Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
с.Камбулат, Туркменского района, Ставропольского края
Методическая разработка
«Система работы
учителя русского языка по подготовке
к ЕГЭ по русскому языку»
Разработку подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Будко Наталья Петровна
2021 год
Как известно, русский язык является одной из основных дисциплин для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Согласно ст. 59 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена». Задания КИМов по русскому языку позволяют проверить сформированность у выпускников средней школы всех трех компетенций: языковой, лингвистической и коммуникативной.
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.
Невозможно добиться поставленной цели без выстроенной системы работы по предмету в целом и к итоговой государственной аттестации в частности. Мы стремимся на выходе получить результат, который демонстрирует эффективность нашей образовательной модели, удовлетворяет требования родителей и дает возможность выпускникам поступить беспрепятственно в учреждения профессионального образования. У каждого педагога есть свои пути, позволяющие добиться результатов.
Первостепенной задачей учителя остаётся обучение грамотности. Работу по развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся следует вести в системе со всеми остальными видами работ, необходимыми для успешной сдачи экзамена.
Подготовку к единому государственному экзамену частично начинаю с 5-го класса, но более основательная, систематическая работа ведется в течение двух лет ( 10-11 классы).
В 5 классе формируем грамматические тетради-помощники, в которых фиксируем наряду с орфографическими и пунктуационными и другие нормы русского языка в виде таблиц, конспектов, кратких записей. Заполняются тетради-помощники в течение 5-10 классов при изучении тем, которые имеют выход на государственную итоговую аттестацию: отвожу 3-7 минут для того, чтобы рассказать о структуре задания ОГЭ и/или ЕГЭ, выполнить тестовые или другие задания, приближенные к экзаменационным, и нацелить ребят на важность изучения данного орфографического или пунктуационного правила в классе и дома.
Также использую прием « Портфель ЕГЭ»: собираем понятия, знания, алгоритмы выполнения заданий. На этапе рефлексии подношу рюкзак обучающемуся и предлагаю положить в него знания, полученные на уроке. Ученик проговаривает, что он кладет в школьную сумку. Такой прием позволяет ребятам сознавать, что для успешной сдачи итоговой аттестации необходимо наполнить рюкзак знаниями, необходимыми для сдачи ЕГЭ.
На уроках развития речи в 5-9 классах готовимся к анализу текста: определяем проблемы, комментируем, подбираем примеры из художественных произведений, ведем читательские дневники. Предлагаю ребятам при работе с текстом следующие вопросы:
- Что волнует автора? Над чем заставляет задуматься? ( проблема)
- Одобряет или осуждает автор поступки героя?(частичный комментарий).
В 10-11 классах рекомендую начинать
подготовку по учебно-методическое пособию Н.А. Сениной, так
как в нем хорошо
подобран необходимый теоретический и практический материал, доступно можно
разобрать типичные ошибки, имеются советы.
Теория подкреплена тренировочными упражнениями.
Затем готовимся к ЕГЭ по учебно-методическим пособиям Ирины Петровны Цыбулько,
Галины Тимофеевны Егораевой.
10-й класс
Основная цель подготовки к итоговой аттестации - обучить написанию сочинения. Мотивирую тем, что на отработку навыков написания сочинения потребуется больше времени и в течение 11 класса выпускники усиленно готовятся к сдаче итоговой аттестации по другим предметам.
Алгоритм работы по обучению написания сочинения
Шаг 1.Знакомлю обучающихся со структурой сочинения. В тетрадях - помощниках обучающиеся конспектируют основные положения.( Сочинение состоит из 5-6 пунктов: 1) проблема; 2) комментарий; 3) пример из художественного произведения; 4) пример на основе жизненного опыта; 5) заключение). На начальном этапе знакомлю с речевыми клише ( 5-6)по каждому пункту. При этом подчеркиваю, что в этом пункте должно быть. [Часто напоминаю выпускникам, что баллы получают за наличие перечисленных пунктов, а потом уже за качество написанного]. (Приложение 1).
Шаг 2. Знакомлю обучающихся с критериями оценивания сочинения
( Приложение 2).
Шаг 3. Провожу еженедельные консультации, где анализируем тексты коллективно, записываем совместно составленное сочинение. Использую также прием «Идеальное сочинение». Так как классы небольшие (7-10 обучающихся), распределяем обязанности, заранее обговорив проблему и проанализировав текст: один ученик пишет вступление, другой – выявляет или оформляет абзац, в котором мы пишем о проблеме текста, третий-комментирует ее, четвертый-определяет авторскую позицию, пятый-формулирует собственную позицию, шестой и седьмой - дают аргументацию, восьмой - пишет заключение. Записываем полученное сочинение. Такой прием также хорошо использовать для работы в группах.После совместных сочинений выпускники пишут дома сочинение самостоятельно. Сочинение оформляют на листах формата А4, чертят таблицу для выставления баллов. Учитель проверяет в соответствии с критериями. Сочинения пишем по текстам, предложенным в пособии Н.А.Сениной, затем работаем с материалами сайтов по подготовке к ЕГЭ.
Шаг 4. Знакомство с лучшими сочинениями учеников, которые сдавали ранее. Множество сочинений размещено на сайте Спадило.ru
Шаг 5. Взаимопроверка работ: ребята проверяют работы друг друга, комментируют, анализируют.
Шаг 6. Во втором полугодии еженедельно пишут сочинения: отрабатывается навык написания сочинения, а также проводится коррекционная работа по устранению орфографических и пунктуационных, грамматических и других ошибок.
Шаг 7. Учитель рекомендует написать сочинение в онлайн –режиме для проверки другим преподавателем в Интернете ( хотя бы 1 раз)
Таким образом, «эта часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника». (Цыбулько И.П.).
11 класс
Цель подготовки к итоговой аттестации – отработать навыки работы с тестовой частью. В начале года провожу диагностическую работу для планирования работы, выявления недостающих знаний у учащихся для успешного выполнения тестовой части и получения максимальных баллов.
На отработку 1-го задания отводится 2-3 занятия ( рабочая неделя= 1 урок + консультация+ кружковая работа подготовки к ЕГЭ).
Алгоритм работы с заданием
Шаг 1. Лекция учителя, составление схем, таблиц, определяющих объем задания, записи в тетрадях.
Шаг 2. Каждый обучающийся сдает зачет (как правило, в письменной форме) по овладению необходимыми знаниями для выполнения конкретного задания.
Шаг 3. Учитель, заранее выполнив тестовое задание в пособии Н.А. Сениной в количестве 20-25 вариантов, знакомит учащихся с закономерностями составление этого задания, «уловками и хитростями».
Шаг 4. Практическая отработка задания в пособии Н.А.Сениной 20 вариантов. (5-10 вариантов в пособии остается на выполнение тренировочных работ в комплексе).
Шаг 5. Закрепляем и отрабатываем навыки выполнения тестовых заданий в режиме онлайн (как правило, мотивированные обучающиеся), выполнение заданий из «Банка ФИПИ».
Первое полугодие 11 класса мы работаем над алгоритмами тестовых заданий, сочинение в фомате ЕГЭ пишем лишь по необходимости, чтобы дать возможность выпускникам подготовиться к итоговому сочинению. В то же время подготовка к декабрьскому испытанию позволяет собрать банк примеров из художественной литературы для выполнения 27 задания.
Во втором полугодии 11 класса выполняем тренировочные работы. Варианты подбираю на сайтах для подготовки к ЕГЭ и/или выпускники выполняют работу в онлайн-режиме:
· Решу ЕГЭ
· Яндекс. Репетитор
· ФИПИ
· Незнайка
· Спадило.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.