Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Оценка 4.9

Система работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
10.02.2021
Система работы по подготовке  к ЕГЭ по русскому языку
Собственная пошаговая инструкция по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Будко Натальи Петровны, учителя русского языка и литературы
Методическая разработка.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»

с.Камбулат, Туркменского района, Ставропольского края

 

 

 

 

Методическая разработка

 

«Система работы

учителя русского языка по подготовке

к  ЕГЭ по русскому языку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработку подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Будко Наталья Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

       Как известно, русский язык является одной из основных дисциплин для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Согласно ст. 59 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена». Задания КИМов по русскому языку позволяют проверить сформированность у выпускников средней школы всех трех компетенций: языковой, лингвистической и коммуникативной.

          Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.

    Невозможно добиться поставленной цели без выстроенной системы работы по предмету в целом и к итоговой государственной аттестации в частности. Мы   стремимся  на выходе  получить результат, который  демонстрирует эффективность нашей образовательной  модели, удовлетворяет требования  родителей и дает возможность выпускникам поступить беспрепятственно   в учреждения профессионального образования. У каждого педагога есть свои пути, позволяющие добиться   результатов. 

 Первостепенной задачей учителя остаётся обучение грамотности. Работу по развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся следует вести в системе со всеми остальными видами работ, необходимыми для успешной сдачи экзамена.  

Подготовку к единому государственному экзамену  частично начинаю  с 5-го класса, но более основательная, систематическая работа  ведется  в течение двух лет ( 10-11 классы).

 В 5 классе  формируем   грамматические тетради-помощники, в которых фиксируем наряду с орфографическими  и пунктуационными и другие  нормы   русского языка в виде таблиц, конспектов, кратких записей. Заполняются тетради-помощники в течение 5-10 классов при изучении тем, которые  имеют выход на государственную итоговую аттестацию: отвожу  3-7 минут для того, чтобы рассказать  о структуре задания ОГЭ и/или ЕГЭ,  выполнить тестовые или другие задания, приближенные к экзаменационным, и нацелить ребят на  важность изучения данного орфографического или пунктуационного правила  в классе и дома.

Также   использую прием « Портфель ЕГЭ»: собираем понятия, знания, алгоритмы выполнения заданий. На этапе рефлексии  подношу рюкзак обучающемуся и предлагаю положить в него знания, полученные на уроке. Ученик проговаривает, что он кладет в школьную сумку. Такой  прием позволяет ребятам  сознавать, что для успешной сдачи  итоговой аттестации необходимо наполнить рюкзак знаниями, необходимыми для сдачи ЕГЭ.

На уроках развития речи  в 5-9 классах готовимся к анализу текста: определяем   проблемы, комментируем, подбираем примеры из художественных произведений, ведем читательские дневники. Предлагаю ребятам при работе с  текстом  следующие  вопросы:

-  Что волнует автора? Над чем заставляет задуматься? ( проблема)

- Одобряет или осуждает автор поступки героя?(частичный комментарий).

В 10-11 классах рекомендую начинать подготовку по учебно-методическое пособию Н.А. Сениной, так как в нем хорошо подобран необходимый теоретический и практический материал, доступно можно разобрать типичные ошибки, имеются  советы.
Теория подкреплена тренировочными упражнениями. Затем готовимся к ЕГЭ по учебно-методическим пособиям Ирины Петровны Цыбулько, Галины Тимофеевны Егораевой.

 

 

10-й класс

 

Основная цель подготовки к итоговой аттестации  - обучить написанию сочинения. Мотивирую тем, что на отработку навыков написания сочинения потребуется больше времени и в  течение 11 класса   выпускники  усиленно готовятся   к сдаче итоговой аттестации   по другим предметам.

Алгоритм работы по обучению написания сочинения

Шаг   1.Знакомлю  обучающихся со  структурой сочинения. В тетрадях - помощниках обучающиеся конспектируют основные положения.( Сочинение  состоит из 5-6 пунктов: 1) проблема; 2) комментарий; 3) пример из художественного произведения;  4) пример на основе жизненного опыта; 5) заключение). На начальном этапе знакомлю с  речевыми клише ( 5-6)по каждому пункту. При  этом подчеркиваю, что в этом пункте должно быть.  [Часто  напоминаю выпускникам, что баллы получают за наличие  перечисленных пунктов, а потом уже за качество написанного]. (Приложение 1).

Шаг   2. Знакомлю обучающихся с критериями оценивания сочинения 

( Приложение 2).

Шаг   3. Провожу еженедельные консультации, где анализируем тексты коллективно, записываем совместно составленное сочинение. Использую  также прием «Идеальное сочинение». Так как классы небольшие (7-10 обучающихся), распределяем обязанности, заранее обговорив проблему и  проанализировав текст: один  ученик пишет вступление, другой – выявляет или оформляет абзац, в котором мы пишем о проблеме текста, третий-комментирует ее, четвертый-определяет авторскую позицию, пятый-формулирует собственную позицию, шестой  и седьмой - дают аргументацию, восьмой - пишет заключение.  Записываем полученное сочинение. Такой прием также хорошо использовать для работы в группах.После совместных сочинений  выпускники пишут дома сочинение самостоятельно. Сочинение оформляют на листах формата А4, чертят таблицу для выставления баллов. Учитель проверяет в соответствии с критериями. Сочинения пишем по текстам, предложенным в пособии Н.А.Сениной, затем работаем  с материалами сайтов по подготовке к ЕГЭ.

Шаг   4. Знакомство с лучшими  сочинениями учеников, которые сдавали ранее.  Множество  сочинений размещено на  сайте Спадило.ru

Шаг  5. Взаимопроверка работ: ребята проверяют работы друг друга, комментируют, анализируют.

Шаг 6. Во втором полугодии еженедельно пишут сочинения: отрабатывается  навык написания сочинения, а также проводится  коррекционная работа по устранению орфографических и пунктуационных, грамматических  и других  ошибок.

Шаг  7. Учитель рекомендует написать сочинение в онлайн –режиме для проверки другим преподавателем  в Интернете ( хотя бы 1 раз)

Таким образом, «эта часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника». (Цыбулько И.П.).

 

 

11 класс

Цель подготовки к итоговой аттестации – отработать навыки работы с тестовой частью. В начале года провожу диагностическую работу для планирования работы, выявления недостающих знаний у учащихся  для успешного выполнения тестовой части и получения максимальных баллов.

          На отработку 1-го задания отводится   2-3 занятия ( рабочая неделя= 1 урок + консультация+ кружковая работа  подготовки к ЕГЭ). 

Алгоритм работы с заданием

Шаг 1. Лекция  учителя, составление схем, таблиц, определяющих объем задания, записи в тетрадях.

Шаг 2. Каждый обучающийся сдает зачет (как правило, в письменной форме) по овладению необходимыми знаниями   для выполнения  конкретного задания.

Шаг 3. Учитель, заранее выполнив тестовое задание в пособии Н.А. Сениной в количестве 20-25 вариантов, знакомит учащихся с закономерностями составление этого задания, «уловками и хитростями».

Шаг 4. Практическая отработка задания в пособии Н.А.Сениной   20 вариантов. (5-10 вариантов в пособии остается на выполнение тренировочных  работ в комплексе).

Шаг 5. Закрепляем и отрабатываем  навыки выполнения тестовых заданий  в режиме онлайн  (как правило, мотивированные обучающиеся), выполнение заданий из «Банка ФИПИ».

           Первое полугодие 11 класса мы работаем над алгоритмами тестовых заданий, сочинение в фомате  ЕГЭ пишем лишь по необходимости, чтобы  дать возможность выпускникам подготовиться к итоговому сочинению. В то же время подготовка к декабрьскому испытанию позволяет собрать банк примеров из художественной литературы для выполнения 27 задания.

            Во втором полугодии 11 класса выполняем тренировочные работы. Варианты подбираю  на сайтах для подготовки  к ЕГЭ и/или выпускники выполняют работу в онлайн-режиме:

·         Решу ЕГЭ

·         Яндекс. Репетитор

·         ФИПИ

·         Незнайка

·         Спадило.ru

 

 

           

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» с

Как известно, русский язык является одной из основных дисциплин для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях

Как известно, русский язык является одной из основных дисциплин для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях

Предлагаю ребятам при работе с текстом следующие вопросы: -

Предлагаю ребятам при работе с текстом следующие вопросы: -

Сочинения пишем по текстам, предложенным в пособии

Сочинения пишем по текстам, предложенным в пособии

Во втором полугодии 11 класса выполняем тренировочные работы

Во втором полугодии 11 класса выполняем тренировочные работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2021