Цель: воспитание гражданских чувств, формирование умений вести диалог, высказывать своё мнение.
Учитель.
Мы живем в государстве. Ясно, что речь идет о территории, которая имеет свое название, свои границы, свое население, свои государственные символы.
Действительно, государство - это территория. А территория государства, в котором мы живем, - Россия. Сегодня мы будем говорить о связи человека со своим государством, о гражданственности. Давайте послушаем сообщения ровесников об интересных фактах истории Отечества и его символах, о том, что значит быть гражданином.
Сообщение учащегося.
Россия - страна и государство, населенное в основном русскими. До Великой Октябрьской Социалистической Революции под Россией подразумевалась вся Российская Империя (с начала XVIII века) как совокупность территорий, входивших в её состав и населенных как русскими, так и нерусскими народами.
В русских письменных памятниках название Россия как обозначение страны появляется в конце XV века, но до конца XVII века она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством. С середины XVI века Россией или Российским царством начали называть всю совокупность земель, вошедших к тому времени в состав централизованного государства во главе с Москвой. Позднее понятие «российский» стало обозначать принадлежность к государству, понятие же «русские» уже в начале XVI века являлось названием народности.
С XVII века термины «Россия» и «Российская земля» стали широко употребляться в русской письменности. В начале XVIII века Русское государство при Петре I было официально названо Российской Империей.
В результате победы Октябрьской революции 1917 года на большинстве территорий бывшей Российской Империи установилась советская власть и появилось понятие «Советская Россия». Была образована РСФСР. В 1991 году, в связи с распадом СССР, вернулось название Россия, Российская Федерация.
Все мы, живущие в нашей стране - России, независимо от социальной и национальной принадлежности - граждане своего Отечества, своего государства.
Гражданство - это правовая связь человека с государством.
Быть гражданином - значит пользоваться определенными правами и выполнять необходимые обязанности по отношению к своему государству.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит;
Тот в любви никогда не криклив.
Стань, гражданственность, строже и чище -
Ведь прохожих нелепо хватать
И, бия себя в грудь кулачищем, им орать:
«Я люблю свою мать!»
Ты, гражданственность - Пушкин, Некрасов -
Не бумаринствующие врали,
И замешана ты не на квасе, а заквашена на крови.
Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле, даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
Ну а вместе - Бородино.
Показной героизм - криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
Защищайте Россию, как Пушкин,
Незаметный её капитан.
Защищайте её от двуличных
Подхалимов и клеветников,
И от умников заграничных,
И отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
Прикрывая их грудью своей,
От губительного разора...
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Наших женщин - от хамства чьего-то
И детей - от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
На защиту России – бессмертно
Поднимает гражданственность нас.
Е. Евтушенко
Сообщение учащегося.
Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Говорят, что настоящий гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое Родина? Березовая роща с трелями соловья? Но вокруг и мусорные свалки встречаются. И нищих полно.
А цены? Квартир не хватает. И отгремела никому не нужная война в Афганистане, война в Чечне. Что же, все это - Родина? И гражданин её должен любить? Это очень сложные вопросы.
Любить помойки и непродуманные решения руководства своей страны невозможно.
Но гражданин Отечества, не любя всего этого, переживает боль и трудности своей Родины. Переживает как свои собственные беды.
Он желает знать об изменениях в его стране, следит за информацией в печати и на телевидении. Он жаждет перемен к лучшему в своем Отечестве.
Однако знать и хотеть - этого мало.
Гражданин действует. Он понимает, что без его действий ничего не изменится.
Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края. Он протестует, он участвует в экологической борьбе по защите своей Родины. Гражданин протестует против разрушения культурного наследия.
В свободное от работы и учебы время он участвует в восстановлении церкви или монастыря. Он может не верить в Бога, но он не позволит погибнуть священным местам.
Гражданин не может спокойно смотреть, как гибнет от пива, водки, табака и наркотиков подрастающее поколение третьего тысячелетия.
Широко известны строки из стихотворения Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын».
Что значит, на ваш взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества, гражданином?
Учитель. Кто из граждан страны не получал хоть какую-нибудь справку с гербовой печатью?
А знаете ли вы, что все денежные знаки России тоже отмечены гербом России?
В дни праздников во всех странах вывешиваются государственные флаги. В самые торжественные моменты поют или слушают особую песню - государственный гимн. Все это - символы государства.
Трудно кого-либо заставить гордиться государственными символами. Но во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны как к символам единения народа, особенно в тяжелые времена, в годину испытаний. Ведь за этими символами - многовековая история народа, величайшие взлеты страны и ее страдания.
Поэтому государственные символы должны отражать и историю народа, и его чаяния и устремления, показывать его национальный характер, особенности и надежды.
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн.
Подобное в мировой практике складывается недавно, с XIX века. С этого времени государственные символы закрепляются за государством законодательно.
В большинстве стран государственные символы понимаются как общенациональные и объединяющие: они внесословные, внеклассовые, внепартийные.
Верность своим эмблемам народы пронесли сквозь века, что способствовало объединению народов и наций. Почитание символов является проявлением гражданской позиции.
Утверждение символов и атрибутов государства является важной прерогативой верховной власти. Все официальные бумаги должны иметь гербовые знаки. Государственному флагу воздаются высшие почести, а его оскорбление является оскорблением нации и государства. Государственным символом является и гимн Российской Федерации.
Помимо традиционных символов, страна имеет ряд национальных неофициальных символов, обозначающих специфическую для каждой страны историю, культуру, быт.
Вопрос.
Назовите неофициальные символы России. Расскажите, что они обозначают. (Самовар, медведь, русская тройка, Красная площадь, Кремль и др.)
А теперь подробнее остановимся на основных государственных символах.
На рубеже XIV-XV веков появляется в Московском княжестве изображение всадника, поражающего копьем змея. Этот образ был близок к образу популярного русского святого Георгия-Змееборца, Георгия-Воина.
Интересна история появления другой составляющей российского герба - двуглавого орла. Он появился в России в правление Ивана III и пришел к нам из Византии. 1497 год - это год возникновения государственного герба России.
Главы орла украшают короны - символы законодательной и божественной власти царя. В XVII веке орел получает в лапы державу и скипетр, олицетворяющие судебную и исполнительную власть монарха.
Учитель подробно рассказывает о гербе.
На Руси основным видом знамен были военные. Цвета и рисунки стягов до крещения Руси были разноцветными, но преимущественно были красными.
Но уже в первой трети XVII века белый, голубой, красный выполняли роль государственных цветов. Первые знамена были белого цвета с изображением на них герба - золотого двуглавого орла.
Знамя выносилось во время торжественных приемов и церковных церемоний, а в походе оно означало присутствие царя в войске. С петровских времен нам известен точный порядок полос на флаге: белый, голубой, красный.
Этот вариант считался первым государственным флагом. Расположение полос на флаге совпадало с древним пониманием строения мира: внизу - физический (Вера), выше - небесный (Надежда), на самом верху - божественный (Любовь).
В XIX веке - полосам придали значение содружества 3 восточнославянских народов - белорусов, украинцев, русских. Именно этот флаг в России стал национальным.
10 мая 1918 года - 5^й Всероссийский съезд Советов отменил трехцветный флаг как государственный символ старого государства.
Вновь трехцветный флаг возродился в России в 1989 году. 12 марта в 15.00 развивался на площади имени Маяковского в центре Москвы на митинге памяти Февральской революции.
В 1991 году он стал официальным флагом России. 22 августа - день Государственного Флага России.
Подробный рассказ о флаге.
Гимн - это торжественная песнь, призванная сплачивать нацию. При официальном исполнении гимна необходимо встать гражданским лицам, военнослужащие должны отдавать честь.
Подробный рассказ о гимне. Прослушивание гимна в аудиозаписи. Чтение текста гимна.
Учитель.
Заканчивая краткое знакомство с государственными символами, понятиями «государство», «гражданство», «гражданин», я хочу прочитать стихотворение:
У каждого заботой своей глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все - её судьба.
Она не позабудет ни света и ни тьмы,
Она такою будет, какими будем и мы.
И ей, одной-единственной,
В любые времена
Не спрячешься за спину,
Хоть широка страна.
«Она такою будет», какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться, ваших.
Ты - гражданин!
А задумывался ли кто из вас о потомках?
Каким воздухом будут дышать ваши дети?
Попробуют ли чистой колодезной воды ваши внуки?
Знаком ли будет вашим правнукам запах соснового бора и свежескошенной травы?
Будущее можно улучшить объективным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
Вопросы для обсуждения с обучающимися:
1. Почему государству трудно обойтись без официальных символов?
2. Могут ли символы дать представление об особенностях того или иного государства и каким образом?
3. Почему надо уважать символы своей страны и других стран?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.