СИПР в рамках реализации ФГОС ОО УО
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ò Данные о ребенке:
ФИО,
год рождения,
адрес.
Ò Данные о семье и социальном окружении:
мать – профессия, телефон;
отец –профессия, телефон;
социально-бытовые условия;
материальная обеспеченность семьи;
отношение членов семьи к ребенку.
Ò Рекомендации ПМПК.
ХАРАКТЕРИСТИКА
Ò Данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии.
Ò Особенности социально-бытовых навыков.
Ò Особенности проявления познавательных процессов:
- восприятие,
- внимание,
- памяти,
- мышления,
- воображения.
Ò Состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
Ò Коммуникативные возможности;
Ò Особенности поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
Ò Характерологические особенности личности ребенка;
Ò Особенности игровой деятельности;
Ò Особенности предметно-практической деятельности;
Ò Представления об окружающей действительности;
Ò Чтение;
Ò Письмо;
Ò Счет;
Ò Характеристика мотивационной сферы по отношению как к ведущему виду деятельности, так и к сопутствующим аспектам;
Ò Потребность в уходе и присмотре;
Ò Особые образовательные потребности обучающегося;
Ò Потенциальные возможности обучающегося в развитии и обучении;
Ò Выводы по итогам обследования;
Ò Приоритетные направления воспитания и обучения ребенка.
Индивидуальный учебный план (обязательная и вариативная части).
Общеобразовательные области |
Предметы |
Количество учебных часов |
Форма обучения |
1. Язык и речевая практика |
|||
2. Математика |
|||
3. Окружающий мир |
|||
4. Искусство |
|||
5. Физическая культура |
|||
6. Программы коррекционных курсов |
|||
Недельная нагрузка |
Расписание занятий.
№ |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
Содержание образования:
1. Базовые учебные действия
Сформиро ванность учебного поведения |
Сформиро ванность умения выполнять задание |
Личностные учебные действия |
Регулятивные учебные действия |
Коммуника тивные учебные действия |
Познавательные учебные действия |
Умеренная у/о |
Тяжелая у/о |
Глубокая у/о |
Формирование учебного поведения: - поддержание правильной позы в процессе урока; - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); - умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; |
Формирование учебного поведения: - поддержание правильной позы в процессе урока; - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание с направляющей помощью); |
Формирование учебного поведения: - поддержание правильной позы в процессе урока (с помощью ортопедических средств); - направленность взгляда на задание при совместных действиях; |
Умеренная у/о |
Тяжелая у/о |
Глубокая у/о |
|
||
умение выполнять действия по образцу и по подражанию; принятие помощи учителя. |
использование по назначению учебных материалов при направляющей подсказке; - умение выполнять действия по подражанию; принятие помощи учителя |
- - совместное с педагогом использование по назначению учебных материалов; - умение выполнять действия совместно с учителем; принятие помощи учителя. |
|
||
Умеренная у/о |
Тяжелая у/о |
Глубокая у/о |
|
||
. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами; |
Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени с заданными качественными параметрами при направляющей помощи педагога; |
Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, совместно с педагогом; |
|
||
формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
формирование умения с помощью педагога переходить от одного задания (операции, действия) к другому. |
формирование умения с совместно с педагогом переходить от одного задания (операции, действия) к другому . |
|
||
Умеренная у/о |
Тяжелая у/о |
Глубокая у/о |
|
||
Формирование личностных действий - осознание себя как человека, как члена семьи; - положительное отношение к окружающей действительности, и эстетическому ее восприятию; - самостоятельность в выполнении элементарных учебных заданий, поручений, договоренностей; |
Формирование личностных действий - эмоциональное, взаимодействие с группой обучающихся; - перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта; - самостоятельность или с помощью взрослого выполнение учебных заданий; - положительное отношение к окружающей действительности. |
Формирование личностных действий - формирования социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности; |
|
||
Умеренная у/о |
Тяжелая у/о |
Глубокая у/о |
|||
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
- содержать в порядке своё игровое и учебное место; - формирования умения чистить зубы, мыть руки; - снимать и надевать одежду, обувь (с помощью педагога); - частично и с помощью педагога ориентироваться в помещении класса, коридора, школы. |
- формирования подражания, повторять учебно-игровые действия, соотносить их с образцом и речевой инструкцией педагога. |
|||
Умеренная у/о |
Тяжелая у/о |
Глубокая у/о |
|||
Формирование коммуникативных действий - вступать в контакт и работать в паре; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия; - обращаться за помощью и принимать помощь; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами; - корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов. |
Формирование коммуникативных действий - формирование понимания речи на слух учителя (отдельные инструкции, словесные команды); - содержание небольших доступных (любимых) текстов в аудиозаписи с опорой на наглядный материал. |
Формирование коммуникативных действий -коммуникативные умения и навыки, элементы эмоционально-практического общения (вербальное и невербальное общение с взрослыми и детьми); |
|||
Умеренная у/о |
Тяжелая у/о |
Глубокая у/о |
Формирование познавательных действий - элементы анализа образца, синтеза, сравнения (выделение сходства и различия по одному основанию), выделение части и целого); - формирование возможности различать цвета, сортировать их по образцу; - понимать понятие «один»; - собирать матрёшку, фигуру из 4-х частей; - подбирать парные картинки; - сортировать предметы по образцу и словесной инструкции на две группы; - подбирать предметы к картинке, на которой изображён такой же предмет; - показывать заданный предмет; показывать части предмета (по одному); - подбирать 2 одинаковых предмета; - различать и сортировать на 2 цвета; - составлять разрезную картинку и с изображением человека; - показывать и называть большой и маленький предмет; - выделять 1 существенный признак, общее и отличительное свустанавливатьвидо – родовые отношения предметов (это домашние животные); - делать простейшие обобщения (это мебель), сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - слушать сказки, тексты ; - писать (копировать по образцу, штриховать и т.п); - выполнять арифметические действия (добавлять предмет, убирать предмет и разное количество предметов); - наблюдать за объектом; - работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях). |
Формирование познавательных действий - формирования (развитие) разных видов деятельности: игра, навыки самообслуживания, бытовой труд, продуктивная деятельность; - умения повторять простые действия, осуществлять целенаправленный поиск предмета; - усложнение цепочек предметных и игровых действий, переход от метода проб к примериванию и зрительной ориентировке.
|
Формирование познавательных действий - усложнение цепочек предметных и игровых действий, переход от метода проб к примериванию и зрительной ориентировке: формирования возможности следовать двухступенчатой инструкции «Найди, покажи»; - умения имитировать увиденные действия. |
2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов (тематическое планирование);
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
это существующие в потенции умения, которые могут быть сформированы при грамотном обеспечении педагогических условий с опорой на актуальные возможности и зону ближайшего развития.
Потенциальные возможности обучающихся как основа выбора образовательных технологий и методических приемов.
Потенциальные возможности обучающихся
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью |
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью |
Относительно сохранный уровень мыслительной деятельности |
Умение производить элементарный анализ объектов с направляющей помощью взрослого |
Умение осуществлять элементарные умозаключения |
Умение выполнять действия по четко заданному алгоритму |
Умение рассуждать на определенные темы с незначительной направляющей помощью со стороны взрослого или самостоятельно |
Умение осуществлять действие копирования с образца и применять его самостоятельно в полностью сходных ситуациях , с опорой на механическое запоминание |
Умение оценивать поступки свои и окружающих на основе четких и понятных критериев оценивания |
|
Умение овладеть и следовать элементарным нормам социального поведения |
Потенциальные возможности обучающихся
с глубокой умственной отсталостью
Умение выполнять мелкомоторные операции, связанные с удержанием и выпусканием объектов с помощью взрослого |
Умение самостоятельно передвигаться (при отсутствии сопутствующих нарушений) |
Умение эмоционально реагировать на внешние раздражители |
Речевая деятельность в виде звуков, словоформ в привязке к объекту |
Способность к взаимодействию на основе тактильного контакта и звуков, словоформ |
Умение эмоционально реагировать на ближайшее социальное окружение |
Формирование условно-рефлекторных связей на конкретный объект. |
Умение дифференцировать свои эмоциональные состояния в зависимости от производимых действий в отношении ребенка |
Умение с помощью эмоций и отдельных звуко- комплексов удовлетворять свои потребности |
• Планируемые результаты освоения адаптированных основных общеобразовательных программ
Содержание образования |
Образовательные технологии |
Оценка образовательных достижений |
Каковы компоненты содержания образования? |
Каковы критерии и показатели достижений? |
|
Чему учить? |
Как учить? |
Какова процедура оценки? |
Какие умения формировать и развивать? |
Какими методами формировать умения? |
Каков инструментарий оценки? |
Планируемые результаты образовательной деятельности
Жизненные компетенции
Навыки адекватного социального поведения в семье и обществе |
Доступные навыки коммуникации |
Навыки социально-бытовой адаптации |
|
||
Умеренная у/о |
Тяжелая у/о |
Глубокая у/о |
|
||
навыки адекватного социального поведения в семье и обществе |
|
||||
Организует свой быт и занятия в соответствии с временной картиной мира. Ориентируется в хорошо знакомом пространственном окружении дома и ближайшей инфраструктуры. Самостоятельно регулирует собственное поведение в соответствии с принимаемыми социальными ролями. |
С помощью близких организует свой быт и занятия в соответствии с временной картиной мира. Ориентируется в хорошо знакомом пространственном окружении своего дома. С помощью взрослого ориентируется в ближайшей инфраструктуре. С помощью взрослого регулирует собственное поведение, адекватно социальной ситуации в семье и при необходимом жизнеобеспечении (принимая роль пациента, пассажира и т.д.). |
Выполняет действия в соответствии с временем суток с помощью близких. Ориентируется в хорошо знакомом пространственном окружении своего дома. С помощью близких при необходимости принимает доступные социальные роли и ведет себя в соответствии с ними. |
|
||
доступные навыки коммуникации |
|||||
Владеет навыками вербальной коммуникации. Самостоятельно вступает в контакт со сверстниками и взрослыми с целью сообщения о своих нуждах. Умеет поддерживать диалог. Применяет средства невербальной коммуникации адекватно ситуации общения. |
Владеет навыками невербальной и вербальной коммуникации. Умеет сообщать о своих желаниях и нуждах и отвечать на вопросы с помощью вербальных средств общения. Применяет средства невербальной коммуникации адекватно ситуации общения. |
Активно пользуется средствами невербальной коммуникации (экспрессивно-мимическими и предметно-действенными) для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. Проявляет адекватные эмоциональные реакции на различные ситуации общения. |
|||
Навыки социально-бытовой адаптации |
|||||
Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры и необходимые бытовые действия в соответствии с потребностями и с учетом пространственно- временных условий. Владеет навыками безопасного поведения в быту, в социуме в природе. При организующей помощи близких самостоятельно осуществляет уход за собой, за хорошо знакомыми бытовыми вещами. |
Самостоятельно удовлетворяет жизненно необходимые потребности. Владеет навыками безопасного поведения в быту. С помощью или совместно с близкими осуществляет уход за собой, за хорошо знакомыми бытовыми вещами. |
Самостоятельно или с помощью близких удовлетворяет жизненно необходимые потребности. Под контролем соблюдает правила безопасного поведения в быту. С помощью близких осуществляет уход за собой и за своими вещами. |
|||
Программа духовно-нравственного развития
Реализуется в единстве:
• Урочной деятельности (учебные предметы в рамках учебного плана
• Внеурочной деятельности (курсы внеурочной деятельности, коррекционные курсы, деятельность воспитателей
Ò Основные направления нравственного развития обучающегося:
Осмысление ценности жизни (своей и окружающих) |
Отношение к себе и к другим, как к самоценности |
Осмысление свободы и ответственности |
Укрепление веры и доверия |
||
Умеренная у/о |
Тяжелая у/о |
Глубокая у/о |
|||
- Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни. - доброжелательное отношение к окружающим; - умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием вербальных и невербальных средств общения; - доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым в процессе совместной деятельности. - умение выражать свои желания, делая выбор; - усвоение правил совместной деятельности в процессе общения, в игре, учебе. |
- Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; - формирование доверительного отношения и желания взаимодействовать со взрослым (во время - гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др. - умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми с использованием невербальных средств общения. |
- Способность радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; - формирование доверия к окружающим ; - адекватная реакция на прикосновения человека; - формирование умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми с использованием невербальных средств общения. |
|||
Программа
формирование экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни
Ò Программа направлена на решение следующих задач:
Ò Формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня; формирование знаний о правилах здорового питания.
Ò Формирование умений безопасного поведения в пространстве дома, в быту.
Ò Реализация программ осуществляется на уроках по всем предметам, при проведении физкультминуток, а так же в процессе изучения предметов: «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство» «Адаптивная физкультура», в ходе коррекционных занятий, в рамках внеурочной деятельности при организации профилактической работы образовательного учреждения по формированию безопасного поведения на улице, по формированию здорового образа жизни.
Умеренная у/о |
Тяжелая у/о |
Глубокая у/о |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, режима дня: -моет руки самостоятельно -использует полотенце самостоятельно или направляющей помощью взрослого) |
Соблюдение правил гигиены, режима дня: - моет руки (с помощью взрослого) - использует полотенце (с направляющей помощью взрослого) |
Соблюдение правил гигиены, режима дня: - моет руки (совместно с педагогом или родителем); -использует полотенце (совместно с педагогом или родителем); |
-самостоятельно принимает участие в соблюдении режимных моментов (завтрак, обед, ужин); |
- принимает участие в соблюдении режимных моментов при организующей помощи взрослого (завтрак, обед, ужин); |
-принимает участие в соблюдении режимных моментов при совместной деятельности с педагогом или родителем. (завтрак, обед, ужин) |
- безопасное поведение на улице, в пространстве дома, в быту: понимает элементарные правила поведения на улице; понимает слова «горячее-холодное», «можно-нельзя», «опасно»; |
- безопасное поведение в пространстве дома, в быту: -понимает слова «горячее-холодное», «можно-нельзя», «опасно». |
Безопасное поведение в пространстве дома, в быту: -понимает слова «можно-нельзя»; |
формирование негативного отношения к факторам, нарушающим здоровье обучающихся; формирование знаний о правилах здорового питания; |
||
формирование готовности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; |
обращаться к учителю или врачу по вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья; |
показывать учителю проблемы собственного здоровья; |
- формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе (не сорить, не ломать ветки, не срывать растения без надобности); |
- формирование бережного отношения к природе (не сорить, не ломать ветки, не срывать растения без надобности); |
|
- использование оптимальных двигательных режимов; выполняет упражнения при выполнении физминуток и динамических пауз. |
выполняет упражнения при выполнении физминуток и динамических пауз. |
выполняет упражнения при выполнении физминуток и динамических пауз. |
- формирование и развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе (не сорить, не ломать ветки, не срывать растения без надобности); |
- формирование бережного отношения к природе (не сорить, не ломать ветки, не срывать растения без надобности); |
|
- использование оптимальных двигательных режимов; выполняет упражнения при выполнении физминуток и динамических пауз. |
выполняет упражнения при выполнении физминуток и динамических пауз. |
выполняет упражнения при выполнении физминуток и динамических пауз. |
Программа внеурочной деятельности
Ò Внеурочная деятельность - обязательный и равнозначный компонент образовательной деятельности.
Ò Применение обучающимися знаний и умений, полученных в урочной деятельности, в менее регламентированных формах.
Ò Преемственность учебных предметов, курсов части учебного плана и курсов внеурочной деятельности.
Содержание |
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
Участие ребенка в мероприятии |
День знаний |
Присутствие на торжественной линейке. |
|
Праздник Осени |
Подготовка к празднику: изготовление поделок на тему «Осень», участие в проведении праздника. |
|
Новогодний праздник |
Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних поделок, открыток; участие в Новогоднем празднике |
|
Масленица |
Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, участие в мероприятии |
|
Праздник «8 марта» |
Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, изготовление открыток; участие в мероприятии |
|
Пасха |
Подготовка к мероприятию: покраска яиц, изготовление украшений, оформление класса |
|
Игра |
Игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», сенсорные игры, подвижные игры в спортивном зале |
|
Последний учебный день |
Присутствие на торжественной линейке, праздничном чаепитии. |
Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Уход (за телом) кормление, раздевание и одевание, контроль за внешним видом, предание правильной позы, в течение занятий, смена положения тела, в течение дня – выполняет родитель.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Ò учитель, прошедший спец.переподготовку,
Ò педагог-психолог,
Ò учитель-логопед,
Ò учитель по адаптивной физкультуре,
Ò учитель музыки.
Программа сотрудничества с семьей
Цель и задачи взаимодействия |
Планируемые результаты |
Формы взаимодействия Кто ответственный |
Тематика мероприятий |
Отчет о проведе нии |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. |
Совместная деятельность в процессе обучения ребенка. Повышение двигательной активности ученика. |
- индивидуальные консультации; - участие родителей в вебинарах. -показ приёмов и формы работы при выполнении того или иного задания. |
▪Реализация СИПР в домашних условиях. ▪Двигательное развитие ребенка. ▪Формирование предметно-практической деятельности. |
4.09.18-31.05.18
|
Психологическая поддержка семьи. |
Участие семьи в мероприятиях школы, во внеурочных мероприятиях образовательного учреждения. |
- беседы; - личные встречи; - обучение родителей соотносить возможности ребёнка и свои требования к нему; - присутствие родителей на занятиях и обсуждение результатов; - консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов в процессе обучения и приемов работы. |
▪ День знаний ▪ Новый год ▪ Организация свободного времени дома. |
1.09.18 25.12.18 В течение года.
На каждом занятии. В течение года. |
Привлечение родителей к участию в разработке и реализации СИПР и психологических проблем семьи.
|
Регулярный обмен информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения; -договор о сотрудничестве (об образовании) между родителями и образовательной организацией; - анализ документации и видеоматериалов. |
-совместное обсуждение разделов СИПР. |
Анализ информации. Оформление документации. |
По необходимости. 12.10.18 2.09.18 Рекомендации в течение года. |
Установить связь с родителями по выявлению положительной динамики развития ребенка и проблем с его здоровьем. |
Выявить динамику положительного развития ребенка. |
- беседы; - личные встречи. |
В течение года |
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Ò Ортопедическое кресло, кресло-коляска.
Ò Игрушки из разных материалов со звуковыми или световыми эффектами разные по размеру.
Ò Дидактические материал с различной фактурой, температурой, вязкостью, плотностью.
Ò Наглядно-дидактический материал.
Ò Природный материал, материал для продуктивной деятельности: пластилин, краски, крупы, жидкости, тесто, песок.
Ò Музыкальные игрушки: металлофон, губная гармошка, барабан, дудка, колокольчик.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Уровни выполнения (освоения) операций /действий |
||
1. Пассивное участие/соучастие |
||
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет с собой что-то делать) |
- |
|
1. Пассивноеучастие/соучастие |
||
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет с собой что-то делать) |
||
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком |
||
- со значительной помощью |
Д(ЗП) |
1 |
- с частичной помощью |
Д (ЧП) |
2 |
- по подражанию |
ДП |
3 |
- по последовательной инструкции (наглядно или вербально) |
ДИ |
4 |
- самостоятельно с ошибками |
ДО |
5 |
- самостоятельно правильно |
+ |
6 |
- выявление действий вызывает затруднения |
? |
0 |
Сформированность представлений
Представления отсутствуют |
- |
0 |
Выявление представлений вызывает затруднения |
? |
1 |
Представление на уровне: |
||
- использование прямой подсказки |
ПП |
2 |
- использование косвенной подсказки (изображения) |
КП |
3 |
- Самостоятельное использование |
+ |
4 |
Оценка динамики развития ребенка
Уровни |
Баллы |
Низкий |
от 0 – 30 б. |
Средний |
от 31 -70 б. |
Высокий |
от 71 -100 б. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.