СИПР 2 класс(1 год обучения)
Оценка 4.9

СИПР 2 класс(1 год обучения)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
классное руководство
2 кл
26.09.2018
СИПР 2 класс(1 год обучения)
СИПР разработан для учащегося находящегося на надомном обучении 2 класс (1 год обучения). Программа соответствует ФГОС ОВЗ 2 вариант АООП, содержит 8 основных предметов (планирование), характеристику обучающегося, индивидуальный учебный план,необходимые технические средства, средства мониторинга и оценки динамики обучения, условные обозначения.
СИПР.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Починковская коррекционная школа­интернат». Утверждено приказом МКОУ «Починковской школы­ интерната»  №____от___________ СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Класс: 2 Учитель: Ларькина Е.В. первая квалификационная категория. СИПР на обучающегося  2 класса Алексея составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант Починки 2017 год СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА СТРУКТУРА  СИПР 1.Общие сведения о ребёнке. Общие сведения о ребёнке. ФИО ребенка:  Алексей Возраст ребенка: 9 лет. Место жительства:   Мать:  Отец:  Год обучения:  2 Класс: 2  2. Характеристика обучающегося. 3.Индивидуальный учебный план. 4. Содержание образования СИПР. 4.1. Базовые учебные действия. 4.2. Содержание  учебных предметов. 5. Необходимые технические средства и  дидактические материалы.  6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения. 2 2.Характеристика Обучающегося 2 класса Ребенок  обучается  индивидуально на дому, по индивидуальному учебному плану.  СИПР  составлена  на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития II вариант   Мелкая и крупная моторика:  Координация движений нарушена. Ведущая рука правая. На начало учебного  года  отмечено незначительное улучшение мелкой моторики: держит карандаш   двумя пальцами правой руки, но нажим на карандаш очень слабый,   не видит контуры фигур, при штриховке заходит за границы изображений предметов.   Письмо на уровне каракуль. Научился ловить и бросать мяч двумя руками.  Эмоционально­волевая сфера: Контакт   глазами   очень     редкий,   кратковременный.   Алексей   неагрессивен,     в   контакт   с   учителем   не   вступает,   со сверстниками  не общается.  Алексей  не реагирует на словесное поощрение (похвалу). Особенности мышления:   Аналитика  ­ синтетическая  деятельность отсутствует.  Восприятие мира сильно нарушено. Внимание отвлечённое,  рассеянное. Познавательная активность  отсутствует. В мотивационной сфере:  отсутствует произвольность, целенаправленная деятельность не самостоятельна. Коммуникация и речь:   3 Речь не развита. Обращённую речь не понимает, произносит несколько нечётких фраз: дя­дя, ма­ма, би­би. Не понимает  инструкции методик, выполнение заданий не возможно. Представления об окружающем мире:   Во времени и на плоскости листа  не ориентируется. Не  различает правую руку от левой, не ориентируется  в   пространстве (вверх, вниз, вперед, назад),  не знает части тела, не может показывать  на себе. Не дифференцирует цвета  по названию, не сортирует их  даже с помощью педагога. Алексей  знает  название некоторых овощей и фруктов, может  соотносить муляжи фруктов и овощей с картинками.  Различает на картинке изученных  животных (корова, лошадь,  курица, волк, заяц, медведь). Формирование учебного поведения:   Сидит за партой (столом) на занятии  не более 10­ти  минут,  не выполняет действие с предметами по подражанию.  Умеет находить места хранения игрушек и учебного материала. Игровая деятельность:  Действия с предметами на уровне манипуляции.  Навыки самообслуживания: Частично сформированы (снимает и надевает отдельные предметы одежды).  Не умеет шнуровать,   застегивать  молнии и пуговицы. Требуется контроль со стороны взрослого во время приема пищи, туалета, одевания, раздевания. Требуются постоянный присмотр и активная   помощь взрослого.       4 3. Индивидуальный учебный план на 2017 – 2018 учебный год Предмет Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Итого Количество часов в неделю 2 2 1 0,5 1 0,5 0,5 0,5 8 5 4. Содержание образования. Пояснительная записка Рабочая программа по  предметам индивидуального учебного составлена на основе: АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями),  тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант) Программа включает следующие учебные предметы:  1. Речь и альтернативная коммуникация 2. Математические представления 3. Окружающий природный мир 4. Человек 5. Окружающий социальный мир           6.  Музыка и движение 7.  Изобразительная деятельность 8.  Адаптивная физкультура Обоснование выбора данной программы              Среди детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (далее ТМНР) значительное количество неговорящих   детей.   Это   предъявляет   особые   требования   к   учителю,   организации   самого   процесса   обучения   и коммуникативной деятельности.               Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на понимании того, что дети этой нозологической группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально­бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.              Однако даже при специальном обучении у них отмечается более позднее появление лепета и первых слогов, за­ держка   проявления   дифференцированной   эмоциональной   реакции,   слабый   интерес   к   окружающим   объектам   и   игре, неадекватное поведение. Речь таких обучающихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено.          Речевые   нарушения   носят   системный   характер   и   распространяются   на   все   ее   функции   —   коммуникативную, познавательную,     регулирующую.     Для   этих   обучающихся   характерны   ярко   выраженная   неравномерность,   фраг­ ментарность   развития,   наличие   в   нем   своеобразных   «пустот»   и   пробелов,   чрезвычайная   скудость   представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость.  Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайному ограничению зоны ближайшего развития этих детей и подростков. Длительная     невостребованность их потенциальных способностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развертывании своей собственной программы развития приводят к тому, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде.         В   работе   с   неговорящими   детьми   вербальные   средства   передачи   информации   малоэффективны,   а   зачастую   не возможны, поэтому необходимость в создании специальных адаптивных программ для этой категории детей является на сегодняшний день актуальным.      В данной программе в качестве основного средства взаимодействия осуществляющейся  на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью является невербальная коммуникация.        Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.        Для данной категории детей материал программы не регламентируются  временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.            По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.            Этим обоснован   выбор   данной образовательной программы, которая   больше соответствует тому содержанию, которое предлагается для изучения детьми с ТМНР.         «Программой» определены средства обучения, предметно­развивающая среда, формы взаимодействия со взрослыми участниками образовательного процесса, содержание образовательного процесса в соответствии с общим и национально­ региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 7 Цель      программы обучения обучающихся с РАС, осложненной умеренной и тяжелой у.о., имеющих «тяжелый речевой   дефект»,  состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процессе, в формировании доступных им видов деятельности (предметно­практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).  Возможные личностные результаты освоения АООП обучающимися с РАС, осложненными умственной  отсталостью  (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), заносятся в СИПР с учетом их  индивидуальных возможностей и особых  образовательных потребностей и могут включать: Личностные результаты: 1. Осознание себя в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как              «Я»; 2. Социально­эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности; 3. Владение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся социуме; 4. Оценка своих поступков по принципу «хорошо»/«плохо», личная ответственность за свои поступки на основе               представлений о базовых нравственных нормах, общепринятых правилах; 5. Владение правилами поведения в учебной ситуации; 6. Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям; 7. Доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим, понимание и сопереживание            чувствам других; 8. Владение навыками сотрудничества с взрослыми и детьми в разных социальных ситуациях доступным образом; 9. Владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации; 10.Владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания            образования. 4.1. Базовые учебные действия. Сформированность   базовых   учебных   действий   определяется   по   завершению   обучения   с   учетом   индивидуально­ личностных особенностей каждого обучающегося. 8 Содержание БУД (УУД) 1 полугодие 2 полугодие 1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию  положительной мотивации  и эмоциональному конструктивному  взаимодействию с  учителем , взрослыми (родственник, специалист,  ассистент и др.) и сверстниками.   принятие контакта, инициированного взрослым    установление контакта с педагогом и другими взрослыми,  участвующими в организации учебного процесса   ориентация в учебной среде  дома: (пространство, материалы,  расписание)      нахождение места хранения игрушек нахождение своего (рабочего) места за столом;  нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; 2. Формирование учебного поведения  поддержание правильной позы на занятии  направленность взгляда:   на говорящего взрослого на задание 9  умение выполнять инструкции педагога:   понимает жестовую инструкцию выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным  учеником на данном этапе обучения  выполнение простых и двухступенчатых  речевых инструкций:        «Возьми и принеси»  «Дай» «Сядь» «Встань и подойди»  «Покажи»  «Подними и принеси»    принятие помощи взрослого  использование по назначению учебных материалов: бумаги; карандаша, мела.  Выполняет действие способом  рука –в ­руке;  умение выполнять действия с предметами: • • По подражанию (подражает действиям, выполняемым  педагогом); • По образцу (последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога). соотнесение изображений на карточках   с предметами и   игрушками. соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу) Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу) соотнесение одинаковых предметов (по образцу) 3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с  определенными характеристиками • выполнение   задания   полностью   (от   начала   до   конца)  (при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное 10 • задание от начала до конца), в   течение   определенного   временного   промежутка:   (произвольное внимание на выполнении посильного задания 5­10 мин.) 4.2. Содержание учебных предметов. РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»: Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто   у   детей,   имеющих   нарушение   интеллекта   в   сочетании   с   аутистическими   расстройствами,   отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность   речевой   деятельности.   У   детей   с   выраженными   нарушениями   интеллекта   отмечается   грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В   связи   с   этим,   обучение   детей   общению   должно   включать   целенаправленную   педагогическую   работу   по формированию   у   них   потребности   в   общении,   на   развитие   сохранных   речевых   механизмов,   а   также   на   обучение использованию альтернативных средств общения. Курс «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов: • «Коммуникация»: формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. 11 • «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»:  пробуждение речевой активности на  основе «чтения» пиктограмм, «альтернативное чтение». • «Импрессивная   речь»:   формирование   умения   понимать   произнесенные   слова,   словосочетания,   предложения   и связные высказывания, различать напечатанные слова • «Экспрессивная   речь»:     формирование   умения   употреблять   в   общении   слова,   строить   словосочетания, предложения, связные высказывания. • «Аудиальное «чтение». Предметная область: Язык и речевая практика o      Сроки изучения учебного предмета:  с  01.09.2017г. по 31.05.2018г. o      Количество учебных недель:  34 недели.   o      Количество часов на изучение предмета: 68 уроков в год (по 2ч. в  неделю) Основные задачи   реализации содержания:  • Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Развитие коммуникативной функции речи ученика. • Развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации для решения соответствующих возрасту житейских задач •   Развитие   способности   понимать   обращенную   речь   и   смысл   доступных   невербальных   графических   знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов. Формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге. • Расширение словарного  запаса, связанного с содержанием  эмоционального, предметного, игрового,   трудового опыта в процессе «чтения». • Формирование умения самостоятельно воспроизводить тексты, используя для этого вербальные и невербальные коммуникации.  12 • Обучение глобальному чтению   и письму в доступных для ребенка пределах. Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Речь и   альтернативная коммуникация» предполагает обучение обучающихся альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации, использование   альтернативных   средств   коммуникации   («чтение»   телесных   и   мимических   движений;   чтение» изображений на картинках, аудиальное «чтение»). Цели  коррекционно­развивающей работы: • Формировать  коммуникативные и речевые  навыки   с использованием средств вербальной и альтернативной   коммуникации.   • Развивать   коммуникативную   функцию   речи   учащихся,   удовлетворяя   их   коммуникативную   потребность. Расширять   словарный   запас,   связанный   с   содержанием   эмоционального,   бытового,   предметного,   игрового, трудового опыта в процессе «чтения». • Развитие зрительного и слухового восприятия.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  В качестве показателей развития обучающихся рассматривается уровень усвоения средств общения (речевых и неречевых) ­  понимание выразительных движений и естественных жестов, передача мысли с помощью символов, слов, называние, показ, подбор   картин: части тела, части головы, члены семьи, игрушки, животные, профессии, явления природы. Предметные результаты освоения  предмета:  Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. 13  Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков, жестов.  Умение   пользоваться   средствами   альтернативной   коммуникации:   жестов,   взглядов,   коммуникативных   таблиц, тетрадей, пиктограмм.  Использование доступных жестов для передачи сообщения.  Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах  Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв  Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства,  соблюдение общепринятых  правил коммуникации.   Узнавание и различение образов  некоторых  графем (букв).  Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв. 4.2. Содержание учебного предмета «Речь  и альтернативная коммуникация» Содержание 1 полугодие 2 полугодие 1.    Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация. 1.1.    Коммуникация. 1.1.1.    Коммуникация с использованием вербальных средств. 1.1.1.1.    Установление зрительного контакта с собеседником; ­  установление зрительного  контакта с собеседником, реагирование на свое имя ­ приветствие собеседника:   жестом (пожать руку)  словом «Привет» 14 Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств. ­  установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на свое имя ­ приветствие собеседника:   жестом (пожать руку)  словом «Привет» ­ выражение своих желаний:  жестом   словом «Дай» предложением «мама, дай» ­ выражение согласия:   жестом (кивок головы)  словом «Да» ­ выражение несогласия:  жестом (покачать головой из стороны в сторону)  словом «Нет» ­ прощание с собеседником:  жестом (помахать рукой)  словом «Пока» Импрессивная речь.  1.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.               Понимание простых предложений:    нераспространенных («Оля ест» и др.) распространенных («Оля ест яблоко» и др.) 1.2.1.2. Реагирование на собственное имя  1.2.1.3. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов 15  1.2.1.4. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда,  обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,  продукты, транспорт, птицы и др.)  Экспрессивная речь.     1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых  комплексов 1.2.2.2. Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов (мама, папа,  дядя и др.) 1.2.2.3. Называние собственного имени, имени педагога 1.2.2.5. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,  игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные  принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)  Чтение и письмо.  Глобальное чтение.  1.3.1.1. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей,  названия предметов, действий   Начальные навыки чтения и письма.      1.3.2.1. Узнавание (различение) образов графем (букв) 1.3.2.2. Узнавание звука в слоге (слове) 1.3.2.3. Соотнесение звука с буквой 1.3.2.4. Узнавание буквы в слоге (слове) 1.3.2.5. Называние буквы 16  1.3.2.7. Написание буквы (слога, слова, предложения) Звуки и буквы Звук «А» (артикуляция). Буква «А»: узнавание образа буквы Звук «У» (артикуляция) Буква «У»: узнавание образа буквы. Слоги «ау», «уа» Альтернативное чтение (Аудиочтение). Чтение сказки «Репка»:  ­ выделение персонажей русской народной сказки «Репка» (дед, бабка, внучка, жучка,  кошка, мышка). ­ ответы на вопросы по содержанию сказки «Репка»:  Кто посадил репку?  Кто помогал деду тянуть репку? ­ определение последовательности событий в сказке «Репка». Планируемые результаты по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» Личностные Предметные Базовые Формируется положительное отношение к окружающей  действительности. Определяет свою половую принадлежность (без обоснования). Узнает себя, свое отражение в зеркале на  фото.  Понимание смысла рисунка. Будет с помощью  учителя развивать понимание речи, формировать  активный словарь.  Будет формироваться умение совместно  Будет иметь возможность  ­ вступать в контакт, реагируя на  свое имя;   ­ фиксировать взгляд на учителе,  17 Планируемые результаты по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» Личностные Предметные Базовые Будет узнавать членов семьи на фотографиях, относиться к  членам семьи доброжелательно. Будут сформированы  представления  об этических нормах и правилах поведения. Ориентируется   в   собственном   теле,   узнает,   находит   и показывает на себе части  тела. Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в  процессе взаимодействия. Понимает эмоциональные  состояния других людей. Способствовать формированию элементарной коммуникации  с помощью невербальных средств.   Будет иметь возможность видеть  красоту природы. Расширен и обогащен опыт реального взаимодействия ребенка с миром природных явлений. Формируется  интерес к миру живой природы, формируются  эстетические чувства. Формируются эстетические чувства при рассматривании  иллюстрации  к стихам. Манипулирует с мячом. С помощью педагога умеет устанавливать и поддерживать  контакт,  отвечает на вопросы, используя различные средства  коммуникации, Формируется экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и  проговаривать  отдельные слоги и слова потешки при  «совместном  чтении». Выбирает из двух предложенных картинок время  года «Осень»,  составляет одну общую картинку из  двух разрезных частей, набирает желтую краску на  кисть, делает примакивания кистью на листе бумаги. Закрашивает трафарет солнышко желтым цветом,  удерживает карандаш в руке. Умеет определять и  находить предметы  желтого цвета. Будет иметь  возможность узнать об осенних изменениях в  неживой природе (холодный ветер, тучи, дождь,  листья опадают).  С помощью педагога узнавать  яблоко и грушу на картинках,  на пиктограмме.  Ориентироваться в понятиях один ­ много (яблоко­ яблоки), узнавать апельсин, банан, морковь на  картинках).  Познакомится с потешкой «Дождик, дождик кап­ кап». Сопровождает движение  речью (кап­кап). Определяет на вкус яблоко, Знает форму (круг), цвет (желтое, зеленое). Получит представления об  овощах, луке, картошке (его цвете, форме, вкусе).    Будет сформировано умение соотносить муляжи  овощей и фруктов с изо овощах, луке, картошке (его  цвете, форме, вкусе).   Будет иметь возможность познакомиться  с  голосами птиц, подражать голосом  пению птиц.  Знает  особенности домашнего животного:   чем  питаются, как передвигаются, какую пользу  приносят людям, различает их по внешнему виду,  18 вступать в контакт, поддерживать  и завершать его, используя  невербальные средства.  становление  импрессивной  речи с опорой на пиктограмму. Получит возможность  использовать  коммуникативные  средства  (речь, жесты) для  решения различных  коммуникативных задач. Способствовать формированию  элементарной коммуникации с  помощью невербальных средств.   Умеет принимать помощь  учителя. С помощью педагога   устанавливать и поддерживать  контакт,  отвечать  на вопросы,  используя различные средства  коммуникации. Умение  составлять и  прослеживать последовательность событий по сюжетным картинкам. Будет расширяться пассивный и  активный словарь. Умение использовать усвоенный  словарный и фразовый материал в Планируемые результаты по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» Личностные Предметные Базовые явлениями природы. Имитирует стук капель с помощью рук.  Показывает на картинке: кап­кап. Умеют играть с водой с  разными игрушками. Переливает содержимое из одной  ёмкости в другую. Проявляет собственные чувства. Формируется экологическая  культура: ценностное отношение к  природному миру. Звукоподражает голосам птиц: курочка ­ «ко­ко­ко», петушок ­ «ку­ка­ре­ку», гусь ­  «га­га­га», утка  ­ «кря – кря ­ кря».  Подражает действиям, выполняемым  педагогом. Научится   совместному проговариванию  отдельных слогов  и   слов  потешки. Обогащается  опыт реального взаимодействия с  окружающими предметами в процессе   дидактических игр. Различает зимнюю и летнюю одежду. Выбирает (вместе с  учителем) одежду, обувь, соответствующую показанному  образцу. Развивается артикуляционная основа  звукопроизношения. Ориентируется в собственном теле, Узнает, находит и показывает на себе части  тела. Развитие  понимания речи, формирование активного словаря. Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в  процессе взаимодействия. Понимает эмоциональные  состояния других людей. Формируется умение сопереживать  герою сказки, радоваться вместе с ним ит.д. Будет   развиваться  слуховое восприятие, расширится   эмоциональный опыт. узнает животное по картинке, пиктограмме.   Звукоподражает   (мяу­мяу,   гав­гав,   му,   кукареку). Показывает   части   тела   животного.   Узнает   и показывает части тела животных и птиц на картинке, различает их по внешнему виду Сформированы представления об основных  отличительных признаках зимы: снег, снегопад.  Имеет  представление о свойствах снега: он  холодный, тает на ладони, в тепле. Имеет  представление о зимних играх. Знает  особенности  диких животных:   чем питаются, различает их по  внешнему виду, узнает животное по картинке,  пиктограмме. Получит возможность узнать о внешних признаках  птиц: крылья, хвост,   клюв, перья.  Научиться   отличать ворону от воробья.  Видит сезонные изменения в природе. Имеет  представление о снеге и его свойствах (сосулька­ солнце­тает­капель кап­кап). Сформированы  представления о свойствах воды: жидкая,  прозрачная, журчит, течет;    о качествах  воды   (чистая, грязная, теплая, холодная).  Схематично изображает дерево, травку. Знает  карандаш зеленого цвета.  Выкладывает из мозаики:  травка, цветочек. Узнает  изучаемые  объекты живой  и  неживой природы (на картинке, пиктограмме). Будет формироваться представление о том, что  звери – это животные, тело которых покрыто  шерстью. Узнает домашнюю птицу на картинке.  19 коммуникативных ситуациях.  Последовательно выполняет  отдельные действия по образцу  педагога. Расширение пассивного и  активного словаря за счет  изученных слов, обозначающих  предметы. Подражает действиям,  выполняемым  педагогом.  Выполняет  действия способом  «рука в руке» Удерживает карандаш, проводит  прямые отрывистые линии. Фиксирует взгляд на изображении. Формирование   умения   выполнять задание: 1)   в   течение   определенного периода времени: Последовательно выполняет  отдельные операции действия по  образцу педагога. Пользуется  речевыми и жестовыми формами  взаимодействия для установления  контактов. Понимание слов, обозначающих Планируемые результаты по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» Личностные Предметные Базовые Развитие фонематического слуха. Звукоподражает голосу   животного. Проявляет собственные чувства. Формируется экологическая  культура: ценностное отношение к  природному миру   Формирование   эстетических   потребностей, ценностей, чувств: ­ воспринимает и наблюдает за окружающими  предметами и явлениями, рассматривает или  прослушивает произведений искусства Закрепит внешние признаки птиц: клюв, крылья,  хвост, перья. Узнает реальные предметы одежды и  обувь на картинках.  Расширены и конкретизированы  представления о  посуде. Умение  составлять и прослеживать  последователь ность событий по сюжетным  картинкам. Узнает графический образ буквы. Формируется  учебно­познавательный интерес к  новому учебному  материалу. объекты и явления природы. Понимает односложные  инструкции и действует: бросай,  пинай, лови. Получит возможность  осуществлять синтез при  складывании разрезных картинок.  Развитие элементов синтеза при  игре в лото. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» 20 Тема урока Дата Кол­во часов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № №п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел "Это – Я» «Я – мальчик. Мое имя»  (сведения о себе, жест и пиктограмма «я», рисование и   дорисовывание по шаблону). Выражение согласия/ несогласия словом «да», «нет», жестом. Просьба «дай», «мама, дай»  (работа с пиктограммами)   «Моя семья (мама, папа, брат, дедушка, бабушка)».   (соотнесение пиктограмм   «мама», «папа», «брат», «дед», «бабушка» с фотографиями) «Моя семья».   (собрать пазлы, рисовать по шаблону, дорисовать контуры). «Моя семья».  Потешка  «Я пеку, пеку, пеку»  (чтение и разучивание)   Раздел «Я – человек» «Части тела: голова, руки, ноги»  (конструирование человечка из бумажных  шаблонов,  конструктора) «Эмоции (радость­грусть)».  (Пиктограммы «смеется», «плачет») 10 "Лицо и тело"  (раскрашивание, штриховка, работа с картинками, изображающие  эмоции и их признаки) Раздел « Явления природы. Осень» 21 № №п/ п 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тема урока Дата Кол­во часов. «Осенний листопад (поделки из листьев)» «Явление природы. Солнце»  (вырезывание из бумаги, выкладка их гороха). Потешка  «Солнышко лучистое улыбнулось весело»  (аудиочтение и разучивание) «Явления природы. Дождь». (Рисование красками,  чтение потешки «Дождик,  дождик  кап­кап­кап»). «Осенние насекомые ­ мухи»  (звукоподражание, раскрашивание контура). Осенние насекомые ­ мухи»  (размазывание пластилином по контуру,  чтение   потешки «муха­цокотуха») Раздел «Дары осени» «Сенсорная коробка «Дары осени»  (игровые упражнения с природным материалом:  шишки, желуди, каштан, кора деревьев, и др.) Пиктограмма «яблоко», «груша, банан» (работа с пиктограммами, закрашивание   трафарета, рисование и  дорисовывание, штриховка)  «Фрукты: апельсин, ананас, лимон»  (рисование и  дорисовывание, раскрашивание,  штриховка). Обобщающее понятие « Фрукты» (лото «фрукты», дидактическая игра). «Овощи: морковь. Сравнение с яблоком»  (сложить разрезные картинки,  вырезывание из бумаги, штриховка). 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № №п/ п 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Тема урока Дата Кол­во часов. «Овощи: лук, картошка, огурец»  (разрезные картинки) «Овощи: помидор. Сравнение огурцом»  (цвет и форма, сравнение,  разрезные  картинки, штриховка). Обобщающее понятие «Овощи»  (лото «овощи» ­ дидактическая игра, сопоставит  муляжи с картинками). Звуки природы «Птицы в лесу. Аудиозапись»  (прослушать голоса птиц, звукоподражание). «Голоса домашних  животных».  (Аудиозапись, просмотр видео, звукоподражание). Раздел «Я и мои игрушки» «Игрушечная посуда» (игры с образными игрушками и игровыми аналогами игрушек,  разрезные картинки) Потешка «Мишка косолапый»  (чтение, совместное проговаривание слогов,  игра  «помоги Мишке собрать шишки») Раздел «Домашние животные и птицы» «Кошка. Части тела»  (видеоролик  из жизни кошек, звукоподражание, части тела  животного) «Собака. Сравнение с кошкой» (чем питаются, какая польза для человека, части  тела, звукоподражание) 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № №п/ п 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Тема урока Дата Кол­во часов. «Корова. Части тела» (звукоподражание, чем питаются, польза для человека, части тела, раскрашивание картинки) «Детеныши домашних животных»  (дидактические  картинки, соотнести животного и его детеныша на картинке). «Детеныши домашних животных»  (разрезные  картинки, раскрашивание и обводка   контура) Раздел « Явления природы. Зима» «Явление природы: снег, снегопад»  (наблюдение в природе, игры­пантомимы  «падают снежинки», уточнить представления о снеге, его свойствах) «Лепка  снеговика»  (игры со снегом, аппликация из цветных салфеток, ватных  дисков, раскрашивание) Праздник «Новый год»  (рассматривание сюжетных картинок,  рисование елочных  игрушек, изготовление поделок) Праздник «Новый год»  (рассматривание сюжетных картинок,  рисование елочных  игрушек, изготовление поделок) Раздел «Дикие животные зимой» «Волк: строение и  образ жизни»  (чем питается, где живет, части тела, узнавание  на картинке) Заяц: строение и образ жизни.  (части тела, узнавание на картинке, обводка и  раскрашивание)    24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № №п/ п 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Тема урока Дата Кол­во часов. Лиса: строение и образ жизни.   (узнавание на картинке, размазывание пластилином,  части  тела, вырезывание контура) «Медведь: зимняя спячка»   (ролик из жизни медведей, раскрашивание картинки). Дикие животные: обобщение.   ( где живут? – в лесу,  чем питаются зимой?) Зимующие птицы:   Ворона. Строение.   (внешние признаки  птиц: крылья, хвост,   клюв, перья; чем  питается) Воробей. Отличие от вороны. Раздел « Явления природы. Весна» «Весна. Тает снег, капель»   (игры с водой, наблюдение за таянием сосулек, свойства  воды – жидкая, прозрачная, течет) Раздел «Растительный мир весной». Деревья.  (распознавание на картинке, строение, раскрашивание контура,  аппликация) Почки и листья.  (распознавание в природе и на картинке, рисование красками,  прикрепление комочков пластилина к контуру) Цветокю   (разрезные картинки, раскраска по контуру) Дикие животные весной. 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № №п/ п 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Тема урока Дата Кол­во часов. Медведь. (закрепить представление о шерсти, чем покрыто тело животных;  двигательные упражнения, имитирующие  движения животных) «Заяц весной»   (картинки, видеоролик) «Зоопарк». Раздел «Одежда и обувь». Зимняя и летняя одежда.  (игра «Оденем кукол нам прогулку», подобрать одежду по  погоде). Зимняя и летняя обувь. Уход за одеждой.  (тематические  картинки,  алгоритм ухода за одеждой при   помощи  щетки, губки и мыла). Раздел «Мебель» Мебель: стол, стул, кровать, диван, кресло». (работа с картинками, пиктограммами,  конструирование из палочек по образцу). «Мебель: стол, стул, кровать, диван, кресло»  (работа с картинками,  пиктограммами, конструирование из палочек по образцу) Аудиальное чтение Сказка «Теремок» ­ аудиочтение.  (чтение, выделение персонажей  сказки,  определение последовательности событий в сказке) 26 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № №п/ п Тема урока Дата Кол­во часов. 58 «Сказка «Теремок» ­ ответы на вопросы.  (пазлы, обводка по контуру, раскраска) 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Звуки и буквы. Звуки «А», «У» ­артикуляция.   (повторение изученного за 1 класс) Звук и буква  «О»   (артикуляция, узнавание графического образа, написание по  трафарету, обводка по контуру). Звук и буква «М»   (артикуляция, узнавание графического образа буквы и   конструирование из палочек) Звук и буква «М»   (артикуляция, узнавание графического образа буквы и   конструирование из палочек) Слоги «ма, му, мо»  (артикуляция и  чтение, узнавание в словах) Слоги «ма, му, мо» (артикуляция и  чтение, узнавание в словах) Письмо изученных   букв и слогов. Письмо изученных   букв и слогов. Повторение изученных букв.   (написать по опорным точкам,  произнести) Повторение изученных  слогов.  (написать по опорным точкам,  произнести) ИТОГО ЗА ГОД: ­ 68 уроков 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного предмета «математические представления»:    Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы  математики, является   основным  подходом  в обучении.  В конечном  итоге  важно,  чтобы  ребенок  научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.  28 В то же время необходимо отметить, что формирование элементарных научных знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может   быть, достигнут,   только если   интеллектуальные возможности ребенка, состояние его здоровья позволяют сделать это. Курс «Математические представления » состоит из следующих разделов:  Представления о форме, Представления о величине.  Пространственные представления, Временные представления.  Количественные представления. Предметная область:  Математика o      Сроки изучения учебного предмета:  с  01.09.2017 г. по 31.05.2018г. o      Количество часов на изучение предмета:  68  уроков в год (2ч. в неделю) o      Количество учебных недель: 34 недели. Основные задачи  (цели)  реализации содержания  Предметные (образовательные):  развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно­величинных, временных и  количественных отношениях окружающей действительности.  Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости  формирование элементарных общеучебных умений.   развитие наглядно­действенного мышления и элементов наглядно­образного и логического мышления.   формирование  практических навыков  и умений в счете, вычислениях на наглядно представленном материале в  бытовых ситуациях.  формирование представлений о части суток,  количестве (дочисловых представлений), числе, знакомство с  цифрами,  счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. 29  Умение различать части суток, соотносить действие с временными  промежуткам, составлять и прослеживать  последовательность событий. Коррекционно­развивающие  задачи:  развитие сенсорных представлений,  мелкой моторики кистей рук,  развитие познавательной активности ученика,  овладение элементарной математической терминологией, значимой для социально­бытовой ориентировки в  действительности,  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА o Предметные результаты:   развивается понимание  математической терминологии, понимание слов,  обозначающих объекты, развитие жизнеобеспечивающей ориентировки в пространстве и  времени. o Личностные:  развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления». o Базовые УУД:  формируется учебное поведение, умение выполнять посильное задание от начала до конца. 4.2. Содержание учебного  предмета. Содержание 2. Математические представления. 30 1 полугодие 2 полугодие 2.1. Количественные представления.                 2.1.1. Нахождение одинаковых предметов. 2.1.2. Разъединение  множества.  2.1.3. Объединение предметов в единое множество. 2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто». 2.1.5. Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом). 2.1.7. Пересчет предметов по единице.(до двух) 2.1.9. Узнавание цифр ( цифры  1, 2, ). 2.1.10. Соотнесение количества предметов с числом. 2.1.11. Обозначение числа цифрой. 2.1.12. Написание цифры  1, 2.  2.2. Представления о форме.      2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». 2.2.2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами. 2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат,  прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. 2.2.5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник,  квадрат, прямоугольник, круг). 2.2.6. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)  31 из 2­х (3­х, 4­х) частей.      2.2.7. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник,  круг) из счетных палочек.  2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник,  круг). 2.2.9. Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник,  круг) по шаблону (трафарету, контурной линии). 2.2.10. Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная),  треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам. 2.2.11. Рисование геометрической фигуры: точка, линия (прямая, ломаная),  треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. 2.3. Пространственные представления     2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом  человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади),  правая (левая) рука (нога, сторона тела). 2.3.2. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко  ( сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед,  за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. 2.3.3. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд,  назад, вправо, влево. 2.3.4. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре),  справа, слева 32   2.3.5. Составление предмета (изображения) из нескольких  частей . 2.3.7. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний,  перед, после, за, следующий за, следом, между. 2.4. Временные представления.     2.4.1. Узнавание (различение) частей суток. 2.4.2. Знание порядка следования частей суток. 2.4.5. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. 2.4.7. Различение времен года.  2.4.11.Сравнение людей по возрасту. 2.5. Представления о величине.        2.5.1. Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов  по  величине. 2.5.2. Сравнение 2­х предметов по величине способом приложения (приставления),  «на глаз», наложения. 2.5.3. Определение среднего по величине предмета из 3­х предложенных предметов. 2.5.4. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). 2.5.5. Различение однородных (разнородных) предметов по длине. 2.5.6. Сравнение предметов по длине. 2.5.7. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. 33 2.5.8. Сравнение предметов по ширине. 2.5.9. Различение предметов по высоте. 2.5.10. Сравнение предметов по высоте. 2.5.15. Различение предметов по толщине. 2.5.16. Сравнение предметов по толщине.      \ КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» 34 Тема урока Дата Кол­во часов № №п/ п 1,2 3,4 Количественные представления.       Нахождение одинаковых предметов.   (Игра «найди пару») Разъединение множества. Объединение предметов в единое множество 5,6,7 Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто».   (сравнение множеств без  пересчета, с пересчетом) 8 9 10 11 12, 13 14, 15 16, 17 18 19 Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание Сопоставление двух объектов по величине (большой­маленький) Сравнение предметов по ширине (узкий­широкий) Пересчет предметов по единице «Цифра 1»   (письмо цифры по трафарету, обводке, по опорным точкам) «Цифра 2»   (узнавание цифры, лепка из пластилина, конструирование из палочек) «Написание цифры  2»    (по трафарету, по светлому контуру, по контурным  линиям, по опорным точкам.) Раздел «Представления о форме» Геометрические  тела: «шар», «куб»    (Узнавание, соотнесение формы предметов с  геометрическими телами.) Штриховка геометрической фигуры­шар 35 2 2 3 1 1 1 1 2 2 2 1 1 Тема урока Дата Кол­во часов № №п/ п 20 21 22 23 24 25 « Треугольник, квадрат,  круг, точка, линия».     (Узнавание геометрических фигур,  соотнесение  формы предметов с геометрическими фигурами) Сборка геометрической фигуры    (Собрать треугольник, квадрат, прямоугольник, круг  из 2­ х , 3­х, 4­х  частей) Штриховка геометрической фигуры­треугольник, квадрат. «Треугольник, круг, квадрат»   (Штриховка и  обводка геометрической фигуры  по шаблону,  трафарету, контурной  линии) 26,2 7,28 «Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник»   (Построение  геометрических фигур:  треугольника, круга, квадрата из счётных палочек)    29­ 33 34­ 36 37 38 39 40 41 42 Пространственные представления Ориентация в пространстве  тела.     (Ориентация в пространственном  расположении частей тела на себе, другом человеке, изображении: верх, вверху,  низ, внизу, перед, спереди, зад, сзади, правая и левая рука, нога, сторона тела) Ориентация в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу, впереди, сзади, справа,  слева.    (Определение месторасположения предметов в пространстве)  Ориентация в пространстве: близко, далеко, сверху, снизу, впереди, сзади, справа,  слева. Расположение предметов в пространстве: на, в, внутри, перед, за, над, под,  в центре.    (Определение месторасположения предметов в пространстве) Расположение предметов в пространстве: на, в, внутри, перед, за, над, под,  в центре.     (Определение месторасположения предметов в пространстве) 36 2 1 1 2 3 5 3 2 2 2 № №п/ п 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 56 58 Тема урока Дата Кол­во часов Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад,  вправо, влево Ориентация на плоскости: вверху, внизу, в середине (центре), справа, слева.  Ориентация на плоскости: вверху, внизу, в середине (центре), справа, слева. Понятия: первый, последний, перед, после, за, между.    (Определение отношения  порядка следования: первый, последний, перед, после, за,  между) Понятия: первый, последний, перед, после, за, между»   (Определение отношения  порядка следования: первый, последний, перед, после, за,  между) Совместное перемещение учителя и обучающегося в пространстве класса, комнаты. Временные представления. «Части суток (утро, день, вечер, ночь)»  (Узнавание (различение) частей суток (утро,  день, вечер, ночь))  «Части суток (утро, день, вечер, ночь)»  (Знание порядка следования частей суток) «Части суток (утро, день, вечер, ночь)»   Сравнение людей по возрасту Представления о величине. «Большой, маленький, длинный, короткий»  (Различение однородных (разнородных по  одному признаку) предметов по величине  методом наложения, приложения) Сравнение 2­х предметов по величине.   (сравнение  способом приложения  (приставления), «на глаз», наложения) 37 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 № №п/ п 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Тема урока Дата Кол­во часов Сравнение 3­х предметов по величине.    (Определение среднего по величине предмета из 3­х предложенных предметов) Понятия «длина», «ширина».   (Различение однородных (разнородных) предметов по  длине и  ширине) «Длинный, короткий, узкий, широкий»   (Сравнение предметов по длине и ширине)      «Высокий, низкий, толстый, тонкий»   (Различение двух предметов по высоте по  толщине)  «Высокий, низкий, толстый, тонкий»   (Сравнение двух предметов по высоте по  толщине) ИТОГО ЧАСОВ:    68 уроков 2 2 2 2 2 38 ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного предмета: Данная   рабочая   программа   разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Учебный курс  «Окружающий природный мир»  занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.   Оно   продолжается   постоянно   в   школе   и   за   её   стенами.   Сам   учебный   курс   является   своего   рода системообразующим   стержнем   этого   процесса.   Вот   почему   важно,   чтобы   работа   с   детьми,   начатая   на   уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.  Курс «Окружающий природный мир  » состоит из следующих разделов:  Временные представления  Животный мир  Растительный мир  Объекты природы 39 o Предметная область:  Окружающий мир o      Сроки изучения учебного предмета:  с  01.09.2017г. по 31.05.2018г. o      Количество часов на изучение предмета:  34 урока в год (1 час в неделю) o      Количество учебных недель: 34 недели.  Цели образовательно­коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;    формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде   духовно­нравственное развитие и воспитание личности.   формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);    формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);    развивать сенсорно­перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);    закреплять   полученные   представления   в   процессе   различных   видов   доступной   учащимся   социально­бытовой деятельности; В программе выделяются следующие основные задачи: 40 • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы; • • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы); создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в  быту, на уроках­занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к  • общению; воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно­объектные отношения; формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного,  игрового, трудового опыта; Содержание 1 полугодие 2 полугодие 4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов. 3 Окружающий природный мир 3.1. Временные представления.       3.1.1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь) 3.1.2. Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь) 3.1.3. Соотнесение частей суток с видами деятельности   3.1.4. Определение частей суток по расположению солнца 3.1.14. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по  характерным признакам 3.1.19. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза,  радуга, туман, гром, ветер) 41  3.1.20. Соотнесение явлений природы с временем года 3.2. Животный мир.              3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост,  копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) 3.2.2. Знание основных признаков животного 3.2.4. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза,  овца (баран), кот, собака 3.2.5. Знание питания домашних животных 3.2.8. Знание значения домашних животных в жизни человека 3.2.10. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок,  поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) 3.2.11. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось,  белка, еж, кабан, тигр) 3.2.14. Объединение диких животных в группу «дикие животные» 3.2.16. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок,  медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) 3.2.20. Знание способов передвижения животных 3.2.25. Знание строения птицы 3.2.28. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк) 3.2.31. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы» 42    3.2.32. Знание значения домашних птиц в жизни человека 3.2.33. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок,   гусенок, индюшонок) 3.2.34. Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел,  синица, снегирь, сова) 3.3. Объекты природы.      3.3.2. Знание значения солнца в жизни человека и в природе  3.3.3. Узнавание Луны 3.3.4. Знание значения луны в жизни человека и в природе 3.3.11. Различение земли, неба 3.3.12.Определение месторасположения земли и неба 3.4. Растительный мир.      3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) 3.4.2. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист,  цветок) 3.4.6. Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья) 3.4.14. Узнавание (различение) фруктов (яблоко,  банан, лимон, апельсин, груша,  мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). 3.4.18. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа,  редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). 43  3.4.19.Различение съедобных и несъедобных частей овоща и фрукта № №п/ п 1­2 3­4 5­6 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» Тема урока Дата Кол­во часов Временные представления «Части суток (утро, день, вечер, ночь)».  (Представление  о сутках  как о  последовательности  утро, день, вечер, ночь.  Соотнесение  частей суток с  видами деятельности, определение частей суток по расположению солнца) «Времена года»  (узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по  характерным признакам.) «Явления природы»   (Различение явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года) 44 2 2 2 № №п/ п 7 8 9 10 11 12­ 13 14­ 17 18­ 21 Природные материалы Игры с природными материалами: вода, песок, камни, ракушки. Варианты действий с природными материалами: погружение рук, ощупывание,  захват, удержание, отпускание, переливание, перекладывание. Объекты живой природы Явления природы «Солнце»   (Значение солнца в жизни человека и в природе) Явление природы «Луна» «Земля и небо»  (Различение земли, неба) Животный мир «Домашние животные. Лошадь, корова, коза, свинья» »    (Строение животного  (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя,  пятачок, уши) Домашние животные и их детеныши»   (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран),  кот, собака). Питание  домашних животных «Дикие  животные и их детеныши»    (соотнести животное и его детеныша по  картинке: волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок)  22 «Строение птицы» 45 Тема урока Дата Кол­во часов 1 1 1 1 1 2 4 4 1 Тема урока Дата Кол­во часов № №п/ п 23­ 24 25­ 26 «Домашняя  птица (курица (петух), утка, гусь, индюк)  и их детеныши» «Домашняя  птица (курица (петух), утка, гусь, индюк)  и их детеныши» 2 2 1 2 2 2 1 Растительный мир 27 «Части  растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок)» 28­ 29 30­ 31 32­ 33 «Строение дерева»    (Знание строения дерева (ствол, ветки, листья, корень) «Фрукты  ­ яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан»   (узнавание (различение)  по внешнему виду (вкусу, запаху) « Овощи (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис,  помидор, тыква, кабачок,  перец)»  (Различение овощей по внешнему виду (вкусу, запаху). 34 «Съедобные и несъедобные части овоща и фрукта» ИТОГО ЧАСОВ:  ­  34 урока ЧЕЛОВЕК  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Формирование представлений о себе способствует возникновению взаимодействия с другим людьми, приобщению к социальному миру. С другой стороны, именно в социальном взаимодействии формируются представления о себе как об 46 отдельном существе, с собственной объективной реальностью ­ телом и субъективной реальностью ­ психикой как миром эмоций и представлений. Взаимодействуя с другими, ребенок начинает осознавать и понимать себя. Цель  обучения   по   программе   «Человек»   ­   формирование   представлений   о   себе   как   целостном   «Я»   и   своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа   представлена   следующими   разделами:   «Представления   о   себе»,   «Семья»,   «Гигиена   тела»,   «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Образовательные задачи раздела «Представления о себе» направлены на формирование представлений о своем теле, о своих двигательных возможностях, ощущениях, о своих потребностях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию гигиенических навыков и умений: умываться, мыться под душем, чистить зубы, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение навыкам приема пищи и питья, использованию во время еды столовых приборов, пользованию салфеткой. Раздел «Туалет» включает задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете. В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,  взаимоотношениях   между   ними,  семейных   традициях.  Ребенок   учится   соблюдать   правила   и   нормы   культуры поведения   и   общения   в   семье,   учится   понимать   окружающих   людей,   проявлять   к   ним   внимание,   общаться   и взаимодействовать с ними. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В   Федеральном   компоненте   государственного   стандарта   «Человек»   обозначен   как   самостоятельный   предмет,   что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено  34  часа в год по 0,5 часов   в неделю ,   34 учебные недели. Интеграция с другими предметами с   учётом   общих   целей изучения курса, определённых Федеральным государственным  стандартом  ­ «Окружающий социальный мир». понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.  Программа представлена следующими разделами   «Обращение с одеждой и обувью».  : «Представление о себе», «Семья», «Гигиена тела»,  47 Предметная область:  Окружающий мир o o      Сроки изучения учебного предмета:  с  01.09.2017г. по 31.05.2018г. o      Количество часов на изучение предмета   ­ 34 урока  в год (по 0,5ч. в неделю) o      Количество учебных недель: 34 недели.  4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов. Содержание 4 Человек 4.1. Представления о себе. 1 полугодие 2 полугодие  4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)  4.1.4. Знание назначения частей тела  4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)  4.1.6. Знание назначения частей лица 4.2. Семья.  4.2.1. Узнавание (различение) членов семьи  4.2.2. Узнавание (различение) детей и взрослых 48 4.3. Гигиена тела.  4.3.6. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук)  4.3.12. Вытирание лица  4.3.13. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица)  4.3.17. Чистка зубов  4.3.18. Полоскание полости рта  4.3.19. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетки, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой)  4.3.20. Расчесывание волос 4.4. Обращение с одеждой и обувью.  4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки))  4.4.2. Знание назначения предметов одежды  4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), 49 ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)  4.4.16. Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка)  4.4.20. Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнур. 4.6.1. Сообщение о желании сходить в туалет Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Планируемые результаты освоения учебного предмета «Человек» Личностные Предметные результаты Базовые Умеет реагировать  на своё имя имя,  поворотом головы. . Физические характеристики  персональной идентификации: ­ определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); ­ определяет состояние своего  здоровья; Гендерная идентичность ­ определяет свою половую  принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация ­ определяет свою возрастную группу  (ребенок, подросток, юноша); —  Понимание слов, обозначающие объекты и  явления природы, объекты рукотворного мира  и деятельность человека Умение пользоваться доступными средствами  коммуникации в практике экспрессивной и  импрессивной речи для решения  соответствующих возрасту житейских задач —  Использование доступных жестов для  передачи сообщения —  Умение использовать усвоенный словарный  и фразовый материал в коммуникативных  ситуациях —  Обучение глобальному чтению в доступных  ребенку пределах Понимание обращенной речи и смысла  50 входить и выходить из учебного  ориентироваться в пространстве  Подготовка ребенка к нахождению и  обучению в среде сверстников, к  эмоциональному, коммуникативному  взаимодействию с группой обучающихся:  помещения со звонком;   комнаты (зала, учебного помещения),  пользоваться учебной мебелью;    адекватно использовать ритуалы  школьного поведения (поднимать руку,  вставать и выходить из­за парты и т. д.);   включаться в деятельность;   принимать цели и произвольно  передвигаться по дому, комнате, Планируемые результаты освоения учебного предмета «Человек» Личностные Предметные результаты Базовые «Чувства, желания, взгляды» ­ понимает эмоциональные состояния  других людей; ­ понимает язык эмоций (позы, мимика,  жесты и т.д.); ­ проявляет собственные чувства; . Узнает членов семьи, знает пользуется  речевыми и жестовыми формами  взаимодействия для установления  контактов, разрешения конфликтов; ­ использует элементарные формы  речевого этикета; т их по именам. доступных невербальных графических знаков  (рисунков, фотографий, пиктограмм и других  графических изображений),неспецифических  жестов   —  Овладение умением  вступать в контакт,  поддерживать и завершать его, используя  традиционные (вербальные) и альтернативные  средства коммуникации, соблюдая  общепринятые правила поведения. узнавание  (различение) головных уборов находить другие необходимые помещения. Пользуется речевыми и жестовыми  формами взаимодействия для установления контакта. Получит возможность  осуществлять  синтез при складывании   пазлов.   Последовательно выполняет отдельные  операции действия по образцу педагога. 51 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  «ЧЕЛОВЕК» Тема урока Дата Кол­во часов № №п/п 1­2 3­4 5­6 7­8 9­10 Представления о себе «Кто я? Я ­ мальчик» «Части  тела» «Части  лица  (глаза, брови, нос, лоб, рот, губы, язык, зубы)» Семья. «Члены семьи: мама, папа,  бабушка, дедушка, брат, сестра» «Дети и взрослые» Гигиена тела. 2 2 2 2 2 2 2 2 11­12 «Горячая и холодная вода» 13­14 «Мытье рук в раковине» 15­16 «Вытирание полотенцем рук». 52

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)

СИПР 2 класс(1 год обучения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.09.2018