Синдром эмоционального выгорания педагогического работника и как его избежать

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Синдром эмоционального выгорания педагогического работника и как его избежать Проблема стрессоустойчивости человека, работающего в различных сферах, ещё с давних пор привлекала внимание специалистов-психологов. Существуют профессии, в которых человек, в связи с необходимостью постоянного контакта с другими людьми, испытывает чувство внутреннего эмоционального дискомфорта. К ним относятся учителя, психологи, врачи, воспитатели и другие работники социальной сферы деятельности. Особая «группа риска» - педагоги, работающие в коррекционных образовательных учреждениях, поскольку их деятельность относится к разряду наиболее эмоционально напряженных видов труда.Предложенные нашими психологами памятки практически являются эффективными, помогают действительно восстановиться после рабочего дня. Настоящие рекомендации могут быть использованы педагогами и других школ.
Иконка файла материала статья.docx
Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск, Челябинская область    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Синдром эмоционального выгорания педагогического работника и как его избежать         напряженных   видов        Проблема   стрессоустойчивости   человека,   работающего   в   различных сферах,   ещё   с   давних   пор   привлекала   внимание   специалистов­психологов. Существуют   профессии,   в   которых   человек, в   связи   с   необходимостью постоянного контакта с другими людьми, испытывает  чувство внутреннего эмоционального дискомфорта. К ним относятся учителя, психологи, врачи, воспитатели   и   другие   работники   социальной   сферы   деятельности.   Особая «группа   риска» ­  педагоги,  работающие   в  коррекционных   образовательных учреждениях,   поскольку   их   деятельность   относится   к   разряду   наиболее эмоционально труда.        Дети с ОВЗ, обучающиеся в таких учреждениях весьма непредсказуемы, эмоционально   и   психически   неустойчивы,   гиперактивные,   расторможены   и нуждаются подходе.       Поэтому, в   связи с модернизацией коррекционной системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация   создает   педагогу   дополнительный   эмоциональный   дискомфорт, усиливает   нервно­психическое   напряжение   и   может   вызвать   возникновение синдрома   эмоционального   «выгорания».   Эмоциональное   «выгорание»   ­ состояние   психики   педагога,   которое   он   испытывает   ­   равнодушие   или глубокое   негативное   чувство   к   своей   профессиональной   деятельности   и профессиональному общению.      Следует   отметить,   что   эмоциональное   «выгорание»   –   процесс   довольно коварный,   поскольку   человек,   подверженный   этому   синдрому,   часто   мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство индивидуальном в­     его    ­   чувство   влияют     педагогов следующие   эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи.   Синдром   эмоционального   выгорания   –   эмоциональное   истощение, невозможность сострадать.        Исследования и анализ статистических данных психологами нашей школы Бадиной Н.Н. и Шалимовой Л.Ю. показали, что практически все педагоги нашей школы имеют синдром «эмоционального» выгорания только с разной степенью проявления. Каковы же симптомы «эмоционального» выгорания наиболее ярко выражены у наших педагогов? В чём они выражены? Прежде всего на эмоциональное факторы: выгорание усталость;       истощения;     ­   восприимчивость   к   изменениям   показателей   внешней   среды;  ­   частые   головные   боли   расстройства   желудочно­кишечного   тракта;       бессонница.     ­ работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;     ­   профессионал   рано   приходит   на   работу   и   остается   надолго;   поздно   появляется   на   работе   и   рано   уходит;       дом; беспокойства;    энтузиазма;       обиды; разочарования;      неуверенность;         вины; невостребованности;       гнева; раздражительность;       подозрительность;  ­   чувство   всемогущества   (власть   над   судьбой   ученика);    ригидность;       решения; ответственности       избегание;  ­   общая   негативная   установка   на   жизненные   перспективы;             Для определения уровня эмоционального выгорания на педагогическом практикуме, который проводиться со всеми желающими нам была предложена   неосознанного уровня неспособность повышенное чувство возникающее   снижение берет чувство принимать растущее чувство  ­  ­  ­ чувство  ­   легко чувство   чувство на     чувство   работу    ­      ­  ­  ­    ­  ­      ­              ­  ­                        ­  ­  ­    ­Моя       у     нашей   СЭВ   работа педагогов притупляет методика, которая позволила в полном объёме определить преобладающий симптом школы.        Оперируя   смысловым   содержанием   и   количественными   показателями, подсчитанными   для   разных   фаз   выгорания,   мы   могли   сами   себе   дать достаточно   объёмную   характеристику   своего   психологического   состояния.       Интерпретация   результатов   проводилось   по   трем   фазам:   напряжение, сопротивление и истощение. Нам предлагалось  ряд утверждений, по каждому необходимо было высказать своё мнение. В случае согласия с утверждением ставился   знак   «+»(да),   в   случае   несогласия   –   знак   «­»(нет). Утверждения 1. Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 3.   Когда   я   чувствую   усталость   или   напряжение,   то   стараюсь   поскорее дело. «свернуть» 4. эмоции. 5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.   удовлетворения. 6. 7.   Я   бы   сменил   место   работы,   если   бы   представилась   возможность. 8.Из­за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено. 9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе. 10.   Общение   с   коллегами   по   работе   побуждает   меня   сторониться   людей. 11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами. 12.   Обстановка   на   работе   мне   кажется   очень   трудной,   сложной. 13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на работы. результатах  14. Я работу. 15.  Коллегам   по   работе   я  уделяю   внимание   больше,  чем   получаю  от  них. 16.   Я   часто   радуюсь,   видя,   что   моя   работа   приносит   пользу   людям. 17.   Последнее   время   меня   преследуют   неудачи   на   работе. 18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела. 19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души. 20.   По   работе   встречаются   настолько   неприятные   люди,   что   невольно плохого. желаешь 21.   меня.   переживаю вдохновляют   Работа   приносит чего­нибудь   мне   все   меньше   свою   Успехи   очень   работе   за им   ви       и не     я Моя           через   Я   часто       меня   чтобы работа карьера работаю   Моя сложилась отрицательных очень 22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной. 23. силу. 24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. 25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть слышать.  26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который затрачиваю.  27.   Если   бы   мне   повезло   с   работой,   я   был   бы   более   счастлив. 28.   Обычно   я   тороплю   время:   скорей   бы   рабочий   деть   кончился. 29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий эмоций. 30. разочаровала. 31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в обстоятельств. силу 32.   удачно. 33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, заметил. 34.   Ко   всему,   что   происходит   на   работе,   я   утратил   интерес. 35.   Моя   работа   плохо   на   меня   повлияла   —   обозлила,   притупила   эмоции, сделала нервным.        Обработка   данных:   признаки,   включенные   в   тот   или   иной   симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку ­10 баллов — получили от компетентных   судей   те   признаки,   которые   наиболее   показательны   для симптома.   Ключ   Знак   перед   номером   означает   ответ   «да»   или   «нет»;   в скобках   указаны   баллы,   проставляемые   за   этот   ответ.   В   соответствии   с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем   —   сумма   по   всем   симптомам,   т.е.   итоговый   показатель.  Симптом «Неудовлетворенность собой»: ­1 (3), +6 (2), + 11 (2), ­16 (10), ­21 (5), (3) Симптом «загнанность в клетку»: +2 (10), +7 (5), +12 (2), +17 (2), +22 (5), +27 (1), (5)  Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»: +3 (5), +8 (5), +13 (2), ­18 (10) Симптом «Эмоциональная отстраненность»: +4 (2), +9 (3), ­14 (2), +19 (3), +24 (5), (10) никто (2),     (3), +28   +33   (3),     не   (5), ­32 этого     +   (5),   +34     +31   +26         +26     29(2),         +30 «Портрет   маркеры,   мелки,   листы   ватмана, выгорания   Симптом «Личностная отстраненность»: +5 (5), +10 (3), +15 (3), +20 (2), +25 (5), +35,(10) Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется следующим образом: 9 и менее — «несложившийся симптом»; 10­15 баллов — складывающийся симптом; 16 и более — сложившийся симптом; Соответственно сумма баллов по   всем   симптомам:   равная   45   и   менее,   свидетельствует   об   отсутствии «выгорания»;   50­75   —   о   начинающемся   «выгорании»;   80   и   более   —   об имеющемся «выгорании».          После   результатов   тестирования,   с   нами   была   проведена   программа  тренинга,   которая   включала   в   себя   приёмы   релаксации   и   упражнения   на снятие   эмоционального   напряжения.   Приведу   примеры   этих   упражнений:  Упражнение педагога» Цель: активизация   мыслительной   деятельности,   «включение»   в   проблему профессионального педагога. Время:20 минут Материалы:   карандаши. 1этап: Инструкция: «Вам   предлагается   нарисовать   или   метафорически   изобразить портрет педагога». Далее тренер предлагает каждой подгруппе рассказать о том образе, который у них 2этап: Инструкция: Предлагается   нарисовать   или   метафорически   изобразить портрет эмоционально благополучного педагога». После того как участники нарисуют   образ   данного   педагога,   тренер   предлагает   разработать рекомендации   по   предотвращению   или   преодолению   симптомов эмоционального выгорания. Далее   участники   обсуждают   результаты   своей   работы.   Задача   тренера акцентировать   внимание   на   значимости   внутренних   резервов   педагога   в преодолении профессионального выгорания, на том, что многое зависит от нас самих.  Упражнение   «Пожелание»   (адаптированная   по   Евтихову   О.В) Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, акцент на положительных качествах,   которые   способствуют   преодолению   профессионального выгорания. Материалы:   мяч   или   мягкая   игрушка   по   выбору   участников   группы. эмоционально получился.   выгоревшегомоего «Дерево   бумага,   эмоциональное релаксационная   маркеры, 10 минут Время:5 Инструкция: «Вам   предлагается   высказать   пожелание   в   круг,   другим участникам группы, о том качестве, которое ,по вашему мнению, помогает преодолевать выгорание» Участники   передают   мяч   по   кругу   и   высказывают   свое   пожелание.  Упражнение «Я» Цель: осознание себя в стрессовой ситуации, в системе профессионального и общения; личностного Материалы: музыка. Время: минут. Содержание: «Давайте совершим экскурсию в глубину собственного «Я». Это «Я» можно изобразить в виде дерева с разными веточками и корнями. Одна из веточек   ­   «качества,   которые   мешают»,   другая   ­   «помогают»   в   вашей профессии».   Какие   еще   веточки   есть   на   вашем   дереве?   Нарисуйте   корни вашего дерева. Корни ­ это ваши стержневые качества, которые помогают вам постоянно расти и изменятся ». После того, как участники группы выполнят задание,   они   садятся   в   круг   и   по   желанию   рассказывают   о   своем   дереве. После   тренировочных   упражнений   были   розданы   памятки:   «Приёмы антистрессовой   защиты»   и   «Методы   саморегуляции   эмоциональной   сферы работника» педагогического Памятка защиты»   1. Отвлекайтесь: •Много   пользы   может   принести   пятиминутная   прогулка   на   природе. •Постарайтесь   переключить   свои   мысли   на   другой   предмет. осмотритесь. •Оглянитесь •Обращайте   детали. •Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в   определенной   последовательности.   Говорите   мысленно   самому   себе: "Коричневый   письменный   стол,   "   п. 2.   событий: • Следует помнить,  что истинной   причиной стресса  являются  не  люди, не разочарования,   не   ошибки,   а   то   как   вы   к   этому   относитесь. •   Используйте   принцип   позитивности   во   всем   с   установками,   типа: •"не очень­то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, т.; •"нечего драматизировать"; •кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.   зеленые   занавески   и   т. внимательно     мельчайшие катастрофе",   "хватит вокруг внимание   антистрессовой   накручивать",   значимость «Приемы как   к   себя   и   Снижайте   1   и     нат.     роль             и   или или     на простым мяч   или   и   быструю подушку прогулку   порядок   дома   Действуйте: 3. Любая   деятельность,   особенно   физический   труд   –   в   стрессовой   ситуации выполняет громоотвода. Стресс   является   очень   сильным   источником   энергии.   Разрядиться   можно самым способом: рабочем   месте; •наведите •устройте ходьбу; •пробегитесь; п. •побейте   4. Творите: Любая   творческая   работа   может   исцелять   от   переживаний: •рисуйте; •танцуйте; •пойте; •лепите; •шейте; п. •конструируйте эмоции: 5.   очень   вредно! Загонять   эмоции   внутрь, Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), Умение   рассказать   о   своих   проблемах   поможет   налаживать   контакты   с окружающими, себя.   голоса; •изображайте   эмоции   с   помощью   жестов, бумагу; •мните, •кидайте стене; •попытайтесь   нарисовать   свое   чувство,   потом   раскрасьте   его,   сделайте смешным порвите; •поговорите   с   кем­нибудь,   делая   акцент   на   свои   чувства   ("Я   расстроен..", "Меня обидело.."). Задание:   напишите   письмо   человеку,   который   вас   когда­то   обидел,   но   по каким­то   причинам   вы   не   сказали   ему   о   своих   чувствах 6.   Рефрейминг   (Слово   "рефрейминг"   происходит   от   английского   слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему­либо, без изменения самой ситуации): Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что­то негативное, Выражайте   пытаться   их   скрывать,     мимики,   рвите в   предметы понимать мишень   самого на                   или это т.из   раза     три данной   с   извлечь связанные проводить управлением   чтобы   успокоиться, рефрейминг: минимум •постарайтесь   найти   три   позитивных   последствия   или   выигрыша,   которые можно неприятности. Задание: Вспомните ситуацию из своей жизни, которая вас сильно расстроила. Проведите рефрейминг. Памятка   2   «Методы   саморегуляции   эмоциональной   сферы педагогического работника» Саморегуляция   –   это   управление   своим   психоэмоциональным   состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов,   мысленных   образов,   управления   мышечным   тонусом   и   дыханием. Осваиваем   саморегуляцию,   восстановиться   и активизироваться. I. дыханием   Способы, Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные   центры   мозга.   Медленное   и   глубокое   дыхание  (с   участием мышц   живота)   понижает   возбудимость   нервных   центров,   способствует мышечному расслаблению, релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно­ психическую напряженность. Способ 1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела дыхании. На   счет   1­2­3­4   делайте   медленный   глубокий   вдох   (при   этом   живот выпячивается неподвижна); –   на   следующие   четыре   счета   проводится   задержка   дыхания; – 1­2­3­4­5­6; –   снова   задержка   перед   следующим   вдохом   на   счет   1­2­3­4. Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно уравновешенней. Способ 2. В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох. успокоиться, выдохните; – – сможете; – вдохов; – дыхание. II.   Способы,   связанные   с   управлением   тонусом   мышц,   движением Под   воздействием   психических   нагрузок   возникают   мышечные   зажимы, напряжение.   Умение   их   расслаблять   позволяет   снять   нервно­психическую так несколько задержите   сделайте глубоких       долго, Чтобы глубоко сосредоточьте   клетка   вперед,   а   грудная дыхание   спокойней задержите на   счет внимание плавный   выдох     затем   как   на         снова   и               иплечи,     на это   так         быстро       дышите глубоко сделайте несколько восстановить   закройте     это прочувствуйте   если   есть   возможность, и силы. напряженность, Способ 3. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела. глаза; Сядьте   удобно, – медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, живот); –   постарайтесь   еще   сильнее   напрячь   места   зажимов   (до   дрожания   мышц), делайте вдохе; – напряжение; –   резко   сбросьте   напряжение   —   делайте   это   на   выдохе; – раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью   легкого   самомассажа   круговыми   движениями   пальцев   (можно поделать пр.). Способ 4. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление   различных   групп   мышц,   соблюдая   следующие   правила: 1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением; 2)   каждое   упражнение   состоит   из   3   фаз:   «напрячь–прочувствовать– расслабить»;   расслаблению   —   выдох. 3)   напряжению   соответствует   вдох, Можно   мышц: – лица; – затылка, плеч; – грудной клетки; – бедер и живота; – кистей рук; – нижней ног. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц. III. слова   Словесное   воздействие   задействует   сознательный   механизм   самовнушения, идет   непосредственное   воздействие   на   психофизиологические   функции организма. гримасы   —   удивления,   воздействием радости   и   со   следующими   группами связанные   работать   Способы,     с     части5.       Сформулируйте Формулировки   самовнушений   строятся   в   виде   простых   и   кратких утверждений,   с   позитивной   направленностью   (без   частицы   «не»). Способ Самоприказы. Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным   образом,   но   испытываете   трудности   с   выполнением. «Разговаривать   спокойно!»,   «Молчать,   молчать!»,   «Не   поддаваться   на провокацию!»   —   это   помогает   сдерживать   эмоции,   вести   себя   достойно, соблюдать   требования   этики   и   правила   работы   с   учащимися. – самоприказ. –   Мысленно   повторите   его   несколько   раз.   Если   возможно,   повторите   его вслух. Способ самопоощрение. Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это   —   одна   из   причин   увеличения   нервозности,   раздражения,   особенно   в ситуациях   повышенных   нервно­психических   нагрузок.   Поэтому   важно поощрять самим. –   В   случае   даже   незначительных   успехов   целесообразно   хвалить   себя, мысленно говоря: «Молодец!», получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.        Предложенные   нашими   психологами   памятки   практически   являются эффективными, помогают действительно  восстановиться после рабочего дня. Настоящие   рекомендации   могут   быть   использованы   педагогами   и   других школ.   Самоодобрение, «Здорово   «Умница!», 6.       себя