Система мотивации персонала в образовательной организации
На современном этапе развития экономики и общества в целом, в существующих конкурентных условиях, подтверждается необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения результативности функционирования предприятий. Здесь одним из определяющих факторов является персонал, а конкретно - управление им и его мотивация.
Мотивация может быть интерпретирована как акцент на использование побудителей человеческой деятельности для регулирования и эффективного управления поведением сотрудников для достижения целей организации.
Эффективность любой работы, в том числе преподавательской, во многом определяется мотивацией работников. Мотивация деятельности, механизмы материального стимулирования и нематериальная мотивация в любой социально-экономической системе должны удовлетворять двум фундаментальным требованиям:
· инструменты материального и нематериального стимулирования должны способствовать повышению качества педагогической работы, ее социальной эффективности и более продуктивному выполнению работниками ее основных и дополнительных задач;
· удовлетворять личностные потребности педагогических работников, как материальные, так и нематериальные - в общении, признании, социальной значимости своей работы, причастности к профессиональному коллективу, самореализации (достижении), профессиональном развитии и карьерном росте.
Специфика мотивации персонала Средней общеобразовательной школы связана с тем, что основная функция образовательной организации - социальная функция, то есть качественное управление личностным развитием детей с одной стороны и удовлетворение потребностей высшего порядка преподавательских работников - с другой.
Таким образом, грамотно спроектированная работа руководителя со своими подчиненными должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада каждого сотрудника в деятельность и развитие образовательного учреждения. Человек – существо социальное, а, следовательно, чувство сопричастности ему не чуждо и способно вызвать глубокое осознание собственной значимости, которое необходимо для результативной работы основного кадрового звена образовательной организации - педагога.
Зачастую в образовательных организациях применяются такие меры мотивации как:
1.Методы материальной мотивации: стимулирующие выплаты, поощрительные выплаты (премии)
2.Методы нематериальной мотивации: объявление благодарности в приказе директора с занесением в трудовую книжку, награждение Почетной грамотой, представление к награждению, представление к награждению отраслевым нагрудным знаком.
Несмотря на описанные выше применяемые в практике методы мотивации сотрудников образовательного учреждения, неизбежны трудности. Среди которых можно назвать следующие: не всегда руководитель способен учесть ожидания и интересы сотрудников в силу комплексности своей работы, ее многоаспектности; существует временной интервал между получением результата и поощрением, и важно не перейти границы этого интервала; необходимость коррекции управленческой психологии, изменения стереотипов, сохранения бесконфликтности пространства с одной стороны, и четко обозначенными требованиями к персоналу, закрепленными на правовой основе в должностных инструкциях.
Основными проблемами систем мотивации в ОО являются:
· Недостаточно разработанная и реализуемая нормативная база по нематериальной мотивации работников учреждения;
· Низкий уровень заработной платы непедагогических сотрудников школы.
Эти проблемы не только блокируют развитие мотивации труда учреждении, но и в целом снижает эффективность деятельности ОО.
Изучение особенностей мотивации отдельной школы и выделение ключевых факторов, позволяет предложить мероприятия по совершенствованию системы мотивации и обозначить их основные направления развития. Например, ими могут стать:
1) активное использование публичной похвалы и признания успехов учителей;
2) ввести корпоративные (внутри школы) награды, например, «лучшему педагогу», «за творческие заслуги», «лучшему классному руководителю» с ежегодным вручением почетных грамот или символических подарков;
3) расширение для учителей возможности повышать свою квалификацию, получать дополнительные знания, например, в области информационных технологий;
4) активизировать проведение корпоративных мероприятий творческого характера (творческих конкурсов ученических коллективов во главе с классными руководителями, викторин, спортивных и туристических мероприятий, праздников с участием всего коллектива школы);
5) проведение мероприятий среди учителей, ориентированных на сплочение, например, выезды на природу, походы в кино, театр всем коллективом;
6) проведение коучинга среди учителей.
7) обеспечить для учителей и иных сотрудников возможность участия в грантовых программах, представляя учреждение;
Меры совершенствования мотивации персонала приведут к следующим эффектам в деятельности организации:
· Повышение у сотрудников удовлетворенности трудом.
· Благоприятный психологический климат в коллективе.
· Уменьшение конфликтных ситуаций в процессе работы.
· Уменьшение стрессовых ситуаций.
· Увеличение стабильности организационного поведения.
· Увеличение вовлеченности персонала в работу организации.
· Увеличение степени ответственности при самостоятельном принятии решений.
· Увеличение предложений сотрудников по улучшению условий труда.
· Повышение производительности труда.
· Повышение качества труда.
· Сокращение потерь по больничным листам.
· Прирост фонда оплаты труда.
· Экономия средств, необходимых для достижения определенного состояния трудового коллектива.
Предложенные мероприятия способствуют установлению контакта между руководством и коллективом, улучшают эффективность труда, помогают получить устойчивый экономический результат и сохранить здоровую атмосферу в коллективе, таким образом, могут быть реализованы в течение и одного учебного года и в течение нескольких лет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абакумова Н. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие. – Новосибирск: НГУЭУ, 2015
2. Адамская Л.В., Ковалев А.С. Мотивация и стимулирование в управлении персоналом // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. − 2017. − № 4 (17).
3. Акбирова З.Ф. Современные методы мотивации персонала // Аллея науки. − 2018. − Т. 7. − № 5 (21).
4. Алавердов А. Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Университет «Синергия», 2018.
5. Боковня В.А. Мотивация – основа управления человеческими ресурсами. Теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создание единой системы мотивации компании. – М.: Инфра – М, 2017.
6. Булдаковская Д.И. Наиболее эффективные методы мотивации персонала // Академическая публицистика. − 2018. − № 11. − С. 79-81.
7. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия [Текст]: учебник для вузов. / Р.П. Валевич – М.: Финансы и статистика, 2015. – 208с.
8. Варданян И. С. Менеджмент в россии и германии: организация труда и нематериальная мотивация в структуре управления персоналом.// Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 6. С. 128-133.
9. Варданян И.С. Процесс управления мотивацией сотрудников в условиях кризиса.// Мотивация и оплата труда. 2017. № 3. С. 216-226.
10. Васева О.Х. Особенности мотивации персонала образовательного учреждения // В сборнике: Наука сегодня: теория, практика, инновации XXIII Международная научно-практическая конференция. – 2017. – С. 327-328.
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.