Система подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике
Оценка 4.7

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике

Оценка 4.7
Документация
docx
информатика
5 кл—9 кл
20.12.2020
Система подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике
По результатам анализа подготовки к экзамену можно определить следующие направления: • информационное информирование; • предметная подготовка; • психологическая готовность.
статья КГВ подгот к ОГЭ.docx

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике.

Учитель информатики Крыжанкова Г.В.

В настоящее время главным результатом учительского труда многие считают успешность сдачи ОГЭ (или ЕГЭ) его выпускниками. Однако не секрет, что базовый уровень изучения  информатики  не рассчитан на подготовку обучающихся к успешной сдаче экзамена, а также к продолжению образования в вузах, а имеющаяся учебная нагрузка не может обеспечить усвоение необходимого объема знаний для  формирования умений  решать задачи по информатике. Тогда обучающимся, изучавших  информатику  на базовом уровне, трудно продемонстрировать на экзамене уровень подготовленности, необходимый для получения высоких отметок.

Следовательно,  учителю необходимо продумать систему организации подготовки обучающихся к ОГЭ. Начинать подготовку обучающихся  необходимо как можно раньше. Учитель информатики может делать это с 8 класса (по возможности и раньше) и на протяжении последующих лет работы в данном классе.

По результатам анализа подготовки к экзамену можно определить следующие направления:

·  информационное  информирование;

·  предметная  подготовка;

·  психологическая готовность.

Первое направление  осуществляю через «Уголки подготовки к итоговой аттестации». В них размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на ОГЭ, права обучающихся во время проведения экзамена, порядок подачи апелляции, советы обучающимся и их родителям, изменения в порядке проведения экзамена, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации прошлых лет.

На дополнительных занятиях, консультациях разъясняю эти документы.

На родительских собраниях, по приглашению классных руководителей, информирую родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ.

Начинаю со знакомства с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену. Необходимо систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы и рассмотреть возможные способы объяснения ученикам основных методов решения заданий.

Основу экзамена составляют следующие темы: «Информация и информационные процессы», «Информационные технологии», «Алгоритмы и исполнители», «Основы логики», «Программирование».

Анализируя кодификатор на предмет соответствия  учебным пособиям и примерными программами по информатике, можно сделать вывод, что  кодификатор не соответствует в полном объеме  примерным программам, значит,  подготовить учащихся к сдаче ОГЭ по информатике возможно при условии изучения недостающих тем в дополнительной форме (факультативы, элективные курсы, кружки).

Не будет лишней реклама  печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки обучающихся к экзамену, а также организация практикумов по заполнению бланков ответов №1 и №2.

В работе по второму направлению использую банк вариантов КИМов прошлых лет, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.

Работу по подготовке к экзамену в формате ОГЭ можно разбить на две части.

Первая состоит в том, что в планы занятий вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ГИА практически на каждом уроке. Планы уроков, начиная с 7-8-го классов,  должны заканчиваться пунктом «Примеры заданий из ОГЭ». Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в формате, соответствующем экзамену.

После прохождения какой-либо темы, которая объединяет в себе несколько уроков, провожу контроль знаний. Контроль состоит из заданий, подобных заданиям ОГЭ. Тестирование можно проводить в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляю, используя многочисленную литературу с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Стараюсь выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения экзамена по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ОГЭ, а также из сборников для подготовки к экзамену,  допущенных Министерством образования и науки. Моя задача при подготовке к урокам – выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

Широкое использование системы тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты  могут носить  не только контролирующие, но и обучающие, закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

  Вторая часть предпо­лагает разработку программы дополнительных заня­тий по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена по предмету.

На первых же уроках в 9 классе провожу диагностический тест, который позволяет выявить пробелы в изучении предмета. На основании этого разрабатываю  программу дополнитель­ных занятий. Они ориентированы  как на сильных учащихся, с которыми разбираю задания повышенной сложности, так и на  слабоуспевающих учащихся, с которыми отрабатываю базовые  умения и навыки.  Каждое экзаменационное задание анализируется, дается не­обходимая теоретическая база для решения того или иного задания, рассматриваются  способы решения,  а также предлагаются тестовые варианты, чтобы закрепить тему. В практической деятельности показываю, как оптимально выполнять тесты, какие типовые ошибки допускают ученики, какие «ловушки» встречаются в заданиях, как действовать, если ответ неизвестен.

Часто перед многими обучающимися стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить что-то еще раз  из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить в нужный момент помощь. Эта проблема решается через  групповые  формы работы.  Класс разбивается на небольшие группы или пары, в которых объединены дети с разным уровнем знаний. Задания выполняются группой (парой), при этом поощряется обсуждение, опрос друг друга. Затем группа (пара) должна защитить свое решение.  Таким образом,  ученики получают возможность обучать друг друга в процессе общения, а учитель  направляет работу, частично помогает, корректирует.

Чтобы проконтролировать прохождение всех заданий и увидеть  картину готовности  ученика  к экзамену,  провожу мониторинг с помощью  зачетного листа (приложение). Зачётный лист включает в себя каждую изучаемую или повторяемую тему. Перечисляются все запланированные проверочные работы, которые определяют уровень овладения обучающимися базовыми знаниями по данной теме. После проведения проверочной работы в зачётный лист выставляется отметка. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность пересдать проверочную работу. Таким образом,  достоверно видны успехи каждого обучающегося, а ученик, в свою очередь, узнает уровень своей подготовленности. С обучаю­щимися,  у которых выявились затруднения, проводятся дополнительные  консульта­ции. Во втором полугодии  провожу репетиционные (тренировочные) работы в школе, стараясь создать реальные условия проведения ОГЭ по предмету.

До репетиционной экзаменационной работы каждый ученик должен по всем проверочным тематическим работам иметь положительную отметку.  Таким образом, ученики к репетиционной работе подходят как минимум на базовом уровне. После каждой работы зачётный лист  можно предлагать на подпись родителям,  чтобы они имели возможность следить за подготовкой  их ребенка к экзамену.  Итак,  зачетный лист: 1) позволяет учителю иметь постоянную информацию об уровне  овладения учебным материалом по каждой теме, своевременно принимать меры по коррекции пробелов,  2)  повышает  мотивацию учащихся к учению,  3) помогает  привлечь родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение  детей.

Третье направление – сформировать психологическую готовность. Понятно, что повышенный уровень  тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое состояние. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность, на выполнение заданий. К работе по этому направлению можно привлечь психолога школы, изучить с обучающимися памятки по организации подготовительного процесса и по поведению во время экзамена, отработать рассмотренные правила поведения во время занятий и репетиционных работ.

Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ГИА. Опыт показывает, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться к условиям аттестации.

 

Приложение.

Зачетный лист

по подготовки к ОГЭ по информатике

______________ учебный год

Ф.И.О. ученика _____________________________________________________

Класс___________

 

Тема занятия

Дата занятия

Результат проверочной работы

Дата пересдачи

Результат пересдачи

Подпись родителей

Диагностическая работа

 

 

 

 

 

А1. Умение оценивать количественные параметры информации-онных объектов.      

 

 

 

 

 

А2. Умение определять значение логического выражения.  

 

 

 

 

 

А3. Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов.

 

 

 

 

 

А4. Знание о файловой системе организации данных.

 

 

 

 

 

А5. Умение представлять формульную зависимость в графическом виде.

 

 

 

 

 

А6. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.         

 

 

 

 

 

В7. Умение кодировать и декодировать информацию.

 

 

 

 

 

В8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алго-ритмическом языке.

 

 

 

 

 

В10. Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке.

 

 

 

 

 

В11. Умение анали-зировать информацию, представленную в виде схем.  

 

 

 

 

 

В12. Поиск информации в базе данных по сформулированному условию.

 

 

 

 

 

В13. Знание о дискретной форме представления чис-ловой, текстовой, графической и звуковой информации.

 

 

 

 

 

В14. Запись простого линейного алгоритма для формального исполнителя.

 

 

 

 

 

В15. Умение определять скорость передачи информации.

 

 

 

 

 

В16. Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки.

 

 

 

 

 

В17. Умение использовать инфор-мационно-комму-никационные технологии.

 

 

 

 

 

В18. Умение осуществлять поиск информации в Интернете.

 

 

 

 

 

Репетиционная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Система подготовки обучающихся к

Система подготовки обучающихся к

Анализируя кодификатор на предмет соответствия учебным пособиям и примерными программами по информатике, можно сделать вывод, что кодификатор не соответствует в полном объеме примерным программам, значит,…

Анализируя кодификатор на предмет соответствия учебным пособиям и примерными программами по информатике, можно сделать вывод, что кодификатор не соответствует в полном объеме примерным программам, значит,…

Каждое экзаменационное задание анализируется, дается не­обходимая теоретическая база для решения того или иного задания, рассматриваются способы решения, а также предлагаются тестовые варианты, чтобы закрепить тему

Каждое экзаменационное задание анализируется, дается не­обходимая теоретическая база для решения того или иного задания, рассматриваются способы решения, а также предлагаются тестовые варианты, чтобы закрепить тему

Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность, на выполнение заданий

Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность, на выполнение заданий

В8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алго-ритмическом языке

В8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алго-ритмическом языке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020