СИПР
Оценка 5

СИПР

Оценка 5
Домашнее обучение +1
docx
Междисциплинарный 4
1 кл
12.11.2018
СИПР
Специальная индивидуальная программа развития СИПР) составлена на ребенка 1 класса со статусом 6.4 на основе АООП, учитывает его специфические образовательные потребности. Ребенок относится к наиболее сложной категория учащихся, которые обучаются только по СИПР. Для таких детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. СИПР составлена в соответствии со структурой требования ФГОСdoc
СИПР СТАТУС 6.4.docx
Пояснительная записка Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на  основе  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с статусом 6.3  в  соответствии   с   ФГОС  для обучающихся с легкой   умственной отсталостью и нацелена на образование ребенка с ТМНР  Общие сведения об учащемся: 1. Имя, фамилия ребёнка:______________ Возраст ребёнка: 8 лет Класс: 1  Год рождения: 27. 07. 08  Место проживания:_____________  Законный представитель (опекун): _________________(бабушка) Ребенок поступил в МКОУ­ (___________) Дошкольной подготовки не проводилось.       Заключение ПМПК № 53 от  23. 03. 2016г  Выявлены трудности в обучении,   развитии,   адаптации,   социализации,   обусловленные   наличием: Дефицитарность   опорно­двигательного   аппарата.   Тотальное   недоразвитие высших   психических   функций,   простой   (уравновешенный)   вариант. Системное недоразвитие речи, 1уровень речевого развития. Дизартрия. Вариант : 6.4 Взаимодействие   проводится   на   основе   договора     на   проведение образовательной деятельности МКОУ­(­­­­­­­­­­­­­)СОШ. Нормативные документы: ­   Закон   РФ   от   29   декабря   2012   г.   №   273   –   ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации». ­ Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта образования   обучающихся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России   3 февраля 2015 года № 35850. ­ Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993»». ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015   г.   Москва   «Об   утверждении   порядка   организации   и   осуществления образовательной   деятельности   по   основным   общеобразовательным программам  –  образовательным   программам   начального   общего,  основного общего и среднего общего образования». ­   Адаптированная   основная   общеобразовательная   программа   для обучающихся   с   легкой   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми  множественными  нарушениями развития (вариант 6.4) МКОУ­(_______)СОШ ­ Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными   нарушениями   развития»   под.ред.   канд.   псих.  наук,   проф. И.М. Бгажноковой (2010 г).      3. Локальные акты ОО: ­   Договор     на   проведение   образовательной   деятельности   МКОУ­­   совместном   психолого   –   медико   –   Положение   о   (_____)   СОШ.   педагогическом консилиуме (ПМПк) )  ­   Положение   о   системе   оценки   достижения   возможных   результатов освоения   адаптированной   основной   общеобразовательной   программы образования   обучающихся   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.4 ­ Положение о специальной индивидуальной  программе развития. ­   Положение   о   разработке   и   реализации   адаптированной   основной общеобразовательной   программы   образования   обучающихся   с   умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 6.4)  Общая  характеристика развития обучающегося с ТМНР:      У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным   и   психофизическим   недоразвитием   в   тяжелой   степени, которое сочетается с нарушениями опорно­двигательного аппарата (ДЦП)       Психофизическое   недоразвитие   характеризуется   нарушениями координации,   точности,   темпа   движений,   что   осложняет   формирование физических   действий,   ребенок   передвигается   неуверенно,   т.к   одна   нога короче.  Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении   навыками,   требующими   тонких   точных   дифференцированных движений:   удержание   позы,   захвата   карандаша.   Мышечный   тонус   снижен, мелкая   и   артикуляционная   моторика   развита   недостаточно.   Отмечаются трудности   удержания   позы,   отсутствует   контроль   над   расслаблением   и напряжением   мышц,   перераспределением   мышечного   тонуса,     нуждается   в уходе и присмотре. Соматическое состояние:   Отмечаются трудности  переключения  на другие  виды  деятельности, недостаточность   концентрации   внимания,   замедленность   восприятия, снижение  объема  механической  памяти,  низкая  познавательная активность, плохой что   проявляется   в   пониженном   интересе   к   заданиям, сосредоточенности,   медлительности   и   пониженной   переключаемости психических   процессов.   Ребенок   с   легкой   умственной   отсталостью   имеет конкретное   негибкое   мышление,   образование   отвлеченных   понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности   из­за   быстрой   истощаемости.   Внимание   на   предмете удерживает   непродолжительное   время.   Слабость   активного   внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации,   его   продолжительность   может   быть   увеличена.   Характерна повышенная   утомляемость.   Работоспособность   (15­20   мин)   быстро истощается.  Наблюдается     ситуативная.   Вместе   с   тем,   недоразвитие   восприятия   и   памяти.   Память кратковременная,   неустойчивая,   при целенаправленной   планомерной   коррекционно­педагогической   работе,   у обучающегося   формируются   элементарные   представления   об   окружающей действительности   и   о   себе.   Перенос   освоенных   действий   и   применение представлений   в   новых   ситуациях   часто   затруднены,   требуются дополнительные в них упражнения.    Языковые   средства   несформированны,   ребенок   не   владеет   речью. Отмечается   своеобразное   нарушение   всех   структурных   компонентов   речи: фонетико­фонематического,   лексического   и   грамматического.   Затруднено или   невозможно   формирование   устной   и   письменной   речи,   т.   к.,   по Заключению   ПМПК   у   ребенка   системное   недоразвитие   речи,   1   уровень речевого развития. Девочка понимает названия многих реальных предметов, реагирует   и   знает   свое   имя,   фамилию,   различает   по   голосу   окружающих взрослых.   Привлекает   внимание   взрослых   с   помощью   вокализаций, двигательного беспокойства.  Хорошо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.     Наблюдается     частичная   сформированность   эмоционально­волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не   всегда способен   регулировать свое эмоциональное состояние   в   ходе   любой   организованной   деятельности,   что   иногда проявляется   в   негативных   поведенческих   реакциях   (   плачь   до   истерики). Преобладают   положительные   и   отрицательные   эмоции.   Выражает положительные   эмоции,   услышав   свое   имя,   если   получилось   выполнить задание самостоятельно. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость.   Наиболее   привлекательны   для   девочки   занятия   с   музыкальным сопровождением.   Любит   слушать   детские   песенки,   смотреть   динамичные мультфильмы, играть с колючим мячом ,нажимать клавиши на синтезаторе, играть в детский компьютер. Кроме   всего   перечисленного,   трудности   в   обучении   вызываются недоразвитием   мотивационно­потребностной   сферы.   Интерес   к   какой­либо деятельности,   если   возникает,   то,   как   правило,   носит   кратковременный, неустойчивый   характер.   Девочка   отказывается   от   выполнения   трудных заданий. Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем   помощи   со   стороны   окружающих:   полный,   постоянный.   Навыки самообслуживания сформированы недостаточно, запланирована работа по их формированию     в   рамках   учебного   предмета   «Окружающий   мир». Соблюдается режим дня. Совместно со взрослым моется, вытирается, чистит зубы. Ориентируется в доме (знает, где туалет, телевизор, ). Знает своё имя, фамилию. Показывает по просьбе учителя части тела: руку, ногу, голову и др.  Ребенок сам  может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает самостоятельно. Осуществляет захват предметов   и   разжимание   пальцев   правой   руки   только   при   стимуляции   и помощи   педагога.   Левая   рука   способна   самостоятельно   держать   ручку, карандаш, но писать и рисовать ребенок не может. Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.  Тактильное   обследование   материала   (крупа,   вата   фасоль,   горох, пластилин,   глина,   целлофановый   пакет,   бумажные   салфетки,   бумага)   не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с   материалом   вызывают   эмоциональную   активность,   сопровождаются вокализацией, рефлекторно закрывает глаза.  Приоритетными   учебными   предметами   являются:   «Технология»,   Физкультура».   Приоритетами   в «Окружающий   мир»,   «Музыка   »,   коррекционно­развивающей   области   являются   развитие   предметно   – практических   действий   («Действия   с   материалами»,   «Действия   с предметами»),   двигательное   развитие,   альтернативная   коммуникация   (см. планирование по внеклассной работе). 6.   Условия   реализации   специальной   индивидуальной   программы развития   обучающихся   с   тяжелыми   и   множественными   нарушениями развития. Технологии, используемые в обучении ребенка:     ребенка  индивидуализация обучения  игровые технологии  информационно­компьютерные технологии создание  адаптированной   коррекционно­развивающей   среды  под  «пошаговое»   обучение   в   процессе   совместных   действий   с педагогом, повторение изученного материала (интеллектуальными Особые   образовательные   потребности  обучающихся   с   умственной отсталостью   обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное   использование   натуральной   и   иллюстративной наглядности). нарушениями)     В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы для стимуляции   тактильного,   зрительного   слухового   восприятия   –   это   яркие, необычные,   интересные   пособия,   изготовленные   своими   руками,   или заводские   игрушки   (резиновые,   шероховатые,   мягкие,   с   «колючками»;   с деталями,   которые   возможно   снять   и   рассмотреть,   звенящие,   заводные   и многие другие; наборы предметных  картинок,  наборы  сюжетных  картинок, настольные   развивающие   игры;   нитки   (разные   виды,   ткани   разных   сортов, природные   материалы   (засушенные   листья,   шишки,   желуди,   скорлупа грецкого ореха и т.д.).  Используется   оборудование   для   проведения   предметно­практических упражнений   (ножницы,   бумага   и   картон   цветные,   клей,   краски,   кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).  Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии;   модели   фигур   человека,   животных,   растений,   посуды,   бытовых приборов, мебели и пр.  Используются   доступные   ребенку   музыкальные   инструменты   маракасы,   колокольчик,   барабан, (трещотки, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).   треугольник,   бубен, В   качестве   средств   для   выполнения   заданий   необходимо   иметь материалы,   которые   развивают   сенсорную   сферу   ребенка:   массажный аппликатор   для   пальчиковой   гимнастики,   кисточка   с   перьями,   ворсовая щеточка   для   расслабления   мелких   мышц   пальцев,   ручной   массажер   для расслабления   мышечной   мускулатуры   тела,   гелевая   игрушка   для   развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью  и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д. Также   для   персонализации   учебного   процесса   и   эффективной социализации ребенка в работе используются информационно­компьютерные технологии.   На   занятиях,   педагог,   совместно   с     ребенком,   применяют ноутбук, (развивающие программы, игры). Есть  маленькая магнитная доска с набором креплений для картинок. Применяется   полифункциональное   игровое   оборудование   ­   мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, и др. Не требует особой организации рабочего места: у ребенка зрение не снижено,   но   так   как   имеются   нарушения   опорно­двигательного   аппарата, нужно подобрать удобный стул   Во   время   занятия   соблюдается   посильная,   дозированная   нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия. Используется   методика   интегрированных   занятий,   что   способствует развитию   сосредоточения,  закреплению   приобретенных   навыков   на  каждом последующем занятии. Инструкции  на уроке краткие, четкие, повторяются 2­ 3 раза. Используется определенная структура занятия: 1) Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной   позы,   создание   мотивации   на   занятие   и   проведение   занятия   на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка). 2)   Основной   этап.   Создание   проблемной   ситуации.   Например,   в практических жизненных ситуациях (повторение  погоды за окном и др.). 3) массаж. 4) 5) 6) Дыхательная,   пальчиковая   и   артикуляционная   гимнастика, Повторение изученного, подача нового материала. Двигательная гимнастика. Итог занятия.                     В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий. В   ходе   проведения   занятий   регулярно   проводится   логопедический массаж:   общей,   мелкой   и   лицевой   мускулатуры,   сенсомоторная       зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги,   голова,   глаза,   пальцы),   дыхательная   и   пальчиковая   гимнастика, логоритмические упражнения. Основой   занятий   являются  упражнения,  направленные   на   различные стороны сенсорного развития: ­ задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом   материале   (речевые   звуки,   вокализации,   звукоподражательные слова и т.д.) ­   задания   на   развитие   зрительного   восприятия   и   формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма) ­  задания на развитие тактильно ­ осязательного   восприятия  ­ задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий. Соблюдается   охранительный   режим.   Продолжительность   учебных занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 – 15 минут. Обучение проходит в одну смену. Учитель   оценивает   уровень   сформированности   представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год): «выполняет действие самостоятельно» (с),  «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),  «выполняет действие по образцу» (о),  «выполняет действие с частичной физической помощью» (п),  «выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),  «действие не выполняет» (!), «узнает объект» (у),  «не всегда узнает объект» (нву),  «не узнает объект» (н). Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли   он   учебную   задачу,   включенную   в   СИПР,   самостоятельно,   либо   со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.  Форма обучения: очная. Задачи,   которые   ставит   перед   собой   педагог,   в   ходе   проведения занятий:      ­ Развитие и воспитание ребенка: Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 30 минут.  Требовать от него соблюдение социально­принятых норм поведения в быту   и   на   занятиях   (слушать   взрослого,   выполнять   аккуратно   действия, связанные   с   навыками   самообслуживания:   проситься   в   туалет,   мыть   руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки)  с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).  Нужно   проводить   с     ребенком   заранее   беседу   о   смене   ситуации. Например, вечером: «Завтра будем играть. Сейчас посмотрим мультфильм о собачкеи т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребенку. ­   Социальное   развитие:  Закрепление   представления   о   себе,   схеме своего   тела.   Учить   называть   свое   имя,   показывать   себя   в   зеркале,   учить показывать свои вещи, игрушки, продолжать совершенствовать представления о   своих   частях   тела   и   лица,   их   назначении,   уточнить   представление   о назначениях рта и носа. Проводить   игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать   эмоциональные   способы   общения   и   взаимодействия   со взрослыми  (смотреть в глаза, обращаться жестами). ­  Развитие слухового восприятия:  Учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? – за ширмой колокольчик, барабан и др. Различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?». Различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто это?: ­ овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей, подобрать соответствующую игрушку (картинку).     ­ Развитие понимания обращенной речи: Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети  ручки? – Вот они».  Учить   выполнять   задания   по   речевой   инструкции,   включающие   1 действие (Возьми куклу).  Учить   выполнять   задания   по   речевой   инструкции,   включающую пространственные   отношения   между   предметами:   в,   на,   под   (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).  ­   Формирование   активной   речи:  Выполнение   артикуляционного массажа лица (пальцами, щетками), учить подражать действиям губ – «по», «мо»,   «то»,   «ту»,   делать   улыбку   ­   делать   трубочку   (повторить   по подражанию).  Учить   произносить   гласные     звуки   по   подражанию.   Уточнить предметный   словарь   (картинки   ­   мяч,   кукла,   кубик   и   др.)   и   знакомить   с названиями   новых   предметов,   необходимых   в   практических   жизненных ситуациях. ­   Формирование   игровой   деятельности:  Учить   воспроизводить цепочку   игровых   действий   (2­3   действия):   кормление,   укладывание   куклы спать ­ доступных для понимания ребенку.  Применяем игры со строительным материалом – башенку, заборчик и т.д. Обыгрываем ситуацию «кладем кубики в машинку, везем их строить дом». УЧЕБНЫЙ ПЛАН С ПОЯСН. ЗАПИСКОЙ(вставить) 1. Содержание и отслеживание результатов обучения. При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы опираемся на  предоставленные в таблице критерии. Применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 2. Показатели самостоятельности учащегося (ПС) Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) Действие выполняется ребёнком:     ­ со значительной помощью взрослого     ­ с частичной помощью взрослого     ­   по   последовательной   инструкции   (по     изображению или  вербально)         ­ подражая или по образцу Таблица 2. Условные обозначения ! пп п и о ­ самостоятельно ­ узнает объект  ­ не всегда узнает объект  ­ не узнает объект с у нву н Содержание образования специальной индивидуальной программы развития         Содержание   образования   СИПР   включает   конкретные   задачи, отобранные   из   содержания   учебных   предметов,   коррекционных   занятий, которые актуальны для образования Захара Г. в силу его психофизических способностей. Предметные области (учебные предметы): Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация: Цель:   Формирование   коммуникативных   и   речевых   навыков   с использованием   средств   вербальной   и   альтернативной   коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.  Описание возможных результатов обучения:  1)  Овладение   доступными   средствами   коммуникации   и   общения вербальными и невербальными.  ­ способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм ­   умение   пользоваться   средствами   альтернативной   коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).  2)  Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.  ­ понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. ­   умение   использовать   усвоенный   словарный   и   фразовый   материал   в коммуникативных ситуациях.  Математика. Математические представления: Цель:  формирование   начальных   пространственно­временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды  (на   доступном   уровне   восприятий),  умения   применять   их   в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка. Описание возможных результатов обучения:  ­ умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов; ­ ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения столовой, туалетной комнаты; ­ понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под) «Окружающий мир». Человек: Цель:   Повышение   уровня   самостоятельности   и   независимости   в процессе  самообслуживания,  формирование   представления  о  себе самом  и ближайшем окружении. Описание возможных результатов обучения: ­ представления о собственном теле  ­ распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта  ­   соотнесение   себя   со   своим   именем,   своим   изображением   на фотографии, отражением в зеркале  ­ отнесение себя к определенному полу  ­ умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности  ­   формирование   умений   определять   свое   самочувствие  (как   хорошее или   плохое),   локализировать   болезненные   ощущения   и   сообщать   о   них взрослым  ­ умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой)  ­ умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью взрослого,   формировать   навыки   самостоятельного   принятия   пищи,   умения пить из поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры  ­ сообщать с использование  средств  альтернативной  коммуникации  о последовательности режимных моментов.  Окружающий социальный мир: Цель:   Формирование   коммуникативных   навыков   для   социализации   в общество,   формирование   представлений   о   человеке   и   окружающем   его социальном   и   предметном   мире,   а   также   умения   соблюдать   элементарные правила поведения в социальной среде. Описание возможных результатов обучения: ­ адекватные манипуляции с предметами  ­ по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами ­ представление о классной комнате, столовой, туалетной комнаты и расположенных в них  предметах и объектах ­ формирование навыков приветствия с взрослым Музыка Цель:   Эмоционально­двигательная   отзывчивость   на   музыку     и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.  Описание возможных результатов обучения: ­ умение различать и   показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты ­ умение воспринимать  музыку, эмоционально реагировать на нее ­ выполнение доступных ребенку движений под  различный ритм музыки Изобразительная деятельность: Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.  Формирование   прослеживающей   функции   глаза,   развитие   кожно­ мышечного   анализатора,   тактильных   ощущений,   слухового,   зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.  Описание возможных результатов обучения: ­   формировать   интерес   к   доступным   видам   изобразительной деятельности ­   умение   использовать   инструменты   с   прямой   помощью   взрослого   и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности ­ получение положительных эмоций от изобразительной деятельности  ­ формирование доступных сенсорных эталонов Физическая культура. Адаптивная физкультура: Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.  Описание возможных результатов обучения: ­   формирование   умения   выполнять   общеразвивающие   упражнения   по подражанию, совместно со взрослым; ­ формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого; ­   формирование   умения   ползать   по   ковровой   дорожке,   сохраняя целенаправленность движений. Коррекционно – развивающие занятия. В коррекционно­развивающие занятии включены основные направления: ­ коррекция нарушений речи – 1 час,  ­ развитие общей моторики и  мелкой моторики – 1 час.  Описание возможных результатов обучения: ­ понимание обращенной речи, учебных инструкций; ­   подготовка   ребенка   к   нахождению   и   обучению   на   занятии,   к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;  ­ направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание); ­ умение выполнять инструкции педагога по подражанию; ­ использование по назначению доступных учебных предметов; ­   умение   выполнять   совместные   действия,   действия   по   подражанию, доступные для ребенка имитационные действия. Содержание образования специальной индивидуальной программы развития Показатели самостоятельности учащегося (ПС) Условные обозначения Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) Действие выполняется ребенком:           ­ со значительной помощью взрослого           ­ с частичной помощью взрослого           ­ по последовательной инструкции (по изображению или  вербально)           ­ подражая или по образцу           ­ самостоятельно ­ узнает объект  ­ не всегда узнает объект  ­ не узнает объект ! пп п и о с у нву н Индивидуальная программа развития Содержание, задачи обучения (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)).                  Предметные области и предметы Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация Соотнесение слова с конкретным предметом Изучение и повторение букв и звуков: (А, О, У,  Е,Ё,Ю,Я,ы,Э,И, Н, С, К, Т.) Работа с разрезной азбукой Задания: принести названный предмет, выбрав из  ряда объектов Составлять из изученных  букв слоги Составлять двусложные слова Соотнесение буквы и звука Выделение нужной буквы в слоге, слове Составление слов по образцу Умение отличать гласный и согласный слог Умение делить на слоги слова Графо моторные навыки: а) захватывание карандаша б) правильное удерживание карандаша в) пространственные передвижения карандаша  (вертикально, горизонтально, наклонно,  кругообразно) Оценка результативности освоения СИПР II I с (нву) и (нву) с и (нву) и  с  с  с  о (нву) о (нву) с (нву) п (нву) п (нву) и и и и с с с о с с и (нву) и (нву) с о о Графические умения (держать ручку, карандаш,  менять их направление, соблюдение контура при  штриховке) Работа с трафаретами, шаблонами, проведение  линий по контуру, штриховка. Начертание изученных букв (А, О, У,  Е,Ё,Ю,Я,ы,Э,И, Н, С, К, Т) по контуру Соотнесение буквы и звука Выделение нужной буквы в слоге, слове Работа с предметными картинками. Соотнесение  слова и изображения Математика Математические представления Понятие о величине (большой ­ маленький,  широкий ­ узкий, высокий ­ низкий, длинный ­  короткий, толстый ­ тонкий, одинаковые и др.) Понятие о количестве (много ­ мало, больше ­  меньше, столько же, поровну и т.д.) Пространственные представления (выше ­ ниже,  справа ­ слева, впереди ­ сзади и т.д.).  Ориентирование в пространстве и на листе бумаги Понятие о весе (тяжелый ­ легкий, тяжелее ­ легче и т.д.) Временные понятия (время года, дни недели,  месяцы, дата, время суток и т.д.) Различение, сравнение геометрических фигур, их  начертание:     ­ квадрат     ­ круг     ­ треугольник Число и цифра 1 Число и цифра 2 Число и цифра 3 Число и цифра 4 Число и цифра 5 Соотнесение количества предметов и числа Конструирование, выкладывание цифр Элементарные математические представления о  форме, величине Знание количественных (дочисловые),  пространственных, временных представлений Умение различать и сравнивать предметы по  форме, величине  Умение ориентироваться в схеме тела, в  пространстве и на плоскости  и и п (нву) пп (нву) пп (нву) о о и и п (нву) п (нву) с и (нву) о (нву) и (нву) о (нву) и (нву) о (нву) п (нву) и (нву) и (нву) о (нву) о о о о о о о о о п (нву) п (нву) п (нву) п (нву) п (нву) и с с с с с с с с с и и и п и и Умение различать, сравнивать и преобразовывать  множества (один – много)  Умение различать части суток  Представления о количестве, числе, знакомство с  цифрами, составом числа в доступных ребенку  пределах  Счет в пределах 2, решение простых  арифметических задач с опорой на наглядность Умение соотносить число с соответствующим  количеством предметов, обозначать его цифрой Умение пересчитывать предметы в доступных  ребенку пределах  Умение решать задачи на увеличение и  уменьшение на одну единицу  Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, телефона и др. Умение выделять 1, 2, 3, 4, 5 предметов из группы по подражанию, образцу Соотносить количество 1­5 с количеством  пальцев, отвечать на вопрос «сколько»? Умение показывать и называть единичные и  парные части тела и лица (две руки и ноги, один  нос и т.п.) Умение составлять равные по количеству  множества предметов и понимать выражение  столько…, сколько…. (Например: “Сколько  елочек, столько грибочков) Умение сопоставлять численности множеств без  пересчета в пределах 3 ­ х  (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек на столе) Окружающий природный мир Знания явлений окружающей действительности,  умение обращать внимание на причинно­ следственные связи (дует ветер – качаются ветки  деревьев; ручьи текут ­ тает снег; дождь идет ­ на  улицах  лужи и т.д.) Умение отмечать изменения погоды и природные  явления (сегодня день солнечный (пасмурный),  идет снег и т.д.) Умение различать животных и птиц по  звукоподражанию: Кто кричит: овечка, свинья,   кукушка, ворона, воробей  Умение подобрать соответствующую игрушку  (картинку) Представления  о домашних животных: кошка,  собака, корова, лошадь   п (нву) и (нву) и п (нву) пп (нву) пп (нву) п (нву) пп (нву) и о и п п п п о пп (нву) п (нву) п (нву) о пп (нву) пп (нву) и о п п п (нву) и (нву) и и о о о о о с Знание частей тела – голова, туловище, лапы,  хвост, глаза, уши, нос, рога Знание названий детенышей животных (у кошки ­  котята, у собаки ­ щенок) Представления о диких животных и их  детенышах: заяц, медведь, волк, белка, еж Овощи и фрукты: морковь, лук, огурец, помидор,  картофель, капуста, чеснок, редиска; яблоко,  груша, апельсин, лимон, банан  Умение различать знакомые овощи и фрукты по  вкусу, проводить игру «Угадай, что съела?». Умение различать некоторые предметы живой  природы: цветы, ягоды, деревья, кусты, грибы,  шишки Птицы ­ воробей, ворона, голубь, утки, курица с  цыплятами, гуси Умение на прогулке обращать внимание на  явления природы: солнышко светит, снег идет,  вокруг много снега – на елках, на веранде, на  машинах; ветер дует ­ холодно, деревья качаются, снег падает с деревьев Представления о временах года, характерных  признаках времен года, погодных изменениях, их  влиянии на жизнь человека  Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет  дождь – открываем зонт) Заботливое и бережное отношение к растениям и  животным, умение ухаживать за ними  Умение соблюдать правила поведения в природе  (в лесу, у реки и др.) Искусство Изобразительная деятельность Умение разминать пластилин, тесто, глину,  раскатывать тесто, глину скалкой  Умение отрывать  кусочек  материала от целого  куска,  Умение размазывать пластилин (по шаблону,  внутри контура), катать колбаски (на доске, в  руках),  шарик (на доске, в руках) Умение сгибать колбаску в кольцо, закручивать  колбаски  в жгутик, переплетать колбаски  расплющивать материал (на доске, между  ладонями, между пальцами) Умение скручивать колбаски, лепешки, полоски,  защипывать краев детали, соединять детали  изделия разными способами  о и (нву) и о (нву) о (нву) и о (нву) о о (нву) и и и (нву) и (нву) о  о (нву) о  и с и и о о о о с о о о (нву) и о с о о о Умение сминать бумагу, разрывать бумагу  заданной формы, размера Умение сгибать лист бумаги (пополам, вчетверо,  по диагонали), скручивать лист бумаги Умение намазывать поверхности клеем (всей  поверхности, части поверхности)  Умение различать и показывать материалы и  инструменты, используемые для рисования Умение оставлять графический след на бумаге,  доске Умение соблюдать последовательности действий  при работе с красками (опустить кисть в баночку  с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть  ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край  баночки, рисование на листе бумаги, опустить  кисть в воду и т.д.)  Умение рисовать точки, линии (вертикальные,  горизонтальные, наклонные), соединять точек Знание основных цветов (желтый, красный,   зеленый, синий, белый, черный) Умение соотносить цвет с предметом (желтый –  цыпленок, зеленый – огурец, красный – яблоко,  синий – кубик)  Умение складывать разрезную картинку из трех­ четырех частей; собирать сборно­разборные  игрушки (машинку, пирамидку, бочки, кубики­ вкладыши, матрешку и др.).  Умение делить брусок пластилина на 2 части Умение раскатывать пластилин прямыми,  круговыми движениями, сплющивать пластилин Умение лепить предметы по подражанию  («Баранки», «Колобок»)  Умение рисовать различными изобразительными  средствами (краски, фломастеры, карандаши)  прямые, круговые линии: клубок, «Снег идет»,  «На елочке иголки», дорожки Умение дорисовывать картинку: ленточки к  шарику, веревочку к машинке и т.д. Умение рисовать знакомые предметы по образцу Умение наклеивать  простые предметы по показу ­ «Шары на ниточках», «Рыбки в аквариуме» Умение располагать предметы на бумаге,  пользоваться кисточкой, клеем Умение наклеивать простые предметы ­ мячик,  грибок, домик, чашку, зайчика, морковку, яблоко, шарики  и  т.д. Музыка  и и о  о (нву) о  о  и о о  и о  и и о  и п  п (нву) и и о о с о с с о о о о с о и о о п и о о Умение сидеть на стуле и воспринимать  музыкальное произведение Эмоциональная отзывчивость на музыку Реагирование на изменение громкости звучания  музыкального произведения Реагирование на начало и конец музыки Слушание (различение) тихого и громкого  звучания музыки Определение начала и конца звучания музыки Различение быстрой, умеренной и медленной  музыки  Различение веселой и грустной музыки Узнавание знакомой песни, мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах Подражание характерным звукам животных во  время звучания знакомой песни Подпевание отдельных или повторяющихся  звуков, слогов и слов Умение топать, хлопать в ладоши под музыку  Умение начинать движение под музыку вместе с  началом ее звучания и останавливаться по ее  окончании Умение двигаться под музыку разного характера  (ходить, бегать, прыгать, кружиться, приседать) Умение выполнять под музыку действия с  предметами (наклонять предмет в разные  стороны, опускать/поднимать предмет,  подбрасывать/ловить предмет, махать предметом) Умение выполнять движения разными частями  тела под музыку («фонарики», «пружинка»,  наклоны головы и др.)  Умение соблюдать последовательность  простейших танцевальных движений Умение передавать простейшие движения  животных  Умение двигаться в хороводе Умение двигаться под музыку в медленном,  умеренном и быстром темпе Умение ритмично ходить под музыку, изменять  скорость движения под музыку (ускорять,  замедлять) Умение выполнять танцевальные движения в паре  с другим танцором Умение имитировать игру на музыкальных  инструментах  Умение дуть в трубочку, трясти бубном,  о о с  с  о о о о о и и о о о о о о о о о о и и о с с с с с с о о о о и с с о с с о о с о о о о с нажимать на клавиши детского фортепиано и др. Умение отстукивать ритм музыки палочками на  барабане, бубне, металлофоне и т.д. Умение  пользоваться   музыкальными  инструментами      (барабан, металлофон, бубен,  гармошка, дудочки, детское пианино и т. д) Окружающий   социальный мир Умение здороваться при встрече Умение взаимодействовать со взрослыми   (смотреть в глаза, обращаться: «Тетя, дай»,  «Спасибо, Наташа»). Знание того, что у взрослых есть имя и отчество  Участие в играх на улице Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) Реакция на учителя Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование,  одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о  транспорте и т.д.  Умение соблюдать элементарные правила  безопасности в повседневной жизнедеятельности  Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.)  Правила поведения согласно социальной роли  (девочка)  Умение вести себя в конкретной ситуации  соответственно социальной роли  Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать  со взрослыми и сверстниками  Стремление находить друзей, участвовать в  коллективных играх, мероприятиях, занятиях,  организовывать личное пространство и время  (учебное и свободное)   Умение оказывать поддержку и взаимопомощь,  сопереживать, сочувствовать  Умение взаимодействовать в группе в процессе  учебной, игровой и доступной трудовой  деятельности  Интерес к праздничным мероприятиям, желание  принимать участие в них, получение  положительных впечатлений от взаимодействия в  процессе совместной деятельности   Умение обращать внимание на предметы и  явления окружающей действительности: учить  о о с  и о с  с  о о п  о о о о о о с  и о о с о о с с о о и о о с с о о с и выделять группу однородных предметов: мебель,  транспорт. Вначале на предметах, а позже на  картинках. Затем обобщать в слове: «Вот наша  мебель», «Вот транспорт» и т. д Умение группировать картинки по  функциональному назначению: в одну сторону ­  игрушки, в другую – посуду Виды транспорта: грузовая машина, автобус,  лодка, самолет, вертолет, велосипед, трактор Умение показывать картинки с изображением  движений и действий людей: «Покажи, где дядя  читает книгу? Покажи, где мальчик катается на  лыжах? Покажи, где мальчик катается на санках?  Покажи, где девочка танцует? Где тетя шьет?” и  т.д. Умение на прогулке лепить снежки, катать куклу  на саночках, лепить снеговика, снежные  куличики Человек Умывание (рук и лица, удерживая воду в руках –  руки делать как лодочка, намыливать руки с  тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать  мыло водой, а затем вытирать руки полотенцем) Чистка зубов, пользование туалетной бумагой,  Умение обращать внимание на действия по уходу  за своим телом и одеждой  Умение во время еды правильно удерживать  ложку и есть, не проливая суп Умение пить из чашки и из стакана  Умение надевать и снимать предметы одежды  (обуви) Умение выполнять различные способы  застегивания и расстегивания одежды,   пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр. Умение класть вещи на место (учить вешать  одежду и ставить обувь в свой шкафчик).  Ежедневная гигиена тела Знание названий частей тела человека Умение решать постоянно возникающие  жизненные задачи, связанные с удовлетворением  первоочередных потребностей  Умение обслуживать себя: одеваться и  раздеваться, принимать пищу и пить, ходить в  туалет и выполнять гигиенические процедуры  Умение сообщать о своих потребностях  Умение следить за своим внешним видом  Умение соблюдать режим дня, режимные  и и о о о о и о с  о о о о о с  с  с  и о и и с о с с о с с с о о о о с с с о с моменты Представления о собственном теле, названия  частей тела Распознавание своих ощущений (больно, холодно  и др.) Соотнесение себя со своим именем, своим  изображением на фотографии, отражением в  зеркале  Отнесение себя к определенному полу  Умение определять «моё» и «не моё»  Умение сообщать общие сведения о себе: имя,  фамилия, возраст, пол, место жительства  Умение определять свое самочувствие (как  хорошее или плохое), локализировать  болезненные ощущения и сообщать о них  взрослым  Умение соблюдать режимные моменты (чистка  зубов утром и вечером, мытье рук после  посещения туалета и перед едой) Представление о своих желаниях и потребностях:  «Я хочу пить»,  «Я устала, я хочу спать», «Я не  хочу пить» Умение содержать в чистоте и определенном  порядке свои вещи, рабочее место (парту),  школьные принадлежности Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за  вещами  Умение выполнять работу качественно, в  установленный промежуток времени и оценивать  полученный результат, радоваться достижениям  Складывание одежды на стул, в шкаф Различение горячей и холодной воды Чистка одежды и обуви щетками Расчесывание волос, уход за волосами Ориентировка в окружающем пространстве (на  улице, в классе, в столовой и т.д.) Знание названий продуктов питания Умение убирать за собой игрушки Умение приводить в порядок помещение  (подметать и мыть пол, вытирать пыль и т.д.) Знание правил поведения на проезжей части  дороги Физическая культура Адаптивная физкультура Формирование правильного дыхания (вдох носом  о о о о о и и о с  и и и о с  и и о о (нву) и и и и с с с с с о о с с о о и о с о о о о о о о и ­ руки вверх, выдох через рот – руки вниз) Умение выполнять различные движения на  шведской стенке Умение перешагивать через веревку, обруч,  ручеек, порог  Умение переползать под скамьей, под ворота,  через обруч Умение ударять ногой по мячу (играть в футбол)   Умение прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки  на поясе, прыжки на месте Умение спрыгивать с небольшой высоты Умение приседать вместе с мячом или куклой  Умение ходить по скамейке, удерживая  равновесие с помощью рук в стороны Умение ходить на мысках  Умение ходить в присядку, руки на коленях  Умение ловить мячи разного размера и разные по  весу Умение бросать мяч в цель – «Лети стрела»,  «Кольцеброс» Умение ползать по скамейке Умение передавать мяч (без отскока от пола, с  отскоком от пола), ловить мяч Умение играть в паре Умение останавливать катящийся мяч ногой Умение соблюдать последовательность действий в игре­эстафете «Собери пирамидку» (бег к  пирамидке, надевание кольца, бег в обратную  сторону, передача эстафеты) Соблюдение правил игры «Быстрые санки» Соблюдение последовательности действий в игре­ эстафете «Строим дом» из кубиков Коррекционно – развивающие занятия Артикуляционная (речевая) гимнастика Упражнения для языка Упражнения для губ Логопедические игры «Угадай, что звучит» «Чудесный мешочек» «Магазин» «Можно ездить или нет» «На прогулку в лес» «Возьми игрушку» «Угадай, где кружки, а где кружки» «Найди и назови нужное слово» «Кто лучше слушает?» и о о о о о о о о о о о о о и о и и и и о о и о (нву) о (нву) о (нву) о (нву) о (нву) о (нву) и и о (нву) и о о о о с с с с с с о о о о о о о о и о о о о о о о о о о о о «Слова могут звучать громко и тихо» «Слова могут звучать быстро и медленно» Логоритмические упражнения «Деревцо» Физкульт – привет» «Бабочка» «Водичка» «Кулачок» «Зайчики» Упражнения на развитие мелкой моторики,  внимания Соедини точки и отгадай загадку, напиши отгадку и раскрась картинку «Зубастая щука в речке живет, маленьким рыбкам дремать не дает». Соедини точки «Зимой и летом одним цветом» Дидактические игры по развитию речи "Режим дня" "Кому угощение?" "Назови три слова" "Зоопарк" Играем пальчиками и развиваем речь Упражнения на развитие восприятия Упражнение на развитие восприятия  геометрических фигур Упражнение на развитие точности восприятия  "Дорисуй фигуры" Упражнение на развитие цветоразличения Упражнение на развитие представлений о  временах года Развитие пространственных представлений Упражнение на развитие наблюдательности Развитие слухового внимания Упражнение «Где позвонили?» «Скажи, что ты слышишь» «Тихо — громко» «Наседка и цыплята» «Найди игрушку» «Где звенит?» «Где постучали?» Жмурки с колокольчиком Жмурки с голосом «Встречайте гостей!» «Ветер и птицы» Развитие речевого дыхания «Приятный запах» и и и о о о о о о о и и и и и о и и о и о и о и и и о и о о и о о о о и и и о о о о о о о о о о о о и и и и и о о о о о о и о и и и о о о о о о о о о о о о о о «Обгони» о о Рекомендации:      ­  Развитие   и   воспитание   ребенка:  Соблюдать   четкий   режим   дня: занятие проводятся регулярно по 10 – 20 минут. Нужно закреплять у ребенка называние   себя  в  первом  лице  «Я  хочу…», «Я   буду», «Я  поела», «Я  иду гулять», «Я нарисовала», «Я слепила», «Я мою руки», «Почитай мне сказку», «Дай мне пить» и обращение «Ты и я пойдем гулять», «Я и ты будем смотреть мультфильмы». ­  Развитие самостоятельности: Учить расправлять одеяло после сна, складывать   пижаму   в   определенное   место,   умываться,   чистить   зубы, пользоваться туалетной бумагой, сливать воду из бачка; учить расчесывать самостоятельно волосы перед зеркалом, обращать внимание на действия по уходу   за   своим   телом   и   одеждой.   Во   время   еды:   закреплять   навыки правильного   удержания   ложки   во   время   еды   и   есть,   не   проливая   суп, пользоваться вилкой, аккуратно накалывая еду. Нужно приучать класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик). ­  Развитие   физической   активности:  При   выполнении   физических упражнений важно формировать у ребенка правильное дыхание (например, вдох носом ­ руки вверх, выдох через рот ­ руки вниз). Продолжать развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику (учить ловить мячи разного размера и разные по весу, бросать в цель игры – «Лети стрела», «Кольцеброс»  и   т.д.),  бросать   большой   надувной   мяч   двумя   руками,  из­за головы вперед, отмечая каждый раз длину броска (можно бросать в обруч или другую цель).     ­  Развитие   познавательной   деятельности:  Продолжать   развивать ориентировки  на  величину, форму,  цвет, целостное восприятие  предметов. Величина:   выделять   три­четыре   предмета   по   величине:   большой,   средний, маленький,   самый   маленький.   Учить   различать   и   соотносить   по   величине плоскостное изображение предметов:   подобрать крыши разного размера к домам, подобрать к этим домам елочки в соответствии с размером, спрятать яблоки   в   корзинки   с   учетом     трех­четырех   величин.   Форма:   учить пользоваться   методом   проб   при   решении   сенсорных   задач:   опускать различные   формы   в   прорези,   выделять   различные   формы   среди   других: «собери все кирпичики для дорожки»; «давай построим башни», «выбери все крыши».     Учить   доставать   из   мешочка   по   слову   разные   формы   (шарики, кубики,   кирпичики,   крыши)     и   предметы,   разные   по   форме,   материалу, величине   (домики,  елочки,   шапочки,   ленточки,  губки,  щетки   и   др.).  Цвет: продолжать   учить   называть   основные   цвета   (желтый,   красный,     зеленый, синий), знакомить с новыми цветами (белый, черный и др.). Учить соотносить цвет с предметом (желтый – цыпленок, зеленый – огурец, красный – яблоко, синий – тучка) и т.д. Целостное восприятие: продолжать учить складывать разрезную   картинку   из   трех­четырех   частей,   собирать   сборно­разборные игрушки (машинку, пирамидку, бочки, кубики­вкладыши, матрешку и др.). ­  Развитие   тактильно­двигательного   восприятия:  продолжать формировать   ориентировку   на   свойства   и   качества   предметов   через тактильное   восприятие   (твердый   ­   мягкий,   холодный   –   теплый).   Учить доставать   предметы   по   слову   из   мешочка:   «достань   холодное»,   «достань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из 2­х); продолжать учить выбирать игрушки по слову (выбор из трех): «достань рыбку», «достань уточку» и т.д.  Продолжать учить различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты): «Что… (называется имя ребенка)   взяла, яблоко или морковь?», «Что там лежит ­ апельсин или морковь» (можно использовать картинки для соотнесения с предметом) и т.д.                      ­ Формирование наглядно­действенного мышления: нужно знакомить ребенка с проблемными ситуациями, показать, что есть ситуации, когда рукой нельзя   достать   предмет   или   игрушку   и   надо   искать   орудия   или вспомогательное средство (палочку, лопатку, сачок и т.д.). Учить находить картинку   с  изображением   предмета­орудия   к   изображенному   сюжету:   Что нужно мальчику для рисования? Что нужно девочке, чтобы покатать куклу? Что нужно девочке, чтобы покататься с горки? и т.д. Продолжать обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности:   учить   выделять   группу   однородных   предметов:   мебель, транспорт. Вначале на предметах, а позже на картинках. Затем обобщать в слове:   «Вот   наша   мебель»,   «Вот   транспорт»   и   т.   д.   Учить   группировать картинки   по   функциональному   назначению:   в   одну   сторону   ­   игрушки,   в другую – посуду; ­   Развитие   движений   и   игровых   действий:  лепить   снежки;   катать куклу на саночках; лепить снеговика; лепить снежные   куличики; обращать внимание   на  явления   природы:   солнышко   светит;   снег   идет,  вокруг   много снега   –   на   елках,   на   веранде,   на   машинах;   ветер   дует   ­   холодно,   деревья качаются, снег падает с деревьев.          Обязательно нужно регулярно проводить активную артикуляционную гимнастику: ­ растягивать губы в улыбке, вытягивать их в трубочку, широко открывать рот и показывать зубы и др. ­ удерживать язык в определенной позе: во рту – неподвижно (под счет до 5 раз), делать «часики», пощелкивания языком, облизывать губы по часовой  и против часовой стрелки и др.  ­ отраженно произносить набор звуков  и слогов русского языка. ­ развивать воздушную струю: дуть на легкие предметы – шарики, бабочки                             ­  Формирование активной речи: выполнение артикуляционного массажа лица (пальцами, щетками): ­ учить подражать действиям губ – «по­пу­пы», «мо­мы»;  «то­ты­ту»,  «до­ ды», делать улыбку ­ делать трубочку (повторить по подражанию); «спрятать язычок   ­   вот   он   ­   нет   язычка,   щелкать   язычком»;   учить   произносить звукоподражание и слова (при этом у ребенка либо картинка, либо игрушка)   ­ уточнить (закрепить) произнесение одних и тех же слогов: Да­да­да! Ба­ба­ ба­ба! Ма­ма­ма­ма! Па­па­па­па! ­ закрепить произношение звукоподражаний: «гав­гав», «му­му», «мяу­мяу» ­   уточнить   предметный   словарь   (мяч,   кукла,   кубик   и   др.)   и   знакомить   с названиями новых предметов ­ учить произносить отдельные слова: Миша, Даша, Петя, Аня, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот и т. д. ­ учить выражать свои потребности простой фразой (2­3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Идем гулять», «Хочу спать» ­ учить произносить элементарные фразы, обращая внимания на окончания слов (работа над глагольным словарем): «Давай играть», «Будем рисовать», «Будем строить»  ­   обогащать   словарь,   включая   в   речь   новые   существительные,   глаголы, прилагательные, числительные  ­ учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным  ­ учить использовать существительные в различных падежах  ­ вводить в активную  речь знакомые свойства и качества предметов (пример: «Мяч   круглый,   резиновый;   шарф   длинный,   мягкий;   мандарин   сладкий, сочный) ­ формировать потребность высказывать свои желания в речи: «Что будем делать: лепить или рисовать?» «Я хочу рисовать». ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ            ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ Система   коррекционно­развивающих   мероприятий,   направленная   на развитие познавательных процессов у ребенка с ТМНР будет способствовать улучшению   психофизического   состояния,   формированию   определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основным   ожидаемым   результатом   освоения   СИПР   является   развитие жизненной   адаптации   ребенка   с   тяжелыми   множественными   нарушениями развития. Ожидаемые личностные результаты: 1. Осознание   своей   принадлежности   к   определенному   полу, осознание себя как «Я. 2.   Эмоциональное     участие   в   процессе   общения   и   совместной деятельности с педагогом 3. Овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей обучающегося (мальчик, девочка).  Предметные результаты: 1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество. 2.   Предполагается   сформировать   положительные   эмоциональные реакции   на   действия   с   игрушками,   предметными   изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности. 3.   Предполагается   сформировать   элементарные   сенсорные представления: *   узнавать   на   ощупь   знакомые   предметы,   адекватно   использовать простые игрушки, в соответствии с их функциональным назначением; * выделять зрительно один предмет (объект, игрушку) из множества; * определять на слух источник звука (голос животного, пение птиц);  *различать на вкус (сладкий, горький, кислый, соленый),  (соотнесение со словом, символом); *знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы (соотнесение со словом, символом); 4.   В   контексте   представлений   о   себе   и   окружающей   среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения: *показывать   и   по   возможности   называть   членов   своей   семьи   на фотографии, в процессе  игровой деятельности   с педагогами,  медицинским персоналом, родителями; *показывать на себе части тела и лица; *выполнять   простые   упражнения   на   перемещение   в   пространстве,   на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого. 5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:   при общении использовать мимику и жесты; определять   источник   речевых   и   неречевых   звуков,   направление звука в пространстве;     понимать и выполнять действия с игрушкой; повторять один и тот же слог, подражая взрослому; адекватно реагировать на простую инструкцию педагога. использовать   звукоподражания,   лепетные     слова   для   называния объектов окружающего мира; Динамика состояния ребёнка: В конце первого полугодия  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Результативность обучения (на конец учебного года)  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Рекомендации по дальнейшей работе  _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Дата начала обучения____________________________________     Дата окончания обучения ______________   Подпись родителя ____________ Учителя­предметника Учитель – логопед:            _______________________________ Педагог – психолог:           ______________________________   Заявление родителей (законных представителей) на реализацию Специальной Индивидуальной Программы Развития (СИПР) Я, __________________________________________________________________ __________, (Ф.И.О. родителя или законного представителя) ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной  программы развития для моего ребёнка  ____________________________________________________ (Ф.И.О. ребенка) Обязуюсь   обеспечить   соблюдение   правил   внутреннего   распорядка образовательной организации,  регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. О возможном   не   достижении   ожидаемых   результатов   в   случае   несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями ребенка,  предупрежден(а). Подпись родителя (законного представителя) ________________________

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР

СИПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018