |
Общая характеристика и методы установления качества карбоновых кислот и их солей. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Кластер, презентация, конспект |
1 |
20 |
Тема 30. Антибиотики. |
Общая характеристика и классификация. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю. |
Презентация, опорный конспект |
1 |
|
Итого |
|
|
20 |
3.9.3 Тематический план аудиторных занятий
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Неорганические лекарственные вещества. |
Предмет и содержание фармацевтической химии.Классификация ЛВ, источники получения. |
3 |
2 |
Методы исследования ЛВ. Общие принципы фармацевтического анализа. НТД, регламентирующая качество лекарств. |
Изучение методов физико-химического анализа. Ознакомление с метрологической обработкой данных. Изучение отдельных принципов фармацевтического анализа. |
3 |
3 |
Основы лабораторной техники фармацевтического анализа. |
Характеристика галогенпроизводных углеводородов и кислородсодержащих органических соединений: классификация, строение, номенклатура, изомерия, отдельные представители. |
3 |
4 |
Органические лекарственные вещества алифатического ряда и их производные. |
Общая характеристика органических ЛВ.Галогенпроизводные алканов. Альдегиды. |
3 |
5 |
Карбоновые кислоты жирного ряда и их производные. |
Предпосылки применения карбоновых кислот и их солей в медицине. Калия ацетат, кальция лактат, кальция глюконат, натрияцитрат. Требования к качеству и методы анализа. |
3 |
6 |
Ароматические аминоспирты и их производные. |
Свойства, определяющие применение в медицине, взаимосвязь химической структуры, физических и фармакологических свойств.
|
3 |
7 |
Лекарственные средства, производные ароматических соединений |
Предпосылки получения лекарственных средств на основе взаимосвязи структуры биологического действия. Возможные химические превращения, требования к качеству и методам анализа.
|
3 |
8 |
Фенолы и их производные. |
Препараты фенацетин, парацетамол. Требования к качеству в зависимости от химической структуры и способов получения. Методы контроля содержания и п-хлорацетанилида в фенацетине. Стабильность , условия хранения. |
3 |
9 |
Ароматические кислоты и их призводные. |
Связь между проявлением наркотического действия и структурой. Общие методы синтеза. Общие и частные методы анализа кислотных и солевых форм. Стабильность, хранение. |
3 |
10 |
Ароматические аминоспирты и их производные. |
Общая характеристика лекарственных препаратов. Применение в медицинской практике. |
3 |
11 |
Рубежный контроль |
|
2 |
12 |
Рубежный контроль |
|
2 |
|
Экзамен |
|
6 |
|
Итого |
|
40 |
3.9.4 Практические занятия (лабораторные занятия, симуляции)
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Основы лабораторной техники фармацевтического анализа. |
Научиться давать оценку доброкачественности ЛП и их соответствию требованиям ГФ по: описанию внешнего вида лекарственного вещества и его растворимости. Освоить правила приготовления эталонных растворов для определения степени мутности и цветности. |
4 |
2 |
Фармакопейный анализ раствора йода спиртового 5% и 10%. |
Серовато-черные с металлическим блеском пластинки, сростки кристаллов, куски. Летуч при температуре 20 °С. Возгоняется при нагревании, образуя фиолетовые пары. |
4 |
3 |
Фармакопейный анализ кислоты хлористоводородной разведенной (8,3%) |
Бесцветные прозрачные жидкости со своеобразным запахом, кислой реакции. Кислота хлористоводородная – летучая жидкость. |
4 |
4 |
Фармакопейный анализ 10% раствора калия йодида, 3% раствора натрия бромида,натрия хлорида. |
Освоить методику оценки доброкачественности лекарственных препаратов по установлению концентрации йодида калия. |
4 |
5 |
Фармакопейный анализ кислоты хлористоводородной разведенной (8,3%) |
Освоить методику оценки доброкачественности лекарственных препаратов по установлению кислоты хлористоводородной. |
4 |
6 |
Фармакопейный анализ 10% раствора калия йодида, 3% раствора натрия бромида,натрия хлорида. |
Освоить методы оценки качества лекарственных препаратов. |
4 |
7 |
Фармакопейный анализ воды очищенной и воды для инъекций. |
Овладеть методами оценки доброкачественности ЛП по потере в массе при высушивании и по содержанию воды. |
4 |
8 |
Фармакопейный анализ кальция лактата, кальция глюконата, натрия цитрата для инъекций |
Освоить методы оценки качества лекар-ственных препаратов. |
4 |
9 |
Фармакопейный анализ 3% раствора перекиси водорода. |
Освоить способы оценки качества перекиси водорода. Внутриаптечный контроль разведенного раствора перекиси водорода. |
4 |
10 |
Фармакопейный анализ 10% раствора натрия тиосульфата. |
Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов VиVIгрупп периодической системы, исходя из их физических и химических свойств. |
4 |
11 |
Фармакопейный анализ 1% раствора натрия нитрита. |
Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов VиVIгрупп периодической системы, исходя из их физических и химических свойств. |
4 |
12 |
Фармакопейный анализ норсульфазола и 20% раствора сульфацил-натрия. |
Освоить способы оценки качества пе-рекиси водорода. Внутриаптечный кон-троль20% р-расульфацил натрия. |
4 |
13 |
Фармакопейный анализ кислоты борной, натрия тетрабората. |
Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов IIIгруппы периодической системы, исходя из их физических и химических свойств. |
4 |
14 |
Фармакопейный анализ адреналина гидротартрата,адреналина гидрохлорида |
Овладеть методами оценки качества лекарственных препаратов, адреналина гидрохлорида |
4 |
15 |
Фармакопейный анализ 10% раствора кальция хлорида, 10% раствора магния сульфата. |
Овладеть способами анализа лекарственных препаратов, являющихся соединениями элементов IIгруппы периодической системы, исходя из их физических и химических свойств. |
4 |
16 |
Фармакопейный анализ 0,25 % раствора цинка сульфата, цинка окиси |
Овладеть способами анализа лекар-ственных препаратов, являющихся соедине-ниями элементов II группы периодической системы, исходя из их физических и хими-ческих свойств. |
4 |
17 |
Фармакопейный анализ 0,25 % раствора меди сульфата,1 % раствора серебра нитрата. |
Освоить на основе изучения физических и химических свойств ЛП соединений элементов Iи IIгрупп периодической системы способы оценки их качества. |
4 |
18 |
Анализ соединений железа. |
Освоить на основе изучения физических и химических свойств ЛП соединений элемента VIIIгрупп периодической системы способы оценки их качества. |
4 |
19 |
Фармакопейный анализ галогенпроизводных углеводородов: хлороформ, йодоформ. |
Освоить методы оценки качества лекарственных препаратов, галогенпроизводных углеводородов. |
4 |
20 |
Фармакопейный анализ спирта этилового. |
Овладеть методами оценки качества лекарственных препаратов, производных альдегидов |
4 |
21 |
Фармакопейный анализ раствора формальдегида,уротропина. |
Овладеть методами оценки качества лекар-ственных препаратов, производных класса альдегида. |
4 |
22 |
Фармакопейный анализкальция лактата, кальция глюконата, натрия цитрата для инъекций |
Освоить на основе изучения физических и химических свойств ЛП соединений эле-ментов I и II групп периодической системы способы оценки их качества. |
4 |
23 |
Фармакопейный анализкислоты глутаминовой, аминалона. |
Освоить способы оценки качества лекарственных препаратов аминопроизводных ароматического ряда |
4 |
24 |
Фармакопейный анализ препаратов простых и сложных эфиров. |
Освоить способы оценки качества лекарственных препаратов, производных простых и сложных эфиров. |
4 |
25 |
Фармакопейный анализ резорцина, парацетамола. |
Освоить способы анализа ЛП, производных резорцина, парацетамола |
4 |
26 |
Фармакопейный анализ кислоты ацетилсалициловой. |
Освоить способы анализа ЛП, производных кислоты ацетилсалициловой |
4 |
27 |
Фармакопейный анализ норсульфазола и 20% раствора сульфацил-натрия. |
Освоить способы анализа ЛП, 20% раствора сульфацил-натрия. |
4 |
28 |
Анализ 2% мази стрептоцидовой. |
Освоить способы анализа ЛП, производных класса стрептоцита. |
4 |
29 |
Фармакопейный анализ новокаина, анестезина. |
Освоить способы оценки качества лекарственных препаратов, производных новокаина, анестезина. |
4 |
30 |
Фармакопейный анализ адреналина гидротартрата,адреналина гидрохлорида. |
Освоить способы оценки качества лекарственных препаратов, производных адреналина гидротартрата,адреналина гидрохлорида. |
4 |
|
Итого |
|
180 |
3.10 Глоссарий:
Индивидуальный учебный план- документ, составляемый
ежегодно самостоятельно учащимся на учебный год на основании рабочего учебного
плана, содержит перечень учебных дисциплин, на которые он записался и
количество кредитов или академических часов; индивидуальный учебный план
отражает образовательную траекторию конкретного учащегося.
Итоговый контроль – проверка
учебных достижений учащихся, проводимая после завершения изучения учебной
дисциплины в период итоговой аттестации по завершении учебного года. Формой
проведения является экзамен: устный, письменный, тестирование.
Кейс – 1. Набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы. 2. Описание конкретной практической ситуации, предлагаемой ученику для самостоятельного анализа.
Кейсовая технология - технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их учащимся длясамостоятельного обучения.
Контент (информационное наполнение) - тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение сайта.
Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/учителя. Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении учебного года. Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами самостоятельной работы обучающегося (СРО).
Кредитная система обучения - образовательная система, направленная на
повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе
индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации
учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.
Пререквизиты - дисциплины, набор навыков и знаний, необходимых
для освоения изучаемого предмета.
Постреквизиты - перечень дисциплин, в которых могут быть использованы приобретенные ЗУНы.
Рейтинговая оценка- оценка учебных достижений учащихся,
выставляемая 2-4 раза в год в конце каждой четверти или полугодия, исходя из
количества кредитов.
Рубежный контроль – проверка
учебных достижений учащихся, проводимый согласно утвержденному календарному
плану.
/Формами проведения рубежного контроля являются письменная контрольная работа, тестирование или устное слушание – коллоквиум, выступление на конференции/.
Самостоятельная работа обучающегося (СРО) – работа обучающегося по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями и контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений, проектов и отчетов.
Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем (СРОП) – это работа обучающегося под руководством преподавателя, указанная в расписании занятий. Формы проведения СРОУ определяются преподавателем из методологии предмета, его особенностей и цели изучения. Это могут быть практикумы, семинары, решение задач, тестирование, контрольные работы, коллоквиумы, защита рефератов, написание сочинений, презентация проектов, проведение конференций и т.д.
Силлабус - учебная
программа дисциплины, включающая в себя ее описание, цели и задачи, краткое
содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания для
самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии
оценки достижений обучающихся, вопросы рубежного и итогового контроля и список
литературы.
Текущий контроль состоит из
устного, письменного, комбинированного опросов, защиты и презентации домашних
заданий, тестов, оценки участия в дискуссиях, форумах, круглых столах.
Тьютор - преподаватель,
ведущий учебные занятия и выступающий в роли консультанта,обучающегося по
освоению конкретной дисциплины.
Форум – веб-страница,
предназначенная для обмена мнениями, в ней размещаются сообщения по
определенной тематике и комментарии к ним. Форум – это инструмент для общения на сайте.
3.11 Литература основная и дополнительная
3.11.1 Основная литература
1. Глущенко Н.Н. Фармацевтическая химия. М. ИЦ Академия. 2004. 384 с.
2. Арзамасцев А.П. (ред) Фармацевтическая химия. Гэотар-Мед Гэотар-Мед 2004 г.
3. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия. МЕДпресс-информ. 2007. 624 с.
4. Великородов А.В., Безуглова Т.В. Руководство к лабораторным и семинарским занятиям по фармацевтической химии. Астрахань. 2007. 151 с.
3.11.2 Дополнительная литература
1. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. В 2 ч.: Ч.1. Общая фармацевтическая химия; Ч.2. Специальная фармацевтическая химия: Учеб.для вузов. - Пятигорск, 2003.-720 с.
2. Лабораторные работы по фармацевтической химии: Учеб.пособие для фармац. ин-тов и фармац. фак. мед. ин-тов. Под. ред В.Г. Беликова.- М.: Высш. шк., 1989.- 375 с.
3. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии. Под.ред. А.П. Арзамасцева. М.: «Медицина» 2001.
4. А.С. Саушкина. Руководство по решению практических задач фармацевтического анализа. Пятигорск, 1996.
5. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. Часть 1. Общая фармацевтическая химия. М.: Высшая школа, 1993.-432 с.
6. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. Часть 2. Специальная фармацевтическая химия. Пятигорск, 1996.
7. В.А. Малентьева. Фармацевтическая химия. М.: Медицина. 1968-755с. Государственная фармакопея X.
8. Государственная фармакопея XI, I издание.
9. Государственная фармакопея XI, II издание.
10. Лабораторные работы по фармацевтической химии. Под. ред Е.Н. Вергейчика, Е.В. Компанцевой - Пятигорск, 2003 - 342 с.
11. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии. Под.ред. А.П. Арзамасцева. М.: «Медицина» 2001.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.
– Системные программные средства: MicrosoftWindows XP, MicrosoftVista
- Прикладные программные средства: MicrosoftOffice 2007 Pro, GoogleChrome.
- Специализированное программное обеспечение: СДО Moodle, SunRAVBookOfficePro, SunRAVTestOfficePro,DjVu – WinDjView, специализированные химические программы и др.
- Тренировочные и контрольные тесты по каждому модулю. г) базы данных, информационно
-справочные и поисковые системы: - образовательные ресурсы Интернета – Химия,
- каталог образовательных интернет-ресурсов http://elib.dgu.ruХимический каталог: химические ресурсы Рунета http://www.ximicat.com/ Портал фундаментального химического образования России http://www.chemnet.ru XuMuK:
- сайт о химии для химиков http://www.xumuk.ru/
- Химические серверы http://www.Himhelp.ru, ChemWeb, ChemExpressOnline, ChemNet.com
3.12 Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия, презентации, кейс-стади, проектирование и т.д.).
Аудиторные занятия
Лекция – визуализация. Передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, педагогического гротеска с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, диафильмы, видеозапись, кинофильмы и т. д.).
Лекция-беседа. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Работа в малых группах. Занятия в малых группах позволяют обучающимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают обучающимся научиться разрешать возникающие между ними разногласия.
Метод «мозговой атаки». «Мозговая атака» может продемонстрировать, что знают студенты; в ходе ее могут быть предложены идеи, способные решить проблему, создана структура обмена взглядами на общий опыт и высказаны пожелания студентов.
СРО
Презентация. Устное выступление по заданной проблеме с представлением основных положений выступления в виде слайдов, видеороликов и другое.
Конспект
1) письменный текст, систематически, кратко, логично и связно передающий содержание основного источника информации (статьи, книги, лекции и др.), может быть использован в сопровождение презентации;
2) синтезирующая форма записи, которая может включать в себя план источника информации, выписки из него и его тезисы.
Глоссарий. Краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме.
3.13 Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль) правила оценки всех видов занятий.
Таблица №1. Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырех балльной системе
Буквенная система оценки учебных достижений
обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту
по четырехбалльной системе
Оценка по буквенной системе |
Цифровой эквивалент баллов |
%-ное содержание |
Оценка по традиционной системе |
А |
4,0 |
95-100 |
Отлично |
А- |
3,67 |
90-94 |
|
В+ |
3,33 |
85-89 |
Хорошо |
В |
3,0 |
80-84 |
|
В- |
2,67 |
75-79 |
|
С+ |
2,33 |
70-74 |
Удовлетворительно |
С |
2,0 |
65-69 |
|
С- |
1,67 |
60-64 |
|
D+ |
1,33 |
55-59 |
|
D |
1,0 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
Неудовлетворительно |
Уровень учебных достижений, обучающихся определяется итоговой оценкой, формируемой из оценки рейтинга-допуска и оценки промежуточной аттестации.
Рейтинг допуска оценивает уровень (в процентах) сформированности у обучающегося компетенций, оцененных в соответствии с требованиями к их качеству, которые предусмотрены в РУП. Этот уровень, с одной стороны, должен быть достаточным для допуска к итоговому контролю (готовность к итоговому испытанию - экзамену), с другой стороны – необходимым для дальнейшего освоения и развития профессиональных компетенций на последующих этапах образования.
Рейтинг допуска к экзамену должен составлять 50 и более процентов. Рейтинг допускаскладывается из оценки текущего контроляуспеваемости и оценок рубежных контролейРейтинг допуска подсчитывается как среднеарифметическая величина рейтингов по каждому блоку дисциплины.
Текущий контроль - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины. Оценка учебных достижений, обучающихся зависит от формы проведения контроля.
Рубежный контроль - контроль учебных достижений, обучающихся по завершению одного раздела учебной дисциплины. В период изучения дисциплины проводится не менее 2 рубежных контроля. Время проведения рубежного контроля указывается в РУП. Форма проведения рубежного контроля устанавливается решением ЦМК и методического совета.
Оценка каждого рубежного контроля осуществляется исходя из 100 баллов (%-ное содержание).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.