Тема. Синтаксический разбор сложного предложения
Цели и задачи. Познакомить с порядком синтаксического разбора сложного предложения. Повторить и систематизировать знания по теме «Простое и сложное предложение». Развитие творческого мышления, речи учащихся. Воспитание любви к зарубежной литературе.
Для раскрытия нового материала используется проблемно-поисковый метод, усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляется в процессе частично-поисковой, исследовательской деятельности. Используются элементы игры.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветственное слово)
Ну-ка проверь,
дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
2. Актуализация знаний
– Что такое
предложение? Какой раздел науки о языке изучает предложение?
– Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательное,
побудительное, вопросительное)
– Какие предложения вы знаете по интонации? (Восклицательное,
невосклицательное)
– Как отличить простое предложение от сложного предложения? (По числу
грамматических основ)
– Что такое грамматическая основа предложения? (Главные члены
предложения: подлежащее и сказуемое)
– Какие предложения бывают по числу главных членов? (Односоставные,
двусоставные)
– Какие предложения вы знаете по наличию второстепенных членов? (Распространенные
и нераспространенные)
– Чем могут быть осложнены предложения? (Обращениями, однородными
членами предложения)
– Запишем предложение и сделаем синтаксический разбор.
Вдруг один из них близко подплыл к нашей шлюпке. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено.)
3. Сообщение темы и целей урока
4. Открытие нового знания
– Сегодня наш урок необычный, так как мы с вами будем работать по произведению Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».
1 задание. Сейчас я буду зачитывать предложения из этого произведения, а вы должны выслушать и сделать один хлопок, если это предложение простое, два хлопка – если предложение сложное.
1. Два дикаря
побежали куда-то и через полчаса принесли два больших куска сушеного мяса и два
мешка с зерном какого-то хлебного злака, растущего в тех местах. (Простое)
2. Доброта дикарей растрогала нас, мы благодарили их знаками, так как никаких
подарков не могли предложить им взамен. (Сложное)
3. Они мчались со всех ног прямо к морю. (Простое)
4. Когда я продал ему большую часть своего имущества и сошел на берег Бразилии,
в кармане у меня было двести двадцать золотых. (Простое)
5. На двенадцатый день нашего плавания мы пересекли экватор и находились под
семью градусами двадцатью двумя минутами северной широты, когда на нас
неожиданно налетел бешеный шквал. (Сложное)
6. Помощник капитана бросился к шлюпке и с помощью матросов перебросил ее через
борт. (Простое)
7. Я очень хорошо плаваю, но у меня не было сил сразу вынырнуть из этой пучины,
чтобы перевести дыхание, и я чуть не задохнулся. (Сложное)
8. Волна подхватила меня, протащила по направлению к земле, разбилась и
отхлынула прочь, оставив меня полумертвым, так как я наглотался воды. (Сложное)
9. Я перевел дух и немного пришел в себя. (Простое)
10. Я постоял две-три секунды, вздохнул всей грудью и из последних сил бросился
бежать к берегу. (Простое)
2 задание «Исследователи». На предложенные схемы найти и выписать из произведения «Робинзон Крузо» сложные предложения.
1) [– =], [– =]. 2) (Когда – =), [– =]. 3) [= –], и [– =].
4)
Физкультминутка:
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы изучаем материал, связанный с синтаксисом и пунктуацией, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Обучающиеся встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. приставка грамматическая основа основа слова словосочетание имя существительное обстоятельство запятая часть речи предложение
Если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.
3 задание – работа
в группах.
Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения. Можете открыть
учебник, вспомнить разбор простого предложения.
Перед вами небольшой отрывок из произведения «Робинзон Крузо». Ваша
задача – прочитать текст, выписать одно сложное предложение и по схеме разбора
простого предложения вывести план разбора сложного.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
Схема разбора сложного предложения:
1.
Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное,
вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или
невосклицательное).
3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений,
найти их границы.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном предложении (союзная
или бессоюзная).
5. Знаки препинания.
6. Составить схему предложения.
5. Рефлексия
– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме.
Сегодня на уроке
|
узнал, открыл для себя… |
|
научился, смог… |
||
могу похвалить себя и своих одноклассников за … |
6. Домашнее задание
Выучить порядок разбора сложного предложения. Выписать из произведения Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» одно сложное предложение и сделать синтаксический разбор предложения и сделать фонетический разбор слова «Робинзон».
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
Но самое трудное было еще впереди: взобраться на корабль я не мог. Он стоял на мелком месте, так что почти целиком выступал из воды, а ухватиться было не за что. Я долго плавал вокруг него и вдруг заметил корабельный канат (удивляюсь, как он сразу не бросился мне в глаза!). Канат свешивался из люка, и конец его приходился так высоко над водой, что мне с величайшим трудом удалось поймать его. Я поднялся по канату до кубрика. Подводная часть корабля была пробита, и трюм был наполнен водой. Корабль стоял на твердой песчаной отмели, корма его сильно приподнялась, а нос почти касался воды. Таким образом, вода не попала в корму, и ни одна из вещей, находившихся там, не подмокла. Я поспешил туда, так как мне раньше всего хотелось узнать, какие вещи испортились, а какие уцелели.
Отец догадывался, что у меня на уме. Однажды он позвал меня к
себе и сердито сказал:
- Я знаю: ты хочешь бежать из
родного дома. Это безумно. Ты должен остаться. Если ты останешься, я буду тебе
добрым отцом, но горе тебе, если ты убежишь! - Тут голос у него задрожал, и он
тихо прибавил: - Подумай о больной матери... Она не вынесет разлуки с тобою.
/…/ Наступила ночь, и вдруг один из матросов, спускавшийся в
трюм, закричал, что судно дало течь. В трюм послали другого матроса, и он
доложил, что вода поднялась уже на четыре фута.
Тогда капитан скомандовал:
- Выкачивай воду! Все к помпам!
Когда я услыхал эту команду, у
меня от ужаса замерло сердце…
/…/ Я последовал его совету, и всю
ночь мы простояли на якоре, не выходя из лодки и держа наготове ружья. До
самого утра нам не пришлось сомкнуть глаз.
Отец догадывался, что у меня на уме. Однажды он позвал меня к
себе и сердито сказал:
- Я знаю: ты хочешь бежать из
родного дома. Это безумно. Ты должен остаться. Если ты останешься, я буду тебе
добрым отцом, но горе тебе, если ты убежишь! - Тут голос у него задрожал, и он
тихо прибавил: - Подумай о больной матери... Она не вынесет разлуки с тобою.
/…/ Наступила ночь, и вдруг один из матросов, спускавшийся в
трюм, закричал, что судно дало течь. В трюм послали другого матроса, и он
доложил, что вода поднялась уже на четыре фута.
Тогда капитан скомандовал:
- Выкачивай воду! Все к помпам!
Когда я услыхал эту команду, у
меня от ужаса замерло сердце…
/…/ Я последовал его совету, и всю
ночь мы простояли на якоре, не выходя из лодки и держа наготове ружья. До
самого утра нам не пришлось сомкнуть глаз.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.