Словарно-орфографическая работа
1. В каком слове пишется безударная а?
а) д..лить б) сп..шить в) в..зить г) т..щить д) н..сить
2. В каком слове пишется безударная е?
а) скр..пач б)в..рчание в) гор..зонт г) в..теран
3. В каком слове пропущена согласная д?
а) раскрыть ро… б) срезать ивовый пру…
в) разве..ка боем г) ве..ка дерева д) о..нести на место
4. В каком слове пишется согласная с?
а) ве..ти за руку б) ра..резать лист в) ра..бор по составу г) ве..ти на велосипеде д) поездка на автобусе.
Выберите термины, которые относятся к синтаксису. Выпишите их в тетрадь:
Грамматическая основа предложения, местоимение, гласный, кавычки, суффикс, дефис, обстоятельство, степень сравнения, условное наклонение, алфавит, обращение, сказуемое, точка, словосочетание, время глагола, звук, однородные члены предложения, восклицательный знак, окончание слова.
Грамматическая основа предложения, кавычки, дефис, обстоятельство, обращение, сказуемое, точка, словосочетание, однородные члены предложения, восклицательный знак.
Синтаксис
Синтаксис ( от греч. «syntaxis» –
составление, построение, строй) – это раздел науки о языке – который изучает, с одной стороны правила связывания слов и форм слов, а с другой – те единства, в составе которых эти правила реализуются, т.е. синтаксические единицы.
Синтаксис – это
- высший уровень языка, который демонстрирует язык в действии;
- единственный раздел науки о языке, который изучает коммуникацию, законы общения людей между собой.
В современной науке о языке вопрос о составе и количестве синтаксических единиц является спорным. Одни учёные в состав синтаксических единиц включают текст, другие рассматривают текст в специальном разделе языкознания — лингвистике текста, изучающем правила построения связного текста.
Синтаксис — это прежде всего синтаксический строй языка, т. е. средства и правила соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения и более крупные синтаксические единства предложений в связной речи. В то же время синтаксис — это раздел грамматики, в котором изучаются словосочетание и предложение, а также связи и отношения между ними.
Поменяйте местами слова в сочетаниях слов и определите, в каких случаях смысл этих сочетаний изменится. Как вы думаете, с чем это связано?
1) пространство и время, читать и писать;
2) Брат подруги , цветы из букета;
Х
Х
В каких сочетаниях слов компоненты, входящие в них, грамматически равноправны и не зависят друг от друга?
В каких они грамматически неравноправны, т. е. грамматическая форма одного из слов является независимой по отношению к другому, зависимому от него?
Смысловые отношения между словами в словосочетании и предложении, между частями сложного предложения выражаются грамматическими средствами (окончаниями, предлогами, союзами и др.). Синтаксическая связь — это выражаемая грамматическими средствами связь между компонентами синтаксической единицы.
ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ
объединяются грамматически равноправные компоненты
объединяются грамматически неравноправные компоненты: один выступает как главный, другой — как зависимый.
Прочитайте фрагмент текста. Какова его главная мысль? Устно сформулируйте её в виде тезиса. Кратко изложите аргументы, которые приводятся для его доказательства.
В современной жизни появилось огромное количество всевозможных источников информации. Новости мы узнаём в основном благодаря телевидению и газетам, в поиске нужной информации и необходимых сведений нам помогает Интернет, но ничто не может заменить книги. Ни один, даже самый лучший, кинофильм не позволяет нам самим составить образы главных героев или самостоятельно вообразить описываемые в произведении пейзажи.
Читать книги полезно не только для того, чтобы узнать чтото новое. Художественная литература развивает фантазию у читателя, навыки построения правильной речи... Дети, читая книги, на примерах образов литературных героев учатся тому, как вести себя в некоторых жизненных ситуациях. Они учатся понимать красоту, различать добро и зло, учатся разбираться в человеческих характерах. Изучение литературного изложения даёт возможность улучшить собственные разговорные навыки.
(По В. Гончаровой, Т. Язиковой)
1. Выпишите из текста примеры объединения слов с помощью сочинительной и подчинительной связи. Графически обозначьте средства выражения этих связей.
2. Какой вид синтаксической связи характерен для объединения однородных членов предложения, частей сложносочинённого предложения, какой — для словосочетаний и сложноподчинённых предложений?
Сочинительная связь реализуется между однородными членами предложения и между частями сложносочинённого предложения, подчинительная связь характерна для словосочетания и сложноподчинённого предложения.
ПАМЯТКА
Союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Части сложносочинённого предложения равноправны и соединяются сочинительными союзами. Части сложноподчинённого предложения неравноправны, одна из них независима (главная), другая (придаточная) зависит от главной; они соединяются между собой при помощи подчинительных союзов (если, потому что и др.) или союзных слов (который, где, когда и др.).
Человечество в своём развитии долго было озабочено материальным интересом, и время для него стало средством накопления известной суммы «добра» — вещей. Так возникла цивилизация. Затем, озаботясь проблемой истинности, человечество много размышляло над тем, что оно в конце концов сотворяло. Это стало способом собирания мыслей. Так создавалась культура. Сегодня мы увидели, что, кроме вещей и идей, есть ещё и слово, язык, в который вмещается всё: и идеи, и вещи.
Внимательно прочитайте фрагмент из книги В. Колесова «Жизнь происходит от слова». О каких понятиях рассуждает известный лингвист? Каково, по вашему мнению, его отношение к явлениям, о которых он пишет? Свою точку зрения поясните.
Человечество в своём развитии долго было озабочено материальным интересом, и время для него стало средством накопления известной суммы «добра» — вещей. Так возникла цивилизация. Затем, озаботясь проблемой истинности, человечество много размышляло над тем, что оно в конце концов сотворяло. Это стало способом собирания мыслей. Так создавалась культура. Сегодня мы увидели, что, кроме вещей и идей, есть ещё и слово, язык, в который вмещается всё: и идеи, и вещи.
1. Назовите предложения, в которых слова и части сложного предложения связаны с помощью сочинительной связи. С помощью каких средств выражена в предложениях синтаксическая связь?
2. Назовите примеры предложений с подчинительной связью между компонентами синтаксических единиц. Обозначьте их графически.
3. Сделайте вывод о средствах выражения сочинительной и подчинительной связи.
Синтаксические связи имеют определённые средства выражения:
1) окончания, предлоги, союзы и союзные слова;
2) порядок слов в простом предложении;
3) интонация.
Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, с чем связаны их смысловые и структурные различия.
Больной брат пришёл домой.
Все студенты посещают лекции.
Бледная женщина заплакала от волнения.
Актёр решил твёрдо отказаться от этого предложения.
Приятель попросил меня тихо передать записку соседу справа.
1) Брат пришёл домой больной.
2) Студенты посещают все лекции.
3) Бледная от волнения женщина заплакала.
4) Актёр твёрдо решил отказаться от этого предложения.
5) Приятель тихо попросил меня передать записку соседу справа.
Смысловые и структурные различия предложений связаны с изменением в них порядка слов.
Порядок слов в предложении — это расположение в нём его членов. Считается, что в русском языке порядок слов относительно свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закреплённого места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания.
ПАМЯТКА
Смысл предложений искажён из-за неправильного порядка слов.
1) В это время в реках и водоёмах области ловля рыбы всеми способами запрещена.
2) В наше время эти изделия вырабатываются при меньшей в два раза затрате труда.
3) Над площадью пролетает вертолёт, рассыпающий листовки с портретами космонавтов.
4) Столяр сделал из дуба подставку с четырьмя ножками.
5) На железнодорожном транспорте при переходе на новые формы обслуживания пассажиров наблюдались некоторые трудности.
Прочитайте предложения. Как вы думаете, почему их смысл искажён?
В это время в реках и водоёмах области ловля рыбы запрещена всеми способами.
В наше время эти изделия вырабатываются при в два раза меньшей затрате труда.
Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолёт с портретами космонавтов.
Столяр сделал подставку из дуба с четырьмя ножками.
При переходе на новые формы обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте наблюдались некоторые трудности.
Перепишите предложения в исправленном виде.
Расположите предложения так, чтобы получился связный текст.
Среди предложений 3, 4, 8 найдите такое в котором средством выразительности является эпитет и запишите его номер.
Деформированный текст
1. Французский учёный О.- Б. Соссюр в 1760 году учредил премию тому, кто первый найдёт путь на эту гору. 2. Горы. 3. Они всегда манили мужественных романтиков, мечтающих об их покорении.
4. Свои истоки он берёт в Альпах и связан с покорением вершины Монблан.
5. Целых двадцать пять лет никому это не удавалось, и только в 1786 году врач Мишель Паккар и охотник Жак Бальма смогли достичь вершины Монблан. 6. Великие и неприступные.
7. Зародившись в Альпах (от названия этих гор и происходит термин – «альпинизм») именно здесь он и стал развиваться как отдельный вид спорта.
8. С давних времён альпинизмом назывался процесс восхождения на вершины гор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.