Система работы образовательной организации по реализации требований ФГОС в области проектной деятельности обучающихся
Оценка 4.8

Система работы образовательной организации по реализации требований ФГОС в области проектной деятельности обучающихся

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
5 кл—11 кл
26.04.2023
Система работы образовательной организации по реализации требований ФГОС в области проектной деятельности обучающихся
статья на конференцию.docx

Система работы образовательной организации по реализации требований ФГОС в области проектной деятельности обучающихся

 

Сидорова Юлия Геннадьевна, МАОУ СОШ № 74,

учитель истории, г. Ижевск, yul1605066@yandex.ru

 

 

  Особенностью ФГОС является требование организации проектной деятельности обучающихся как неотъемлемой части образовательной программы в школе.

  В этом направлении в МАОУ СОШ № 74 г. Ижевска накоплен определенный опыт.          Результаты реализации проектной деятельности в урочное и внеурочное время представлялись педагогами и обучающимися школы на различных уровнях. В 2016 г. Учреждение стало победителем конкурсного отбора МОиН РФ в рамках ФЦПРО «Инициативный инновационный проект» «Формула социальной компетентности: сетевое взаимодействие ученических сообществ». Ежегодно обучающиеся школы представляют итоги работы над проектами на фестивалях, конкурсах федерального уровня.

  Согласно требованию ФГОС, необходимо освоение опыта проектирования всеми обучающимися, что предполагает определенную организацию в школе проектной деятельности. Проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие метапредметных результатов, организована с учетом возрастных особенностей, интересов, потребностей обучающихся, преемственности между уровнями обучения, системности преподавания.

Существовавшая в школе организация проектной деятельности не позволяла включить всех обучающихся в проектирование с целью формирования и развития проектных способов деятельности. Анализ проблемы позволил выявить ряд причин:

¾  отсутствие условий (мероприятий, образовательных событий) для включения всех обучающихся в проектную деятельность;

¾  отсутствие системы работы, преемственности в организации и реализации проектной деятельности;

¾  нацеленность образовательного процесса на достижение предметных результатов.

В учебный план ОУ были включены предметы, направленные на формирование и развитие проектного мышления (Основы проектной деятельности, Методология проектной деятельности) в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Сегодня на рынке образовательных материалов представлено множество методических разработок и рекомендаций, использование которых позволяют увеличить количество обучающихся, вовлеченных в проектную деятельность, но они не позволяют надежно оценить результаты обучающихся с учетом преемственности между начальной и основной школой, особенностей проектной деятельности. Так, у педагогов школы родилась идея разработать такое образовательное событие, которое позволит не только охватить проектированием абсолютное большинство обучающихся школы, исходя из их интересов, психологических и возрастных особенностей, но и благодаря проведению которого появится возможность оценки уровня сформированности метапредметных умений.

Таким образовательным событием стал Проектный день - это форма организации проектной деятельности обучающихся, когда в течение одного учебного дня дети выполняют проект или учебное исследование.

В рабочих программах по курсу «Основы проектной деятельности» выделяются часы на промежуточную и итоговую аттестацию. Проектный день проводится в субботу, за счет часов, которые выделены в программах курсов. В связи с тем, что в школе обучается около 1700 человек, для каждой параллели Проектный день проводится в разное время.

Технология проведения Проектного дня предполагает:

¾  подготовку плана (сценария) Проектного дня (выбор темы, разработка кейсов, оценочных материалов, подбор участников);

¾  деление детей на группы (если Проектный день используется для того, чтобы ребята представили, чему они научились в течении освоения курса «Основы проектной деятельности», то можно их распределить по группам заранее);

¾  запуск Проектного дня (обсуждение и принятие правил, формирование команд, получение заданий, ответы на вопросы);

¾  выполнение проектов; представление результатов; рефлексию учащихся и педагогов;

¾  дальнейшее использование результатов Проектного дня для проведения внутришкольной диагностики.

Темы для Проектного дня и кейсов могут быть найдены в самой школе (за основу взяты материалы, разработанные педагогами МОБУ «СОШ «Центр образования «Кудрово», Ленинградская область).

Так, например, Проектный день для обучающихся 5-6 классов «Наша школа», в содержании имеет три кейса «Путеводитель по школе», «Конфеты нашей школы», «Что скрывается за дверью?». Под кейсом понимается проектная идея с заданиями, выполнение которых станет решением проектной проблемы и разработкой проекта.

Пример кейса для Проектного дня.

Путеводитель по школе

Если вы посещаете какую-либо страну или город в первый раз, то, скорее всего, вы купите хороший путеводитель. Книга или же встроенный навигатор сэкономит ваши нервы, силы, время и деньги. К тому же, если вы будете иметь такого гида, вы не пропустите ни знаменитых достопримечательностей, ни малоизвестных, но интересных мест.

Нам есть чем гордиться: вы учитесь в школе, что созвучна современной эпохе и времени. В ней просторные классы и светлые холлы, прекрасно оборудованные кабинеты, где каждый из вас имеет возможность заниматься по новейшим технологиям.

Если устроить небольшой экскурс по всем этажам нашей школы, то непременно на каждом из этажей что-то, да очарует, удивит.

А теперь представьте, что к нам в школу приехали гости из другого города. Сами они легко заблудятся в таком огромном здании. Вам необходимо познакомить их с самыми интересными местами нашей школы. Но время ограниченно. Всего один час. Что вы порекомендуете посетить в первую очередь?

Задание для обучающихся:

1.    Подготовить путеводитель для гостей нашей школы.

2.    Узнать о назначении путеводителя, как и где его применяют.

3.    Определить объекты, которые войдут в путеводитель, их расположение, применение (советуем выбрать не менее 10 объектов).

4.    Разработать эскизы путеводителя.

5.    Предложить варианты экскурсионного маршрута по школе.

Структура Проектного дня включает в себя три этапа: теоретический (целеполагание), практический (разработка проекта), зачетный (представление и защита проектов, рефлексия). Таким образом, проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: процесс как работа по выполнению проекта, продукт как материализованный результат, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося. На всех этапах Проектного дня обучающихся, которые разделены на группы 5-6 человек, сопровождают кураторы. Это могут быть как учителя школы, так и старшеклассники, прошедшие теоретическую подготовку (курсы по программе «Основы социального проектирования», победители конкурсов проектирования разного уровня). Роль куратора заключается в оказании теоретической помощи при работе над проектом, наблюдении за деятельностью участников группы и отношениями между ними, заполнении «Листа наблюдений». «Лист наблюдений» - это инструмент оценивания уровня сформированности метапредметных умений участников проектных групп по следующим критериям:

¾  участие в обсуждении, формулировке и записи цели работы;

¾  участие в обсуждении, формулировке, записи плана работы;

¾  участие в распределении работы между участниками;

¾  участие в выборе формы представления работы;

¾  работа с предоставленными материалами;

¾  взаимодействие с другими учащимися;

¾  контроль за ходом работы;

¾  участие в изготовлении продукта;

¾  участие в выступлении группы (подготовке презентации);

¾  участие в обсуждении работы других групп.

На теоретическом этапе обучающиеся знакомятся с темой кейса, выходят на проектный замысел. Следующим шагом является определение цели, плана работы, распределение ролей при выполнении заданий. На практическом этапе группы собирают информацию, анализируют её, работают над созданием продукта, как результата проектной деятельности.  Зачетный этап предполагает представление и защиту продукта проекта. Обучающиеся самостоятельно, в зависимости от содержания проекта выбирают форму презентации. Затем проводится самооценка и оценка результатов работы: выбирается лучший проект путём голосования (в разных формах), каждый обучающийся заполняет «Лист самооценки», который содержит вопросы, оценивающие работу группы:

1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

2. Дружно ли вы работали?   Были ли ссоры?

3. Тебе нравится результат работы группы?

4. Оцени свой вклад в работу группы (по 10 – балльной шкале).       

Ценность Проектного дня заключается в том, что обучающиеся выходят на практический уровень проектирования, у них появляется возможность применить свои теоретические знания, происходит изменение уровня сформированности проектных способов действий. И у педагогов появляется возможность повышения уровня проектной компетентности. Для этого учителя школы объединяются в группу, которая выполняет проектное задание. 

Пример кейса для учителей.

Учителям предлагаются для изучения три кейса с проектными задачами, которые выполняют дети и один кейс, который заведомо проектной задачей не является, т.к. не дает возможности создания конечного продукта.

Пример 4 кейса. Часовые пояса России.

 «Говорит Москва. Московское время 15 часов. В Екатеринбурге – 17 часов, в Якутске – 21 час, в Петропавловске-Камчатском – полночь».

Как вы думаете, почему на территории России в один и тот же час часы показывают разное время?

Связано это с особенностями географического положения России. А именно, с большой протяженностью ее территории с запада на восток. Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за сутки. В разных местах земного шара, в один и тот же момент часы показывают разное время суток. Но на одном меридиане, в каждой его точке, от северного до южного полюса, время суток оказывается одним и тем же. Меридианов на Земле много, в соседних городах и селах местное время отличается на минуты, секунды. Пользоваться местным временем на территории страны неудобно. Может возникнуть путаница. Для удобства астрономы разработали систему поясного времени. Была создана карта часовых поясов мира и разных стран.

Задание для обучающихся:

1.    Изучить, какие часовые пояса расположены на территории России.

2.    Составить карту часовых поясов РФ.

3.    Решить задачу: определите поясное время в Якутске, если в Москве 10.00 часов.

Задание для учителей.

1. Изучите  предложенные вам задания.

2. Определите, какое задание не является проектной задачей.

3. Сформулируйте критерии, обязательные для проектной задачи (чем проект отличается от исследования).

4. Составьте свою проектную задачу для обучающихся.

5. Выделите основные этапы работы над проектной задачей.

6. Соотнесите каждый этап работы над проектной задачей с проверяемыми УУД обучающихся (познавательные, регулятивные, коммуникативные).         

Все результаты Проектного дня анализируются. Данные «Листов наблюдения» и «Листов самооценки» обучающихся используются как результаты промежуточной диагностики мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий.

Старшеклассники (обучающиеся 10-11 классов), выступая в роли кураторов, являются не только экспертами в разработке и создании проектов, но также проходят профессиональные пробы по направлению педагог – организатор, что способствует их профессиональному самоопределению. 

Таким образом, Проектный день – это образовательное событие, которое имеет личную значимость для всех участников: воздействие на эмоциональную сферу, ситуацию выбора, ситуацию успеха.        


 

Скачано с www.znanio.ru

Система работы образовательной организации по реализации требований

Система работы образовательной организации по реализации требований

Проектного дня для проведения внутришкольной диагностики

Проектного дня для проведения внутришкольной диагностики

На практическом этапе группы собирают информацию, анализируют её, работают над созданием продукта, как результата проектной деятельности

На практическом этапе группы собирают информацию, анализируют её, работают над созданием продукта, как результата проектной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2023