«Деятельностный подход в обучении физике, информатике и математике»
Оценка 4.8

«Деятельностный подход в обучении физике, информатике и математике»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
математика
11.08.2020
«Деятельностный подход в обучении физике, информатике и математике»
«Деятельностный подход в обучении физике, информатике и математике»
Роднова С.В..docx

 

 

 

 

 «Деятельностный подход в обучении физике, информатике и математике»

 

 

 

 

 

 

 

 

Роднова Светлана Валерьевна, учитель физики и математики и информатики

 

 

 

 

 

 

 

Уровень опыта по степени новизны: направленность на поддержку      индивидуального развития учащегося, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных активных   решений, творчества, выбора способов образования и методик оценивания результатов, познавательного и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки, самоуважения.

Цель педагогического опытаиспользовать в своей работе на уроках физики,математики различные методические и дидактические приемы, обеспечивающие возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Краткое описание опыта:

 

«Наука вовсе не трудна и не тяжела,она,напротив,имеет свое обаяние для каждого человеческого ума,-обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния» Лев Толстой.

Физика, информатика и математика занимают особое место среди школьных дисциплин. Как учебные предметы они создают у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основами научного прогресса, физика, информатика и математика показывают учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика,  информатика и математика формируют творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствуют воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения учащихся. Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели уроков, чтобы он был активным участником реализации этих целей-субъектом деятельности. В этом случае познавательный интерес ученика будет выступать в учебном процессе как цель обучения, как средство в руках учителя и мотив деятельности ученика, как результат обучения. Необходимо отметить, что наличие у учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые в большей степени определяются деятельностью учителя, его педагогическим мастерством, сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала, максимальная активизация, умелое использование самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика, высокая требовательность и доброжелательность издавна характеризовались как педагогический талант.

В процессе обучения математике и физике, информатика изменяется объект интереса учащихся. Вначале это цифры, числа, выражения в математике, факты, опыты, явления в физике; затем - возможность их решения, объяснения; потом - глубокое их истолкование и теоретическое обобщение на основе ведущих теоретических идей ,приводящее к пониманию математической, физической и информационной картины мира.

I.Приемы обучения.

1. Решение познавательных задач при изучении темы: «Строение атома».

Поскольку ознакомление учащихся с вопросами строения вещества начинается  значительно  раньше   9   класса,  причем  на уроках  не  только

физики, но и химии, в число первых задач включаю такие, которые требуют от учеников привлечения уже имеющихся у них знаний, например: не сразу ученые пришли к правильным представлениям о строении атома. Задача: проанализируйте известные вам экспериментальные факты и явления, которые показывают, что атом имеет сложное строение.

При решении этой задачи учащиеся сначала вспоминают известные им факты, подтверждающие сложное строение атома после чего делают вывод: физическую сущность этих явлений нельзя понять, не зная строения атома.

При рассмотрении планетарной модели атома Резерфорда перед учащимися ставится задача: строение атома (ядро+электроны) напоминает строение солнечной системы (солнце + планеты). В чем различие между ними.

Путем привлечения имеющихся знаний они находят ответ:

А), между электронами и ядром в атоме действуют электрические силы притяжения; между планетами солнечной системы и Солнцем действуют гравитационные силы притяжения.

Б), движение электронов в атоме не удовлетворяет принципам и законам классической механики, а подчиняется принципам квантовой механики.

Очень важным моментом является обсуждение логических следствий модели: электронейтральность атома, возможность его ионизации, излучение света атомом. Подтверждает ли эксперимент эти следствия?

По законам электродинамики Максвелла каждый движущийся заряд излучает электромагнитные волны, уносящие часть его энергии. Теряя энергию электрон под действием силы электростатического притяжения должен упасть на ядро, т.е. атом должен быть нестабильным, а спектры его излучения - непрерывные. Но это не так. В обычных условиях атомы веществ стабильны, а спектры возбужденных атомов линейчатые.

Вывод: планетарная модель противоречит экспериментальным данным и должна быть или отвергнута или усовершенствована.

Анализируя эту ситуацию и отмечая достоинства планетарной модели, датский физик Нильс Бор принял второй путь - он в 1913 г. дополнил эту модель новыми квантовыми идеями, в результате чего возникла модель Резерфорда-Бора, которая дает объяснение всем известным свойствам атома.

Составляю вместе с учащимися схему, позволяющую правильно осмыслить атомные модели и проследить пути их создания и эволюции, и делаю естественный переход к изучению теории атома Бора.

Модель атома Резерфорда-Бора также рассматривается в соответствии с циклом научного познания, т.е. разбираются вопросы:

1.  На каких научных фактах базируется эта модель?

2.             Какие научные следствия вытекают из нее?

3.             Какие      экспериментальные      факты      вызвали       необходимость
дальнейшего развития модели атома?

В заключении учащимся предлагается выполнить задание: сопоставить

модели атома по Томсону, Резерфорду и Бору.

Сопоставление главных идей, положенных в основу каждой из моделей атома, позволяет учащимся проследить путь усовершенствования моделей и проверить свои знания о строении атома.

2.Рассматривая различные физические явления и их закономерности, иногда сравниваю с нашей человеческой жизнью, как бы переношу их туда. Эти аналогии дают хороший результат.

Разбирая вопрос о постоянном электрическом токе, завожу примерно такой разговор: «Какой по величине ток создает один движущийся электрон? Практически никакой. А если направленно будут двигаться много электронов? Сила тока будет уже значительной, она может заставить работать электрический двигатель, телевизор, электроплиту и т.д. Так и в жизни: сравним, что может сделать один человек и что коллектив».

При изучении электрического тока в газах разбирается явление ударной
ионизации, что она осуществляется за счет электронов. Задаю вопрос: «А что
же делают положительные ионы? Бездельничают?» Сама и отвечаю. Что
также вносят свою лепту в общее дело, работают, только по-своему -
выбивают электроны с поверхности катода. Оказывается, без них не обойтись;
они поддерживают самостоятельный разряд. Так и в человеческом обществе
каждый должен вносить свой вклад в общее дело - кто что умеет, каждый на
своем месте, но обязательно честно и добросовестно.


Результативность опыта

          Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важной предпосылкой которой является интерес. А, как известно познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Физика и математика очень сложные предметы и задача учителя развивать на уроке  во время внеклассной работы смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету, математические навыки. Учебные занятия с использованием методик развития познавательного интереса и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:

-  повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;

- ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебному предмету – математике, информатике и физике;

- у школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию.

Результат:   овладение навыками самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствование исследовательских умений, развитие творческого мышления и способностей к изобретательству.

Урокам решения задач ,что в физике, что в математике, что в  информатике уделяю особое внимание, так как умение решать задачи показывает, как усвоено изучаемое понятие на уровне применения, повышает жизненную значимость знаний. В зависимости от содержания учебного материала и подготовленности учащихся применяю разные формы организации таких уроков, но всегда тщательно отбираю из разнообразных источников практический материал. Важно, чтобы система заданий отвечала принципу развивающего обучения, способствовала формированию положительных мотивов учения. Поэтому всегда предлагаю дифференцированные по сложности задания, решение которых требует от учащихся различного характера познавательной деятельности. Умение делать правильный (посильный) выбор, как и умение решать достаточно сложные задачи, формируется не сразу. Для этого необходимы глубокие знания, гибкость мышления, уверенность в своих силах.

Выводы, рекомендации:

Условия, создаваемые в рамках деятельностного подхода действительно

 способствуют:

-формированию ключевых образовательных компетенций у учащихся.

-происходит развитие у учащихся всех компонентов деятель­

ности, а не только багажа знаний;  абстрактные, как бы мертвые, знания,

которые ученик при традиционной учебе черпает из рассказа учителя или

                 учебника, становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными (ведь ты сам добыл их);

                -эффект присвоения знаний получается более сильным, чем обычно;

               -самостоятельная активная учебная деятельность, направленная на ре­шение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе, в частности, ибо иначе нельзя достигнуть требуемого результата

-в процессе самостоятельных активных действий в работе учащегося, ученик

овладевает не только знаниями, но и разными видами деятельности, что очень важно; учащемуся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, коллегой по группе, педагогом, родителями, так как иначе чаще всего не удается справиться с заданием: ведь некоторые задания специально ориенти­рованы на установление коммуникативных отношений; вследствие необходимости ученик учится налаживать дело­вые партнерские отношения, осмысливать их.

Так формируются задатки умения сотрудничать.

 Деятельностный подход предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе самостоятельных активных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Библиографический список

«Деятельностный подход в обучении математике, информатике и физике»

 

1.     Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября»- 2011.-№9.-С.14-15.

2.     Выготский, Л.С.  Педагогическая психология – М. Педагогика, 1991.

3.     Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.

4.     Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».

5.     Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва .Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996 г

6.     Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва ,2007 г.

7.     Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва, 2006 г.

8.     Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении.Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

9.     Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности.Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]


 

Скачано с www.znanio.ru

Деятельностный подход в обучении физике, информатике и математике»

Деятельностный подход в обучении физике, информатике и математике»

Уровень опыта по степени новизны: направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных активных решений, творчества, выбора способов образования и методик…

Уровень опыта по степени новизны: направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных активных решений, творчества, выбора способов образования и методик…

Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели уроков, чтобы он был активным участником реализации этих целей-субъектом деятельности

Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели уроков, чтобы он был активным участником реализации этих целей-субъектом деятельности

При решении этой задачи учащиеся сначала вспоминают известные им факты, подтверждающие сложное строение атома после чего делают вывод: физическую сущность этих явлений нельзя понять, не…

При решении этой задачи учащиеся сначала вспоминают известные им факты, подтверждающие сложное строение атома после чего делают вывод: физическую сущность этих явлений нельзя понять, не…

На каких научных фактах базируется эта модель? 2

На каких научных фактах базируется эта модель? 2

Результативность опыта

Результативность опыта

Умение делать правильный (посильный) выбор, как и умение решать достаточно сложные задачи, формируется не сразу

Умение делать правильный (посильный) выбор, как и умение решать достаточно сложные задачи, формируется не сразу

Деятельностный подход предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе самостоятельных активных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной…

Деятельностный подход предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе самостоятельных активных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2020