Система коррекционно-педагогической работы с дошкольниками при дизартрии
Оценка 4.9

Система коррекционно-педагогической работы с дошкольниками при дизартрии

Оценка 4.9
doc
18.03.2021
Система коррекционно-педагогической  работы с дошкольниками при дизартрии
Система коррекционно-педагогической работы с дошкольниками при дизартрии.doc

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

«Система коррекционно-педагогической

работы с дошкольниками при дизартрии»

 

 

 

 

Подготовила: Ивченкова Э.Г. - учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.


Содержание.

A. Пояснительная записка.

B.  Система коррекционно-педагогической работы.

I блок. - медицинский.

II блок - психолого-педагогический.

  1. Развитие слухового восприятия

2. Развитие зрительного восприятия.

3. Развитие стереогноза.

4. Развитие пространственных представлений.

III блок - логопедический.

1 этап - подготовительный.

1 .Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.

2.Нормадизация моторики артикуляционного аппарата. 3.Нормализация голоса и речевого дыхания.

4.Формирование просодической стороны речи.

5.Нормализация мелкой моторики рук.

       2 этап - выработка новых произносительных умений и навыков.

1.Выработка основных артикуляционных укладов.

2.Развитие фонематического слуха.

3.Постановка нарушенных звуков.

4.Автоматизация звуков.

5.Дифференциация поставленного звука.

   3 этап - выработка коммуникативных умений и навыков.

1.Формирование навыков самоконтроля.

2.Введение звука в речь в учебной ситуации.

3.Включение в лексический материал просодических средств.

4   этап - предупреждение или преодоление вторичных нарушений.

5   этап - подготовка к обучению к  школе:

1.Формирование графомоторных  навыков.

2.Психологическая  готовность к обучению.

3.Профилактика дисграфических ошибок.

C. Список литературы.


Пояснительная записка

 

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста. В дальнейшем тщательное комплексное обследование таких детей нередко выявляет у них наличие симптомов поражения ЦНС, что позволяет специалисту диагностировать дизартрию. Для помощи в решении данной задачи мы и создали наше пособие. В этой работе представлено определение дизартрии, раскрыты основные современные классификации, симптомы и причины возникновения данной патологии. Далее отражены направления системы коррекционно-педагогической работы специалистов с ребенком - дизартриком в ДОУ. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легко-средними степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она более - менее понятна для окружающих, но нечеткая. В основе коррекционной работы лежит комплексный дифференцированный подход, учитывающий основные этапы формирования мозговой организации психических процессов в норме и у детей со стёртой формой дизартрии. Работа поэтапно выстроена, чётко структурирована. Последовательность решения задач, выдвигаемых на каждом из этапов обучения, обеспечивает эффективность проводимых занятий.

В списке литературы представлены основные пособия, которые помогут организовать работу в ДОУ с ребенком, имеющим данную патологию.

 


II. Система  коррекционно-педагогической работы.

Комплексный подход при устранении, дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок - медицинский, который определяет врач - невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

Второй блок - психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут - развитие сенсорных функций:

 I. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой   гнозис, тем самым подготавливаем базу для формирования фонематического слуха. Развитие у ребенка способности различения на слух неречевых звуков проводится по таким направлениям:

1. Развитие слухового внимания: «Звуки природы»,  «Волшебные коробочки», «Где шумит?», «Музыкальные инструменты», «Солнышко или дождик».

2.        Различение звуков, издаваемых тихо - громко: «Барабан», «Зайчики», «Далеко - близко».

3. Развитие чувства ритма; «Сосчитай удары», «Сделай как я», «Кошка и котёнок», «Ритмические рисунки».

II. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Эту работу  важно вести в следующей последовательности:

1.  Различение предметов по форме, по цвету.

2.        Узнавание, сравнение реальных изображений предметов.

 

3.  Синтез этих изображений (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

4.            Узнавание и исправление силуэтных, контурных, недорисованных изображений, правильно расположенных в пространстве.

5.            Угадывание предметов по отдельным деталям.

6.  Узнавание недорисованных изображений, расположенных под углом.

7.  Узнавание зашумлённых, наложенных, двойных изображений.


8. Анализ изображений (сходство - различие) и «Лабиринты».

III Реализуя это направление развивают и стереогиоз (узнавание предметов тактильно-двигательным способом, на ощупь) в следующей последовательности:

1. Начинаем с самомассажа рук - лёгкого растирания подушечек пальцев от кончиков к ладони, одной руки, затем другой. Далее растираем ладонь одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. Затем проводится комплекс упражнений: «Пунктиры», «Пила», «Утюжок», «Каток», «Буравчик», «Краб», «Согреем ладошки», «Спиральки».

2. После этого можно приступать к следующим упражнениям: «Горячо -тепло - холодно», «Найди, из чего сделано», «Бассейн для пальчиков», «Волшебный мешочек», которые усваиваются в определённой последователъности:

а) узнавание на ощупь фактуры при предварительном показе, затем без предварительного показа;

б) определение фактуры и форм реальных предметов. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел проводится по порядку:

*) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные);

*) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и маленькие);

*) одинаковой величины и толщины, но разной формы.

VI. Кроме развития сенсорных функций психолого - педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений (сложная структура психики), которые отрабатываются в точной последовательности:   1. Соматогнозис. Ребёнок должен осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение: «Верх -низ», «Спереди - сзади», «Право - лево». Условно поделить вместе с ребёнком перед зеркалом его тело на нижнюю и верхнюю части (на переднюю и заднюю части, на левую и правую половины в соответствии с правой и левой рукой) и связать направления пространства собственного тела с движениями.

2. Уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве. Делим его на три зоны - нижнюю, среднюю и верхнюю. Отрабатываем с ребёнком умение видеть, где какие предметы находятся в играх: «Моя квартира», «Мой детский сад», «Моя улица», «Водное царство», «Пустыня», «Царство зверей», «Царство птиц», «Антонимы».

3. Определение пространственных направлений по отношению к себе

отрабатывается в следующих играх: «Что находится справа (слева), спереди (сзади)», «Повороты», «Мысленные повороты», «Шеренга», «Паровоз», «Далеко - близко», «Высоко - низко», «Солдат», «Ищейка», «Ориентация по

памяти», «Водитель». Помощь по ориентировке «право - лево» ребёнку оказывает маркер - нитка, кольцо или браслет.

4. Определение ориентации предметов по отношению друг к другу

отрабатываем в следующей последовательности: «Попади в ворота», «Комната», «Кинотеатр», «Противоположности».

5.Ориентация в схеме человека, стоящего напротив отрабатывается в

упражнениях: «Смотрим, в зеркало», «Смотрим друг на друга», «Оля - Яло»,

«Расскажи про меня», «Делай так», «Будь моим зеркалом», «Зеркало треснуло». При выполнении упражнений обязательно использовать маркеры как ребенку, так и логопеду.

6. При конструировании   используются палочки, геометрические фигуры, кубики, разнообразные конструкторы, «Лего», пазлы, мозаика доска Сегена и т.д. Важно, чтобы ребёнок комментировал свои действия.

7. При ориентации на листе бумаги используется маркеры: нитка на руке и красный кружок в верхней левой части стола. Объяснить ребёнку, что выполнение заданий на бумаге он будет всегда начинать, ориентируясь на верхний левый угол листа и продвигаться вправо вниз: «Волшебные квадраты», «Муха», «Диктанты», «Следопыт», «Дорожки», «Обводка», «Копирование».

8. Вербальная маркировка  пространства включает следующие компоненты:

а) освоение последовательности:

-   время суток («Раньше - позже», «Мой день»);

-   времена года, месяцы, дни недели (прорабатываем детально их признаки);

            б) предлоги (НА - ПОД - НАД, ЗА - ПЕРЕД, В - ИЗ, К - ОТ, НА - С, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА), Первоначально они отрабатываются в реальных действиях ребёнка (по инструкции, с игрушками, по схеме). Затем с опорой на картинки составляются предложения с использованием схем.

в)составление рассказа по серии картинок и сюжетной картине:

-   учим раскладывать картинки по порядку, начиная слева (от маркера) и составлять цельный рассказ, связывая фрагменты, друг с другом:

-   учим внимательно рассматривать сюжетную картину, придерживаясь направления слева направо, снизу вверх и выделять главных и второстепенных героев. Затем подумать, что с героями происходило перед тем, как их «сфотографировали», что будет происходить после, Руководствуясь временной последовательностью событий, составляем план и короткий рассказ;

г)освоение логико-грамматических конструкций. Вначале работа проводится с опорой на наглядный материал ( реальные люди, игрушки, картинки), затем без опоры: - Толя ниже Кати, Кто выше? (тоньше, длиннее, моложе); - Мишка стоит за лисой. Где стоит лиса?

     - Покажи, где мамина дочка, а где дочкина мама.

Третий блок - логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане. Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам:

Первый этап работы - подготовительный содержит следующие шшравления:

1) Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры проводится в двух направлениях:

1..Перед выполнением мимических  упражнений проводится массаж лица.
Тёплыми 2. 3. 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в
направлениях:

*от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи,
*от середины подбородка к мочкам ушей,

*от уголков губ к козелкам ушей,

*от носа к виску

т середины лба к вискам,

2..Комплексом упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно предварять артикуляционные упражнения.
   *Массаж мягкого нёба - поглаживание и разминание пальцем по средней
линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения
выраженного глоточного рефлекса.

*Прикладывание кусочка льда по контуру губ (6 точек) от 5 секунд до 1

минуты.

*Полоскание полости рта настоями трав: шиповника, тысячелистника, дуб

*Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, киселём, кефиром.

*Запрокинув голову, имитировать полоскание (жевание, позёвывание).

*Произнесение гласных а, э, и , их звукосочетаний на твёрдой атаке. *Массаж по параллельным точкам под козелками ушей, где смыкаются челюстные кости.

2) Нормализация моторики артикуляционного аппарата, С этой целью проводим дифференцированные приёмы артикулуляционной гимнастики. Упражнения для жевательных мышц (мет.. И. И,Ермаковой)

Открыть рот и закрыть.

Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

Открыть рот и закрыть.

Надуть щеки и расслабить.

Открыть рот и закрыть.

Движения нижней челюсти вбок.

Открыть рот и закрыть.

Втянуть щеки и расслабить.

Открыть рот и закрыть.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот - голову прямо.

 

Гимнастика для произвольного напряжения, и движения губ и щек  (мет.Е.Ф. Архиповой)

Надувание обеих щек одновременно.

Надувание щек попеременно.

Втягивание щек в ротовую полость.

Сомкнутые губы вытягиваются вперед трубочкой (хоботком), а затем

возвращаются в нормальное положение.

Оскал: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам,

обнажаются оба ряда зубов.

Чередование оскал-хоботок (улыбка-трубочка).

Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.

Оттягивание нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.

Имитация полоскания зубов.

Нижняя губа под верхними зубами.

Верхняя губа под нижними зубами.

Чередование двух  предыдущих упражнений.

Вибрация губ (фырканье лошади).

Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи, механического воздействия – под нажатием руки взрослого. Пассивное движение должно проводится в 3 стадии: 1 - вход в позицию (собрать губы ), 2 -продержать позицию. 3 -выход из позиции. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один - два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции.

Примерный комплекс пассивной гимнастики: Губы пассивно смыкаются, удерживаются в этом положении. Внимание ребенка фиксируется на сомкнутых губах, затем его просят дуть через губы, разрывая их контакт;

Указательным пальцем левой руки приподнимают верхнюю губу ребенка, обнажая верхние зубы, указательным пальцем правой руки поднимают нижнюю губу до уровня верхних резцов и просят ребенка дуть;

Язык помещается и удерживается между зубами;

Кончик языка прижимается и удерживается у альвеолярного отростка, ребенка просят дуть, разрывая контакт;

Голова ребенка несколько закидывается назад, задняя часть языка приподнимается к твердому небу, ребенка просят производить кашлевые движения, фиксируя его внимание на ощущениях языка и нёба.

Активная артикуляционная гимнастика - улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений:

Важным разделом артикуляционной гимнастики для дизартриков является развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений языка и нижней челюсти.

Примерный комплекс статических артикуляционных упражнений для дизартриков.  Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова:

«Бегемотик», «Пароход», «Зайчик-лягушка», «Жеребёнок», «Пошлёпаем язычок: губами (па -па -па), зубами (та-та-та)», «Блинчик», «3 ступеньки», «Вкусное варенье», «Мостик», «Горка».

Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезии и на улучшение качеств артикуляционных движений.

3) Нормализация голоса и речевого дыхания С этой целью проводятся голосовые и дыхательные упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.

1. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

2. Упражнения для развитым речевого дыхания

 

-   Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

-   Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем, произведите протяжный, плавный выдох через рот.

-   Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

-   Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: ааааа аааааооооооо ааааауууууу

-   Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

-   Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

3.Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т, д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже - короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их. умение подобрать новые жесты, интонацию и т.д.

Также для развития правильного речевого дыхания рекомендуются:

4   - специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей и т.д.

5   - фонетическая ритмика Мухиной А.Я.;

6   - голосовые упражнения Ермаковой Й.И., Лопатиной Л.В.

4)Формирование просодической стороны речи по мет. Лопатиной Л.В.:

упражнения по развитию ритма (восприятие и воспроизведение ритма);

упражнения по освоению ритмики слова;

знакомство с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией;

формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи

5)Нормализация мелкой моторики рук для выработки тонких, дифференцированных движений в пальцах обеих рук. С этой целью проводятся:

*массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;

* игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий

конструктор;

комплексы пальчиковой гимнастики;

формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;

занятия с пластилином и ножницами;

*подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:

1)Выработка основных артикуляционных, укладов (дорсального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Примерный комплекс динамических артикуляционных упражнений для дизартриков. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова

Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние нижние резцы: вытянуть губы вперед «трубочкой».

Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, а затем высунуть язык.

Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.

Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить это движение несколько раз).

Поместить кончик языка под верхнюю губу, потом под нижнюю (повторить это движение несколько раз)

Прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы (повторить это движение несколько раз).

Попеременно сделать язык широким, затем узким,

Поднять язык наверх, поместить его между зубами, оттянуть назад.

Построить «мостик» (кончик языка прижат к нижним резцам, передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, образуя с твердым небом щель, задняя пущена, боковые края языка подняты и прижаты к верхним боковым зубам), сломать его, затем снова построить и снова сломать и т. д.

Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.

Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить это движение несколько раз).

2)Развитие фонематического слуха. Работа проводится традиционным способом с использованием   схем. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребенка выделять и различать фонемы родного языка. Дифференцируются звонкие - глухие, твёрдые - мягкие звуки, свистящие - шипящие, соноры, аффрикаты и их составляющие, только правильно артикулируемые ребёнком.

3)Постановка нарушенных звуков. При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической, симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков. Эта работа при дизартрии проводится так-же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами).

4)     Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо. Существенным отличием автоматизации звуков у детей со с.ф.д. является их закрепление сначала на материале в позиции закрытого слога (аш, ош, уш), а затем открытого (ша, шо, шу). Потому что в закрытой позиции ребёнку легче переключить артикуляционный уклад и опознать нужную фонему (кроме звонких звуков). Автоматизация звонких звуков проводится традиционно, в позиции открытого слога, после того как закреплён парный глухой звук.

5)     Дифференциация поставленного звучка в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са - ша, ас - аш, ста - шта, тса - тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.

Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке, определить пути выработки у ребёнка навыка самоконтроля.

Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).

Специфическим направлением этапа является включение в лексическим материал просодических средств: различных интонации, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.

Четвёртый этап логопедической работы носит название - предупреждение или преодоление вторичных нарушений при ранней диагностики и коррекции дизартрии. Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжелую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики). Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.

Пятый этап логопедической работы подготовка ребёнка с дизартрией к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы являются:

формирование графомоториых навыков,

психологической готовности к обучению,

профилактика биографических ошибок.


Список литературы:

1.  Т. Б. Филичева, Г. В Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А, В. Лагутина «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи» - М: «Просвещение», 2010.

2.  Т. Б. Филичева, Г. В Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».

3.  Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

4.  С. А. Миронова « Программа логопедической работы с заикающимися детьми».

5.  Г. В Чиркина Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

6.  Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии. - М, 1989.

7.  Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. -М., 1997. -С. 27-34,

8.  Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. -М., 2005.

9.            Волкова Л.С. Логопедия,- М: ВЛАДОСД, 1999.

10. Ш.В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений

по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж, «Дефектология» 1999, №3.

11 .Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у

детей с церебральным параличом - Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 -

Дизартрии. -М.: ВЛАДОСЛ997,

12. Дмитрова Е. Д. Логопедические карты для диагностики речевых

расстройств.-М; «Астрель», 2007.

13. ИМ. Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков.- М;

Просвещение, 1996.

14. М.Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей. - М., 2001 г. 15.Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей. -М., 2001 г. 16.Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии

и сложной дислалии // Дефектология. - 1996. - № 5.

17. П.Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными

дизартрическими расстройствами: Автореф, дню. канд. пед, наук. -М.,

2000.

18.Киселева В. А. Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии //Школа здоровья. - 1996. -№3.

19.Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии - М.,

Школьная пресса. - 2007

20.Кочеткова И, Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. -М., 1989. 21.Кшшчев И,, Чевелева Н.А., ЧиркинаГ.В. Основы логопедии. -М., 1989.

22. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами //Дефектология. -

2003.-№4,

23.Лопатина Л. В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной

моторики у детей со стертой формой дизартрии //Речевые я нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л., 2007.

24. Лопатина Л. В. Приемы обследования, со стертой формой дизартрии и

дифференциация их обучения //Дефектология. - 1996. - №2.

25.Л.В. Лопатина, КВ. Серебрякова. Логопедическая работа в группах

дошкольников со стертой формой дизартрии. - С,-П., Образование, 1994 26. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у

дошкольников. С.-П.: СОЮЗ, 2001.

27.Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих

легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия

по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - M.:ВЛАДОСД,1997.

28.Максаков А. О развитии вне- и речевого дыхания//Дошкольное

воспитание. - 1992.- №1.

29.0рлова О. С. Нарушения голоса у детей. - М., 2005.

30.Основы логопедической работы с детьми /Под ред. Г. В. Чиркиной. - М.,2002.

31 .Смирнова И. А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии

//Дошкольная педагогика. - 2003. - № 5(14).

32.Федосова О. Ю. Последовательность формирования звуков у детей с

легкой степенью дизартрии //Сб. Детская речь: норма и патология. -

Самара, 2002.

33.С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова Нарушение голоса и

звуко-произносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия, Дизартрия . -

М.: ВЛАДОСД, 2003.

34.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М, 1999.

35. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.

Пособие для логопедов - М.: Школьная пресса, 2007.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78» городского округа город

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78» городского округа город

Содержание. A. Пояснительная записка

Содержание. A. Пояснительная записка

Пояснительная записка В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста

Пояснительная записка В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости нарушений языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста

II . Система коррекционно-педагогической работы

II . Система коррекционно-педагогической работы

Анализ изображений (сходство - различие) и «Лабиринты»

Анализ изображений (сходство - различие) и «Лабиринты»

Отрабатываем с ребёнком умение видеть, где какие предметы находятся в играх: «Моя квартира», «Мой детский сад», «Моя улица», «Водное царство», «Пустыня», «Царство зверей», «Царство птиц»,…

Отрабатываем с ребёнком умение видеть, где какие предметы находятся в играх: «Моя квартира», «Мой детский сад», «Моя улица», «Водное царство», «Пустыня», «Царство зверей», «Царство птиц»,…

НА - ПОД - НАД, ЗА - ПЕРЕД, В -

НА - ПОД - НАД, ЗА - ПЕРЕД, В -

Комплексом упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно предварять артикуляционные упражнения

Комплексом упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно предварять артикуляционные упражнения

Гимнастика для произвольного напряжения, и движения губ и щек (мет

Гимнастика для произвольного напряжения, и движения губ и щек (мет

Язык помещается и удерживается между зубами;

Язык помещается и удерживается между зубами;

После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение)

После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение)

Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться

Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться

Направлениями второго этапа являются: 1)

Направлениями второго этапа являются: 1)

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков

И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит симптомы

И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит симптомы

Список литературы: 1. Т.

Список литературы: 1. Т.

Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии //

Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии //

Смирнова И. А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии //Дошкольная педагогика

Смирнова И. А. Логопедическая работа с дошкольниками при дизартрии //Дошкольная педагогика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2021