Программа «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО
Волхонская Светлана Анатольевна,
учитель биологии
МБОУ «Политехнический лицей»
МО «Мирнинский район» Республика Саха (Якутия),
высшая квалификационная категория
Актуальность
Инновационная экономика, ориентированная на уникальность личности в контексте общественных потребностей, рассматривает одаренность ребенка как стратегический ресурс своего развития. Создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного образования.
Проблема выявления и развития одаренных детей в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО приобретает особую актуальность.
Перед педагогом стоят задача выявления и поддержки одаренных детей путем формирования и развития их мировоззрения и интеллектуальных способностей. Содействие их самореализации и будущему профессиональному самоопределению.
Разработанная Программа «Одаренные дети» нацелена на поддержку способной и талантливой молодежи образовательного учреждения через вовлечение их в мероприятия интеллектуальной, научно-исследовательской и проектной деятельности. Диагностические мероприятия, развивающие, информационно-познавательный и информационно-просветительские мероприятия в образовательном учреждении проводятся в рамках реализации инновационных образовательных проектов «Цифровая образовательная среда», «Корпоративный класс АЛРОСА» и функционирования Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Основные задачи Программы:
Задача 1. Создание системы работы с одаренными детьми с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и личной мотивации обучающихся.
Задача 2. Реализация программ повышенного уровня и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования по формированию и развитию естественно-научной и функциональной грамотности обучающихся в том числе с применением дистанционных технологий и технологий смешанного обучения в условиях, обновленных ФГОС ОО.
Задача 3. Организация мероприятий по популяризации, выявлению и привлечению обучающихся всех уровней образования к изучению предметной области «Естествознание» путем вовлечение обучающихся в мероприятия Центра «Точка роста».
Задача 4. Формирование и развития навыка проектирования индивидуального образовательного маршрута с целью саморазвития, профессионального самоопределения и успешной социализации выпускника.
Ожидаемые результаты Программы:
¾ повышение качества образования (ГИА, ВПР, НОКО и др.)
¾ увеличения охвата обучающихся посещающих спецкурсы, элективные курсы, кружков, студии по естествознанию;
¾ увеличение охвата обучающихся участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, турниров, выставок, соревнований различного уровня;
¾ увеличение количества призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по предметам экология, биология разных уровней;
¾ количество победителей и призеров Всероссийских и республиканских олимпиад по естественно-научному профилю;
¾ количество призеров всероссийских, республиканских и региональных НПК;
¾ повышение функциональной грамотности обучающихся;
¾ раннее выявление и поддержка способных и одаренных детей;
Основные понятия:
Одаренность. Одаренный ребенок. Признаки одаренности. Виды одаренности. Принципы и методы выявления одаренных детей. Направления работы с одаренными детьми. Качество общего образования. Ранняя профориентация.
Дорожная карта программы «Одаренные дети» в условиях перехода на обновленные ФГОС ОО
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
Задача 1. Создание системы работы с одаренными детьми с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и мотивации обучающихся. |
||
1. Определение содержания, направлений, методов и форм работы с одарёнными детьми. |
Педагог |
февраль – май
|
2. Проведение мероприятий по выявлению и поддержки одаренных обучающихся ** **Дифференцированный подход: - выявление актуального уровня развития одарённости, достигнутый на данном возрастном этапе; - особенности конкретных проявлений одаренности в разных видах деятельности; - потенциальные возможности ребенка к развитию. |
Педагог Педагог-психолог
|
Апрель – май сентябрь ежегодно |
3. Формирование интеллектуального банка данных |
Педагог Портфолио обучающихся |
Апрель – май сентябрь ежегодно |
Задача 2. Реализация программ повышенного уровня и программ внеурочной деятельности и дополнительного образования по формированию и развитию естественно-научной и функциональной грамотности обучающихся в том числе с применением дистанционных технологий и технологий смешанного обучения в условиях обновленных ФГОС ОО |
||
4. Разработка и утверждение программ для одаренных детей: - рабочих программ по учебному предмету «Биология» и «Экология» повышенного уровня; - программ по внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО*; - программ спецкурсов и элективных курсов по ФГОС ООО и СОО*; - программ профориентационных программ ООО и СОО*; * 0бразовательные проекты «Цифровая образовательная среда», «Корпоративный класс АЛРОСА», Центр «Точка роста».
|
Педагог Администрация ОУ |
Май-август ежегодно |
Задача 3. Организация мероприятий по популяризации, выявлению и привлечению обучающихся путем вовлечение обучающихся в мероприятия Центра «Точка роста». |
||
|
|
|
5. Посещение элективных курсов, студий, бинарного кружка и др. *0бразовательные проекты «Цифровая образовательная среда», «Корпоративный класс АЛРОСА», Центр «Точка роста». Приложение 2 |
Педагог Администрация ОУ |
Август - сентябрь ежегодно |
6. Подготовка и участие во Всероссийской олимпиаде школьников*. *Школьный, муниципальный, региональный, всероссийский уровни |
Педагог |
По графику ВсОШ |
7. Подготовка и участие в мероприятиях интеллектуальной, проектной и исследовательской деятельности. |
Педагог Обучающиеся |
По графику |
8. Анализ реализации программ повышенного уровня и программ внеурочной деятельности, дополнительного образования |
Педагог
|
По плану Ежеквартально |
9. Проведение мероприятий в рамках функционирования Центра «Точка роста» ; |
|
|
10. Мониторинг вовлеченности обучающихся в проектную и исследовательскую деятельности |
Педагог |
Ежеквартально |
Задача 4. Формирование и развития навыка проектирования индивидуального образовательного маршрута с целью саморазвития, профессионального самоопределения и успешной социализации выпускника. |
||
1. Организационные мероприятия проектирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) |
Педагог
|
Ежеквартально |
2. Мониторинг реализации дорожной карты ИОМ обучающихся |
Педагог Обучающиеся Родители |
Ежеквартально |
3. Проектирование ИОМ одаренных и способных детей Приложение 1. |
Педагог Обучающиеся Родители |
Ежеквартально |
Приложение 1.
Индивидуальный образовательный маршрут «Одаренные дети»
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Форма проведения |
Срок |
Ответственный |
1 |
Проектирование дорожной карты по направлениям деятельности (НПК, олимпиадам, ГИА и др.) |
Собеседование Индивидуальная работа Консультация |
Ежегодно июль-август |
Учитель – предметник Обучающиеся ОО |
2 |
Формирование целевой группы |
Анализ школьной документации («Портфолио», АИС «СГО») Анкетирование, собеседование. |
Август-сентябрь |
Учитель – предметник Обучающиеся ОО |
3 |
Занятие по подготовке к ВСОШ Муниципальный этап Региональный этап Республиканский этап Всероссийских этап |
Лекционно-практическое занятие
|
Сентябрь- Май ежегодно
|
Педагог
|
4 |
Индивидуальные консультации с применением ИКТ технологий и средств видеоконференцсвязи (онлайн, офлайн формат) |
Лекционно-практическое занятие |
Сентябрь- Май ежегодно
|
Педагог
|
5 |
Занятие по проектной и исследовательской деятельности «Метод проектов», «Кейс-метод», «Хакатон-метод», «Метод научно-исследовательский» в рамках подготовки к НПК: 1) Районная олимпиада школьников «Нановеличины.» 2) Практика применения современных цифровых и лабораторных образовательных ресурсов школьного технопарка. 3) Образовательный квест «Техносфера» |
Учебные занятия |
По плану Центра «Точка роста»
|
Педагог
|
6 |
Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады по биологии и экологии |
Практические занятия |
Октябрь ежегодно |
Консультанты по согласованию (специалисты Вузов, ОО) Обучающиеся |
7 |
Подготовка к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников |
Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад |
Ноябрь ежегодно |
Педагог |
8 |
Подготовка к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников |
Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад |
Ноябрь ежегодно |
Педагоги
|
9 |
Подготовка к участию в республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников |
Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад |
Декабрь Январь ежегодно |
Педагог
|
10 |
Работа со СМИ в сети Интернет |
Размещение информации о работе с одаренными детьми (сайт ОУ, нистагмам др.) |
Декабрь |
Педагог |
11 |
Самоанализ реализации Программы «Одаренные дети» Рефлексия Самооценка |
Составление плана |
Май |
Педагог
Обучающиеся |
12 |
Занятие по подготовке к ГИА, ВПР |
Лекционно-практическое занятие |
Сентябрь- Май Ежегодно |
Педагог Обучающиеся Родители |
13 |
Работа элективных курсов по подготовке ГИА |
Работа групп по выбору |
В течение года |
Педагог Обучающийся
|
14 |
Формирование банка данных |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей. |
В течение года |
Педагог Обучающийся
|
15 |
Создание банка данных заданий повышенного уровня сложности, материалов по предметной и функциональной грамотности. |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей.
Предметная грамотность Функциональная грамотность |
В течение года |
Педагог Обучающиеся |
16 |
Самоподготовка: -консультации (внешние, внутренние); -изучение материала с источниками информации (цифровые платформы, библиотечные фонды др.) |
Работа на образовательных площадках, платформах |
По индивидуальному плану (ИОМ) |
Обучающиеся Педагоги ОУ Родители |
Принципы работы с одарёнными детьми.
¾ Принцип инновационности.
¾ Принцип развивающего обучения.
¾ Принцип научности.
¾ Принцип опережающего обучения.
¾ Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения, обучающегося – высший уровень).
¾ Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
¾ Возрастание роли дополнительного образования.
¾ Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс.
¾ Принцип добровольности.
Методическое обеспечение образовательного процесса (работа с одаренными детьми).
¾ Дидактические материалы, УМК.
¾ Наглядные и демонстрационные пособия кабинета «Биологии».
¾ Цифровые и электронные ресурсы по предметам предмету.
Основные направления работы
¾ Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми.
¾ Проектирование программ и индивидуальных маршрутов в работе с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научного и исследовательского характера.
¾ Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, квестам, викторинам, конференциям, марафонам и турнирам.
¾ Консультирование родителей обучающихся по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Ожидаемый результат:
¾ Повышение качества общего образования (ВПР, ГИА, РИКО и др.).
¾ Формирование функциональной грамотности.
¾ Увеличение количества обучающихся участвующих в предметных и метапредметных олимпиадах разного уровня.
¾ Увеличение количества обучающихся участвующих в НПК, творческих и интеллектуальных конкурсах (школьного, муниципального, республиканского и всероссийского уровней).
¾ Увеличение количества обучающихся посещающих элективные курсы по «Биологии».
.
Приложение 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.