силлабус по фармацевтической химии

  • docx
  • 16.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Силлабус-2020 фарм химия - на проверку.docx

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ДЕНСАУЛЫҚ САҚТАУМИНИСТРЛІГІ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

ҚОСТАНАЙ ЖОҒАРЫ МЕДИЦИНАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ

КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

Бекітемін

ОЖ жөніндегі директордың

орынбасары___________

20__ж.  «____»   _______

 

СИЛЛАБУС

 

Пәнінен/Дисциплины/модуля: АП 06 «Фармацевтикалық химия»/СД 06 «Фармацевтическая  химия»

Мамандығы/Специальность: 0306000 «Фармация»

Біліктілігі/Квалификация: 0306013 «Фармацевт»

 

 

 

Курс/Курс: II

Семестр/Семестр:III

Бақылау түрі/Форма контроля мемлекеттікемтихан / экзамен

Жалпы сағат саны/Общая трудоемкость всего часов/кредитов KZ – 300/10

СӨЖ/СРО –60

СОӨЖ/СРОП – 20

Аудиториялық/Аудиторные – 40 

Симуляция/Симуляция -180

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Қостанай, 2020 ж.

 

Силлабус дисциплины/модуля ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯсоставленпреподавателем Чапаксин И.В.

 

На основании рабочего учебного плана по специальности 0306000 «Фармация»

 

Рассмотрен и рекомендован на заседании ЦМК1 Общегуманитарных дисциплин

от «28» августа  2020 г., протокол № 1

 

Председатель ЦМК ____________ Ларькова А.О.

                                                                          (подпись)                                      (ФИО)

 

 

Рассмотрен руководителем НМО/методистом   __________ Гаджиева К.С.    

                                                                                                                                                        (подпись)                       (ФИО)

 

Одобрена на заседании Методического Совета

протокол № 5 от «28»  августа  2020г.

Председатель МС ______________   Гаджиева К.С.     .

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения о преподавателе

п/п

Ф.И.О.

Ученая степень

Должность

Курс, который читает

Электронный адрес

1.

Чапаксин Иван Владимирович

 

преподаватель

Химия

Фармацевтическая химия

chapaksinevan44@gmail.com

ivan.chapaksin.98@bk.ru

87056359990

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Введение

Фармацевтическая химия - наука, которая, базируясь на общих законах химических наук, исследует способы получения, строение, физические и химические свойства лекарственных веществ, взаимосвязь между их химической структурой и действием на организм, методы контроля качества и изменения, происходящие при хранении.

Основными методами исследования лекарственных веществ в фармацевтической химии являются анализ и синтез - диалектически тесно связанные между собой процессы, взаимно дополняющие друг друга. Анализ и синтез - мощные средства познания сущности явлений, происходящих в природе.

Задачи, стоящие перед фармацевтической химией, решаются с помощью классических физических, химических и физико-химических методов, которые используются как для синтеза, так и для анализа лекарственных веществ.

Чтобы познать фармацевтическую химию, будущий провизор должен иметь глубокие знания в области общетеоретических химических и медико-биологических дисциплин, физики, математики. Необходимы также прочные знания в области философии, ибо фармацевтическая химия, как и другие химические науки, занимается изучением химической формы движения материи.

Фармацевтическая химия занимает центральное место среди других специальных фармацевтических дисциплин - фармакогнозии, фармацевтической технологии, фармакологии, организации и экономики фармации, токсикологической химии и является своеобразным связующим звеном между ними.

Так, фармакогнозия - наука, изучающая лекарственное растительное сырье и возможности создания из него новых лекарственных веществ. Тесно взаимосвязана фармацевтическая химия с фармацевтической технологией, изучающей методы приготовления лекарственных средств. Они являются объектами для разработки способов фармацевтического анализа. Токсикологическая химия базируется на применении целого ряда тех же методов исследования, что и фармацевтическая химия. В изучении проблем хранения лекарственных средств, а также организации контрольно-аналитической службы тесно связаны с фармацевтической химией организация и экономика фармации. В области исследования взаимосвязи между структурой молекул лекарственных веществ и их действием на организм фармацевтическая химия близко примыкает к фармакологии.

Вместе с тем фармацевтическая химия занимает промежуточное положение между комплексом медико-биологических и химических наук. Объектом применения лекарственных средств является организм больного человека. Исследованием происходящих в нем процессов и лечением занимаются специалисты, работающие в области клинических медицинских наук (терапия, хирургия, акушерство и гинекология и т.д.), а также теоретических медицинских дисциплин: анатомии, физиологии и др. Многообразие применяемых в медицине лекарственных средств требует совместной работы врача и провизора при лечении больного.

Являясь прикладной наукой, фармацевтическая химия базируется на теории и законах таких химических наук, как неорганическая, органическая, аналитическая, физическая, коллоидная химия. В тесной связи с неорганической и органической фармацевтическая химия занимается исследованием способов синтеза лекарственных веществ. Поскольку их действие на организм зависит как от химической структуры, так и от физико-химических свойств, фармацевтическая химия использует законы физической химии.

При разработке способов контроля качества лекарственных веществ и лекарственных форм в фармацевтической химии применяют методы аналитической химии. Однако фармацевтический анализ имеет свои специфические особенности и включает три обязательных этапа: установление подлинности, контроль чистоты (установление допустимых пределов примесей) и количественное определение лекарственного вещества.

Развитие фармацевтической химии невозможно и без широкого использования законов таких точных наук, как физика и математика, так как без них нельзя познать физические методы исследования лекарственных веществ и различные способы расчета, применяемые в фармацевтическом анализе.

 

3.2 Политика модуля/дисциплины:

Политика курса– это общие требования, предъявляемые к студентам в процессе изучения данной дисциплины, направленные на наиболее полное освоение учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и обучающихся. Для высокой эффективности учебного процесса студент обязан соблюдать следующее:

  1. Бережно относиться  к имуществу колледжа,  при порче имущества обязаны возместить причиненный ущерб.
  2. Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся.
  3. Посещать занятия без опозданий согласно расписанию, быть подготовленным и активно участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов.
  4. Не пропускать занятия без уважительной причины. Допустимы пропуски по уважительным причинам (оправдательный документ) с обязательной сдачей учебного материала в  течение 10 дней.
  5. Вход в кабинет лабораторно-практических занятий допускается только с разрешения преподавателя. Допуск к занятиям только в белых халатах, колпаках, сменной обуви.
  6. На лабораторные занятия студент допускается при наличии конспекта лабораторной работы, знания техники безопасности и хода выполнения работы.
  7. Лабораторно-практические задания, обработка результатов эксперимента выполняются самостоятельно; использование готовых результатов исключено.
  8. Запрещается использовать на занятиях, рубежных контролях, экзамене сотовые телефоны,  iPhone, i-Pad. В случае пользования данными средствами в качестве подсказки,студент удаляется с экзамена или другого вида контроля с  автоматическим  выставлением итоговой оценки-  «неудовлетворительно».
  9. Работы, выполняемые на СРО, следует сдавать в указанные сроки. Студенты, не сдавшие все задания, не допускаются к экзамену.
  10. Работы, не удовлетворяющие формальным требованиям, выполненные небрежно, могут быть засчитаны с понижающим коэффициентом или вообще не засчитаны без предварительного предупреждения.

 

 

3.3 Цель модуля/дисциплины:

Цельюраскрыть методологию создания и оценки качества и стандартизации лекарственных средств на основе общих и частных закономерностей фармацевтической химии, как прикладной дисциплины, общих закономерностей химико-биологических наук для выполнения профессиональных задач провизора-аналитика.

 

3.4 Задачи модуля/дисциплины:

Задачи преподавания фармацевтической химии заключаются в обучении студентов:

  • дать ориентацию в свойствах и методах исследования, стандартизации лекарственных средств, в соответствии с постоянно растущими требованиями к качеству, стабильностью, условиями хранения и перспективами создания эффективных и безопасных лекарственных средств;
  • на основе современных достижений сформировать системные знания закономерностей химического поведения  класса органических и неорганических соединений во взаимосвязи с их строением для умения решать химические проблемы лекарствоведения;
  • сформировать умения и навыки, необходимые для деятельности провизора – аналитика в области организации и проведения контроля качества лекарственных средств в соответствии с перспективами их развития и в связи с достижениями постоянно развивающихся фундаментальных физико – химическихи медико – биологических наук.

 

 

3.5 Конечные результаты обучения:

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

·        Структурные формулы лекарственных средств;

·        Схемы синтеза лекарственных средств;

·        Связь химического строения молекул лекарственных веществ с фармакологическим действием;

·        Внешний вид препарата, растворимость;

·        Определения подлинности лекарственных средств общими и специфичными химическими реакциями в зависимости от наличия функциональных групп в структуре соединений;

·        Физико-химические методы анализа: рефрактометрия, поляриметрия, фотометрия, потенциометрия, хроматография;

·        Фармакопейные методы определения чистоты лекарственных средств;

·        Методы количественного определения лекарственных средств;

·        В зависимости от физико-химических свойств условия хранения лекарственных средств;

·        Формы выпуска лекарственных средств и применение в медицинской практике.

Уметь:

  • Владеть навыками использования физических и физико-химических методов для проведения анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями общих и частных статей ГФ;
  • характеризовать внешний вид препарата, растворимость и реакцию среды;
  • определять физические константы и показатели (температура плавления, удельное вращение, плотность);
  • проводить спектрофотометрическое определение в видимой и УФ-областях; выполнять хроматографические методы исследования (ТСХ) для установления подлинности и чистоты лекарственных средств.

Владеть навыками:

·         определять подлинность и чистоту лекарственных средств;

·         проводить количественное определение лекарственных средств, с применением различных методов анализа: нейтрализации в водных и неводных средах, иодиметрии, броматометрии, комплексонометрии, нитритометрии, аргентометрии, меркуриметрии и др.;

·         готовить реактивы и титрованные растворы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями общих статей ГФ;

·         владеть навыками проведения различных видов контроля качества аптечной продукции: опросный, письменный, органолептический, физический, химический;

·         проводить экспресс-анализ внутриаптечной продукции с применением химических объемных методов и метода рефрактометрии;

·         проводить оценку качества аптечной продукции и контроль качества лекарственных форм промышленного производства;

·         На основе физико-химических свойств, правильно решать вопросы: химической несовместимости и стабильности лекарственных веществ. Обеспечения условий и сроков хранения лекарственных средств.

 

3.6 Пререквизиты

·         История фармации;

·         Латинский язык в фармации;

·         Молекулярная биология с основами медицинской генетики;

·         Неорганическая химия;

·         Аналитическая химия;

·         Органическая химия.

3.7 Постреквизиты

·         Фармакогнозия;

·         Практика «Фармацевтический анализ лекарственных средств»;

·         Технология лекарственных форм;

·         Фармакология.

3.8 Краткое содержание модуля/дисциплины.

            Фармацевтическая химия - наука, которая, базируясь на общих законах химических наук, исследует способы получения, строение, физические и химические свойства лекарственных веществ, взаимосвязь между их химической структурой и действием на организм, методы контроля качества и изменения, происходящие при хранении.

Основными методами исследования лекарственных веществ в фармацевтической химии являются анализ и синтез - диалектически тесно связанные между собой процессы, взаимно дополняющие друг друга. Анализ и синтез - мощные средства познания сущности явлений, происходящих в природе.

Задачи, стоящие перед фармацевтической химией, решаются с помощью классических физических, химических и физико-химических методов, которые используются как для синтеза, так и для анализа лекарственных веществ.

 

           

3.9Тематический план: темы, краткое содержание и продолжительность каждого занятия

 

Тема

Литература

Количество часов

Оснащение

Самостоятельная работа студентов

Аудиторные занятия

Симуляции

 

СРО

СРОП

1

«Введение. Неорганические лекарственные вещества»

 

О:1.Учеб.пособие: Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.11-20,33-41

Д:1.Анисимова Н.Б. Руководство по общей рецептуре: Учеб.пособие для мед. уч-щ и колледжей / Н.Б. Анисимова, ВВ. Хоронько. – 2002

4

1

2

4

ГФРК, Х, XI НД  МЗРК

2

Основы лабораторной техники фармацевтического анализа

1.      О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.70-103

2.      Д:1. Руководство к лабораторным занятиям по  фармацевтической химии: Аксенова Э.Н., Андрианова О.П., Арзамасцев  А.П.- М.: Медицина, 2004. – 384 с.

 

4

2

2

10

ГФ Х, ГФ РК методические указания к практ.работе; оборудование и реактивы

3

«Органические лекарственные вещества алифатического ряда и их производные»

 

1.         О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.178-179, 182-188

2.         Д:1. Бернштейн И.Я., Каминский Ю.Л. Спектрофотометрический анализ в органической химии. – Л. : Химия, 1988. – 200 с.

4

1

2

8

ГФРК, Х, XI НД  МЗРК

4

Рубежный контроль

 

 

 

2

 

 

5

Фармакопейный анализ галогенпроизводных углеводородов

1.         О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.178-179

2.         Д:1. Бернштейн И.Я., Каминский Ю.Л. Спектрофотометрический анализ в органической химии. – Л. : Химия, 1988. – 200 с.

7

2

2

20

ГФ Х, ГФРК, методические указания; оборудование и субстанции

6

Лекарственные средства, производные ароматических  соединений

1.         О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.218-226

2.         Д:1. Симонян Е.В. Анализ органических лекарственных веществ по функциональным группам: методические указания.- Челябинск: ЧелГМА, 2008.

6

2

2

8

ГФРК, Х, XI НД  МЗРК

7

Фармакопейный анализ

1.         О:1. Беликов В.Г. «Фармацевтическая химия»-М.:МЕДпресс-информ,2009г., Стр.218-225,245-249

2.         Д:1. Симонян Е.В. Анализ органических лекарственных веществ по функциональным группам: методические указания.- Челябинск: ЧелГМА, 2008.

4

2

2

10

ГФ Х, ГФ РК методические указания к практ.работе; оборудование и реактивы

8

Рубежный контроль

 

 

 

2

 

 

9

Экзамен

 

 

 

4

 

 

 

Итого

 

30

10

20

60

 

 

3.9.1Тематический план СРО

Самостоятельная работа обучающегося (СРО) - внеаудиторная работа, выполняемая обучающимся самостоятельно по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями; контролируемая в виде докладов, презентаций, рефератов, отчетов и других форм контроля знаний.

 

Тема

Содержание

задания

Форма контроля

График контроля СРО

Количество часов

1

Тема        1.        Содержание фармацевтической    химии.    Связь фармацевтической  химии  с  другими науками.   Основные   термины   и понятия,      используемые      в фармацевтической химии. Классификация       лекарственных средств.

Освоить  основные  термины  и  понятия. Классификация лекарственных средств

Схемы примеров

2занятие

2

2

Тема 2. Порядок оформления работ по фармацевтической химии. Определение растворимости, окраски, прозрачности и степени мутности растворов лекарственных препаратов.

Ознакомиться с инструкцией по техники безопасности. Растворители – их характеристика. Неводные растворители – их характеристика. Ознакомиться с правилами приготовления эталонных растворов для определения степени мутности и цветности.

Решение задач

3занятие

2

3

Тема 3. Определение летучих веществ и воды.

Освоить методы определения летучих веществ и воды в лекарственных веществах

Решение задач

4занятие

2

4

Тема 4. Общие сведения о методах и испытаниях ЛС на токсичность, стерильность и микробиологическую чистоту.

Ознакомиться с требованиями предъявляемыми стерильным лекарственным средствам и к чистоте ЛС.

Презентация

5занятие

2

5

Тема 5. Определение золы и потери в массе при прокаливании ЛП.

Определение в растительных объектах общей золы. Ознакомиться с методами оценки доброкачественности лекарственных препаратов по установлению потери в массе при сжигании или прокаливании. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Презентация

6занятие

2

6

Тема 6. Определение биоэквивалентности и биодоступности лекарственных средств кинетическими методами. Сроки годности и стабилизация лекарственных средств. Внутриаптечный контроль лекарственных средств.

Изучить пути повышения стабильности и методы

Презентация, опорный конспект

7занятие

2

7

Тема 7. Определение температуры плавления, кислотности, щелочности ЛП.

Освоить методы определения температуры плавления. Протолитическая теория кислот и оснований. Кислотно-основные индикаторы.

Кластер, презентация, конспект

8занятие

2

8

Тема 8. Препараты щелочных металлов.

Ознакомиться с методами установления доброкачественности ЛП щелочных металлов

Кластер, презентация, конспект

9занятие

2

9

Тема 9. Препараты элементов 6-й группы периодической системы элементов.

Характеристика препаратов элементов 6-й группы периодической системы элементов. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Презентация, опорный конспект

10занятие

2

10

Тема 10. Приготовление титрованных растворов, индикаторов и реактивов. Анализ воды дистиллированной.

Освоить способы приготовления индикаторов и реактивов по ГФXII, используемые в фармацевтическом анализе. Знать в каких случаях необходимо укрепить или разбавить титрованный раствор. Уметь исправить молярность приготовленного раствора.

Кластер, презентация, конспект

11занятие

2

11

Тема 11. Фармакопейный анализ ЛП галогенидов щелочных металлов.

Освоить методы количественного определения ЛП галогенидов щелочных металлов

Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки

12занятие

2

12

Тема 12. Фармакопейный анализ препаратов перекиси водорода.

Разобрать характерные химические свойства и методы количественного определения перекиси водорода. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Таблица

14занятие

2

13

Тема 13. Фармакопейный анализ препаратов натрия тиосульфата и натрия нитрита.

Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов VиVI групп периодической системы, исходя из их физических и химических свойств.

Кластер, презентация, конспект

15занятие

2

14

Тема 14. Анализ препаратов бора.

Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов III группы периодической системы, исходя из их физических и химических свойств.

Опорный конспект, схемы, рисунки.

16занятие

2

15

Тема 15. Анализ препаратов кальция, магния и цинка.

Овладеть способами анализа лекарственных препаратов, являющихся соединениями элементов II группы периодической системы, исходя из их физических и химических свойств.

Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки

17занятие

2

16

Тема 16. Анализ препаратов серебра и меди.

Освоить на основе изучения физических и химических свойств ЛП соединений элементов I и II групп периодической системы способы оценки их качества. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки

18занятие

2

17

Тема 17. Лекарственные средства органической природы и особенности их анализа.

Рассмотреть специфические особенности фармацевтического анализа и основные критерии. Идентификация органических соединений по функциональным группам.

Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки

19занятие

2

18

Тема 18. Анализ ЛП, производных альдегидов.

Теоретические основы реакций окисления, восстановления, присоединения, замещения, полимеризации и конденсации альдегидов.

Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки

20занятие

2

19

Тема 19. Анализ ЛП, производных карбоновых кислот алифатического ряда.

Общая характеристика и методы установления качества карбоновых кислот и их солей. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Кластер, презентация, конспект

21занятие

2

20

Тема 20. Эфиры.

Общая характеристика простых и сложных эфиров. Препараты сложных эфиров арилалифатических кислот.

Опорный конспект, схемы, рисунки.

23занятие

2

21

Тема 21. Анализ ЛП, производных простых и сложных эфиров.

Освоить способы оценки качества лекарственных препаратов, производных простых и сложных эфиров.

Кластер, презентация, конспект

24занятие

2

22

Тема 22. Анализ ЛП, производных фенолов.

Изучить и освоить практическое выполнение способ оценки качества ЛП производных фенолов. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Опорный конспект, схемы, рисунки.

25занятие

2

23

Тема 23. Ароматические аминокислоты, гидроксикислоты и их производные.

Общая характеристика ароматических кислот и их солей.сложные эфиры салициловой кислоты.

Кластер, презентация, конспект

25занятие

2

24

Тема 24. Анализ ЛП ароматических кислот и их производных.

Освоить способы оценки качества лекарственных препаратов, ароматических кислот и их производных.

Опорный конспект, схемы, рисунки.

26занятие

2

25

Тема 25. Анализ ЛП аминопроизводных ароматического ряда.

Изучить ЛП, производные п-аминофенола, методы их испытания, принцип «фенацетина».

Опорный конспект, схемы, рисунки.

27занятие

2

26

Тема 26. Сульфаниламидные препараты.

Общая характеристика производных п-аминобензолсульфамида. Сульфаниламидные препараты пролонгированного действия и применение их в мед-кой практике. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Опорный конспект, схемы, рисунки.

28занятие

2

27

Тема 27. Гетероциклические лекарственные средства. Производные фурана.

Общая характеристика ЛП и особенности применения в медицинской практике препаратов, производных 5-нитрофурана.

Кластер, презентация, конспект

29занятие

2

28

Тема 28. Производные пиримидина.

Рассмотреть качественные реакции и способы количественного анализа барбитуратов.

Кластер, презентация, конспект

30занятие

2

29

Тема 29. Производные хинолина, изохинолина.

Общая характеристика ЛП, производных хинолина и особенности применения хинозола и хиниофона в мед-кой практике.

Презентация, опорный конспект

31занятие

2

30

Тема 30. Антибиотики.

Общая характеристика и классификация. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Презентация, опорный конспект

32занятие

2

 

Итого

 

 

 

60

 

3.9.2. Тематический план  СРОП

Тема

Содержание

задания

Форма контроля

Количество часов

1

Тема        1.        Содержание фармацевтической    химии.    Связь фармацевтической  химии  с  другими науками.   Основные   термины   и понятия,      используемые      в фармацевтической химии. Классификация       лекарственных средств.

Освоить  основные  термины  и  понятия. Классификация лекарственных средств

Схемы примеров

1

2

Тема 2. Порядок оформления работ по фармацевтической химии. Определение растворимости, окраски, прозрачности и степени мутности растворов лекарственных препаратов.

Ознакомиться с инструкцией по техники безопасности. Растворители – их характеристика. Неводные растворители – их характеристика. Ознакомиться с правилами приготовления эталонных растворов для определения степени мутности и цветности.

Решение задач

1

3

Тема 3. Определение летучих веществ и воды.

Освоить методы определения летучих веществ и воды в лекарственных веществах

Решение задач

1

4

Тема 4. Общие сведения о методах и испытаниях ЛС на токсичность, стерильность и микробиологическую чистоту.

Ознакомиться с требованиями предъявляемыми стерильным лекарственным средствам и к чистоте ЛС.

Презентация

1

5

Тема 5. Определение золы и потери в массе при прокаливании ЛП.

Определение в растительных объектах общей золы. Ознакомиться с методами оценки доброкачественности лекарственных препаратов по установлению потери в массе при сжигании или прокаливании. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Презентация

1

6

Тема 6. Определение биоэквивалентности и биодоступности лекарственных средств кинетическими методами. Сроки годности и стабилизация лекарственных средств. Внутриаптечный контроль лекарственных средств.

Изучить пути повышения стабильности и методы

Презентация, опорный конспект

1

7

Тема 7. Определение температуры плавления, кислотности, щелочности ЛП.

Освоить методы определения температуры плавления. Протолитическая теория кислот и оснований. Кислотно-основные индикаторы.

Кластер, презентация, конспект

1

8

Тема 8. Препараты щелочных металлов.

Ознакомиться с методами установления доброкачественности ЛП щелочных металлов

Кластер, презентация, конспект

1

9

Тема 9. Препараты элементов 6-й группы периодической системы элементов.

Характеристика препаратов элементов 6-й группы периодической системы элементов. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Презентация, опорный конспект

1

10

Тема 10. Приготовление титрованных растворов, индикаторов и реактивов. Анализ воды дистиллированной.

Освоить способы приготовления индикаторов и реактивов по ГФXII, используемые в фармацевтическом анализе. Знать в каких случаях необходимо укрепить или разбавить титрованный раствор. Уметь исправить молярность приготовленного раствора.

Кластер, презентация, конспект

1

11

Тема 11. Фармакопейный анализ ЛП галогенидов щелочных металлов.

Освоить методы количественного определения ЛП галогенидов щелочных металлов

Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки

1

12

Тема 12. Фармакопейный анализ препаратов перекиси водорода.

Разобрать характерные химические свойства и методы количественного определения перекиси водорода. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Таблица

1

13

Тема 13. Фармакопейный анализ препаратов натрия тиосульфата и натрия нитрита.

Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов VиVI групп периодической системы, исходя из их физических и химических свойств.

Кластер, презентация, конспект

1

14

Тема 14. Анализ препаратов бора.

Освоить способы оценки качества ЛП, соединений элементов III группы периодической системы, исходя из их физических и химических свойств.

Опорный конспект, схемы, рисунки.

1

15

Тема 15. Анализ препаратов кальция, магния и цинка.

Овладеть способами анализа лекарственных препаратов, являющихся соединениями элементов II группы периодической системы, исходя из их физических и химических свойств.

Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки

1

16

Тема 16. Анализ препаратов серебра и меди.

Освоить на основе изучения физических и химических свойств ЛП соединений элементов I и II групп периодической системы способы оценки их качества. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки

1

17

Тема 17. Лекарственные средства органической природы и особенности их анализа.

Рассмотреть специфические особенности фармацевтического анализа и основные критерии. Идентификация органических соединений по функциональным группам.

Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки

1

18

Тема 18. Анализ ЛП, производных альдегидов.

Теоретические основы реакций окисления, восстановления, присоединения, замещения, полимеризации и конденсации альдегидов.

Презентация, опорный конспект, схемы, рисунки

1

19

Тема 19. Анализ ЛП, производных карбоновых кислот алифатического ряда.

Общая характеристика и методы установления качества карбоновых кислот и их солей. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Кластер, презентация, конспект

1

20

Тема 30. Антибиотики.

Общая характеристика и классификация. Разобрать примерную тематику контрольных вопросов и заданий к промежуточному контролю.

Презентация, опорный конспект

1

 

Итого

 

 

20

 

 

3.9.3 Тематический план аудиторных занятий

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Введение. Неорганические лекарственные вещества.

Предмет и содержание фармацевтической химии.Классификация ЛВ, источники получения.

3

2

Методы исследования ЛВ. Общие принципы фармацевтического анализа. НТД, регламентирующая качество лекарств.

Изучение методов физико-химического анализа. Ознакомление с метрологической обработкой данных. Изучение отдельных принципов фармацевтического анализа.

3

3

Основы лабораторной техники фармацевтического анализа.

Характеристика галогенпроизводных углеводородов и кислородсодержащих органических соединений: классификация, строение,  номенклатура, изомерия, отдельные представители.

3

4

Органические лекарственные вещества алифатического ряда и их производные.

Общая характеристика органических ЛВ.Галогенпроизводные алканов. Альдегиды.

3

5

Карбоновые кислоты жирного  ряда и их производные.

Предпосылки  применения  карбоновых  кислот  и  их  солей  в  медицине.  Калия ацетат, кальция лактат, кальция глюконат, натрияцитрат. Требования к качеству и методы анализа.

3

6

Ароматические аминоспирты и их производные.

Свойства,  определяющие  применение  в  медицине,  взаимосвязь  химической

структуры, физических и фармакологических свойств.

 

3

7

Лекарственные средства, производные ароматических  соединений

Предпосылки получения лекарственных средств на основе взаимосвязи структуры

биологического действия. Возможные химические превращения, требования к

качеству и методам анализа.

 

3

8

Фенолы и их производные.

Препараты  фенацетин,  парацетамол.  Требования  к  качеству  в  зависимости  от

химической  структуры  и  способов  получения.  Методы  контроля  содержания  и  п-хлорацетанилида в фенацетине. Стабильность

, условия хранения.

3

9

Ароматические кислоты и их призводные.

Связь между проявлением наркотического действия и структурой. Общие  методы синтеза.  Общие  и  частные  методы  анализа  кислотных  и  солевых  форм.  Стабильность, хранение.

3

10

Ароматические аминоспирты и их производные.

Общая  характеристика  лекарственных препаратов. Применение в медицинской практике.

3

11

Рубежный контроль

 

2

12

Рубежный контроль

 

2

 

Экзамен

 

6

 

Итого

 

40

 

3.9.4 Практические занятия (лабораторные занятия, симуляции)

 

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Основы лабораторной техники фармацевтического анализа.

Научиться    давать    оценку

доброкачественности    ЛП    и    их

соответствию   требованиям   ГФ   по:

описанию       внешнего       вида

лекарственного    вещества    и    его

растворимости.    Освоить    правила

приготовления эталонных растворов для

определения   степени   мутности   и

цветности.

4

2

Фармакопейный  анализ раствора йода спиртового 5% и 10%.

Серовато-черные с металлическим блеском пластинки, сростки кристаллов, куски. Летуч при температуре 20 °С. Возгоняется при нагревании, образуя фиолетовые пары.

4

3

Фармакопейный анализ кислоты хлористоводородной разведенной  (8,3%)

Бесцветные прозрачные жидкости со своеобразным запахом, кислой реакции. Кислота хлористоводородная – летучая жидкость.

4

4

Фармакопейный  анализ 10% раствора калия йодида, 3% раствора натрия бромида,натрия хлорида.

Освоить       методику       оценки доброкачественности    лекарственных препаратов  по  установлению  концентрации  йодида калия.

4

5

Фармакопейный анализ кислоты хлористоводородной разведенной  (8,3%)

Освоить       методику       оценки доброкачественности    лекарственных препаратов  по  установлению  кислоты хлористоводородной.

4

6

Фармакопейный  анализ 10% раствора калия йодида, 3% раствора натрия бромида,натрия хлорида.

Освоить   методы   оценки   качества лекарственных препаратов.

4

7

Фармакопейный  анализ воды очищенной и воды для инъекций.

Овладеть      методами      оценки доброкачественности  ЛП  по  потере  в массе   при   высушивании   и   по содержанию воды.

4

8

Фармакопейный анализ кальция лактата, кальция глюконата, натрия цитрата для инъекций

Освоить   методы   оценки   качества лекар-ственных препаратов.

4

9

Фармакопейный  анализ 3% раствора перекиси водорода.

Освоить    способы    оценки качества      перекиси      водорода. Внутриаптечный контроль разведенного раствора перекиси водорода.

4

10

Фармакопейный  анализ 10% раствора натрия тиосульфата.

Освоить  способы  оценки  качества  ЛП, соединений  элементов VиVIгрупп периодической  системы,  исходя  из  их физических и химических свойств.

4

11

Фармакопейный  анализ 1% раствора натрия нитрита.

Освоить  способы  оценки  качества  ЛП, соединений  элементов VиVIгрупп периодической  системы,  исходя  из  их физических и химических свойств.

4

12

Фармакопейный анализ норсульфазола и 20% раствора сульфацил-натрия.

Освоить    способы    оценки качества      пе-рекиси      водорода. Внутриаптечный кон-троль20% р-расульфацил натрия.

4

13

Фармакопейный анализ кислоты борной, натрия тетрабората.

Освоить  способы  оценки  качества  ЛП, соединений   элементов IIIгруппы периодической  системы,  исходя  из  их физических и химических свойств.

4

14

Фармакопейный анализ адреналина гидротартрата,адреналина гидрохлорида

Овладеть  методами  оценки  качества лекарственных препаратов, адреналина гидрохлорида

4

15

Фармакопейный анализ 10% раствора кальция хлорида, 10% раствора магния сульфата.

Овладеть      способами      анализа лекарственных препаратов, являющихся соединениями    элементов IIгруппы периодической  системы,  исходя  из  их физических и химических свойств.

4

16

Фармакопейный анализ 0,25 % раствора цинка сульфата, цинка окиси

Овладеть      способами      анализа лекар-ственных препаратов, являющихся соедине-ниями    элементов II группы периодической  системы,  исходя  из  их физических и хими-ческих свойств.

4

17

Фармакопейный анализ 0,25 % раствора  меди сульфата,1 % раствора  серебра нитрата.

Освоить на основе изучения физических и  химических  свойств  ЛП  соединений элементов Iи IIгрупп  периодической системы способы оценки их качества.

4

18

Анализ соединений железа.

Освоить на основе изучения физических и  химических  свойств  ЛП  соединений элемента VIIIгрупп  периодической системы способы оценки их качества.

4

19

Фармакопейный анализ галогенпроизводных углеводородов: хлороформ, йодоформ.

Освоить   методы   оценки   качества лекарственных препаратов, галогенпроизводных углеводородов.

4

20

Фармакопейный анализ спирта этилового.

Овладеть  методами  оценки  качества лекарственных препаратов, производных альдегидов

4

21

Фармакопейный анализ раствора формальдегида,уротропина.

Овладеть  методами  оценки  качества лекар-ственных препаратов, производных класса альдегида.

4

22

Фармакопейный анализкальция лактата, кальция глюконата, натрия цитрата для инъекций

Освоить на основе изучения физических и  химических  свойств  ЛП  соединений эле-ментов I и II групп  периодической системы способы оценки их качества.

4

23

Фармакопейный анализкислоты глутаминовой, аминалона.

Освоить   способы   оценки   качества лекарственных препаратов аминопроизводных ароматического ряда

4

24

Фармакопейный анализ препаратов простых и сложных эфиров.

Освоить   способы   оценки   качества лекарственных препаратов, производных   простых   и   сложных эфиров.

4

25

Фармакопейный анализ резорцина, парацетамола.

Освоить    способы    анализа    ЛП, производных резорцина, парацетамола

4

26

Фармакопейный анализ  кислоты ацетилсалициловой.

Освоить    способы    анализа    ЛП, производных кислоты ацетилсалициловой

4

27

Фармакопейный анализ норсульфазола и 20% раствора сульфацил-натрия.

Освоить    способы    анализа    ЛП, 20% раствора сульфацил-натрия.

4

28

Анализ  2% мази  стрептоцидовой.

Освоить    способы    анализа    ЛП, производных класса стрептоцита.

4

29

Фармакопейный анализ новокаина, анестезина.

Освоить   способы   оценки   качества лекарственных препаратов, производных   новокаина, анестезина.

4

30

Фармакопейный анализ адреналина гидротартрата,адреналина гидрохлорида.

Освоить   способы   оценки   качества лекарственных препаратов, производных   адреналина гидротартрата,адреналина гидрохлорида.

4

 

Итого

 

180

 

3.10 Глоссарий:

        

Индивидуальный учебный план- документ, составляемый ежегодно самостоятельно учащимся на учебный год на основании рабочего учебного плана, содержит перечень учебных дисциплин, на которые он записался и количество кредитов или академических часов; индивидуальный учебный план отражает образовательную траекторию конкретного учащегося.
Итоговый контроль – проверка учебных достижений учащихся, проводимая после завершения изучения учебной дисциплины в период итоговой аттестации по завершении учебного года. Формой проведения является экзамен: устный, письменный, тестирование.

Кейс 1. Набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы. 2. Описание конкретной практи­ческой ситуации, предлагаемой ученику для самостоятельного анали­за.

Кейсовая технология - технология, основанная на комплек­товании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумаж­ных, электронных и прочих носителях и рассылке их учащимся длясамостоятельного обучения.

Контент (информационное наполнение) - тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение сайта.

Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/учителя. Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении учебного года. Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами самостоятельной работы обучающегося (СРО).

Кредитная система обучения - образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.
Пререквизиты - дисциплины, набор навыков и знаний, необходимых для освоения изучаемого предмета.

Постреквизиты - перечень дисциплин, в которых могут быть использованы приобретенные ЗУНы.

Рейтинговая оценка- оценка учебных достижений учащихся, выставляемая 2-4 раза в год в конце каждой четверти или полугодия, исходя из количества кредитов.
Рубежный контроль – проверка учебных достижений учащихся, проводимый согласно утвержденному календарному плану.

/Формами проведения рубежного контроля являются письменная контрольная работа, тестирование или устное слушание – коллоквиум, выступление на конференции/.

Самостоятельная работа обучающегося (СРО) работа обучающегося по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями и контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений, проектов и отчетов.

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем (СРОП) – это работа обучающегося под руководством преподавателя, указанная в расписании занятий. Формы проведения СРОУ определяются преподавателем из методологии предмета, его особенностей и цели изучения. Это могут быть практикумы, семинары, решение задач, тестирование, контрольные работы, коллоквиумы, защита рефератов, написание сочинений, презентация проектов, проведение конференций и т.д.

Силлабус - учебная программа дисциплины, включающая в себя ее описание, цели и задачи, краткое содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания для самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии оценки достижений обучающихся, вопросы рубежного и итогового контроля и список литературы.
Текущий контроль состоит из устного, письменного, комбинированного опросов, защиты и презентации домашних заданий, тестов, оценки участия в дискуссиях, форумах, круглых столах.

Тьютор - преподаватель, ведущий учебные занятия и выступающий в роли консультанта,обучающегося по освоению конкретной дисциплины.
Форум – веб-страница, предназначенная для обмена мнениями, в ней размещаются сообщения по определенной тематике и комментарии к ним. Форум – это инструмент для общения на сайте.

 

3.11 Литература основная и дополнительная

 

3.11.1 Основная литература

 

1. Глущенко Н.Н. Фармацевтическая химия. М. ИЦ Академия. 2004. 384 с.

2. Арзамасцев А.П. (ред) Фармацевтическая химия. Гэотар-Мед Гэотар-Мед 2004 г.

3. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия. МЕДпресс-информ. 2007. 624 с.

4. Великородов А.В., Безуглова Т.В. Руководство к лабораторным и семинарским занятиям по фармацевтической химии. Астрахань. 2007. 151 с.

 

3.11.2 Дополнительная литература

 

1. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. В 2 ч.: Ч.1. Общая фармацевтическая химия; Ч.2. Специальная фармацевтическая химия: Учеб.для вузов. - Пятигорск, 2003.-720 с.

2. Лабораторные работы по фармацевтической химии: Учеб.пособие для фармац. ин-тов и фармац. фак. мед. ин-тов. Под. ред В.Г. Беликова.- М.: Высш. шк., 1989.- 375 с.

3. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии. Под.ред. А.П. Арзамасцева. М.: «Медицина» 2001.

4. А.С. Саушкина. Руководство по решению практических задач фармацевтического анализа. Пятигорск, 1996.

5. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. Часть 1. Общая фармацевтическая химия. М.: Высшая школа, 1993.-432 с.

6. В.Г. Беликов. Фармацевтическая химия. Часть 2. Специальная фармацевтическая химия. Пятигорск, 1996.

7. В.А. Малентьева. Фармацевтическая химия. М.: Медицина. 1968-755с. Государственная фармакопея X.

8. Государственная фармакопея XI, I издание.

9. Государственная фармакопея XI, II издание.

10. Лабораторные работы по фармацевтической химии. Под. ред Е.Н. Вергейчика, Е.В. Компанцевой - Пятигорск, 2003 - 342 с.

11. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии. Под.ред. А.П. Арзамасцева. М.: «Медицина» 2001.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.

– Системные программные средства: MicrosoftWindows XP, MicrosoftVista

- Прикладные программные средства: MicrosoftOffice 2007 Pro, GoogleChrome.

- Специализированное программное обеспечение: СДО Moodle, SunRAVBookOfficePro, SunRAVTestOfficePro,DjVu – WinDjView,  специализированные химические программы и др.

- Тренировочные и контрольные тесты по каждому модулю. г) базы данных, информационно

-справочные и поисковые системы: - образовательные ресурсы Интернета – Химия,

- каталог образовательных интернет-ресурсов http://elib.dgu.ruХимический каталог: химические ресурсы Рунета http://www.ximicat.com/ Портал фундаментального химического образования России http://www.chemnet.ru XuMuK:

- сайт о химии для химиков http://www.xumuk.ru/

- Химические серверы http://www.Himhelp.ru, ChemWeb, ChemExpressOnline, ChemNet.com

3.12 Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия, презентации, кейс-стади, проектирование и т.д.).

Аудиторные занятия

Лекция – визуализация.   Передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, педагогического гротеска с помощью ТСО и ЭВМ (слайды, диафильмы, видеозапись, кинофильмы и т. д.).

Лекция-беседа. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

Работа в малых группах. Занятия в малых группах позволяют обучающимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают обучающимся научиться разрешать возникающие между ними разногласия.

Метод «мозговой атаки». «Мозговая атака» может продемонстрировать, что знают студенты; в ходе ее могут быть предложены идеи, способные решить проблему, создана структура обмена взглядами на общий опыт и высказаны пожелания студентов.

СРО

Презентация. Устное выступление по заданной проблеме с представлением основных положений выступления в виде слайдов, видеороликов и другое.

Конспект

1) письменный текст, систематически, кратко, логично и связно передающий содержание основного источника информации (статьи, книги, лекции и др.), может быть использован в сопровождение презентации;

2) синтезирующая форма записи, которая может включать в себя план источника информации, выписки из него и его тезисы.

Глоссарий. Краткое разъяснение терминов и понятий по заданной теме.

 

3.13 Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль) правила оценки всех видов занятий.

 

Таблица №1. Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырех балльной системе

 

Буквенная система оценки учебных достижений

обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту

по четырехбалльной системе

 

Оценка по

буквенной

системе

Цифровой

эквивалент

баллов

%-ное

содержание

Оценка по

традиционной

системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно

 

Уровень учебных достижений, обучающихся определяется итоговой оценкой, формируемой из оценки рейтинга-допуска и оценки промежуточной аттестации.

 

         Рейтинг допуска оценивает уровень (в процентах) сформированности у обучающегося компетенций, оцененных в соответствии с требованиями к их качеству, которые предусмотрены в РУП.  Этот уровень, с одной стороны, должен быть достаточным для допуска к итоговому контролю (готовность к итоговому испытанию - экзамену), с другой стороны – необходимым для дальнейшего освоения и развития профессиональных компетенций на последующих этапах образования.

Рейтинг допуска к экзамену должен составлять 50 и более процентов. Рейтинг допускаскладывается из оценки текущего контроляуспеваемости и оценок рубежных контролейРейтинг допуска подсчитывается как среднеарифметическая величина рейтингов по каждому блоку дисциплины.

         Текущий контроль - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины. Оценка учебных достижений, обучающихся зависит от формы проведения контроля.

         Рубежный контроль - контроль учебных достижений, обучающихся по завершению одного раздела учебной дисциплины. В период изучения дисциплины проводится не менее 2 рубежных контроля. Время проведения рубежного контроля указывается в РУП. Форма проведения рубежного контроля устанавливается решением ЦМК и методического совета.

         Оценка каждого рубежного контроля осуществляется исходя из 100 баллов (%-ное содержание).


 

Скачано с www.znanio.ru