Важность и актуальность проблемы
интеграции различных видов искусств в педагогическом процессе в дошкольном
образовательном учреждении диктуют Федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание программы должно строиться с учетом принципа интеграции
образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого-педагогическим
особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей.
Основная общеобразовательная программа, в соответствии с которой мы работаем,
предполагает достижение целей: формирования интереса к эстетической стороне
окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении,
развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку и
искусство, через решение следующих задач:
- формирование эстетического восприятия окружающего мира;
-развитие музыкально-художественной деятельности:
-приобщение к миру искусства;
-реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
музыкальной и др.)
-развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства; -воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства.
Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребёнок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет.
Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра.
Отличительной особенностью занятий,
предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его
организации, которая отвечает запросам современных детей. Педагогу важно
продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их,
находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности
каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через
сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют
индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида
искусства. Например, на занятии, посвященном приходу весны («Пришла Весна»)
интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот
же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных
произведений на одну и ту же тему.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на интегрированных занятиях с дошкольниками осуществляется в двух формах:
1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;
2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку». Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и диапозитивов, различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.
Целью использования музыкальных
фрагментов на занятиях по ИЗО:
-стремление сформировать духовно-нравственный потенциал ребенка через
творчество и приобщение к ценностям культуры,
-возможность дать детям представления о различных видах искусства (музыка,
изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их
художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и
настроения в разных видах художественной деятельности детей.
Предлагаемая современной педагогичекой практиков детям музыкальная палитра достаточно богата и разнообразна. Она включает в себя произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и С. С. Прокофьева и др. Достаточно широко представлена и музыка современных композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Кикты, В. Агафонникова, Р. Леденева и др.
В процессе занятия, предполагающего синтез музыки и ИЗО, осуществляется
выполнение ряда задач.
1.Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства.
2.Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.
3.Развитие воображения и ассоциативного мышления.
4.Формирование эстетического вкуса на лучших достижениях мировой культуры.
5.Развитие речи, обогащение активного словаря.
6.Обогащение положительного эмоционального опыта.
7.Развитие духовных качеств личности.
8.Обеспечение обогащённого интеллектуально – творческого развития детей.
9.Создание и сохранение у ребенка целостной картины мира.
Предполагаемые итоги работы по теме:
Дети узнают жанры искусства. Имеют навыки восприятия произведений различных
видов искусства.
Дети умеют сравнивать музыку, произведения живописи, поэзии. Выражают собственное мнение о предмете. Отвечать на вопрос: «Почему нравится?».
Умеют сравнивать противоположности, называть признаки. Умеют передавать свои чувства в разных вариантах при помощи средств разных видов искусства.
Умеют выбирать из большого количества музыкальных отрывков программной музыки, различной по характеру, образы и показывать их в пантомиме или танце, могут передать образ в рисунке.
Педагогические методы и
приёмы.
*Наглядно-слуховой метод (воспроизведение музыки с помощью ТСО,
исполнительский показ).
*Метод обобщения (создание целостного представления о временах года жизни растений и животных, различных аспектов жизни человека с помощью различных изобразительных средств- музыки, живописи, поэзии ).
*Проблемное использование наглядно – слухового метода (приём побуждения детей к сравнению, сопоставлению, поиску аналогий – изобразительные средства музыки, цвета).
*Наглядно – зрительный метод (показ иллюстраций).
*Метод пластического интонирования (передача характера музыки в движении).
Синтез различных видов искусств и
интеграция художественной деятельности в эстетическом воспитании детей
основываются на познании ребёнком выразительных средств каждого вида искусства
и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в
разных видах искусства создаётся специфическим для каждого из них средствами.
Одним из эффективных путей формирования культуры ребёнка, ознакомления его с
культурными ценностями, которые воплотились в различных видах искусства,
являются интегрированные занятия.
Мы предлагаем педагогам старшей и подготовительной к школе групп, в процессе
закрепления иллюстративного материала, использовать музыкальное оформление при
рассматривании имеющихся в наличии картин. А именно, для пейзажей, отражающих времена
года, мы предлагаем использовать альбом П. И. Чайковского «Времена года».
Произведения рекомендуем включать как фон во время беседы по картине, так и во
время рассматривания, как интегрированное восприятие.
-Для восприятия картин Айвазовского - симфоническую картину Н.А.
Римского-Корсакова «Садко» («Море»), музыкальные
пейзажи К. Дебюсси («Море», «Лунный свет», «Ароматы и звуки в вечернем воздухе
реют» и др.).
-Для картины «Богатыри» В.В.Васнецова хорошим сопровождением будет пьеса М.П.
Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».
-К картине «Заморские гости» Н.К. Рериха пьеса М.П. Мусоргского «Лиможский
рынок» из цикла «Картинки с выставки».
-К портрету А.С. Пушкина – вступление к опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции,
настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью
художественно-изобразительных образов, музыка – языком интонаций, танец –
движением, поэзия играет смыслами, заключёнными в созвучиях языковых форм. Само
же чувство, передаваемое разобщёнными художественно-эстетическими средствами,
на зрительные, слуховые и двигательные ощущения не разложимо. Поэтому человек,
слушающий музыку, зачастую достраивает фон образами визуальными, а тот, кто смотрит
картину, подстраивается к её изображению.
Помните, что только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. А мы можем помочь детям, подтолкнув вперёд, удивив новизной, успокоив обещаниями в случае неудач.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.