«Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в НОО».
Педагог-психолог
МАОУ «Прогимназия № 64»
высшей квалификационной категории
Староверова Т.А.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть! Ваши улыбки говорят о том, что у вас сегодня хорошее настроение. Для того, чтобы радостное настроение у вас было на протяжении всего моего выступения, я предлагаю всем провернуться к соседу по плечу и хлопнуть в ладоши. А теперь, проделайте тоже самое с соседом по лицу. Вы почувствовали, как тепло переходит от одной ладошки к другой? А теперь зарядим положительной энергией всю нашу аудиторию. Поднимаем руки вверх и говорим пш-пш-пш, выпускаем наш фейерверк Добра.
- Молодцы!
- Тема моего выступления: «Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в НОО».
- Приоритетным направлением современного образования является выстраивание системы школьного образования через создание условий во внеурочной деятельности для всестороннего обеспечения личностного развития обучающихся. Структура психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей, выполняющий функцию социального контроля за состоянием физического, психологического, интеллектуального состояния детей.
- Современное образование характеризуется обращением к личности ребенка и развитием личностных УУД ребенка.
- Сегодня мне хотелось бы поделиться с Вами своей формой работы в данном направлении.
- В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная деятельность. Закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества. Этот возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий.
- Для развития данных УУД можно использовать методы кооперативного обучения.
- Знакомство с обучающимися на начальном этапе удобно проводить посредством приема ЧИР.
- Я предлагаю вам встать круг и рассчитаться н 1,2. Первые номера образуют внутренний круг Вторые номера образуют внешний круг. Повернитесь друг к другу и найдите пару. Мы сейчас свами будем здороваться необычным способом. Первые номера двигаются, вторые стоят на месте. Здороваемся:
а) глазами;
б) улыбкой;
в) ладошкой;
г) коленками.
- На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных действий.
- Умение обобщать представленный материал, анализировать, применять его в практической деятельности является овладение обучающимися регулятивными и познавательными УУД. Данные виды УУД способствуют не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и являются ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
- Структура КЛОК БАДДИС – это: отличный способ распределения учеников по парам, позволяющий им всегда работать с разными учениками; быстрый способ создания пар для игровых упражнений. Помогает обучаться в движении, обрабатывать полученные знания, развивает устную речь.
Инструкция проведения:
1.Нарисуйте шаблон с часами.
2.Раздайте их ученикам.
3. Позвольте передвигаться по классу на протяжении 5 минут и попросите их написать против каждого часа имена одноклассников, договариваясь с ними о встрече в назначенный час.
Если к концу выделенного времени остались ученики с незаполненными полями, найдите им пару всем классом. Ели нет свободных партнеров, ученик присоединяется к одной из пар.
4.Педагог во время продленки напоминает детям встречах, заранее придумав для них задание. Например, встретиться с партнером на 14.00 и написать сценарий «Ко дню матери» и т.д.
- Структура КОНЭРС.
-А сейчас, вспомните, какое поведение чаще всего вам свойственно?
- Перед вами 4 варианта ответа:
1. Добрый;
2. вспыльчивый;
3. вежливый;
4. заботливый.
- Посмотрите и подумайте в течение 10 секунд.
- Запишите свой вариант ответа, который вы выбрали.
- А сейчас, встаньте в тот угол, ответ, который вы выбрали.
- Далее предлагается структура субъективная аналогия, которая помогает определить выбор детей, произвести диагностический экспресс-опрос и наметить пути дальнейшей коррекции. Данная структура дополняет структуру КОНЭРС.
- Структура - Субъективная аналогия. Опишите Ваш тип, почему вы выбрали этот вариант ответа.
- Как вы себя чувствуете в этой роли?
- Каково быть вам в этой роли?
- Как бы себя чувствовали, если постоянно были в этой роли?
- Какой была ба Ваша жизнь?
- Нравится ли Вам быть в этой роли?
- Как можно улучшить ваше состояние?
- Для работы с детьми «Группы риска» эффективно использовать структуру - Изучение проблемы с разных точек зрения, которая помогает разрешить конфликтную ситуацию и спрогнозировать пути выхода из создавшейся проблемы. Ученики выдвигают проблему. Далее делятся на подгруппы по 9 человек методом договора – ходят по классу с таблицей где прописаны 9 пунктов и договариваются с одноклассником, хочет ли он вместе с ним, например, исследовать проблему итак далее. Ученик заполняет все 9 пунктов и начинают разбирать проблему. Предполагаемые пункты:
1. Исследовать.
2. Обобщать.
3. Выдвигать гипотезу.
4. Оценивать.
5. Анализировать.
6. Доказывать.
7. Прогнозировать.
8. Синтезировать.
9. Рефлексировать.
(Раздаточный материал прилагается).
Ожидаемые результаты нашей деятельности:
Я задалась вопросом: как облегчить процесс адаптации обучающегося к общеобразовательному учреждению. В этом конечно мне помогают игры. Они построены на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии. Их проведение невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощенности и открытости. Эти игры помогают детям учиться общению.
Проведение подобных игр способствует развитию «эмоционального интеллекта» и помогает создавать в классе атмосферу взаимопомощи, доверия, открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Рассмотрим некоторые из них:
Игра "Знакомство". Ребенок называет качество, если вы его тоже любите, то выкидываете большой палец.
Следующая игра «Зеркало» учит соотносить свои действия с замыслами других детей, работать слаженно в парах, развивает взаимодействие.
Игра «Интервью» учит задавать вопросы, тем самым позволяя, ребятам узнать друг друга как можно ближе, формирует у детей желание общаться.
Игра «Фант» учит не только слушать собеседника, а самое главное слышать.
Данные помогают приобрести приобретают социальный опыт общения друг с другом.
Таким образом, представленная модель психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся в условиях прогимназии, на наш взгляд, отражает современные подходы к реализации принципа преемственности между начальным и дополнительным образованием, обеспечивая тем самым становление наиболее значимых качеств личности, от которых зависит успешность обучения ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.