Система организации и проведения родительских собраний
Оценка 5

Система организации и проведения родительских собраний

Оценка 5
docx
28.07.2020
Система организации и проведения родительских собраний
Доклад еа МО кл рук Род собр.docx

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г. Курска

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

"Система организации и проведения родительских собраний."

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

Горбатенкова Марина Викторовна

 

 

 

2019г.

 

Одним из показателей эффективности воспитательной системы является создание единого воспитательного пространства в связи «семья-школа». Взаимодействие педагога с родителями обучающихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнаёт ребёнка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении обучающихся.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями могут быть как традиционные, так и нетрадиционные.

К традиционным относятся:

·        Родительские собрания;

·        Общешкольные и классные конференции;

·        Индивидуальные консультации педагога;

·        Посещения на дому.

      К  нетрадиционным относятся:

·        Тематические консультации;

·        Родительские чтения;

·        Родительские вечера.

 

Родительское собрание – это группа людей, объединённая для совместного решения проблем и задач , адаптации, обучения, развития и воспитания своих детей. Она создана для оказания помощи учебному заведению, а главное – своим детям.

Подготовка родительского собрания идёт по следующим основным направлениям. Заранее определяется тема собрания (которая должна быть актуальна для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания.

Основные формы родительских собраний:

·        Собрание-лекторий;

·        Круглый стол;

·        Тематическая дискуссия с приглашением специалистов;

·        Консультация со специалистами;

·        Родительская дискуссия;

·        Общешкольная и общеклассная конференция и др.

Любое собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

1.     Анализ учебных достижений класса. Учитель знакомит родителей с общими результатами  учебной деятельности класса.

2.     Ознакомление родителей с состоянием социально-экономического климата класса. Учитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях. Воспитатель группы рассказывает о поведении и отношениях во внеурочное время. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы. Здесь нужно быть предельно деликатными, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

3.     Психолого-педагогическое просвещение. Можно пригласить специалистов школы: психолога, дефектолога, логопеда. Неплохо бы предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы.

4.     Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, утренники, приобретение учебных пособий) состоит из двух составляющих: отчёта о проведённой работе и информации о предстоящих делах.

5.     Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний. Классный руководитель должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения «Я Вас понимаю!», «Я с Вами согласна». В интернатном учреждении, как правило, классы малочисленны, и возможность в индивидуальной беседе с родителями трудности не представляет.

 

Родительские собрания делятсяна организационные и тематические.

Организационные – это стандартные родительские собрания, посвящённые текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т.д.

Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.

 

   Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительском собрании идёт обсуждение достижений учащихся в учебной и внеклассной деятельности. Однако речь на собрании должна идти не об оценках учащихся, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, которые демонстрирует ученик. К собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся.

     Рекомендации по проведению родительских собраний.

-Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи в учёбе.

-Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

-Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

     Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащегося. Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

       Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели. Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка. Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей. Главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания. Но при этом превратить родительское собрание в радость переживания за успехи и достижения своего ребенка.

Советы психологов классному руководителю:

·        Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;

·        Отведите на проведение собрания не более 1-2 часов.

·        Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

·        Перед началом собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

·        Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

·        Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей;

·        Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов).

·        Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться;

·        В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

·        Доведите до родителей мысль, что « плохой ученик» не означает «плохой человек»;

·        Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

 

Не стоит:

·        Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;

·        Давать негативную оценку всему классу;

·        Переоценивать значение отдельных предметов;

·        Избирать для общения назидательный тон.

 

Этапы проведения родительского собрания

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи — персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Классный руководитель хорошо знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители так же, как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний.

3. Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих.

4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

5. Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.


 

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г

Областное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №3» г

Одним из показателей эффективности воспитательной системы является создание единого воспитательного пространства в связи «семья-школа»

Одним из показателей эффективности воспитательной системы является создание единого воспитательного пространства в связи «семья-школа»

Собрание-лекторий; ·

Собрание-лекторий; ·

Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания

Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания

Главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания

Главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т д
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2020