▪ПРОЕКТ: Презентация▪ ТЕМА: «Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды грамматической связи слов в словосочетании»▪
▪Фамилия, имя, отчество автора:
Жигарева Ольга Николаевна
– преподаватель русского языка
высшей квалификационной категории
Синтаксис
(от греч. syntaxis – «порядок», «построение», «составление») – раздел науки о языке,
в котором изучаются основные синтаксические единицы (словосочетание, предложение) и их функции.
Основные единицы синтаксиса: единицы неравнозначные
Словосочетание Предложение Текст
Предложение –
синтаксическая единица, служащая средством общения,
единица коммуникативная.
Например:
Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей.
(К. Паустовский)
Синтаксис всегда изучается вместе с пунктуацией.
Главная единица синтаксиса
Пунктуация
(от лат. punktum – точка) –
система правил постановки знаков препинания (препинание – остановка, перерыв) – это знаки, которые ставятся между словами и группами слов в письменной речи.
Казнить нельзя помиловать ?
«Знаки препинания – ноты при чтении» А.П. Чехов
▪ Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи,
так как при их помощи происходит ее членение.
Текст
группа предложений,
определенным образом связанных,
тематически и логически объединенных.
словосочетание:
весело смеяться Песчаный берег
наедине с другом
домик с палисадником
сказочно красивый
Синтаксическая единица, рассматриваемаякак один из компонентов предложения
Сильный ураган сорвал с земли шатёр и унёс его в озеро.
Справка:
Шатёр – 1. большая палатка, крытая обычно тканью; 2. высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей и т.п.; спец.)
Задание: запишите предложение, «разрубите» его на словосочетания.
сочетание двух и более слов,
связанных подчинительной связью и представляющих собой смысловое единство.
▪ Признаки словосочетания:
☀ состав словосочетания –
два (и более) самостоятельных слова;
☀ смысловое единство слов;
☀ подчинительная грамматическая связь
между компонентами словосочетания.
▪ Структура словосочетания:
главное слово подчиненное (зависимое)
горная река
главный компонент – река,
подчиненный – горная
Словосочетание:
▪ сочетание подлежащего и сказуемого
☀светит солнце,
▪ сочетание однородных членов
☀ цветы и травы,
▪ сочетание предлога и слова
☀у колодца
Словосочетание является элементарной единицей синтаксиса, служащей «строительным материалом» для предложения.
Не является словосочетанием
▪ Словосочетание не выражает и не сообщает мысль, а выполняет номинативную функцию, т.е. служит распространенным названием. Задание: определите, что обозначают словосочетания.
Предмет | Действие | Действие |
Зимний вечер, говорить по-русски, собирать грибы, хрустящий снег, спокойно спать, читать книги, капризная девочка, радостно смеяться, встретиться с сестрой.
Типы словосочетаний
Типы словосочетаний | Способ выражения главного компонента | Примеры |
Именные | · им. существительное, | · душистый цветок, |
Типы словосочетаний | Способ выражения главного компонента | Примеры |
Глагольные | · формы глагола | · приехал поздно, |
Типы словосочетаний
Типы словосочетаний | Способ выражения главного компонента | Примеры |
Наречные | · наречие | · по-матерински ласково, |
Задание: составьте словосочетания из данных слов.
1) глубокий, озеро;
2) встать, стол;
3) мой, книга;
4) очень, веселый;
5) гулять, парк;
6) встретиться, друзья;
7) смеяться, весело;
8) лепесток, роза;
9) всматриваться, пристально;
10) лежать, трава;
11) фонтан, брызги;
12) недалеко, поляна;
13) уставший, работа.
▪ От способа выражения главного компонента словосочетания зависит не только тип словосочетания, но и вид грамматической связи и смысловые отношения, которые устанавливаются между компонентами словосочетания.
Грамматическая система русского языка рассматривает
три вида связи слов
в словосочетании
согласование управление примыкание
Виды грамматической связи слов | Примеры |
Согласование - вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется (сочетается) с главным в роде, числе и падеже. | · тревожный голос, |
Виды грамматической связи слов в словосочетании
Виды грамматической связи слов | Примеры |
Управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово «управляет» падежной формой зависимого слова. | · написать сочинение, |
Именное имя существительное, прилагательное, местоимение, т.е. именные части речи | Глагольное |
· строительство дома, | · кормить собаку, |
Виды грамматической связи слов в словосочетании
Виды грамматической связи слов | Примеры |
Примыкание - вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (наречия, инфинитив, деепричастия). | · по-весеннему свежий, |
Задание: запишите предложения, расставляя в них знаки препинания; выпишите словосочетания, построенные по типу согласования, управления, примыкания.
1.Тяжелые тучи напитанные холодной влагой висят над землей.
2. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.
3. В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешни.
4. Перед вами на берегу реки высится огромный холм весь покрытый лишь мхом и ольшаником.
5. Ветер бил с такой силой что накрепко припечатывал к щеке сорванный с дерева мокрый лист.
Проверьте свои силы: выполните осложнённое упражнение.
Синтаксические ошибкина уровне словосочетания:
▪ нарушения согласования зависимого слова с главным в числе, роде, падеже (нарушения грамматической связи слов);
▪ нарушения управления: неверный выбор падежной формы или предлога.
1. Уверены, что ваши советы помогут многим избавиться от недуга, а кому-то обрести надежду выздоровления.
2. Он измучил меня со своей ревностью, не разрешает встречаться с друзьями.
3. Согласно договора при поступлении в вуз абитуриенты будут сдавать только один экзамен.
4. В отношении полковника авиации, пилотировавшему самолётом, будет возбуждено уголовное дело.
5. Как считают эксперты журнала «Нейчур», увеличение содержания газов, вызывающих парниковый эффект, обусловлено с человеческой деятельностью и в первую очередь происходит из-за сжигания огромного количества топлива.
Проверьте свои силы: отредактируйте словосочетания в предложениях.
Информационное обеспечение.
Основные источники:
1. Герасименко Н.А., Канафьева А. В., Леденева В.В. и др. Русский язык: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н.А. Герасименко. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
1. Изображение «Школьная доска»: фото из личного архива.
2. Изображение «Домашнее задание»:
http://atyrau.atr.slando.kz/obyavlenie/angliyskiy-yazyk-dlya-detey-i-shkolnikov-ID4oI9z.html
3. Изображение «Тучи»: http://vamm.ucoz.com/publ/rybalka/ot_chego_zavisit_klev/prognozirovanie_pogody/5-1-0-54
4. Изображение «Знаки препинания»: http://www.wiki.vladimir.iedu.ru/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Signs.gif
5. Изображение «А.П. Чехов»: http://a-poli.livejournal.com/1205898.html
6. Изображение «Шатер»: http://odessa.prom.ua/p110064-poshiv-tentov-navesov.html
7.Изображение «Горная река»:
http://www.photoline.ru/photo/1263789460?rzd=new
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.