Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Оценка 5

Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
9 кл—11 кл
04.08.2018
Синквейн  как один из приёмов  технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В этой статье рассматривается мастер- класс по использованию синквейна как приёма технологии развития критического мышления на уроках литературы, предназначен для учителей русского языка и литературы. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо, представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности.
Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.docx
Технология развития критического мышления через чтение и письмо  (далее РКМЧП) была разработана американскими учеными и  преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, ­  являются членами консорциума «За демократическое образование». В  России она появилась в 1997 году.   Синквейн   как   приём     технологии   развития   критического   мышления представляет   ученику   условия   для   осмысления   материала   и   помогает   ему обобщить приобретенные знания. Тема мастер – класса:  синквейн как  приём технологии развития  критического мышления. Цель мастер­ класса: раскрытие возможностей использования технологии  развития критического мышления (ТРКМ) для организации активной и  продуктивной деятельности обучающихся на уроке  Синквейн­ приём технологии развития критического мышления, который  активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо, на  стадии рефлексии Составление   синквейна   требует   от   ученика   в   кратких   выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по   какому­либо   поводу.   (Познавательные   УУД,   регулятивные   УУД, коммуникативные   УУД).  Это   форма   свободного   творчества,   но   по определенным правилам. (Личностные УУД). Ряд   методистов   полагает,   что   синквейны   полезны   в   качестве   инструмента среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Они могут быть использованы   на   разных   стадиях   урока:   на   стадии   повторения­   сжатое обобщение   актуализации   полученных   ранее   знаний   и   систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.  При внешней простоте формы синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии , синтеза и обобщения понятий и информации. Используя всего 5 строк, учащиеся учатся осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме . На уроках литературы синквейн используется  и в качестве средства творческой выразительности Как научить детей писать синквейн? В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение,  которое касается любого вопроса и которое   и   будет   являться   основной   темой   произведения.     Необходимо объяснить основные правила написания синквейна, привести для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу. После   завершения   творческого   процесса,   дети   могут   зачитать   свои стихотворения. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске.   Сначала работа допускается   в парах или группах, но эффективнее будет индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять . как каждый из учеников понимает материал. Правила построения синквейна    Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным. Вторая   строка состоит   из   двух   слов,   раскрывающих   основную   тему, описывающих   ее.   Это   должны   быть   прилагательные   ,допускается использование причастий. В третьей строчке, состоящей из трёх слов , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. .  Четвертая   строка — это   фраза,   при   помощи   которой   составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и   пословица, поговорка,   крылатое   выражение,     цитата,   афоризм,   обязательно   в контексте раскрываемой темы. Пятая   строчка —   одно   слово,     синоним   к   теме   стихотворения,   которое представляет собой некий итог, резюме. Понятно, что тема синквейна должна быть эмоциональной. Первая строка синквейна даёт возможность судить о метапредметном умении ученика определять тему. Остальные строки характеризуют метапредметные умения выделять существенные признаки понятия, подбирать нужное слово для   определения   выделенных   характеристик   и   умение   обобщать   и формулировать вывод­тезис. Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть  литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и  проверяет одновременно  знание  текста, глубину его понимания и способность  ученика грамотно выражать свои мысли.  Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности:  интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Важно делать упражнения с составлением синквейнов систематически,  целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Как использовать синквейны на уроке? Синквейн ­ это способ на любом этапе урока, изучения темы, повторить, что находится у обучающегося на уровне ассоциаций.   Можно дать синквейн в начале урока:"А что вы уже знаете об этом? Что думаете?" Можно составлять текст как в школе, на уроке (времени этот вид работы требует немного), так и дома,   в   качестве   домашнего   задания.   Дети   могут   выполнять   его   как индивидуальное задание или как дополнительное к основному. В 5­6 классах классах  можно предложить учащимся  работу с заданием  “Угадай героя”: дан синквейн без указания темы — без первой строки,  необходимо на основе данных других строк ее восстановить, то есть  определить, о каком герое идет речь.  Прометей мыслящий, предвидящий вылепил, изменил, похитель  защитник людей от произвола богов огонь Том Сойер энергичный, остроумный. воспитывался, наказывался, влюблялся. персонаж романов Марка Твена. приключения. В среднем звене синквейн  можно использовать  при  создании характеристики героя. Обломов (И.А.Гончаров  Герасим ( И.С.Тургенев «Му—му») «Обломов»)  Добрый, ленивый Бездельничает, лежит, скучает Его погубила «обломовщина» Трудолюбивый, отзывчивый Работает, заботится, любит Страдает из ­ за жестокости  окружающих людей Лишний человек.  Работник  Как  средство творческой выразительности  при подготовке к  написанию  сочинению (Сравнительная характеристика героев) Толстый (по рассказу А.П. Тонкий (по рассказу А. П. Чехова) Богатый, благополучный, высокомерный Радуется, интересуется, разочаровывается. Приятно встретиться со школьным другом. Тайный советник Чехова) Бедный, льстивый, лицемерный Угождает, пресмыкается, подрабатывает "Из глаз посыпались искры"  коллежский асессор Остап (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») Мужественный, отважный Сражается, борется, погибает Красивый и сильный Достойный сын своего отца. Влюбляется, сражается, погибает  Патриот  Живёт по своим законам. Андрий (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») Предатель  Онегин.  Скучающий, «лишний».  Отвергает, убивает, влюбляется.  Онегин отвергает любовь Татьяны. Пессимист. Татьяна.  Скромная, влюблённая.  Любит, страдает, мечтает.  Выходит замуж за нелюбимого человека.  Идеал (поэта).  На уроках литературы можно использовать синквейн в процессе анализа самостоятельно прочитанного произведения Синквейн на тему «Короленко В.Г. «В дурном обществе» .Вася смелый добрый подружился сопереживал  сочувствовал нищим друзьям из сырого  подземелья главный герой                                         Валек ответственный грустный воровал оберегал заботился был настоящим братом для  Маруси нищий   При   подготовке         к   сочинению­   рассуждению   (точка   зрения   автора произведения   на такие понятия, как честь, нравственность, совесть , долг, добро и тд.               «Дружба»  дружба верная крепкая доверять общаться  симпатизировать человеку, которому искренне  веришь взаимоотношения «Милосердие» милосердие незаметно, безымянно творить, любить, простить,  начинается с собственной семьи  человека, но не заканчивается на  ней добродетель Использование синквейна при подготовке к ЕГЭ по литературе      В 11 классе синквейн позволяет эффективно подготовиться к выполнению  заданий КИМ ЕГЭ.      Так, при обобщении материала по  повести А.С. Пушкина «Капитанская  дочка», роману Ф.М. Достоевского  и др. класс делится на 3 группы, каждая  из которых получает свое задание на основе составления синквейна. Письменно ответьте на один из предложенных вопросов (5–10 предложений):  Для подготовки к ответу на вопрос составьте синквейн по произведению. Как раскрывается проблема чести и долга в романе А.С. Пушкина  «Капитанская дочка»? Почему судьба благоволит простосердечному Гриневу, а не  расчетливому Швабрину? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская  дочка».) Как смысл эпиграфа к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  соотносится с судьбами героев произведения? Кто победил в идейном и нравственном споре: Раскольников или Соня?  (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона  Раскольникова? Почему Лужин наиболее антипатичен Раскольникову? (По роману  Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».) Синквейн как   метод   обучения универсален.   Его   можно   применять   к   темам любого   предмета   школьной   программы.   Он   позволяет   заинтересовать учащихся,   помогает   лучше   понять   и   осмыслить   изучаемый   материал. Составлять   пятистишие   достаточно   просто,   поэтому   использовать   его допустимо в работе с детьми любого возраста. Достоинства метода Составление синквейнов способствует появлению умений анализировать, обобщать изучаемые явления; сравнивать, классифицировать; творчески переосмысливать учебную информацию. Критерии оценки Соответствие тематике (тема урока, мероприятия и синквейна  совпадают) Содержание ( нет фактических ошибок и противоречий) Грамотность (нет орфографических и пунктуационных ошибок ) Наличие афоризма (в синквейн включены цитата или крылатое  выражение) Художественность образов (передача настроения, состояния, характера  человека, животного, окружающей среды) Оригинальность исполнения (общее впечатление о синквейне) Список источников https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA %D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD http://festival.1september.ru/articles/562494/ http://goldina­myclas.ucoz.ru/index/kriterii_ocenivanija/0­100          1. 2. 3.

Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн  как один из приёмов  технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн  как один из приёмов  технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн  как один из приёмов  технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн  как один из приёмов  технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн  как один из приёмов  технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн  как один из приёмов  технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн  как один из приёмов  технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн как один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Синквейн  как один из приёмов  технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018