Система духовно-нравственной одарённости на уроках математики в начальной школе
Оценка 4.6

Система духовно-нравственной одарённости на уроках математики в начальной школе

Оценка 4.6
docx
математика
27.01.2020
Система духовно-нравственной одарённости на уроках математики в начальной  школе
система работы над духовно-нравственной одарённостью на уроках математики.docx

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 2 с.Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

 

                        ПРИЛОЖЕНИЕ

 

        Описание системы работы по направлению:

                « Использование потенциала учебно-

        методического комплекса по математике

                 для духовно - нравственного

      развития и воспитания младших школьников »

 

учителя начальных классов МОАУ СОШ №2 с. Исянгулово

Азнагуловой Е.Г.

 

 

 

 

 

 

                                                                2017 г.

 

« Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу,

                                                                              необходимую для дальнейшего

                                                                              роста и становления личности  

                                                                              школьника».

                                                                                               Ш.А.Амонашвили.

         В своей работе я уделяю большое внимание духовно- нравственному развитию и воспитанию учащихся, как неотъемлемого элемента базовых национальных ценностей. Считаю, что в настоящее время духовно- нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания. Поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и математике.

          Духовно-нравственное воспитание формирует у человека:

-    нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм);

-       нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость);

-    нравственную позицию(способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);

-    нравственное здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным при- вычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);

-    нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, прояв- ление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

         Математика является не просто областью знаний, но прежде всего су- щественным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать

важнейшими моментами в его нравственном облике. Я на своих уроках реализую данное направление через решение практических задач. Составлять такие задачи к

 

уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение.

       Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа. Под понятие «нравственного здоровья» можно составить различные уроки на тему «О вредных привычкам языком математики», «Навстречу Олимпиаде» с заданиями по данной теме, связанные с известными именами спортсменов, датами, событиями. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию. В своей работе предлагаю как разработки отдельных уроков, так и дидактический материал, который можно использовать на различных уроках.

      Опыт моей работы показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах. Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность.      Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль. Во все века учителя были носителями лучших качеств нации, выразителями высокой нравственности, духовности, культуры, именно поэтому в руках учителя — будущее. За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель может и должен помочь формированию душ учащихся.

        На  уроке  математики духовно-нравственное воспитание             осуществляю посредством четырех факторов:

-через содержание образования;

-через методы и формы обучения;

-через использование случайно возникших и специально созданных

 

воспитывающих ситуаций;

-через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

          Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам. Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и нравственного содержания. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к  величию своей страны, собственных предков. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию. Систематизируя опыт работы по данному направлению, можно выделить дидактический материал к урокам в виде задач с различным содержанием и разработки целых уроков. Уроки проводятся, приуроченные к историческим датам (математика и космос) или проводятся по различной воспитательной направленности ( краеведение, здоровье, патриотизм).

Патриотические задачи

1.     Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них – истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».

2.     Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии

Боевые силы

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1200000

1800000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолётов

667

1390

 

3.  Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а закончилась 9 мая 1945 года.

Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

413

218

474

567

569

374

630

979

195

о

256

349

221

26

282

375

Например:

218+569+349+282=1418

474+569+349+26 =1418

Предлагаю и вам попробовать посчитать

Такой вид квадратов называется магическим квадратом. Самый ранний уникальный магический квадрат обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо:

7

12

1

14

2

13

8

11

16

3

10

5

9

6

15

4

http://aramenfi.sk6.ru/dopolnit/lo_shu.jpgЕдинственный нормальный магический квадрат 3×3 был известен ещё в Древнем Китае, первое изображение на черепаховом панцире датируется 2200 до н.э..

 

 

 

   Очень большую духовно-нравственную направленность, на мой взгляд, имеют задачи, решение которых предлагает интересные факты, эпизоды из истории России, родного края.

Миннигали Губайдуллин повторил подвиг Александра Матросова.

8 марта 1944 года командир взвода лейтенант Губайдуллин получил приказ любой ценой подавить огневую точку на одном из курганов и разорвать таким образом оборонительную линию противника на рубеже Дудчаны — Рядовое. В ходе штурма тяжело раненый лейтенант своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота3 июня 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии лейтенанту М. Х. Губайдуллину было присвоено звание Героя Советского Союза.

1.Вычислите и расставьте в порядке увеличения, вы узнаете фамилию героя Башкортостана, повторившего подвиг А.Матросова.

 Г 2 * 15

 У 7*1 9

           Б  15 *3

 А 36 : 12

 Й 72:12

 Д 16*5

 У  68:17

Л  13*7

Л  16*6

И  56:4

Н 17*5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Красная площадь появилась в 1493 году. На ней возвышается самая красивая и стройная башня Кремля – Спасская. Высота этой башни 71 м вместе с пятиконечной рубиновой звездой. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых.

3.Царь – колокол был отлит из бронзы в 1733–1735 годах отцом и сыном Моториными. Высота колокола 614 см, масса была 200000 кг. Во время пожара колокол треснул и от него откололся кусок в 11500 кг. Выпиши числа в порядке возрастания.

Занятия, на которых учащихся знакомятся с историческим материалом и одновременно решают математические задачи на данную тему, не только развивают воображение, логическое мышление, способствуют формированию вычислительных навыков, но и пробуждает интерес к отечественной истории, воспитывают уважение к достижениям предков.

 

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы изучаете много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны.

Здесь уместно рассказать учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

Задачи.

1.     Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).

2.     Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).

3.     Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).

4.     Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).

Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. Стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.

 

12 апреля 1961 года первый кос­мический полет совершил Юрий Гагарин, его ду­блером был Герман Титов, резервным космонав­том был Григорий Нелюбов. Для первого поле­та в космос отобрали трех кандидатов: Гагарин, Титов, Нелюбов. Сколько возможных вариантов распределения между ними обязанностей пило­та, дублера и резервного космонавта. Проиллю­стрируйте решение с помощью дерева вариан­тов.

Пилот Дублер Резерв

Решение. Введем обозначения: Гагарин — Г, Титов — Т, Нелюбов — Н.

 

     Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

 

Для примера можно рассмотреть такую задачу:

 

«Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:

а) площадь зелёных насаждений школьной территории?

б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»

 

       Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

 

      На своих уроках я использую такие задачи:

 

    1. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. Если в лесу обитало 3400 птиц, сколько останется их после зимы? Какова основная причина их гибели?

 

    2.На Земле обнаружено и описано 19056 видов рыб, 9040 птиц и 4010 видов зверей. Запиши числа в виде суммы разрядных слагаемых.

    Для изучения нумерации многозначных чисел в устный счет можно включить задания для записи чисел с помощью цифр под диктовку учителя:

 

1. Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120000 кв. м.

2. Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода.

3. Вся растительность на планете “выдыхает” 175 млн. тонн биологически активных веществ.

4. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. кв. км. 12 млн. кв. км приходится на зону тропиков, из них 10 млн. кв. км занимают широколиственные леса

5. Ежегодно в джунглях всего мира под пилами падает 5 млн. деревьев.

 

Вторые вопросы в данных задачах формулируются с воспитательной целью.

 

Успешность в решении задач формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения уроков математики  информацией в виде знаний о сохранении и укреплении здоровья человека.

Следует отметить, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах» , «вредные привычки»

1.Одно большое дерево выделяет в сутки  столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом наш класс, в 23 человека? Как вы думаете, отражается ли это на здоровье человека?

2. Вечерний приём пищи должен состояться не позднее 2 часов 30 минут до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня,  должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов?

3. Детям рекомендуется находиться за компьютером не больше 1 часа в день. Ваня утром играл в компьютерную игру в течение 45 минут, вечером еще 1 ч 30 минут. На сколько больше Ваня находился за компьютером, чем рекомендуется


    На каждом уроке необходимо стремиться развивать в детях чуткое отношение к жизни. Пусть этим моментам будет выделено совсем немного времени, но оно не пройдет для ребенка бесследно. А нравственные моменты есть практически везде.

        И в заключении хочу сказать, что ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить  реализацию возможностей математики в развитии личности ребенка.


 

Скачано с www.znanio.ru

Исянгулово муниципального района

Исянгулово муниципального района

Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую…

Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую…

Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка

Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и…

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и…

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а закончилась 9 мая 1945 года

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а закончилась 9 мая 1945 года

Губайдуллин получил приказ любой ценой подавить огневую точку на одном из курганов и разорвать таким образом оборонительную линию противника на рубеже

Губайдуллин получил приказ любой ценой подавить огневую точку на одном из курганов и разорвать таким образом оборонительную линию противника на рубеже

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает

Экологические проблемы возникли не сегодня

Экологические проблемы возникли не сегодня

Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120000 кв

Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120000 кв

На каждом уроке необходимо стремиться развивать в детях чуткое отношение к жизни

На каждом уроке необходимо стремиться развивать в детях чуткое отношение к жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020