Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку

docx
08.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Методическая разработка.docx

Пермский муниципальный район

 

 

 

 

 

 

Методическая  разработка 

«Система подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку, ОГЭ по русскому языку»

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Работу создала:

                                                                                       Шабунина Светлана                  

                                                                                       Борисовна,

                                                                                       учитель высшей категории

                                                                                       по русскому языку и

                                                                                       литературе

                                                                                       МАОУ «Платошинская

                                                                                       средняя школа»

 

с. Платошино, 2020 г.

Введение

В 2018 – 2019 учебном году обучающиеся 9 классов МАОУ «Платошинская средняя школа» показали высокие результаты при проведении ГИА по русскому языку и литературы. Администрация предложила мне участвовать  в сетевой образовательной площадке «Формула успешности». Я создала методическую  разработку  «Система подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку, ОГЭ по русскому языку» для учителей русского языка и литературы.  В  неё включено описание педагогических находок по подготовке обучающихся к итоговому собеседованию, ОГЭ по русскому языку,  3 практикума по подготовке к итоговому собеседованию, ОГЭ по русскому языку, банк тестовых заданий, заданий по работе с изложением и сочинением:

1.     Практикум по теме   «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и литературы при подготовке к итоговому собеседованию».

2.     Практикум по теме «Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку: синтаксис словосочетания и предложения».

3.     Практикум по теме «Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку: сжатие текста».

Практикум по теме   «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и литературы при подготовке к итоговому собеседованию» проведён 29.10.2019 года для учителей русского языка и литературы  муниципального Пермского района на базе МАОУ «Платошинская средняя школа».

Практикум по теме «Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку: синтаксис словосочетания и предложения» проведён 05.02.2020  года для учителей русского языка и литературы  муниципального Пермского района на базе МАОУ «Платошинская средняя школа».

При проведении практикумов для учителей был представлен и банк  тестовых заданий, заданий по работе с изложением и сочинением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая  разработка 

«Система подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку, ОГЭ по русскому языку»\

Русский язык - основная дисциплина  для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. ОГЭ – это серьёзное испытание для выпускников 9-х классов. В 9 классе ребята ещё проходят новые темы по русскому языку, программа в школе в целом очень насыщенная, при этом ещё приходится готовиться к итоговому экзамену, который очень разноплановый по своей структуре.

Мы знаем, что он состоит из трёх разных частей: сжатого изложения, тестовой части и сочинении.

Вторая часть – тестирование – это один из видов контроля знаний, который хорошо знаком всем учащимся. Ученики среднего звена хорошо знакомы с правилами выполнения, умеют работать в определённых временных рамках, обучаются строгому самоконтролю времени. И учителями накоплен большой опыт по подготовке учеников к этой форме работы. Я назову лишь некоторые из них, которые использую сегодня в работе с девятиклассниками: комплексные тесты (сб. Цыбулько, Сениной), тесты из открытого банка заданий ФИПИ (работе с этими тестами могут быть отведены как фрагменты урока, так и целые уроки).  Но  чтобы охватить подготовкой к итоговой аттестации не только уроки по обобщению, повторению, изучению новой темы, но и контрольные, я активно использую диктанты с грамматическими заданиями, составленными по типу заданий экзаменационной работы. Раньше приходилось самой составлять такие задания. Сегодня их много в интернете. Вот пример диктанта по теме «Сложносочинённое предложение», который недавно написали мои ребята. ( СЛАЙД 1).

Но я уже сказала, что тесты – это, пожалуй, самый простая часть работы. Гораздо сложнее задания 1 и 15 , связанные с информационной обработкой текста.

Об изложении стоит поговорить особо. Сжатые изложения наши дети пишут с пятого класса, и способы сжатия текста им хорошо известны. В среднем звене мы учим детей работать сначала в группах, затем в парах и наконец самостоятельно. Т.е к 9 классу техникой компрессии дети владеют вполне, однако ученикам предстоит не просто провести компрессию текста, но  необходимо отразить все главные микротемы исходного текста, не упуская и не добавляя ни одной, и не допустив нарушения абзацного членения. И хотя  к изложению в формате ОГЭ я начинаю готовить уже в 8 классе, количество тренировочных и контрольных изложений ограничено. Поэтому я на протяжении трёх лет использую такой приём. На каждом уроке у меня есть рубрика  «10 минут для ОГЭ». Это время отводится и для решения тестовых заданий, практикума по орфографии и пунктуации по разделам, изученным ранее, и раз в две недели для миниподготовки к написанию сжатого изложения.

Проходит это следующим образом. Детям читается текст, соблюдается процедура экзамена, т.е. чтение 2 раза, а затем детям предлагается выделить три микротемы. (5 минут). Далее анализ работ, и если ошибки есть, что бывает чаще всего, начинается анализ текста.(СЛАЙД 2)На экране знакомый всем текст, с которым проводилась примерно такая работа

 Обратите внимание: красным цветом выделены некоторые ключевые выражения.

Вы, конечно, отметили, что речь идёт о нравственности. В первом абзаце даётся определение нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой — важные для человека ценности. Во втором абзаце мысль развивается: нравственность — самостоятельный выбор определённых ценностей. А в третьем абзаце содержится утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

(СЛАЙД 3) Итак, общая тема — нравственность — раскрывается в этом тексте через три микротемы:

1. Нравственность — система правил поведения человека, в её основе — значимые для человека ценности.

2. Нравственность — самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный нравственный выбор человека заставляет совесть.

Иногда очевидные трудности вызывает сжатие какого-то отдельного абзаца. Тогда работаем над этим. Честно сказать, когда я первый раз решила попробовать такую форму работы, на успех не рассчитывала. Мне казалось, что это непоследовательно, не совсем продумано, меня беспокоило, что приходится работать очень быстро. Но надо сказать, что это оказалось очень результативным. С одной стороны, дети работали самостоятельно, без предварительной подготовки, с другой – анализ проводился по «горячим следам», не занимая много времени.

Кроме изложения, непростым оказывается и задание 15.

Структура сочинения-рассуждения детям давно известна, (СЛАЙД 4) но, несмотря на это, трудностей у детей много.

1.Вступление – тезис.

2. Основная часть – доказательство (аргументы).

3.Заключение – вывод.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из самых сложных заданий, проверяющих коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания и доказать его. При этом они должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста. На высокий балл при написании этого сочинения могут претендовать только учащиеся, которые имеют очень хорошие знания по изученным разделам языкознания. Детей пугает формулировка в критериях – тезис доказан на бытовом уровне.

Выполняя задание 15.2 , учащиеся в своем сочинении должны привести толкование анализируемого отрывка – это и будет тезис. Надо сказать, что это не совсем новая для детей работа, так какв 6,7,8 классах они выполняли похожие работы по литературе, когда получали задание подготовить развёрнутый ответ на проблемный вопрос с привлечением аргументов из литературного текста.   Выполняя задание 15.2 , учащиеся в своем сочинении должны привести толкование анализируемого отрывка, который будет  тезисом, дать  аргументацию,  используя только материал прочитанного текста.

Учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста. Обычно в этом фрагменте заключается основная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть. Вроде все не так сложно. Дети должны правильно понять текст и правильно интерпретировать его.

Затем учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста.  Слабым детям для оформления вступления, приведения аргументов,заключения предлагаются  готовые речевые клише:

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

В данной фразе автор выражает мысль о том, что…

 

Даём алгоритм ( этапы работы) написания  – памятки. (СЛАЙД 5).

1. Внимательно прочитай  текст.

2. Вдумайся в смысл вопроса, на который предстоит ответить.

3. Найди ключевые слова.

4. Формулируй  собственное мнение о смысле заданного вопроса. Комментируй, отвечая на вопрос: « Почему это так?»

5. Найди в тексте предложения, которые могут служить ответами на поставленный вопрос.

6. Приведи два примера-аргумента, которые подтверждают (объясняют) смысл фрагмента, по которому пишешь сочинение. Приведи примеры, избегая чрезмерного цитирования,  или в скобках указывай номера предложений.

6. Проверь, чтобы написанное сочинение отвечало всем требованиям сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

7. Убедись, что твое объяснение и приведённые аргументы соответствуют идее произведения.

 

Но какая может возникнуть трудность? Да та же что и на ЕГЭ. Дети неправильно поняли текст. Хочу привести примериз опыта этого года. Текст А.Лиханова. Фрагмент повести «Лихие намерения». (СЛАЙД 6) Зачитать. Образцы школьных сочинений. Что делать в этом случае?

(1)Я резко обернулась и увидела дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась, точно кошка

          — так же молча, злобно и неумело.

(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.

(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:

—(4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!

(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.

(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)Завыла в полный голос.

(11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.

(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слёз и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твёрдо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдёт он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!

(17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.

(18)Испуг и паника не самый лучший выход из положения для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!

(20)Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое — коли он трясётся за свой престиж, боится признать ошибку да ещё в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая...

(22)Повторю снова, что это — моё нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.

(23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.

(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».(По А.Лиханову)

 

 

Для этого повторно читают текст и выделяют (карандашом) (СЛАЙД 7) слова или предложения, в которых заключена важная информация, дают ответы на вопросы: о чем текст? какую мысль автор хочет донести до читателя? с какой целью был написан текст? Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль. На эту работу не надо жалеть времени, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям. И всякий раз я стараюсь предупредить ребят, что есть опасность неправильно интерпретировать текст.

Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3

При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия.Учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? На сайте ФИПИ в открытом банке заданий я просмотрела все тексты и выписала  нравственные понятия (СЛАЙД 8). Кто-то из детей работал с толковыми словарями, кто-то писал своё толкование. Но необходимо ещё и дать комментарий.Эта задача  для учащихся довольно сложна. Начинаем работу над толкованием: работаем со словарями, пытаемся дать формулировки самостоятельно. Эта часть более менее удаётся. Встаёт вопрос о комментарии. О чём писать. Во-первых, объясняю, что комментарий может быть разным:

ü Может быть, есть  какая-то информация, которую можете добавить от себя.

ü Насколько это важно для тебя?

ü На основании чего ты так думаешь?

ü Какую роль это играет в твоей жизни?

Затем показываю комментарий в сравнении. Делаем вывод, что комментарий может быть разным по объёму и содержанию. Я задаю вопрос: «А почему комментарий к одному понятию, например, доброта,  может быть очень разным? Поработав с текстами, делаем вывод, что комментарий – это мостик, переход к тому, о чём будем писать дальше. Поэтому пишем комментарий исходя из прочитанного текста, с которым будем работать. (СЛАЙД 9)

Затем мы приступаем к написанию основной части. Аргумент из текста учащиеся находили путем анализа текста. С этим заданием дети обычно  справляются. А вот с аргументами из жизненного опыта было гораздо сложнее.  Часто выясняется, что слова жизненный опыт дети понимают уж слишком буквально: это то, что было в их личной жизни.Необходимо объяснить, что это с этим понятием могли сталкиваться твои знакомые, родители, детям рекомендуется вспомнить  недавно прочитанную книгу, просмотренный фильм, телепередачу, исторический факт и т.д.)

Тоже даём алгоритмы (этапя работы над сочинением 15.3(СЛАЙД 10)

1. Внимательно перечитай исходный текст.

2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? ( Доброта?).

3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.

4. Подбери материал для первого аргумента:

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в конкретном случае;

— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента

— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!);

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…

6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

 

Давай еще раз поговорим о композиции сочинения. В сочинении 15.3. может быть четыре абзаца.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления

2 абзац – аргумент из исходного текста;

3 абзац – аргумент из жизненного опыта;

4 абзац – вывод.

Для оформления вступления учащиеся могут использовать речевые клише:

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

В данной фразе автор выражает мысль о том, что…

В последней части сочинения учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод. Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам.

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

- психологический настрой  учащихся;

- организация информационной работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;

- создание методической базы и банка тестовых заданий; 

-  ресурсы ИКТ  (цифровые  образовательные  ресурсы,  а  также  Интернет - ресурсы);

- работа   с   текстом;  

- дополнительные занятия в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;

- диагностика уровня подготовки учащихся

- индивидуальные  папки учащихся 9-11-ых классов.

Мы, учителя – практики,  понимаем, что проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе. 

Каждому известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть ошибки и работать над ними, но до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам хорошо знакома ситуация, когда заучивание учащимися орфографических правил не обеспечивает эффективности их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся.

Психологический настрой учащихся

В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И действительно для многих это очень серьезное испытание».

ОГЭ и ЕГЭ являются не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость выпускников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации. Считаю очень важным условием успешной подготовки к экзамену, а затем и сдачи его, наличие положительного контакта учитель-ученик, отсутствие нервозности, создание благоприятной атмосферы. Я стараюсь внушить детям уверенность в том, что им по силам успешно сдать экзамен.

Сама же я советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

Ø пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

Ø внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

Ø если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

 

Ø если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

       Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ

 

Важным условием формирования  психологической устойчивости обучающихся является организация информационной работы по подготовке к ГИА.

В течение учебного года с девятиклассниками и их родителями  проводится изучение нормативно - правовых документов  по итоговой аттестации.

В ходе подготовки к ГИА  необходима тесная связь с родителями. Подготавливая  обучающихся к экзаменам,  неоднократно проводим родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки  и уровне готовности каждого выпускника. Также для родителей проводится анализ пробного ОГЭ. Родители должны быть в курсе состояния уровня подготовки их детей к итоговой аттестации.

Целесообразно знакомить выпускников с критериями оценивания ГИА. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.

В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему  предъявляются. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Создание методической базы и банка тестовых заданий

В начале учебного года по мере выхода издания текущего года приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9 - 11 классах, утверждённых ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ. Пособия позволяют эффективно организовать как фронтальную работу в классе, так и самостоятельную - дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы. Чаще всего в своей работе я использую методические пособия под редакцией И.В. Цыбулько, Г.Т. Егораевой,   Н.А., Сениной.

Накоплен банк тестовых заданий. В своей работе я применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.

 

Цифровые образовательные ресурсы

В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые очень эффективно  помогают в подготовке  к экзамену моим ученикам. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя.

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю старшеклассникам выполнить их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы  в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. 

Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты ФИПИ ГИА-9 - http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge, 

Второй год работаю с такими площадками, как «ЯКласс», «Решу ОГЭ»

«ЯКласс» — образовательный онлайн-ресурс, начавший работу в 2013 году. Технология сайта позволяет проводить электронные тестирования и генерировать задания, уникальные для каждого ученика.

«Решу ОГЭ» – уникальный сервис, позволяющий осуществить качественную самостоятельную подготовку для сдачи ГИА. Рабочие программы сервиса ежегодно актуализируются под все нововведения, что позволят подготовиться именно к тем типам заданий, которые будут представлены на ОГЭ в текущем учебном году. При выполнении заданий сервис указывает на допущенные ошибки и конкретизирует те области знаний, где необходимо получить более глубокие познания. Теоретический материал в совокупности с массой практических заданий позволяет подготовиться для эффективной сдачи ОГЭ абсолютно каждому.

При  подготовке к сочинению рекомендую учащимся сайт «Могу писать». «Могу писать» - это не просто сайт по русскому языку, а целая интерактивная среда обучения, окунувшись в которую, любой сможет стать более грамотным, чем был до этого.

Для повышения грамотности письма использую образовательную платформу «Орфо – 9». Онлайн-тренажёр способствует  запоминанию  слов с трудным правописанием.

Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

Работа с текстом.

Первым заданием ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5 класса. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами.  Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Подсчитываем количество слов. Такие уроки провожу с 5 по 9 классы. С 8 класса начинаем более детально работать над изложением с использованием  аудизаписи. К концу 8 класса сильные ребята уже хорошо выполняют данный  вид работы. В 9 классе отрабатываем это умение.

Более сложной задачей, чем обучение работе с тестом, является формирование комплекса умений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Кроме того, при работе с художественным текстом на уроке литературы предлагаю уже с 5 класса задания по формулировке темы и проблемы текста, авторской позиции, подбору аргументов к той или иной проблеме. Уже с 7-8 класса собираем базу аргументов по разным проблемам.

Особую тревогу у учащихся вызывает написание сочинения. Работу над сочинением  начинаю с ознакомления с критериями оценивания, затем обучаю правилам построения текста сочинения.
      Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты,  используемые при рецензировании.                   
      А потом  начинается работа –трудная, кропотливая. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. 
     Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы.  На уроке, в то время, когда ребята самостоятельно пишут сочинение по предложенному тексту, я тоже выполняла аналогичную работу, а затем после того, как ребята зачитывали работы, предлагала свой вариант. Считаю, что такая работа  дает положительный результат. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивания сочинения, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
     Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.      Следующий этап - репетиционный - пробный школьный экзамен в формате ОГЭ, проводимый в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению экзамена. И последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ результатов ОГЭ, выявление недочетов. По результатам экзамена я индивидуально работала с каждым учеником: объясняла по баллам, почему получил столько  по каждому критерию, и как надо было написать, выполняли работу над ошибками. Считаю эту работу очень важной для конечного результата.

 

 

Дополнительные занятия в системе подготовки к ГИА.

Важным элементом подготовки к ОГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении, кто от волнения,  кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении  ведётся с отдельными учащимися на индивидуально-групповых занятиях.

Диагностика уровня подготовки учащихся

 

Немаловажным моментом является создание реальных условий проведения ОГЭ. Совместно с администрацией в школе проводятся пробные экзамены. Опыт  свидетельствует, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы над тестом, снижает уровень тревожности перед итоговой аттестацией, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться в условиях ОГЭ.

Большое внимание уделяю диагностическим работам, которые соотнесены по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ОГЭ. На первых уроках провожу диагностическую работу, составленную по принципу ОГЭ и ЕГЭ. Данная контрольная работа позволяет учащимся увидеть пробелы в своих знаниях, уровень своих возможностей, спланировать самостоятельную работу; мне же, как учителю, выявить не только уровень базовых знаний, но и то, какие вопросы и задания вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения. К тому же данная диагностическая работа помогает мне при планировании индивидуальной, групповой и коллективной работы на дополнительных занятиях и при планировании непосредственно уроков русского языка.

В  9 классах провожу 2 пробные экзаменационные работы в формате  ОГЭ.  

Даётся полный анализ работ с выстраиванием рейтинга учащихся, определением процента  ошибок  в разных заданиях,  типа ошибок как в целом по классу, так и по каждому ученику в сравнении с результатами предыдущей работы.  Данные размещаются в классном уголке, выхожу на родительские собрания, комментирую результаты. Обязательно проводим работу над ошибками,  как в рамках урока, так и во внеурочное время (групповые и индивидуальные консультации по определенному графику). Это помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать дальнейшую работу, так как посредством индивидуальных консультаций ученику легче выявить причину своей ошибки. Особое внимание уделяю перспективным ученикам, которые могут сдать ОГЭ  на высокий балл. Для них провожу в системе индивидуальные консультации,  в том числе с использованием Интернет (электронная почта, скайп).

          Таким образом, система составления заданий, отслеживание результатов их выполнения, использование обратной связи для коррекции позволяет мне вывести учащихся на более высокий уровень овладения предметным содержанием и способами деятельности, проектировать индивидуальные образовательные траектории. И, конечно, создаёт условия для успешной сдачи  ОГЭ.

Индивидуальные папки учащихся

В 8, 9 классах мои ученики ведут папки для подготовки к ГИА. В них постепенно накапливается весь материал, необходимый для успешной сдачи ОГЭ. Материал структурирован в соответствии с заданиями. Важно, чтобы учитель контролировал систематическое использование данных папок учащимися.

 

    Системный подход при подготовке к экзамену обязательно принесёт свои результаты. Но при этом нужно помнить, что результатов можно добиться только в тесном сотрудничестве учитель – ученик при поддержке и содействии родителей.

    Считаю очень важным, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ОГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену. 
      Мне удалось остановиться  на основных моментах своей работы, а результаты говорят, что она эффективна. В прошлом году мои выпускники сдали ОГЭ по русскому языку с максимальным баллом – 100, 75 баллов и выше – 6 учеников из 35, а средний балл составил 55,5.  На мой взгляд, составляющие успеха моих учеников – это,  прежде всего, целеустремленность, упорный труд и вера в себя, в свои силы.  Хочется верить в то, что выпускники на экзамене улучшат свой результат и оправдают наши надежды

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Практикум №1

Слайд 1

Тема  «Использование развивающих и творческих заданий на уроках русского языка и литературы при подготовке к итоговому собеседованию».

 

Цели:

Образовательные

·         подготовка к выполнению заданий итогового собеседования,

Развивающие:  

·         развитие творческой, речевой и мыслительной активности;

·         развитие интереса к предмету на основе языковых впечатлений. 

Воспитывающие: 

·         формирование нравственных качеств учащихся;

·         воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества;

·         привитие культуры речевого общения

 

До начала нашего занятия проведём небольшую интеллектуальную разминку. Воспользовавшись наименьшим числом моих подсказок, «вычислите» загаданный предмет.

1

5.   ЭТО – древнейший прибор.

4.   ЭТО достоинство карты.

3.   ЭТО – заменители балла.

2.   С ЭТИМ не справилась мартышка.

1.   Это нарисовано на капюшоне королевской кобры.

(Очки)

2

2.  ТАК называют самую лёгкую байдарку.

1.  ЭТО листы огородного растения.

2.  ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.

1.   Раньше без НЕГО не писали ручки.

1.   У птиц ОНИ заменяют шерсть.

(Перо)

Слайд 2

Определите известные фразеологизмы, если все слова фразы «Перевёрнуты», замените антонимами.

 Слайд 3

Перевёрнутые фразеологизмы

Ответ

1.

Мокнуть от ненависти

Сохнуть от любви

2.

Этак вон там кошка вырыта

Так вот где собака зарыта

4.

Взять красный переулочек

Дать зелёную улицу

5.

Три ботинка – не комплект

Два сапога – пара

6.

Двумя войнами отмытые

Одним миром мазаны

7.

Мочало развязывает

Лыка не вяжет

Слайд 4 - Ответы

Слайд 5

По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова.

Слайд 6

5. Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.

4. Этот предмет находился рядом с рекой.

3. Герои принадлежали к совершенно разным классам.

2. По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.

1. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.

«Лебедь, Рак и щука»

Слайд 7 (2 басня)

Слайд 8  картинка - ответ

Слайд 9

                                                         Детство

                                  Творческая мастерская письма

Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего воспитанника.

Слайд 10

1.     А сейчас сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в состояние внутреннего самосозерцания. Успокойте все внутренние органы вашего тела.

Слайд 11

 Скажите: «Мне легко и спокойно».

Слайд 12

2.     Глаза  закрыты. Вспомните своё детство.

 (Включается запись с детскими голосами).

Откройте глаза.

Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство. И сейчас мы окажемся в творческой мастерской письма.

Слайд 13

3.     Запишите тему «Детство».

Учитель записывает на доске, остальные – на листочках.

4. Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие.

5. Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром. А сразу ли вы вспомнили горькие слова? Давайте постараемся их не вспоминать.

Слайд 14

6. Вспомните свой детский альбом с фотографиями.

Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию.

Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими мы были в детстве? Запишите слова, которые описывают вас.

 

7.  Прочитайте слова, которые описывают вас. Дополните описание.

Слайд 15

8. Загляните вглубь себя, почувствуйте самые тонкие струны своей души. «Воспоминания» (ответы) запишите распространённым предложением:

- О чём вы переживали в детстве?

- Какие шалости и проделки совершали?

- Ваши детские радости.

- Ваши детские успехи.

- Любимая в детстве игрушка.

- Любимый герой.

- Самый любимый в детстве человек.

 

(Звучит музыка)

Слайд 16

9. Запишите те образы детства, которые особенно близки.

Учитель читает стихотворение  «Картины и образы детства».

Ивана Саввича  Никитина 

"Воспоминание о детстве"
Я помню дом наш деревянный,
Кусты сирени вкруг него,
Подъезд, три комнаты простые
С балконом на широкий двор,
Портретов рамы золотые,
Разнохарактерный узор
Причудливых изображений
На белом фоне потолков -
Счастливый плод воображенья
Оригинальных маляров,
Лампадку перед образами,
Большой диван и круглый стол,
На нем часы, стакан с цветами,
Под ним узорчатый ковер...
С каким восторгом я встречал
Час утра летнею порою,
Когда над сонною землею
Восток безоблачный пылал
И золотистыми волнами,
Под дуновеньем ветерка,
Над полосатыми полями
Паров вставали облака!
С какой-то тайною отрадой
Глядел я на лазурь небес,
На даль туманную и лес
С его приветливой прохладой,
На цепь курганов и холмов,
На блеск и тень волнистой нивы,
На тихо спящие заливы
В зеленых рамах берегов.

 

- Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!

Слайд 17

11. Составьте слова из букв слова «детство».

(Например: совет, тесто, вето, свет, тест, дот, сто и др.)

Запишите их в первый столбик. Во второй столбик напишите слова -ассоциации.

12. Чтение слов и дополнение списка.

 

13. Выберите единственное слово или словосочетание (из любого столбика) – самое тёплое, подчеркните его. Это – тема сочинения (каждый определяет свою собственную тему).

 

14. Напишите сочинение (10 фраз или предложений) или стихотворение (1-2 четверостишья).

 

15. Чтение сочинений, стихотворений.

Слайд 18

16. Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:

– Как я чувствовал себя на разных этапах работы?

- Моё настроение до начала занятия и сейчас (цвет)

Слайд 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практикум №2

Тема: «Подготовка к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку: синтаксис словосочетания и предложения»

 

Цели:

Образовательные

·         подготовка к выполнению тестовых заданий ОГЭ (типы подчинительной связи слов в словосочетании; синтаксис простого и сложного предложения);

·         тренировка навыков лингвистического анализа текста;

·         повторение сведений по  пунктуации;

·         умение писать сочинение по определению понятия.

Развивающие:  

·         развитие творческой, речевой и мыслительной активности;

·         развитие интереса к предмету на основе языковых впечатлений. 

Воспитывающие: 

·         формирование нравственных качеств учащихся;

·         воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества;

·         привитие культуры речевого общения

 

Ход занятия.

I.            Организационный момент.

II.            Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы упражняемся в выполнении заданий второй части экзаменационной работы ОГЭ. А именно: повторим синтаксис словосочетания и предложения. Ключевыми для практикума будут понятия:

типы связи в словосочетании

грамматическая основа предложения

ССП

СПП

Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными

III.             Типология заданий №7 – типы связи в словосочетании

1.Повторение сведений о словосочетании.

Закончим высказывания:

Если оба слова в словосочетании изменяются – это … (согласование)

Если зависимым словом является существительное, употребленное в том или ином падеже, - это… (управление)

Если слова связаны только по смыслу – это… (примыкание)

При замене словосочетания синонимичным оставляем без изменения … (главное слово)

2. «Разминка»

Заменить тип связи в словосочетании. Выполняем задания по замене словосочетаний синонимичными. Задания выполняем устно.

·         Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

 

Дружеский совет (совет друга)

Понимающий человек (человек с пониманием)

Человеческая доброта (доброта человека)

Жизненная основа (основа жизни)

 

·         Замените словосочетания, построенные на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью согласования.

 

Красота души (душевная красота)

Встреча друзей (дружеская встреча)

Добро без корысти (бескорыстное добро)

Щедрость души (душевная щедрость)

 

·         Замените словосочетания, построенные на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

 

Относится с уважением (уважительно относится)

Отозвался с гордостью (гордо отозвался)

Бросился с бесстрашием (бросился бесстрашно)

Выполнял со старанием (выполнял старательно)

 

·         Замените словосочетания, построенные на основе примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление.

 

Охранял заботливо (охранял с заботой)

Внимательно относится (относится с вниманием)

Радостно посмотрел (посмотрел с радостью)

Смотрели заинтересованно (смотрели с интересом)

 

3. Лингвистический диктант

Заменить в тексте подчеркнутые словосочетания синонимичными.

Дом из кирпича. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает хлебные корки. Молодой петух беззаботно гулял по двору. Щенок Фунтик прыгнул со смелостью к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух со злобой посмотрел на Фунтика.

 

Кирпичный дом. Во дворе стоит глубокая миска с водой. В неё хозяйка бросает корки хлеба. Молодой петух без забот гулял по двору. Щенок Фунтик смело прыгнул к миске и вытащил из воды съедобную корку. Петух злобно посмотрел на Фунтика.

 

IV.            Типология заданий № 12, 8, 11 – Сочинительная и подчинительная связь между частями сложного предложения. Грамматическая основа предложения.

В одном из заданий ОГЭ (12) необходимо указать тип связи между частями сложного предложения.

1. Составим алгоритм выполнения этого задания.

 

1). Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении

2). Выявить границы простых предложений в составе сложного.

3). Посмотреть, как связаны между собой простые предложения в составе сложного.

- если на границе простых предложений союзов нет – бессоюзное

- если на границе простых предложений сочинительный союз – ССП

- если на границе простых предложений подчинительный союз или союзное слово – ССП

Алгоритм на доске и памятки у учащихся у каждого.

 

2. Задание по тексту

В рабочих листах работаем с предложениями. Текст заготовлен на доске.

 

У каждого человека есть друзья, (1) и только благодаря дружбе человек может проявить лучшие черты своего характера. Владимир Высоцкий в своей песне очень точно подметил ситуацию, (2) когда некто «оказывается вдруг» другом. На самом деле, (3) ситуации, (4) в которых друг спасает друга от верной смерти, (5) случаются редко. А вот разные досадные мелочи приключаются часто, (6) и именно в этих мелочах проявляются истинные человеческие отношения.

 

Задания выполняются в соответствие с алгоритмом.

В итоге записываются в рабочем листе цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью; подчинительной связью.

В приведённых предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифруобозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью

1, 6 подчинительной связью 2,4,5______ .



3. Тренажер «Грамматическая основа предложения» (с сайта Интернета)

 

 

 

 

 

 

 

 

V.            Типология заданий № 13 – СПП с несколькими придаточными предложениями, виды подчинительной связи придаточных.



1. Экспресс-опрос.

Упражнение на избирательность. Задание: прослушать грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» верные утверждения и знаком « - » неверные утверждения.

+

8.      

Если в СПП несколько придаточных, то все они поясняют только главное

-

9.      

При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению

+

10.  

При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению

+

 

2. Составление схемы – обобщение

 

3. Цифровой диктант

По схемам предложения определите тип подчинения.

hello_html_m7f30f858.gifhello_html_m7f30f858.gifhello_html_1be667d1.gifhello_html_m47f238d7.gifЧто?

1.     [ ], (как …), (как …).

hello_html_m7c0569d1.gifhello_html_m47f238d7.gifhello_html_m200bc1c2.gifhello_html_27029b02.gifКогда? Что?

2.     (Когда …), [ ], (что …).

hello_html_m7f0bf53.gifhello_html_m7c0569d1.gifhello_html_m7f0bf53.gifhello_html_m7f30f858.gifhello_html_m7c0569d1.gifhello_html_m7c0569d1.gifhello_html_m47f238d7.gifhello_html_m47f238d7.gifЧто? Куда?

3.     [

Что? Какого?

], (как …), (где …).

4.     hello_html_m47f238d7.gifhello_html_m7f30f858.gifhello_html_m7f30f858.gifhello_html_36023a0d.gifhello_html_m47f238d7.gifhello_html_3368623d.gif

[

Где?

], (как …), (которого …).

hello_html_m525029e0.gifhello_html_27029b02.gifhello_html_27029b02.gifhello_html_m200bc1c2.gif

5.     (Где …), (где …), [ ].

Последовательное 3,4

Однородное 1,5

Параллельное (неоднородное) 2

 

4. Актуализация знаний – определить тип подчинения придаточных.

 

- Прочитайте высказывания известных людей о дружбе. Как вы их понимаете. Дайте характеристику этих предложений, определите вид подчинения, соотнесите со схемой.

 

Дружба – необходимость в жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. (Аристотель)

 

Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы. (Белинский В. Г.)



Так как уединение и жизнь без друзей полны интриг и страха, то сам разум советует обзавестись дружбой, которая должна быть истинной. (Цицерон)



VI.            Самостоятельная работа.

 

Выполнение типовых заданий второй части ОГЭ по синтаксису самостоятельно.

 

Задание 7. Замените словосочетание «стихотворную строчку», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________.

 

Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения: Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

Ответ: __________________________________________.

 

Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении: Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

 

Задание 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Больше всех восхищался тот,1 кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни,2 и вместе с тем ничего не было для него труднее,3 как написать стихотворную строчку.

Ответ: __________________________________________.

 

Задание 13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных:

(8)В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось. (12)Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

 

3. Проверка самостоятельной работы.

На доске ответы теста:

 

VII.            Итог занятия.

     - Сегодня мы повторяли изученные ранее сведения по русскому языку, готовились к выполнению тестовой части ОГЭ. Вспомнили синтаксис словосочетания и предложения.


 

Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)