Программа «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО
Оценка 5

Программа «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология +2
5 кл—11 кл
25.04.2023
Программа «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО
Инновационная экономика, ориентированная на уникальность личности в контексте общественных потребностей, рассматривает одаренность ребенка как стратегический ресурс своего развития. Создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного образования. Проблема выявления и развития одаренных детей в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО приобретает особую актуальность.
Статья_Волхонская С.А..docx

Программа «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО

 

Волхонская Светлана Анатольевна,

учитель биологии

МБОУ «Политехнический лицей»

МО «Мирнинский район» Республика Саха (Якутия),

высшая квалификационная категория

 

Актуальность

Инновационная экономика, ориентированная на уникальность личности в контексте общественных потребностей, рассматривает одаренность ребенка как стратегический ресурс своего развития. Создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного образования.

Проблема выявления и развития одаренных детей в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО приобретает особую актуальность.

Перед педагогом стоят задача выявления и поддержки одаренных детей путем формирования и развития их мировоззрения и интеллектуальных способностей. Содействие их самореализации и будущему профессиональному самоопределению.

Разработанная Программа «Одаренные дети» нацелена на поддержку способной и талантливой молодежи образовательного учреждения через вовлечение их в мероприятия интеллектуальной, научно-исследовательской и проектной деятельности. Диагностические мероприятия, развивающие, информационно-познавательный и информационно-просветительские мероприятия в образовательном учреждении проводятся в рамках реализации инновационных образовательных проектов «Цифровая образовательная среда», «Корпоративный класс АЛРОСА» и функционирования Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Основные задачи Программы:

Задача 1. Создание системы работы с одаренными детьми с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и личной мотивации обучающихся.

Задача 2. Реализация программ повышенного уровня и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования по формированию и развитию естественно-научной и функциональной грамотности обучающихся в том числе с применением дистанционных технологий и технологий смешанного обучения в условиях, обновленных ФГОС ОО.

Задача 3. Организация мероприятий по популяризации, выявлению и привлечению обучающихся всех уровней образования к изучению предметной области «Естествознание» путем вовлечение обучающихся в мероприятия Центра «Точка роста».

Задача 4. Формирование и развития навыка проектирования индивидуального образовательного маршрута с целью саморазвития, профессионального самоопределения и успешной социализации выпускника.

Ожидаемые результаты Программы:

¾   повышение качества образования (ГИА, ВПР, НОКО и др.)

¾   увеличения охвата обучающихся посещающих спецкурсы, элективные курсы, кружков, студии по естествознанию;

¾   увеличение охвата обучающихся участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, турниров, выставок, соревнований различного уровня;

¾   увеличение количества призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по предметам экология, биология разных уровней;

¾   количество победителей и призеров Всероссийских и республиканских олимпиад по естественно-научному профилю;

¾   количество призеров всероссийских, республиканских и региональных НПК;

¾    повышение функциональной грамотности обучающихся;

¾   раннее выявление и поддержка способных и одаренных детей;

Основные понятия:

Одаренность. Одаренный ребенок. Признаки одаренности. Виды одаренности. Принципы и методы выявления одаренных детей. Направления работы с одаренными детьми. Качество общего образования. Ранняя профориентация.

 

Дорожная карта программы «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО

 

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Задача 1. Создание системы работы с одаренными детьми  с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и мотивации обучающихся.

1.     Определение содержания, направлений,  методов и форм работы с одарёнными детьми.

Педагог

февраль – май

 

2.     Проведение мероприятий по выявлению и поддержки одаренных обучающихся **

**Дифференцированный подход:    

- выявление актуального уровня развития одарённости, достигнутый на данном возрастном этапе;

 - особенности конкретных проявлений одаренности в разных видах деятельности;

    - потенциальные возможности ребенка к развитию.

Педагог

Педагог-психолог

 

 

Апрель – май

сентябрь

ежегодно

3.     Формирование интеллектуального банка данных

Педагог

Портфолио обучающихся

Апрель – май

сентябрь

ежегодно

Задача 2. Реализация программ повышенного уровня и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования по формированию и развитию естественно-научной и функциональной грамотности обучающихся  в том числе с применением дистанционных технологий и технологий смешанного обучения в условиях обновленных ФГОС ОО

4.     Разработка и утверждение программ для одаренных детей:

- рабочих программ по учебному предмету «Биология» и «Экология» повышенного уровня;

- программ по внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО*;

- программ спецкурсов и элективных курсов по ФГОС ООО и СОО*;

- программ профориентационных программ ООО и СОО*;

* 0бразовательные проекты «Цифровая образовательная среда», «Корпоративный класс АЛРОСА», Центр «Точка роста».

 

Педагог

Администрация ОУ

Май-август

ежегодно

Задача 3. Организация мероприятий по популяризации, выявлению и привлечению обучающихся путем вовлечение обучающихся в мероприятия Центра «Точка роста».

 

 

 

5.     Посещение элективных курсов, студий, бинарного кружка и др.

*0бразовательные проекты «Цифровая образовательная среда», «Корпоративный класс АЛРОСА», Центр «Точка роста».

Приложение 2

Педагог

Администрация ОУ

Август - сентябрь

ежегодно

6.     Подготовка и участие во Всероссийской олимпиаде школьников*.

*Школьный, муниципальный, региональный, всероссийский уровни 

Педагог

По графику ВсОШ

7.     Подготовка и участие в мероприятиях интеллектуальной, проектной и исследовательской деятельности.

Педагог

Обучающиеся

По графику

8.     Анализ реализации программ повышенного уровня и программ внеурочной деятельности, дополнительного образования

Педагог

 

По плану

Ежеквартально

9.     Проведение мероприятий в рамках функционирования Центра «Точка роста» ;

 

 

10. Мониторинг вовлеченности обучающихся в проектную и исследовательскую деятельности

Педагог

Ежеквартально

Задача 4. Формирование и развития навыка проектирования индивидуального образовательного маршрута с целью саморазвития, профессионального самоопределения и успешной социализации выпускника.

1. Организационные мероприятия проектирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

Педагог

 

Ежеквартально

2. Мониторинг реализации дорожной карты ИОМ обучающихся

Педагог

Обучающиеся

Родители

Ежеквартально

3. Проектирование ИОМ одаренных и способных детей

Приложение 1.

Педагог

Обучающиеся

Родители

Ежеквартально

 

   Приложение 1.

Индивидуальный образовательный маршрут «Одаренные дети»

№ п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственный

1

Проектирование дорожной карты по направлениям деятельности (НПК, олимпиадам, ГИА и др.)

Собеседование Индивидуальная работа

Консультация

Ежегодно

июль-август

Учитель – предметник

Обучающиеся ОО

2

Формирование целевой группы

Анализ школьной документации

(«Портфолио», АИС «СГО»)

Анкетирование, собеседование.

Август-сентябрь

Учитель – предметник

Обучающиеся ОО

3

Занятие по подготовке к ВСОШ

Муниципальный этап

Региональный этап

Республиканский этап

Всероссийских этап

Лекционно-практическое занятие

 

 

Сентябрь-

Май

ежегодно

 

Педагог

 

4

Индивидуальные консультации с применением ИКТ технологий и средств видеоконференцсвязи

(онлайн, офлайн формат)

Лекционно-практическое занятие

Сентябрь-

Май

ежегодно

 

Педагог

 

 

5

Занятие по проектной и исследовательской деятельности «Метод проектов», «Кейс-метод», «Хакатон-метод»,

«Метод научно-исследовательский» в рамках подготовки к НПК:

1)    Районная олимпиада школьников «Нановеличины.»

2)    Практика применения современных цифровых и лабораторных образовательных ресурсов школьного технопарка.

3)    Образовательный квест «Техносфера»

Учебные занятия

По плану Центра «Точка роста»

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог

 

6

Подготовка к школьному этапу Всероссийской  олимпиады по биологии и экологии

Практические занятия

Октябрь ежегодно

Консультанты по согласованию (специалисты Вузов, ОО)

Обучающиеся

7

Подготовка к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников  

Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад

Ноябрь

ежегодно

Педагог

8

Подготовка к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников  

Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад

Ноябрь

ежегодно

Педагоги

 

9

Подготовка к участию в республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников  

Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад

Декабрь

Январь

ежегодно

Педагог

 

10

Работа со СМИ в сети Интернет

Размещение информации о работе с одаренными детьми

(сайт ОУ, нистагмам др.)

Декабрь

Педагог

11

Самоанализ реализации Программы «Одаренные дети»

Рефлексия

Самооценка

Составление плана

Май

Педагог

 

 

Обучающиеся

12

Занятие по подготовке к ГИА, ВПР

Лекционно-практическое занятие

Сентябрь-

Май

Ежегодно

Педагог

Обучающиеся

Родители

13

Работа элективных курсов по подготовке ГИА

 Работа групп по выбору

В течение года

Педагог

Обучающийся

 

14

Формирование банка данных

 Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей.

В течение года

Педагог

Обучающийся

 

15

Создание банка данных заданий повышенного уровня сложности, материалов по предметной и функциональной грамотности.

 Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей.

 

Предметная грамотность

Функциональная грамотность

В течение года

Педагог

Обучающиеся

16

Самоподготовка:

-консультации (внешние, внутренние);

-изучение материала с источниками информации (цифровые платформы, библиотечные фонды др.)

Работа на образовательных площадках, платформах

По индивидуальному плану

(ИОМ)

Обучающиеся

Педагоги ОУ

Родители

 

Принципы работы с одарёнными детьми.

¾   Принцип инновационности.

¾   Принцип развивающего обучения.

¾   Принцип научности.

¾   Принцип опережающего обучения.

¾   Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения, обучающегося – высший уровень).

¾   Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

¾   Возрастание роли дополнительного образования.

¾   Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс.

¾   Принцип добровольности.

Методическое обеспечение образовательного процесса (работа с одаренными детьми).

¾   Дидактические материалы, УМК.

¾   Наглядные и демонстрационные пособия кабинета «Биологии».

¾   Цифровые и электронные ресурсы по предметам предмету.

Основные направления работы

¾   Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми.

¾   Проектирование программ и индивидуальных маршрутов в работе с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научного и исследовательского характера.

¾   Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, квестам, викторинам, конференциям, марафонам и турнирам.

¾   Консультирование родителей обучающихся по вопросам развития способностей их детей по предмету.

Ожидаемый результат:

¾   Повышение качества общего образования (ВПР, ГИА, РИКО и др.).

¾   Формирование функциональной грамотности.

¾   Увеличение количества обучающихся участвующих в предметных и метапредметных олимпиадах разного уровня.

¾   Увеличение количества обучающихся участвующих в НПК, творческих и интеллектуальных конкурсах (школьного, муниципального, республиканского и всероссийского уровней).

¾   Увеличение количества обучающихся посещающих элективные курсы по «Биологии».

.

Приложение 2.

 

 

 

 


 

Программа «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные

Программа «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные

Центра «Точка роста». Задача 4

Центра «Точка роста». Задача 4

Педагог Педагог-психолог

Педагог Педагог-психолог

Педагог По плану Ежеквартально 2

Педагог По плану Ежеквартально 2

Всероссийских этап Лекционно-практическое занятие

Всероссийских этап Лекционно-практическое занятие

Подготовка к участию в региональном этапе

Подготовка к участию в региональном этапе

Создание банка данных заданий повышенного уровня сложности, материалов по предметной и функциональной грамотности

Создание банка данных заданий повышенного уровня сложности, материалов по предметной и функциональной грамотности

Увеличение количества обучающихся участвующих в

Увеличение количества обучающихся участвующих в

Программа «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО

Программа «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2023