Система приемов технологии развития критического мышления на уроке и во внеурочной деятельности.
Оценка 4.7

Система приемов технологии развития критического мышления на уроке и во внеурочной деятельности.

Оценка 4.7
docx
биология
5 кл—11 кл
31.03.2020
Система приемов технологии развития критического мышления на уроке и во внеурочной деятельности.
Материал содержит характеристику приемов технологии развития критического мышления. Предназначен для преподавания биологии, для учителей, работающих в 5-11 классах.
Приемы ТР критического мышления.docx

Система приемов технологии развития критического мышления на уроке и во внеурочной деятельности.

Выполнила: Комарова И.Ю., учитель биологии

Прием

Описание

Стадия, примечания

Корзина идей

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации. 

 

                                                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Приём позволяет сформировать у обучающихся такие универсальные учебные действия, как:

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,

- умение выражать свои мысли;

- формирования навыков смыслового чтения

Вызов

Мозговой штурм

Это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 этап: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности.

Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо

большему числу учащихся. [Андреев В.И. 1998]

Вызов

«Парная мозговая атака»

Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по теме. Для данного задания устанавливается жёсткий лимит времени. Обычно 2-3 минуты. Данный приём помогает учащимся, для которых затруднительно высказать своё мнение перед большой аудиторией.

Вызов

Верите ли Вы?

Учитель просит учащихся ответить на вопросы и обосновать своё мнение.

Вызов

Ключевые термины

Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

Вызов

Рефлексия.

Перепутанные логические цепочки

Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины».

Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Вызов

Рефлексия

Кластеры

Это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формулируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).

Вызов

Стадия рефлексии.

Осмысления.

 

 

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Кластер является отражением нелинейной

формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым

штурмом»

Групповая дискуссия

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

 

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так

и на стадии рефлексии.

Дискуссия «Совместный поиск»

Иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. В этом случае помогает данный прием. Проблемный вопрос для совместного поиска может подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у самих учащихся в процессе обсуждения. Когда вопрос озвучен и сформулирован, учащиеся записывают его в тетрадь, а затем в течение заданного времени обдумывают и записывают ответ. После этого начинается дискуссия. По ходу диалога желательно вести регистрационный журнал, в которой кратко фиксируется идея и автор идей. В роли регистрационного журнала может выступать и классная доска.

Смысловая стадия (стадия осмысления)

 

Прием «Перекрестная дискуссия»

Технология проведения включает в себя несколько этапов:

1. Формулировка вопроса (вопрос, выносимый на перекрёстную дискуссию, должен быть проблемным, неоднозначным). Он записывается посередине страницы.

2. Составление списка аргументов “за” и “против”.

 

На этапе составления списка аргументов можно предложить такой алгоритм работы:

v    Когда каждый набрал определённое количество аргументов, можно обсудить их в группе или в паре.

v    Затем идёт озвучивание аргументов: “за”, потому, что… или “против”, потому, что… Учитель следит, чтобы ребята внимательно слушали друг друга и записывали наиболее понравившиеся аргументы.

 

Закончить урок можно индивидуальной работой. (Учащихся просят ещё раз посмотреть на таблицу и ответить на вопрос дискуссии. Ответ может быть кратким или развёрнутым, можно предложить короткое сочинение-размышление). Отдельным учащимся можно предложить схему письменной работы.

ü  Моя позиция.

ü  Краткое обоснование.

ü  Возможные возражения.

ü  Аргументы в пользу моей позиции.

ü   Заключение.

Смысловая

«Тонкие» и «Толстые» вопросы

Тонкие вопросы помогают понять, как ученики поняли материал, в большинстве они не требуют развёрнутого ответа.

“Толстые” же вопросы – это проблемные вопросы. Данный приём может быть использован и на стадии вызова и на стадии осмыслении.

                       «Толстые» вопросы:                             «Тонкие» вопросы:

                  Дайте объяснение, почему?                                      «Кто?»

                  Объясните, почему?                                                  «Что

Вызов

Рефлексия

Смысловая

Инсерт

 

I - interactive
N - noting
S - system
E - effective
R - reading

and

T - thinking

 

 

Самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления

 

Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:

v   “V”   галочкой отмечается то, что известно (уже знал);

v  “–”     знаком “минус” помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения, (думал иначе);

v   “+”   знаком “плюс” помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным (новое);

v   “?”   вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно или встретилась неизвестная, спорная информация (не понял, есть вопросы).

 

Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова.

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. 
   "Как читать текст, сохраняя интерес к теме?" 

Делайте пометки. Несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" .

·         Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

·         Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

·         Следующим шагом может стать заполнение таблицы "Инсерт", количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

·         После работы над текстом и заполнением таблицы организуется обсуждение проблемы

 

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление,

рефлексия.

Стадия вызова.

Стадия осмысления.

Стадия рефлексии.

 

ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения в

дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для

эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г;

модификация Мередит и Стил, 1997г).

Стратегия «Зигзаг»

Требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Этот прием используется при изучении и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Сколько частей выделено, столько и должно быть групп (6 фрагментов – 6 групп ). Эти первоначальные группы мы называем «родные».

1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

    2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (кластер, таблицу, рисунок). По окончанию работы учащиеся создают новые группы (по одному человеку от первоначальных рабочих групп), учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

    3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".  Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой (т.е. на стадии рефлексии ученики возвращаются в свои «родные» группы и пересказывают друг другу свои фрагменты по скорректированным схемам).

В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

4.  Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. 

(После того, как закончился пересказ в «родных» группах, представители экспертных групп рассказывают у доски содержание своих фрагментов по общей схеме. Остальные слушают и записывают возникающие при прослушивании вопросы. После окончания своего рассказа эксперты отвечают на эти вопросы. Вопросы, на которые никто не смог ответить, записываются на доске).
   Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

 

Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.

 

 

 

 

Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных приёмов.

Либо может не быть стадии вызова.

На стадии осмысления содержания ученики читают свой фрагмент текста на своей карточке, выделяют главное, новые непонятные слова. Каждый составляет какую-либо схему текста (кластер, рисунок, таблицу).

На стадии рефлексии ученики возвращаются в свои «родные» группы и пересказывают друг другу свои фрагменты по скорректированным схемам.

В конце урока возвращаются к заданиям стадии вызова (при наличии стадии вызова).

 

Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками

Остановки в тексте - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.

5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, эссе, синквейн.

Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление . Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.

На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы.

 

Этот прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием «Чтение с остановками» помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий. От учащихся требуется связное монологическое высказывание.

Данный прием содержит все стадии технологии.

На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, эссе, синквейн.

Чтение с остановками целесообразно использовать на стадии

осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на

стадии вызова и рефлексии.

 

Чтение с остановками и Вопросы Блума - условное название

методического приема организации чтения с использованием разных типов

вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бортовой журнал

Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала. Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте «Дневник исследователя», перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

               Что мне известно по данной теме?                   Что нового я узнал?

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться. 

Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться.

На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально.

На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста.

Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.

 

Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

                                            Цитата:                    Комментарии:

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

 

"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного:

Цитата:    Комментарии. Почему эта цитата привлекла Ваше внимание?   Вопросы к учителю:

 

Он  может стать ведущим приемом на смысловой стадии.

Дерево предсказаний

Используется для формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.

1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения по какой-либо теме.

2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной схеме, где:

ü  ствол дерева – тема,

ü  ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено),

ü  листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно.

3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.

Вызов

Осмысления

Рефлексия

(аналог кластера)

 

 

Верные, неверные утверждения

Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия.

После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

На всех стадиях…

Денотатный граф

Используется для систематизации и наглядного графического представления существенных признаков рассматриваемого понятия.

Правила составления денотатного графа:

1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:

ü  глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;

ü  глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;

ü  глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;

ü  глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Внимание! Денотатный граф составляется сверху вниз. Вначале нужно подобрать глаголы, а только потом сопоставить с ними признаки.

Осмысления…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Фишнбоун» («Рыбий скелет»)

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Осмысления…

 

 

 

Таблица «Плюс-минус-интересно» (ПМИ)

Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

·         «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»

·         «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

·         «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

При использовании ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно".

Осмысление…

Таблица «ЗХУ»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Все стадии

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

· Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. · Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему птицы осенью улетают в теплые края?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

· Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей были крылья?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

· Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать результат фотосинтеза?», «Как бы вы поступили на месте ученого в данной ситуации?».

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Вызов

Рефлексия

Смысловая

 

 

 

 

Эссе

Напомним, что эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень ("Опыты" 1580г.). В настоящее время эссе часто называют "потоком сознания, перенесенного на бумагу". Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на "свободное письмо"). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления.

Модель написания эссе:

1.       Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.

2.       Работа над черновиком.

3.       Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.

4.       Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

5.       Публикация. Чтение на аудиторию.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.

Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка:

1.       Обсуждаемая тема (проблема).

2.       Моя позиция.

3.       Краткое обоснование.

4.       Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.

5.       Причина, почему данная позиция все же правильна.

Заключение.

Стадия рефлексии

 

 

 

 

РАФТ

Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.

Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.

Рефлексия

Диаманта

Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. 
Можно предложить ребенку написать диаманту на темы: дождь – засуха, Вселенная – частичка, Онегин – Ленский.

Рефлексия

Синквейн

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова к первому, который повторяет суть темы на философско-обобщенном уровне или эмоционально-образном.

Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Как это делать:
Название (обычно существительное)
Описание (обычно прилагательное)
Действия (глагол)
Чувство (фраза)
Повторение сути

Пример синквейна:

Лягушка

Холодная, зеленая, беззащитная

Живет, растет, питается

Важна всем в экосистеме!

Берегите!

Организационные формы работы с синквейнами:

ü  Самостоятельно при выполнении домашней работы.

ü  Самостоятельно на уроке.

ü  В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.

ü  В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.

ü  При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.

Стадия рефлексии

 

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение,

состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.

 

 

 

Хоку (Хайку)

Краткие правила написания хайку:

1.       Три строчки и 17 слогов: 5 + 7 + 5.

2.       Должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или времени суток.

3.       Должно показывать и передавать, но не называть и не объяснять.

4.       Не должно быть рифмы.

5.       Повествование ведется в настоящем времени.

6.       Первые две строчки описывают некое явление, на третьей строке подводится итог сказанному на предыдущих строчках.

7.    Может строиться на приеме сопоставления двух объектов, явлений или действий.

Рефлексия

 

 

«Шесть шляп мышления»

В практику развития мышления метафору «шести шляп» ввел известный психолог Эдвард де Боно. Выражение «put on your thinking hat (cap)» (дословно: надень свою мыслительную шляпу) на русский язык можно перевести как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Э. де Боно предлагает «поразмыслить» шестью различными способами.

Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.).

Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

Рефлексия в «шести шляпах» может осуществляться не только в группе, но и индивидуально. Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки могут быть ценны сами по себе, а могут быть использованы при написании заключительного эссе.

Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…

Белая шляпа

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа» и т. д.

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему. Например, «Наиболее эффективным решением экологической

проблемы в Северо-Западном регионе будет строительство частных магистралей, потому что…».

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. «Эта химическая реакция осталась для нас непонятной, потому что мы мало решали задачи, связанные с ней».

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа. «Финал “Поединка” вызвал у меня чувство растерянности и обреченности».

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале. «Если бы Достоевский описал старуху-процентщицу более детально, описал ее чувства и мысли, восприятие поступка Раскольникова было бы иным».

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

Рефлексия

 

 

«Прием незаконченных предложений»

Например, “…если бы земноводные не вышли на сушу, то…

 

 

Вызов

«Прием белых пятен»

Учащимся предлагают написать вопрос, ответ на который они сегодня не получили или термины, которые для него остались непонятны. Полученные учителем ответы помогут спланировать следующий урок.

 

Взаимоопрос

Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. [Заир-Бек С.И. 2005]

Осмысления

Заполнение сводной таблицы

 

 

Экспертиза

Объяснение материала

 

МФО (метод фокальных объектов)

Объяснение материала

 

 

 

 

Круги по воде

Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Вызов

Рассыпанный текст

Учащиеся составляют вариант сообщения по теме в группах, используя предложения как опору. Предложения даны вразброс. Затем варианты обсуждаются и учащиеся приходят к единому образцу для сообщения.

Все этапы

Ассоциации

Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения — какие ассоциации вызывает эта тема? Например, озвучивается название произведения. Какие ассоциации вызывает это название? Что может происходить в рассказе с таким названием? и т.д.

Вызов

 

Многие другие приемы:

 

Загадка

 

Вызов

Рефлексия

Оживи картинку

 

Вызов

Рефлексия

Бином фантазии

 

Вызов

Рефлексия

Театрализация

 

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Ролевая игра

 

Вызов

Рефлексия

Интеллектуальная разминка

 

Вызов

Ролевой проект

 

Рефлексия

Исследовательский проект

 

Рефлексия

Линии сравнения в «концептуальной» или «сводной» таблицах

 

Вызов

Рефлексия

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
  2. Бутенко, А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
  3. Волков, Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки .http://evolkov.iatp.ru/critical_think/
  4. Галактионова Т. А., Загашев И. О., Заир Бек С. И., Муштавинская И. В., Трифонова Е.А. Современный студент в поле информации и коммуникации. – СПб., 1999.
  5. Загашев И. О., Заир Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  6. Загашев И. О., Заир Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  7. Заир Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
  8. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 – 223с.
  9. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
  10. Кларин М.В. Инновационные модели изучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994.
  11. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4
  12. Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  13. Муштавинская И. В. Рефлексивные технологии в обучении взрослых. – СПб.: СПбАППО, 2008.
  14. Муштавинская И. В. «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя». – ООО «Литрес», 2008.
  15.   Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
  16.   Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003.С. 97-110.
  17. Темпл, Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил //Пособие, -М., Изд во

ин-та «Открытое общество», 2002.- 105 с.

  1. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000, 512с.

 

Система приемов технологии развития критического мышления на уроке и во внеурочной деятельности

Система приемов технологии развития критического мышления на уроке и во внеурочной деятельности

Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты)

Алгоритм работы: 1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты)

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины

Вызов Стадия рефлексии. Осмысления

Вызов Стадия рефлексии. Осмысления

Аргументы в пользу моей позиции

Аргументы в пользу моей позиции

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы

В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления

В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления

Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики

Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики

Бортовой журнал Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала

Бортовой журнал Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала

Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т

Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т

Верные, неверные утверждения

Верные, неверные утверждения

Система приемов технологии развития критического мышления на уроке и во внеурочной деятельности.

Система приемов технологии развития критического мышления на уроке и во внеурочной деятельности.

Фишнбоун» («Рыбий скелет»)

Фишнбоун» («Рыбий скелет»)

Таблица «Плюс-минус-интересно» (ПМИ)

Таблица «Плюс-минус-интересно» (ПМИ)

Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов

Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов

Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена

Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст?

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст?

Действия (глагол) Чувство (фраза)

Действия (глагол) Чувство (фраза)

Хоку (Хайку) Краткие правила написания хайку: 1

Хоку (Хайку) Краткие правила написания хайку: 1

Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…

Но будем помнить, что важная задача фазы рефлексии – определение направлений для дальнейшего развития…

Прием незаконченных предложений»

Прием незаконченных предложений»

Круги по воде Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова

Круги по воде Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова

Литература: Богатенкова

Литература: Богатенкова

Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник

Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2020