СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотреныособенности системы формирования ответственного родительства в условиях дошкольной образовательной организации. Представлена разработка системы формирования ответственного родительства в ДОО на основе реализации инновационной проектной деятельности.
Ключевые слова: семья, родительство, ответственное родительство, взаимодействие ДОО и семьи.
Период дошкольного детства является уникальным в жизни каждого человека, поскольку именно в этот период происходит развитие личности, формируются основы психического и физического здоровья, что составляет эмоциональное благополучие ребенка.Гармоничное психическое, физическое и эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника возможно только при согласованности действий двух основных социальных институтов – дошкольной образовательной организации и семьи ребенка.
Модернизация системы дошкольного образования с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации» и с введением ФГОС дошкольного образования выделила проблему сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников на актуальный уровень. С принятием данных документов усилилась государственная поддержка семьи, выражающаяся в обеспечении доступного образования в период дошкольного детства, организации консультационной помощи, оказании психолого-педагогической поддержки семей, повышении компетентностей родителей воспитанников в вопросах образования, воспитания, развития детей дошкольного, а также в укреплении их психического и физического здоровья [7].
В разное время проблемами взаимодействия ДОО и семьи занимались и занимаются различные ученые, педагоги и дидакты. Так, особенности работы ДОО и семьи раскрыты в трудах Е. П. Арнаутовой, О. А. Бочкаревой, Т. В. Волковой, С. В. Глебовой, Т. И. Гризик, А. Г. Гогоберидзе, А. В. Дронь, О. Л. Данилюк и др. Методические аспекты взаимодействия детского сада и семей воспитанников, а также современные формы партнерства отражены в работах Т. Ф. Бабыниной, И. И. Вепревой, О. Л. Зверевой, Т. В. Кротовой, Т. Н. Зениной, Т. Е. Ивановой, Н. Ф. Лагутиной, Н. В. Микляевой, О. В. Макаровой, В. Л. Малашенковой, Е. В. Мигуновой и др.
Несмотря на достаточную изученность в педагогике вопросов взаимодействия детского сада и семьи и обилия методических пособий, направляющих деятельность воспитателей в данном процессе, сегодня наблюдается некая напряженность этого взаимодействия. Это обусловлено несколькими факторами: ослабление воспитательного потенциала современного института семьи в России; необходимость формирования новой системы отношений образования с семьей, оказания помощи семье в осознании своей нравственной ответственности за компетентное осуществление родительских функций в отношении ребенка; «кризис доверия» между образовательными организациями и семьей; действие негативных факторов, способствующих дезадаптации ребенка (потребительское отношение некоторых родителей к педагогам и образовательной организации, в целом отражающее неготовность принимать на себя первичную, базовую ответственность за воспитание ребенка).
Опираясь на факторы, тормозящие развитие взаимодействия педагогов с родителями, описанные Е. П. Арнаутовой [3, с. 74], и результаты анкетирования педагогов и родителей, попытаемся далее обозначить существующие проблемы в организации сотрудничества семьи и ДОО в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка:
1. Со стороны педагогов:недостаточная подготовленность педагогов в вопросах оздоровления, социального и психофизического развития детей;неготовность осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса; низкий уровень педагогического общения с родителями;некомпетентность в педагогических методах и приемах работы с родителями;игнорирование пожеланий родителей, отсутствие обратной связи с педагогами.
2. Со стороны родителей: непонимание важности периода – дошкольное детство; недооценка роли сотрудничества с педагогами образовательной организации и игнорирование сотрудничества; низкий социально-культурный уровень родителей; некомпетентность в вопросах оздоровления, психофизического и социального развития детей.
3. Со стороны руководства детского сада: отсутствие системы повышения педагогической компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, их психофизического развития; отсутствие системы совместной работы специалистов ДОО (инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинского персонала, социального педагога) и, конечно же, воспитателей.
Кроме того, в процессе взаимодействия ДОО и семьи наблюдаются следующие противоречия: между стремлением специалистов ДОО (психолога, социального педагога) к оказанию помощи семьям по вопросам психологического и физического благополучия и игнорирование родителями этой помощи; между низким уровнем педагогической компетентности родителей в вопросах психофизического развития детей и отсутствием системы взаимодействия педагогов с семьей; между пассивностью родителей и незнанием воспитателями методов активизации педагогической позиции родителей и формирования педагогической рефлексии [4, с. 19].
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости разработки эффективных форм и методов взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.
Современное общество рассматривает родительство как заботу, контроль и содействие прогрессивному развитию ребенка. Потенциальную возможность стать родителями имеют практически каждые мужчины и женщины, достигшие половой зрелости. Но при этом психологическая готовность выполнять роль родителей часто не совпадает с биологической способностью данной роли.Родительство – это феномен, рассматриваемый с двух точек зрения: сложного комплексного субъективно-личностного образования и надындивидуального целого, включающего, как правило, двух человек – отца и мать. Данные точки зрения являются уровнями формирования родительства. Границей, которая разделяет эти уровни, считается рождение ребенка [1].
Исходя из выше сказанного, предположим, что структура родительства должна включать следующие компоненты:потребностно-эмоциональный компонент, включающий социальные, биологические точки зрения мотивации, а также эмоциональные реакции и переживания, потребность в контакте;операциональный компонент, включающий умения и осведомленность, операции по уходу за ребенком и общение с ним;ценностно-смысловой компонент, включающий экзистенциальные переживания [6].
Несмотря на имеющиеся в резерве современной дошкольной образовательной организации новых методов, достаточно актуальными сегодня остаются традиционные формы работы с ДОО и семьи. К ним следует отнести посещение семьи ребенка-дошкольника, день открытых дверей, консультации, беседы с родителями, родительские собрания и т.д.
Сегодня педагоги ДОО стараются подходить к взаимодействию с родителями воспитанников с нетрадиционной «стороны», создавая при этом эффективность в благоприятном сотрудничестве. К современным формам взаимодействия можно отнести: семейные клубы, Телефон доверия, Почтовый ящик, родительские сочинения, различные виды информирования, анкетирование.
Существующие различные формы организации сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи, как традиционные, так и современные, предполагают четкую и слаженную работу всех специалистов ДОО с целью обеспечения партнерского взаимодействиями с семьями воспитанников и формирования системы ответственного родительства.
Нами была организована поисковая работа на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 44» г. Саратова, включающая в себя два основных этапа: констатация опыта работы ДОО по взаимодействию с родителями и разработка системы ответственного родительства.
На первом этапе поисковой работы с целью выявления состояния взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи были использованы следующие методики исследования: изучение и анализ календарных планов и протоколов родительских собраний педагогов МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 44»;анкетирование и интервьюирование педагогов и родителей.
Наше исследование показало неоднозначность состояния взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. Мы определили, что большинство воспитателей акцентируют свое внимание непосредственно на воспитанниках, а взаимодействие с родителями сводят к минимуму, недостаточно уделяя времени работе в данном направлении. Итак, констатация опыта работы в дошкольной образовательной организации по взаимодействию с родителями показала необходимость определения педагогических условий по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в контексте выстраивания системы ответственного родительства.
Для реализации данной цели мы сделали упор на организацию проектного метода как современной формы взаимодействия ДОО и родителей воспитанников. Так, нами был разработан проект «Родители – наши друзья».
Основными целями реализации проекта являются:активизация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников; комплексный подход в выборе и использовании средств общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста.
Основной идеей проекта является необходимость разрешения потребностей и запросов родителей воспитанников, выявленных в ходе первого этапа работы. Необходимо таким образом спроектировать деятельность ДОО, чтобы она обеспечивала разрешение многих противоречий и способствовала приобретению родителями знаний в области педагогики, психологии, семейного воспитания, пониманию родителями проблем социально-личностного и познавательного развития своего ребенка, а также своевременному оказанию необходимой помощи и поддержки своему ребенку, иными словами формирование ответственного родительства.
В качестве необходимых психолого-педагогических условий организации и реализации проекта являются следующие необходимые составляющие: доверительное отношение между педагогами и родителями; обязательный учет особенностей взаимоотношений родителей и детей; системность и периодичность проведения встреч.
В проекте предусмотрены шесть основных направлений взаимодействия, условно названных блоками:
1. Психолого-педагогический включает в себя цикл бесед по вопросам воспитания, развития, образования детей дошкольного возраста, их взаимодействия со взрослыми (педагогами и родителями); отношение детей к книге, чтению, словотворчеству и т.д.
2. Видеорепортажи с занятий. Видеообзор занятий по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, предметов художественно-эстетического направления, небольшие фрагменты концертных выступлений, театрализованных представлений; показ видеожурнала «Родительские посиделки».
3. Презентация новых изданий для родителей. Представление «Библиотеки для родителей», газеты «Центр для творческой деятельности», имеющихся методических пособий и др.
4. Наша игротека. Представление коллективных игр для детей дошкольного возраста, разучивание словесных и музыкальных игр для детей и их родителей, ознакомление с настольно-печатными играми образовательно-развивающей направленности.
5. Справочное бюро «Вопросы и ответы». Организация вопросов с помощью условного почтового ящика, которые заданы в письменной форме и адресованы различным специалистам детского сада.
6. Встреча с педагогами детских творческих коллективов.
Реализация проекта «Родители – наши друзья» может позволить достичь следующих результатов: установление взаимодействия педагогов с родителями воспитанников на основе партнерского стиля общения; станут активно использоваться современные, нетрадиционные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи;в образовательном процессе детского сада активизируются критериально-диагностические параметры оценки эффективности сотрудничества субъектов образовательных отношений, а также наметятся приемы позитивного взаимодействия с родителями воспитанников; появятся публикации статей и методических разработок по материалам реализованного проекта.
Иными словами итогами проекта могут стать: создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей; повышение уровня включения родителей в деятельность детского сада; создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОО;разработка новых подходов к взаимодействию ДОО и родителей как фактора позитивного всестороннего развития ребенка;организация преемственности в работе ДОО и семьи по вопросам досуга, обучения и воспитания детей.
Итак, на сегодняшний день родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской ответственности. Поэтому действия специалистов по формированию системы ответственного родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения.
В своей статье мы попытались разработать механизм формирования ответственного родительства в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, который, несомненно, требует апробации.
Библиографический список
1 Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. Р-н/Д.: Феникс, 2002. С. 447-448.
2 Акутина, С. П. Формирование осознанного родительства / С. П. Акутина // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 1. С. 133–143.
3 Арнаутова, Е. П. Педагог и семья: учебно-методическое пособие / Е. П. Арнаутова. М.: Карапуз, 2002. 264 с.
4 Бабынина, Т. Ф. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия ДОО и семьи / Т. Ф. Бабынина. М.: Сфера, 2016. 128 с.
5 Вепрева, И. И., Татарникова, Г. М., Бронивец, Ю. П. Современные модели и актуальные темы сотрудничества с родителями: методическое пособие для педагогов ДОО / И. И. Вепрева, Г. М. Татарникова, Ю. П. Бронивец. Волгоград: Учитель, 2016. 147 с.
6 Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 208-219.
7 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 год / Под ред. А. Меркурьевой. М.: Эксмо, 192 с.
8
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.