Система игровых приемов и методов, обеспечивающая развитие познавательной активности школьников в период обучения грамоте
Введение. Актуальность темы.
Перевоплощение дошкольника в первоклассника редко обходится без трудностей роста, преодолевать которые приходится и малышу и учителю.
С поступлением малыша в школу меняется отношение окружающих к его игре. Поэтому меняется место игры в жизни самого ребенка. Игра перестала быть его естественным занятием. Теперь от него ждут достижений не в игре, а в ученье.
Дети оказались в положении людей, начавших жизнь заново, с чистой страницы. И многие из них нелегко обнаруживают новые способы самоутверждения, которые соответствовали бы новым требованиям и ожиданиям окружающих.
Эти трудности роста ребенка, сопровождающие его переход в статус школьника, можно сделать менее болезненными, если не противопоставлять игру как занятие маленьких учению как делу взрослых, а ввести в организацию урока специальные учебные игры, сходные по внешним условиям с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но существенно отличающиеся от них по содержанию и целям, направленные на формирование самоконтроля и мотивов саморазвития.
К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игр меняются. Большое значение имеют игры с правилами и дидактические игры. С помощью их ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, необходимые для успешного обучения в школе.
В настоящее время актуальность игры повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой детьми информации. Но эти источники предоставляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Игра – это естественная для ребенка форма обучения, она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Использующий игру учитель организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребенка.
Игровая технология строится как целостное образование, это конкретная технология проблемного обучения. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Чтобы игра наилучшим образом реализовала свои обучающие и воспитывающие возможности, я оцениваю ее по двойному критерию: по ближайшему необходимому результату и в соотнесении с дальней целью обучения. Только осознав эту необходимость, учитель научится видеть в игре регулярное средство первоначальной организации учебного процесса. Игра – это помощник педагога, но не волшебная палочка.
Итак, первое условие, необходимое для того, чтобы игра помогала включить начинающего школьника в учебный процесс и способствовала его интеллектуальному, нравственному и художественному развитию состоит в том, что учитель должен постоянно оценивать игру по двойному критерию: решает ли она сиюминутные задачи и способствует ли при этом достижению дальней цели образования – развитию школьника.
Еще одно условие, необходимое для того, чтобы применение игры на уроке в начальной школе оказалось эффективным, - неповерхностное проникновение учителя в психологические механизмы игры и ее воздействия на маленького школьника.
Приходится говорить об этом, я думаю, потому, что учитель – это самостоятельный творец, который смело берет на себя ответственность за дальние результаты своей учительской активности за судьбу ученика.
Вторым условием эффективного применения игры в обучении является неформальное, сознательное использование ее учителем для включения детей в учебную деятельность. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, я считаю, что каждый ученик должен открыть для себя, что цель учебной деятельности не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками в развитии собственных способностей. Первоклассник должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляют решение учебных задач.
Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если педагог осознает ее роль в саморазвитии школьника, направляет ее на достижение дальнего стратегического результата начального обучения.
При таком использовании игра может формировать у детей качества, необходимые для становления учебной деятельности:
а) положительное отношение к школе, предмету, интерес и уважение к одноклассникам;
б) умение включаться в коллективную учебную работу;
в) готовность слушать друг друга;
г) развивать свои способность, «строить» себя в сотворчестве с учителем;
д) раскрытие творческих способностей, самовыражение, самоутверждение.
Каково же третье условие правильного применения игры на уроке? Если первые два условия связаны с изменением традиционного отношения учителя к своим целям и средствам в профессиональной деятельности, то третье условие требует от педагога изменения его отношения к ребенку. Из того, что ребенок не объект обучения, а субъект учебной деятельности, не обучаемый, а обучающийся, следует, что необходимо заботится о формировании у школьника его собственных мотивов саморазвития, стремление к однажды испытанной радости преодоления познавательных трудностей, желания ученика научить других тому, что он знает сам.
Вот на это и должно быть нацелено применение игры.
Чтобы обеспечить обучающий и развивающий эффект игры, я регулярно демонстрирую детям их достижения: пусть малыши систематически убеждаются в том, что до начала игры в классе они чего-то не умели, а к концу ее чему-то научились.
Пусть школьник почувствует, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в игре, но и за результат – за приобретенное умение, знание, способность. Тогда ученик проникается гордостью от того, что он настоящий школьник, потому что он не просто играет, а учится! А это формирует у школьника желание учиться, развивает самоконтроль и самооценку.
Итак, для меня понятно стало, когда игра в обучении бывает полезной, а еще я убедилась, что прежде чем подходить к игровым приемам, я должна выявить прежде всего, зачем нужен этот прием? Иначе не будет результатов, на которые мы рассчитываем, а может даже принести вред.
Добукварный период работы по русскому языку, когда происходит обучение грамоте, предусматривает два главных направления в изучении языка:
а) работа с речью, текстом, предложением;
б) формирование первоначальных фонетических представлений и умений.
А теперь я предлагаю игры, которые использую в добукварный период и позже для того, чтобы сформулировать предварительное практическое представление о речи как процессе применения языка для обмена мыслями и чувствами, т.е. для общения, а также для планирования индивидуальной деятельности и самоконтроля.
Играем речью.
Ни в коем случае не добиваюсь от учеников заучивания определений (Что такое речь? Зачем она нужна?) Цель этих начальных уроков в том, чтобы сделать объектом наблюдения детей, уточнить и осознать случаи практического употребления слова РЕЧЬ.
Первый урок знакомства с речью начинаю игрой-беседой учителя с учениками.
- Ребята, можно я задам вам пять вопросов? Не боитесь? Молодцы! На два вопроса вы уже ответили. Поняли, на какие вопросы вы ответили?
- Это вы ответили на третий вопрос. Задаю вопрос четвертый: «какие три вопроса я вам задала, а вы их поняли и ответили на них?»
- Замечательно. Теперь самый трудный, пятый, вопрос: почему мы с вами понимаем друг друга?
Произношу фразу на другом языке.
- Что вы поняли?
- Почему вы понимали меня раньше?
Дети приходят к выводу, что мы понимаем друг друга, потому что говорим на одном языке, что мы все умеем говорить по-русски, мы владеем русской речью. А теперь еще один вопрос совсем о другом:
- Как вы думаете, на Северном полюсе очень жарко?
- Нет, там холодно.
- Откуда вы знаете?
- Нам читали. Нам рассказывали.
- Вы об этом узнали потому, что умеете слушать и понимать русскую речь.
Затем вызываю к доске 5-6 учеников.
- Мы хорошо поработали. Немножко устали. Пора провести зарядку. Сейчас мы выберем из этих ребят ведущего, который будет командовать зарядкой. Кто из вас знает считалку?
С помощью считалки дети выбирают ведущего. Он проводит физкультминутку.
- Что нам помогло договориться о том, кто проведет зарядку?
- Что помогло ведущему провести с нами зарядку? Правильно. Русская речь.
Ведущий садится.
- Продолжим урок. Послушайте стихотворение Вадима Левина «Пять слонов».
Первый слон скакал на белке,
А второй летал в тарелке.
Третий шил лягушке шорты,
Пятый лаял…
А четвёртый?
Хохотал четвертый слон:
Это все придумал он.
- Что помогло рассмешить вас? Конечно, русская речь.
- Вот, значит, для чего нам нужна речь: она помогает нам понимать друг друга, узнавать о том, что мы сами не видели, договариваться о том, как будем вместе играть, делать зарядку, учиться, а еще веселить друг друга, передавать друг другу свои радости и огорчения. Наши вопросы, рассказы, стихи, сказки – все это и есть наша речь.
А теперь последний вопрос. Когда вы придете домой, вас, наверное, спросят, о чем вы узнали на уроке. Что вы ответите?
Дети отвечают примерно так:
- Мы говорили о речи. Все, что мы говорим и слышим друг от друга, называется речью.
Делим речь на предложения.
Среди умений, которыми должны овладевать первоклассники к концу добукварного периода – это умение выделять в речи границы предложения. Сформировать это умение помогут игры, в которых ребенок интуитивно чувствует интонационно-смысловую завершенность предложений и замечает паузы между ними. Чтобы помочь детям осознанно членить речь на предложения, я провожу игры, в ходе которых ученики сопоставляют живую, нормально интонированную речь с искусственной, «механической», лишенной смысловых пауз и интонаций.
Игра «Осенние новости».
Заранее готовлю аудио запись с чтением одного и того же текста «новостей» в двух вариантах.
- Ребята, мы с вами получили два звуковых письма. Их записали Сорока-белобока и Красная Шапочка. Сначала послушаем Сороку.
Звучит запись без интонационной оформленности предложений и без пауз между ними.
- Поняли вы сорочьи новости?
- А теперь давайте послушаем, как эти новости прочла Красная Шапочка.
Звучит запись во втором варианте.
- Теперь все поняли? Почему у Красной Шапочки нам все понятно?
Поставленную в такой форме проблему учащиеся принимают с интересом, пытаются объяснить, в чем разница между чтением Сороки и Красной Шапочки. Дети подошли к выводу о том, что Красная Шапочка, где нужно, голосом отделяла один «кусочек» речи от другого.
- Каждый такой отдельный кусочек речи мы будем называть предложением.
Для закрепления умения членить речь на предложения на этом же уроке использую еще одну игру.
Игра «Умный магнитофон».
В игре используется кукла, изображающая литературного персонажа.
- Сегодня я пришла в школу и сказала Петрушке: «Давай поиграем. Я буду рассказывать тебе историю, а ты дели мою речь на предложения. После каждого предложения хлопай» (Петруша хлопал неправильно)
- Умеет ли Петруша делить речь на предложения?
- Нет.
- А вы умеете? Давайте покажем Петрушке, как вы умеете это делать. Сейчас мы сыграем с вами в «Умный магнитофон». Вы все будете магнитофоном. Каждый ряд – кусочек магнитофонной ленты. На каждый кусочек запишем одно предложение.
Я рассказываю историю. Как только кончилось первое предложение, вы все хлопаете в ладоши, а первый ряд запоминает это предложение и т.д. Потом я «включаю магнитофон» и каждый ряд по очереди повторит свое предложение. И все будут хлопать в ладоши после каждого предложения. Получится мой рассказ с правильными хлопками. (Можно заменить слово магнитофон на другое слово, называющее средство воспроизведения звуков, аудиозаписей, либо разъяснить, что такое магнитофон)
Вот мы и научились делить речь на предложения.
Умение членить речь на предложения я закрепляю и на других уроках с помощью игр.
От имени игрушки выступают и дети. При этом маска или деталь одежды литературного персонажа помогают ребенку войти в роль, а значит, успешнее решать учебную задачу, поставленную в игровой форме. Принимая на себя роль куклы, ученик не боится ошибиться, ведь это будет не его ошибка, а персонажа. Очень важно, что действуя в роли, ученик свободней словесно обосновывает свои действия. Ценность таких игр в том, что в них соблюдены все три условия эффективного применения игровых приемов:
а) эти игры воспитывают у детей интерес к речи как учебному материалу, положительное отношение к учению;
б) обеспечивает переход от дошкольной игры к учебной деятельности в игровой форме;
в) ставят учеников в педагогическую позицию, когда они коллективно «учат» литературного героя (куклу) и таким образом осознают собственные умения.
На примере этих игр я стремлюсь показать, как можно ставить перед детьми учебную задачу в игровой форме, привлекательной и доступной для младших школьников. Вот еще один пример игровой постановки учебной задачи.
Игра «Разговор с Гномом».
- Поиграем с Гномиком. Игра такая. Я буду задавать Гномику вопросы, а он должен отвечать так, чтобы каждый ответ состоял из одного предложения.
- Гномиком я назначаю Сашу. Вот тебе, Саша, колпачок Гнома. Сейчас мы будем с тобой, Гномик, разговаривать, а все станут внимательно слушать твои ответы и после каждого твоего предложения хлопать в ладоши.
Дети все правильно хлопают.
Особенно наглядной оказывается польза от игр, в которых первоклассники выступают «в роли», когда они перейдут к членению предложений НА СЛОВА и составлению схем предложений.
Умение определять количество слов в предложении на первый взгляд представляется простым. Вначале ребенку трудно распознавать в словосочетании аленький цветочек, зимний дуб и т.п. два отдельных слова, хотя они довольно быстро научатся разграничивать знаменательные слова.
Трудности возникают тогда, когда ребенок оказывается перед необходимостью выделять служебные слова, например, предлоги, особенно если они совпадают по звучанию с приставками: побежал по дороге. Если не вооружить школьника способом выделения отдельных слов, такая задача может вызвать у него трудности не только в младших классах.
Эффективным способом определения количества слов в предложении является прием подстановки еще одного слова между двумя отдельными словами: по дороге – по узкой дороге.
Чтобы сформировать у первоклассников умение членить предложения на слова провожу игры в такой последовательности:
а) игры-упражнения на соотнесение предложения с его схемой;
б) игры-упражнения на перестановку слов в предложении;
в) игры на включение в предложение между двумя отдельными словами третьего слова.
Игра «Письмо Мурзилке».
Показываю картинку без схемы предложения.
|
- Давайте напишем Мурзилке письмо по картинке. Буквами мы не научились писать, поэтому будем писать целыми словами: каждое слово – черточка. Первое слово обозначаем значком: , другие так: ___ , после последнего ставим точку. Какое предложение запишем к этой картинке?
Обобщая ответы детей, показываю, как черточки на схеме соответствуют словам в предложении.
Игра «Тяп и Ляп».
|
|
- Близнецы Тяп и Ляп написали письмо: «Тяп хочет хорошо учиться» и «Ляп любит писать письма». Тяп записал свое письмо так: ________. А Ляп записал так: ________ _______. Кто написал правильно?
Дети доказывают, что написали они неправильно, и составляют правильную схему.
На следующем этапе главное – показать, что слова внутри одного и того же предложения могут менять свое место.
Условием эффективности игровых упражнений на данном этапе является возможность наглядно продемонстрировать совершаемые с предложением преобразования. Для этого необходимо, чтобы разные слова на схеме были обозначены различающимися знаками, а не одинаковыми черточками. А еще лучше, я «оживляю» схемы, когда знаком каждого слова выступает ребенок.
«Оживление» помогает введению в предложение нового слова – не только в начало или конец предложения, но и в его середину. Детям трудно выделять в качестве одного слова предлог. Сначала я учу вводить предлог в предложение, а потом формирую умение находить предлог в предложении, выделять его как отдельное слово. В этом хорошо зарекомендовала себя игра «Слова-непоседы».
|
Составляем схему предложения Мальчик обедает. _________. А теперь «оживим» схему. Ваня будет первой черточкой – слово «Мальчик», Света – второй – слово «обедает». Ваня поднимает правую руку вверх. Так покажем начало предложения. Света поставит левую руку на бок – так покажем конец предложения. Читаем оба слова, получилось предложение. Теперь меняем слова местами. Читаем: Обедает мальчик. Затем меняем местами слова в предложениях: Мальчик чистит пиджак. Девочка шьет платье.
После того, как дети поработали над перестановкой слов в предложении, та же игра усложняется заданием на включение в предложение новых слов. Этим словом назначаю Сережу. Рассуждаем, где может встать Сережа. Делаем вывод, что слово можно вставлять не только в начале или в конце предложения, но и между словами.
- Схему предложения составим на доске: Пингвины хорошо плавают. Я буду Пингвином (надеваю шапочку и черчу на доске схему, умышленно допуская ошибку).
- Не допустил ли я, Пингвин, в этой схеме предложения ошибку?
Учащиеся находят ошибку.
- Я невнимательный Пингвин. Пусть внимательным Пингвином будет Катя.
Шапочка с клювом переходит к Кате. Она выполняет задание.
Как я уже говорила, одна из важных задач этого этапа работы с предложением – подготовить детей к пониманию служебного слова как отдельного слова.
|
Вначале урока на доске делаю схему из двух слов: _______. Убеждаюсь, что дети все могут придумать предложение по этой схеме.
Затем вставляю между словами значок ⋁ - «галочку». Вместо нее дети вставляют новое слово.
|
|
- Мы с Гномиком составили по-разному схему предложения Дети идут в школу. Гномик составил такую схему: _____ ____., а я такую:
____ ____ ____. Кто из нас прав?
Сыграем в игру «Слова-непоседы». Первое слово – Сережа (поднял руку), второе слово – Катя, третье слово – Саша (сгибает руку в локте).
- Почему у меня лишняя черточка?
Мнения детей разделяются.
- Давайте проверим, чья схема правильная. Может быть в школу – не одно слово, а два. Как это проверить?
Если это два слова, то между ними можно вставить какое-нибудь третье слово. Дети пробуют вставлять. Итак, подходим к выводу, что это два отдельных слова. Подобным образом на последующих уроках целесообразно проработать предложения типа: Ученик пишет на доске. Девочка играет с куклой. Побежала коза в огород.
Вот такие игры приносят детям радость и пользу. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, мы поднялись на ступень выше. С помощью игры я стараюсь организовать внимание детей, повысить запоминание учебного материала.
Игра помогает разобраться и в звуковом строе языка. Учебная работа со звуковым строем языка служит своеобразным введением в исследование языка. Освоение школьником фонетических знаний и умений является основой не только обучения чтению, но и в конечном счете – всего последующего изучения языка.
Программа называет достаточно обширный круг сведений по фонетике, с которыми первоклассники должны практически ознакомиться уже в добукварный период. Это и сопоставление звуков человеческой речи с неязыковыми звуками, и знакомство со смыслоразличительной ролью звуков, и сведения об основных группах звуков. В этой работе столкнулась с некоторыми трудностями. Первая из них связана с тем, что на современном этапе развития общества среди детей, поступающих в школу, нет таких, которые бы не знали ничего о буквах и не видели текстов. В то же время звуки речи, фонетические элементы языка, несмотря на то, что дошкольник уже владеет звуковой речью, могут отсутствовать в сознании ребенка, не существовать для него на уровне сознания. Чтобы уменьшить трудности, с первых же уроков создаю игровые ситуации. Например, провожу беседу о том, что все вокруг нас из чего-то сделано (дома – из бетона, кирпича, дерева, книга – из бумаги и т.д.). На мой вопрос: «А из чего сделаны слова?» дети отвечают, что они сделаны из букв. Однако такого разъяснения еще далеко не достаточно, чтобы предупредить, что буква – это абсолютный источник всех наших сведений о слове. Очень важно самому учителю в работе со звуками никогда не «соскальзывать» на букву, не поменять звуки буквами. Дети могут перестать доверять слуху, окажутся неспособными к звуковому анализу. Необходимо детей учить опираться на слух, а не на зрительное представление о написанном слове, то есть на буквы. Обучать этому трудно, так как человек склонен более всего ориентироваться как раз на свое зрение, а не на слух. Звуковая оболочка – благодатный материал для всевозможных увлекательных игр. Стремление поиграть со звуками тем более присуще детям. Игра позволяет сделать обучение языку привлекательным для детей занятием. Из чего сделаны слова? Обратив внимание детей на то, что слова, которые мы произносим, состоят из звуков (а не из букв), я предлагаю детям:
- Послушайте, - и стучу карандашом по пеналу, - услышали звуки? Составьте из этих звуков слово. Получается? Что ж, давайте попробуем найти звуки, из которых можно составить слово. Сядем все тихо-тихо и послушаем. Что вы слышите?
Я помогаю детям услышать и вспомнить, что вокруг нас много звуков: шумит листва, скрипят стволы деревьев, звук проезжающих машин. Но только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: с их помощью мы можем рассмешить и заставить плакать, рассказать об интересном и удивить, испугать и обрадовать. Однако волшебными звуки речи становятся только тогда, когда действуют дружно, когда собираются вместе. Отдельный звук ничего не значит.
- Послушайте: и-и-и-и-и… Что-нибудь поняли? А так: р-р-р-р-р…? А так: м'-м'-м'…? Понятно? А теперь я произнесу несколько звуков один за другим, построю их: [м'][и][р]. Узнали слово? Что оно значит?
Слово в отличие от звука, значит очень много. Вы только послушайте: Родина, друг, семья! Все эти слова сделаны из звуков.
Звуки человеческой речи – вот из чего сделаны слова. Звуки речи – строительный материал языка. Согласны? Тогда выполните задание, которое называется «На елке сыски висят».
Вы, конечно, читали рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква». Герои этого рассказа не могут правильно произносить слово шишка.. У Аленки получается «сыска», у Мишки - «хыхка», а у Дениски – «фыфка». Проследите, какие ошибки делают язык, губы и зубы. Как должны «работать» язык, зубы и губы?
И еще один вопрос: как вы считаете, нет ли в названии рассказа ошибки? Разве речь в нем идет о букве?
Задача на данном этапе была такой: помочь детям открыть, что при произнесении разных звуков по-разному движутся язык, губы и зубы, что язык прикасается к разным местам во рту. Какова же главная работа звуков речи?
Школьник хорошо знает, что у каждого предмета есть свое предназначение: ложкой едят, книгу читают, на стуле сидят и т.д.
Ребенок понимает, что есть своя функция, своя работа у звуков. Это смыслоразличие. Этот термин я не использую, но считаю необходимым показать, что изменение хотя бы одного звука в слове, добавление или изъятие звука, а также изменение последовательности звуков в слове приводит либо к появлению другого слова, либо к разрушению слова вообще. Показать это детям легче с помощью фонетических игр и загадок.
Игры со звуками в полных словах эффективны, когда формируем у детей умение выделять и различать отдельные звуки в словах, когда воспитываем основы фонетического самоконтроля.
На самых начальных этапах подбираю материал скрупулезно. Беру те слова для выделения звуков, в которых произношение и написание совпадают.
Провожу такие игры, в которых ведется работа со звуками и выводы делаем в результате наблюдений за звуками, а не буквами.
Игра «От бочки до точки».
- Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их.
- Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д], [к], [н], [м], [т]?
Игры на выделение и распознавание звуков при их регулярном использовании на уроках помогут довести навык дифференциации звуков до автоматизма, а также обеспечат возможность более глубоко и разнообразно организовать работу в этом направлении. Можно использовать такие игровые ситуации: «Почтальон» - «прочитать» письмо – это значит назвать первый звук в названии картинки, полученной в конверте, или последовательно перечислить все звуки этого слова; «Поймай рыбку» - вытащив картинку, дети называют первый звук слова-названия или последовательно перечисляют все звуки в нем. Также для решения таких дидактических задач, как:
- выделение первого и последнего звука в словах;
- определение места указанного звука в слове;
- последовательное перечисление всех звуков в слове;
- распознавание гласных и согласных звуков;
- распознавание твердых и мягких согласных звуков;
- подбор слов с заданным звуком;
- распознавание таких фонетических единиц, как звук и прямой открытый слог.
Помогут игры «Звук заблудился», «Звуковые часы», «Назови следующий звук в слове», «Звук или слог?», «Твердый – мягкий » (приложение 1).
В период первоначального знакомства с такой элементарной единицей речи, как звук, учителю помогут игровые ситуации, в которых используется звукоподражание. Например, ситуация «Мухи в паутине» предоставляет учителю возможность выделить отдельный звук [ж] и упражнять детей в произношении. Звуковые упражнения в таких игровых ситуациях сочетаются с физическими действиями, разнообразными движениями, что особенно важно в первые месяцы обучения. В данном случае дети делятся на две группы. Ученики первой группы образуют круг (паутину), ученики второй группы свободно двигаются внутри круга, исполняя роль мух, и тихонько жужжат: «Ж-ж-ж». По сигналу учителя дети, образовавшие круг, берутся за руки. Те, кто оказался «в паутине», пытаются из нее вырваться и жужжат сильнее.
Таких игровых ситуаций с целью знакомства с отдельными звуками можно подобрать много:
«А-а-а!» - плачет ребенок; мама укачивает дитя;
«У-у-у!» - воет волк; гудит паровоз;
«Ш-ш-ш!» - осенние листья шелестят под ногами; лес шумит;
«Ж-ж-ж!» - жук жужжит; пчелы летят;
«Р-р-р!» - рычит собака; работает мотор;
«Х-х-х!» - ребенок греет замерзшие руки;
«В-в-в!» - завывает застрявшая машина;
«Ф-ф-ф!» - фыркает ежик.
Указанные игровые ситуации помогают ученикам освоить «чистые» звуки, осознать сущность этого фонетического явления, облегчают последующую работу по выделению звука из речевого потока.
Работая с детьми над формированием умения делить слова на слоги, определять их количество в слове, определять и называть ударный слог, использую такие игры, например: «Слоговые часы», «Почтальон», «Учим куклу говорить», «Не ошибись», «Найди свой домик», «Поймай рыбку», «Эхо», «Кто больше?» и др. (приложение 2).
Переход к букварному периоду должен сопровождаться новыми играми, которые направлены на обучение письму и чтению.
Известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. В связи с этим я стараюсь как можно более качественно провести работу, обеспечивающую запоминание букв учащихся. Первое, на что нужно обратить внимание, – графический облик буквы. Лучше запомнить конфигурацию букв помогают следующие приемы:
- поэлементный анализ графического облика буквы (из каких частей состоит буква);
- сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (на что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);
- сравнение новой буквы с уже изученными (какую букву напоминает новая?);
- поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассе (Найди домик, в котором живет буква);
- конструирование буквы: выкладывание ее из счетных палочек, кубиков, крупы, семечек; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву);
- печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву);
- распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай, сколько раз новая буква встречается в строке);
- использование «Азбуки в картинках» в качестве своеобразного справочника, который помогает ребенку быстрее соотнести букву со звуком, вспомнить звуковые эквиваленты букв;
- регулярное повторение изученных звуков и букв.
На данном этапе можно использовать игры «Поймай букву», «Найди на ощупь», «Свяжи варежки», «Выбирай правильно», «Как из одной буквы сделать другую», «Помоги животным», «Жмурки», «Курочка и цыплята» и др. (приложение 3).
Заключение
Все, о чем написала, поможет учителю с пользой для маленького школьника и на радость ему и себе применять игровые задания первых уроков развивающего обучения. В статье не упоминаю про интерактивные игры. Безусловно, учитель в современных условиях использует в практике ИКТ. Но не стоит забывать и про игры, связанные с манипуляциями определенными предметами. Немаловажно и воспитательное значение использования игр, сделанным руками самих детей и их родителей.
Именно такое применение различных форм организации учебной деятельности – с пользой и удовлетворением для детей и себя – сообразуется с социальной и естественной природой ребенка и поэтому даст наилучший обучающий и развивающий результат.
Обучающая игра приносит детям радость и пользу, содействует его успешному развитию. В частности, в целях обучения русскому языку с большей эффективностью могут быть использованы творческие игры, направленные на развитие фантазии и художественного вкуса у детей.
В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Присутствие игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы ее влияния на развитие младшего школьника. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой нужна для адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности детей, эффективного стимулирования всех сторон развития, гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.
Библиографический список
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры со словами. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007.
2. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
3. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
4. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов. – М.: ВАКО, 2006.
Приложение 1
Игры на выделение и распознавание звуков
Какой звук потерялся?
Описание игры. Учитель читает знакомые детям стихи. В каком-то из слов он не проговаривает первый звук. Дети обнаруживают искаженные слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся. Например: Наша Таня громко -лачет (плачет – потерялся звук [п]).
Звук заблудился
Описание игры. Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искаженное слово и назвать звук, который «заблудился» - попал не в свое слово.
Например: На глазах у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)
Звуковые часы
Оборудование: модель циферблата, в котором вместо цифр по кругу размещены предметные картинки.
Описание игры. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слова, начинающиеся с определенного звука, и устанавливает напротив нужного стрелку.
Назови следующий звук в слове
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, вызванный ученик последовательно называет звуки, из которых состоит слово – название предмета, изображенного на картинке.
Может быть и такой вариант игры: дети называют звуки по очереди: каждый последующий звук называет сзади сидящий.
Звук или слог?
Описание игры. Учитель вразбивку называет разные звуки и прямые открытые слоги. Учащиеся поднимают одну руку, когда слышат отдельный звук, и обе руки со сплетенными пальцами, когда слышат слог.
Твердый – мягкий
Оборудование: фишки для обозначения твердого или мягкого согласного.
Описание игры. Учитель произносит вразбивку твердые и мягкие согласные звуки или слова, которые начинаются с твердого либо мягкого согласного. Учащиеся показывают соответствующую фишку.
Приложение 2
Игры на деление слов на слоги, определение места ударения в слове
Слоговые часы
Оборудование: модель циферблата, на котором вместо цифр по кругу расположены картинки.
Описание игры. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слово, состоящее из определенного количества слогов (или начинающееся с указанного учителем слога), и устанавливает часовую стрелку напротив соответствующей картинки.
Почтальон
Оборудование: конверты с вложенными в них предметами картинками, фуражка и сумка почтальона.
Описание игры. Почтальон проходит по рядам «улицам» и разносит «письма» - конверты с предметными картинками. Ученик, получивший конверт, достает картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображенного на ней, и указывает количество слогов.
Вариант 1. Предметные картинки наклеены на конвертах. Получить «письмо» сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета, изображенного на картинке.
Вариант 2. Для получения «письма» необходимо назвать ударный слог в названии рисунка.
Учим куклу говорить
Оборудование: кукла, предметные рисунки.
Описание игры. Учитель знакомит детей с игровой ситуацией: «Наша кукла совсем малышка и разговаривает так, как маленькие дети. Она называет только начало слова, первый слог. Давайте научим ее говорить правильно, будем договаривать за нее остальные части слов». Ученик с куклой в руке показывает предметную картинку и произносит первый слог ее названия. Дети хором заканчивают слово.
Игра может проводиться и без предметных рисунков. Учащиеся должны самостоятельно придумать конец слова. По заданию учителя кто-нибудь договаривает оставшуюся часть слова, а потом повторяет все слово целиком.
Не ошибись
Оборудование: предметные картинки, схемы слов разной слоговой структуры.
Описание игры. На доске вразброс размещены предметные картинки и соответствующие слоговые схемы слов-названий. Необходимо соединить мелом картинки со слоговыми схемами. Вариативность обеспечивается использованием схем слов с обозначением ударения.
Найди свой домик
Оборудование: три картонных домика, в окна которых вставлены слоговые схемы слов: в первом – схема односложного слова, во втором – двусложного, в третьем – трехсложного; предметные картинки.
Описание игры. Домики со схемами размещаются в разных местах класса. дежурные быстро раздают детям предметные картинки. Учащиеся определяют количество слогов в названии предмета и подбегают к домику с соответствующей схемой.
Вместо предметных картинок могут использоваться слоговые схемы слов с обозначением ударного слога.
Поймай рыбку
Оборудование: коробка-аквариум, предметные картинки с прикрепленными к ним канцелярскими скрепками, удочка с магнитом вместо крючка.
Описание игры. Дети по приглашению учителя магнитной удочкой вылавливают из «аквариума» предметные рисунки, произносят название предмета по слогам, определяют их количество и место ударения в слове.
Эхо
Описание игры. Игровая ситуация: «Поиграем в «Эхо». Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.
Кто больше?
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Учитель ставит перед учащимися дидактическую задачу: изменить название предмета таким образом, чтобы в нем стало больше слогов. Детям показываются картинки предметов, названия которых состоят из одного слога: лис, кот, дом и др. Дети называют свои варианты измененных слов и количество слогов в них: лес – лесок, лесочек, лесничество, сад – садик, садовник.
Приложение 3
Игры на запоминание графического облика букв,
соотнесение звуков с буквами
Поймай букву
Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.
Описание игры. Все ученики получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.
Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, другую подчеркивают.
Найди на ощупь
Оборудование: пластмассовые, вырезанные из картона или наклеенные из наждачной (бархатной) бумаги на карточки буквы, мешочек.
Описание игры. Учитель дает задание найти в мешочке определенную букву. Вызванный ученик отыскивает нужную и показывает ее классу. Во время поиска учеником буквы все остальные дети находят букву в своих кассах.
Может быть и другой вариант игры: ученику завязывают глаза. Он на ощупь определяет и называет букву. Затем показывает ее классу.
Свяжи варежки
Оборудование: бумажные варежки (каждая пара варежек с одноименными буквами – одинакового цвета).
Описание игры. На доске вразброс прикреплены варежки. Детям по очереди предлагается подходить к доске, находить пару варежек с одинаковыми буквами, соединять («связывать») их мелом и говорить: «Я связал варежки с буквой Н».
Вариант 1.Используются варежки, на одной из которых печатная буква, на другой – рукописная.
Вариант 2. Используются варежки, на одной из которых большая буква, на другой – маленькая.
Вариант 3. Варежки по одной раздаются детям. По сигналу учителя каждый ищет пару своей варежке. Выполнив задание оба ученика подходят к учителю и говорят: «У нас варежки с буквой Н».
Выбирай правильно
Описание игры. На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них – в зеркальном отображении. Вызванный ученик стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.
Как из одной буквы сделать другую?
Описание игры. На доске написаны печатные буквы. Веселый Карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать какую-нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске, дорисовывают необходимые элементы и объясняют: «Из буквы Г я сделал букву П, из Г – Т, П, Б; из Р – В, Ф; из К – Ж; из Ь – В, Б; из С – О, Ю, Ф, Я; из Ю – Н, П, Т, О и т.д.»
Помоги животным
Оборудование: картинки животных, карточки букв.
Описание игры. На доске вперемешку прикрепляются картинки животных и карточки букв, которые соответствуют первым звукам в названиях животных. Необходимо помочь животным найти свою букву: соединить мелом картинку с соответствующей буквой.
Хорошо устраивать «ловушки»: помещать на доске лишнюю картинку или лишнюю букву. Потом дети подбирают либо животное, название которого начинается с определенного звука, либо дописывают на доске недостающую букву.
Игра будет многовариативной, если менять наборы предметных картинок: цветы, овощи, мебель и т.д.
Жмурки
Оборудование: карточки изученных букв.
Описание игры. С помощью считалки выбирается жмурка. Ему завязывают глаза и подводят к столу, на котором разложены карточки букв. Жмурка берет карточку, показывает ее классу. Дети называют слова, в которых первый звук соответствует букве на карточке. По названным словам жмурка должен догадаться, какую именно букву он держит в руках, и назвать ее. Правильность ответа подтверждается аплодисментами. В случае неправильного ответа класс по команде учителя хором называет нужную букву.
Приложение 4
Примеры пособий и игр
Игра «Оживление»
«На что похожа буква?»
Игра «Звездопад»
Игра «Путешествие кораблика»
(Кораблик на магните)
Игра «Вышла курочка гулять»
Игровые приемы для формирования образа букв
Ю – розовый О – жёлтый
о - коричневый А – голубой
а – чёрный
У – голубой а - коричневый
м – жёлтый
т – светло-зелёный Т – тёмно-зелёный
Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка,
в которых ты видишь буквы «В» и «в».
Возьми любой цветной карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буквы «Р» и «р».
б-синий, г-белый, д-голубой, э –оранжевый, и – серый,
ж-жёлтый, з-чёрный, к-зелёный о – зелёный, ы – белый
Пособие «Подарки», «Паровозик»
Цель этих игр: научиться определять количество слогов в словах.
Пособие применяется в период обучения грамоте при изучении темы «Слог».
Пособия «Гараж», «Лягушата», «На полянке»
Применяются при изучении темы «Звуки» в период обучения грамоте.
Цель: научиться определять место звука в слове.
Игра «Узнай букву»
Ребенку завязать глаза. Он наощупь должен узнать букву из бархатной бумаги, наклеенную на картон, или букву, вырезанную из картона.
Игра «Рыбалка»
К рыбкам из картона крепятся металлические пластинки или скрепки. На обороте рыбок написаны буквы (печатные, письменные).
Игра «Цветочная полянка»
В серединку цветка на скотч крепится буква. Нажно прочитать получившееся сочетание или слог.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.