Цель: совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
определить систему критериев, показателей и индикаторов, позволяющих эффективно реализовать основные цели оценки качества образования;
выявить факторы, влияющие на качество образования;
содействовать повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.
Что такое качество образования?
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
образовательных результатов;
организации образовательного процесса;
квалификации педагогических работников.
Федеральным законом
«Об образовании» определена необходимость функционирования в образовательной организации внутришкольной системы оценки качества образования (ВСОКО).
Система оценки качества образования
Качество управления ОО
Качество результата
Качество процесса
Качество условий
- оценка состояния административной системы ОО;
- документооборот и оценка наличия и соответствия локальных актов установленным требованиям;
- мониторинг работы педагогического совета, родительского комитета;
- диагностика деятельности администрации и т.д.
- предметные результаты и достижения;
- оценка социализации учащихся, состояния здоровья, личных достижений;
- выявление групп риска и контроль работы с ними;
- степень удовлетворенности качеством образования учащихся и родителей.
- соответствие ООП требованиям ФГОС;
- адаптация программ под нужды учащихся ОО,
- качество индивидуальной работы с учениками;
- эффективность осуществления учебного плана, качество преподавания;
- качество организации внеурочной работы и наличие дополнительных образовательных программ;
- эффективность работы с родителями.
- материально-техническое и информационное оснащение;
- выполнение санитарно-гигиенических требований (СанПиН);
- организация медицинского сопровождения и питания;
- Кадровое обеспечение;
- микроклимат в организации.
ВШК и ВСОКО – в чем разница?
ВШК – это форма внутренней отчетности для принятия внутренних управленческих решений.
Цель ВСОКО – определить соответствие качества образовательного процесса общероссийским стандартам. Результаты такого самообследования доступны потребителям услуг и их заказчикам.
ФГОС устанавливает требования к системе оценивания
Комплексный подход к оценке результатов освоения ООП | оценка результатов всех групп: личностные, метапредметные и предметные |
Уровневый подход к содержанию оценки, инструментарию, представлению результатов, их интерпретации | выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития |
Сочетание внутренней оценки и внешней независимой оценки | Внешняя оценка задает понимание: что подлежит оценке, в какой форме, с помощью каких заданий вести оценку, критерии оценки ответов |
Использование разнообразных методов и форм оценивания | Стандартизированные письменные и устные работы, проекты, самооценка, творческие работы, наблюдения и др. |
Оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения ООП | Использование накопленной оценки, Портфель достижений |
Система оценки включает описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. |
Оценка достижения личностных результатов
Не выносится на итоговую оценку
Предмет оценки - эффективность воспитательно-образовательной
деятельности образовательного учреждения и образовательных
систем разного уровня.
Осуществляется в ходе внутренних мониторинговых исследований на основе разработанного инструментария.
Проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся.
Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.
Оценка метапредметных результатов
осуществляется в ходе:
текущего выполнения учебных исследований и проектов (индивидуальных и групповых);
выполнения промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе или на содержании одного из предметов (смысловое чтение, работа с текстом);
текущего выполнения учебно-практических и учебно-познавательных заданий различных видов (в том числе с использованием ИКТ)
Критериально-уровневый подход в оценивании
Критерии оценивания устанавливаются совместно учителем и учащимися до выполнения работы
Критерии должны быть четкими (но не жесткими) и открытыми. Их не должно быть много.
Уровни достижения описываются по каждому критерию.
Важна конструктивная обратная связь: учащемуся не только дается информация о достоинствах и недостатках его работы, но и рекомендации (предложения), как ее улучшить
Администрация | Педагог | Классный | Психолог | Ученик | Родитель | |
Создание условий повышения качества образования для обучающихся и педагогов. Определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности образовательного процесса. Обеспечение эффективного социального партнерства. Создание единой информационной системы. Систематическое изучение образовательного спроса обучающихся, родителей, а также общественности по вопросам качества образования | Обеспечение условий развития личности обучающегося по показателям: | Обеспечение взаимодействия учителей-предметников, учащихся и родителей при проведении мониторинга результатов учебного труда классного коллектива. | Обеспечение психологического сопровождения мониторинга качества образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей) посредством проведения консультаций, тренингов, индивидуальных и групповых занятий, направленных на профилактику и предупреждение нежелательных явлений, которые отражаются на качестве образовательного процесса | Развитие стремления к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самореализации и самопрезентации. Овладение ключевыми компетентностями и культурой умственного труда. | Создание условий в семье, обеспечивающих физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка. Обеспечение систематического контроля результатов обучения ребенка. |
Функции, выполняемые субъектами образовательных отношений в системе управления качеством образования.
Объектами ВСОКО выступают:
1.Качество образовательных результатов
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
Здоровье обучающихся
Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах
Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов
Профессиональное самоопределение
Объектами ВСОКО выступают:
2.Качество реализации образовательного процесса
ООП
Рабочие программы по предметам,
Программы внеурочной деятельности
Реализация учебных планов и рабочих программ
Качество работы классного руководителя
Удовлетворённость учеников и их родителей учебным процессом
Объектами ВСОКО выступают:
3.Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс
Материально-техническое обеспечение
Информационно-развивающая среда, библиотека
Организация питания
Использование социальной сферы города
Кадровое обеспечение
Общественно-государственное управление и стимулирование качества образования.
Документооборот и нормативно-правовое обеспечение
Качество предметных результатов оценивается по следующим показателям:
доля неуспевающих;
доля обучающихся на «4» и «5»;
качество знаний обучающихся 2-8, 10 классов;
средний процент выполнения заданий административных контрольных работ;
доля обучающихся 9, 11 классов, преодолевших минимальный порог при сдаче ГИА
доля обучающихся 9, 11 классов, получивших аттестат;
средний балл по предметам по результатам ГИА-9, ГИА-11.
Достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах оценивается по следующим показателям:
доля обучающихся, участвовавших в конкурсах, олимпиадах по предметам на уровне: школа, район, область и т.д;
доля победителей (призеров) на уровне: школа, район, область и т.д.;
доля обучающихся, участвовавших в спортивных соревнованиях на уровне: школа, район, область и т.д.;
доля победителей спортивных соревнований на уровне: школа, район, область и т.д.
Удовлетворённость родителей качеством образовательных результатов оценивается по следующим показателям:
доля родителей, положительно высказавшихся по вопросам качества образовательных результатов
Качество ООП оценивается по следующим показателям:
отражает в полном объеме идеологию ФГОС;
соответствие требованиям условий реализации ООП;
соответствие требованиям программы Воспитания.
Качество рабочих программ по предметам оценивается по следующим показателям:
соответствие ФГОС, ООП;
соответствие учебным планам;
соответствие школьным локальным актам.
Качество программ внеурочной деятельности оценивается по следующим показателям:
соответствие ФГОС, ООП;
соответствие школьным локальным актам;
соответствие запросам родителей и обучающихся.
Реализация учебных планов и рабочих программ оценивается по следующим показателям:
процент выполнения учебных планов и рабочих программ
Качество работы классного руководителя оценивается по следующим показателям:
составление и реализация планов воспитательной работы класса
отсутствие пропусков уроков учащихся класса без уважительной причины;
отсутствие учащихся класса в списках «группы риска»;
активность класса во внеурочной деятельности;
удовлетворенность родителей работой классного руководителя.
Качество материально-технического обеспечения оценивается по следующим показателям:
-наличие и в перспективе расширение, а также обновление парка мультимедийной техники;
-программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования интернет-ресурсов в учебном процессе;
-оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
-обеспеченность методической и учебной литературой.
Организация питания оценивается по следующим показателям:
-количество детей, обеспечиваемых горячим питанием;
-результаты мониторинга организации питания (положительные и отрицательные отзывы о качестве и ассортименте питания);
-соблюдение нормативов и требований СанПиН.
Система дополнительного образования оценивается по следующим показателям:
-количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;
-заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах;
-степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся;
-результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т. д.);
-применимость полученных в результате дополнительного образования знаний и умений на практике.
Профессиональная компетентность педагогов оценивается по следующим показателям:
-укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана;
-доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию;
-доля педагогических работников, имеющих методические разработки, печатные работы, проводящих мастер-классы.
-отношение педагога к инновационной работе;
-готовность учителя к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, научно-методических советах, педагогических конференциях различных уровней, в научной работе и т. д.);
-знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий;
-образовательные достижения обучающихся (успевающие на "4" и "5", победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т. д.);
-участие педагога в качестве эксперта ЕГЭ, аттестационной комиссии, жюри и т. д.;
-личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.