«Система работы школы по правовому воспитанию обучающихся»
В современных условиях одним из важнейших направлений воспитательной работы является работа по правовому воспитанию. Воспитание патриота и гражданина невозможно без воспитания законопослушного человека, осознающего необходимость соблюдения законов своей страны и порядка, регламентированного этими законами.
В последние годы принят ряд документов, подтверждающих внимание государства к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений, семейного неблагополучия и социального сиротства. Коллектив нашей школы проводит последовательную и целенаправленную работу по предупреждению противоправного поведения обучающихся. Опыт нашей работы даёт основание утверждать, что только система воспитательной работы по нравственно-правовому воспитанию обеспечивает её успех. Цель системы воспитательной работы в этом направлении – создать реальные условия, препятствующие распространению негативных социальных отклонений в молодёжной среде.
Задачи системы воспитательно-профилактической работы следующие:
- выработка психологического иммунитета обучающихся к совершению правонарушений и преступлений, потреблению психоактивных веществ, пьянству, курению;
-повышение престижа здорового образа жизни как условия обеспечения качества жизни гражданина России;
- защита социально-правовых интересов обучающихся, создание условий, содействующих их психическому здоровью и раскрытию индивидуальности;
-формирование потребности в содержательной и творческой организации свободного времени.
Основу создания системы работы составляет районная программа «Школа правовых знаний как средство формирования социально-правовой компетенции обучающихся», в которой определены цели и задачи, методы, приёмы и формы работы по правовому воспитанию.
Эксперимент проходил в течение трёх лет.
Первый этап подготовительный, он предполагал разработку методологических основ обеспечения и формирования экспериментальной базы.
Анализ проведенного мониторинга показал, что запросы обучающихся актуальны, соответствуют новым вызовам, которые стоят перед нашим государством.
На втором этапе осуществляется формирование гражданско-правовой культуры молодёжи.
Решение задач правового воспитания происходит по следующим направлениям:
- проведение мониторинга уровня воспитанности обучающихся;
- разработка программ, планов и другой документации по нравственно-
правовому воспитанию;
- внедрение эффективных форм воспитательной работы на основе анализа;
- активизация деятельности органов самоуправления в данном направлении;
- повышение уровня нравственно-правовой культуры всех участников педагогического процесса.
В школе проводится множество интересных обучающих, воспитательных и информационных мероприятий.
Начальная школа.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Основными
задачами программы являются:
• Ознакомление обучающихся с правовыми актами государства.
•
Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости
их выполнения.
• Способствование развития навыков познавательной, творческой
деятельности.
• Воспитание любви к родителям, близким, изучение и
сохранение семейных традиций.
• Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
• Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и
взрослыми на основе культурно – нравственных норм.
Все мероприятия, проводятся в форме игры, викторин, театрализованных
представлений, просмотра презентаций.
Классный час-викторина «Права ребенка в новом веке» (4 классы),
Игра – викторина «Страна правовых знаний» (3 классы)
Основная школа.
Формируется система ценностей и установок поведения подростка, приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем правового образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идёт обогащение сознания и мышления обучающихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
Классный час «Экстремальные ситуации» (6 класс)
Интегрированный урок литературы и истории «Порочный круг» (7 класс)
Командная игра «Турнир знатоков права» (9 классы)
Средняя школа.
Углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Классный час «Право выбирать. Выборы: моя гражданская позиция» (11 класс)
Информационная работа.
Для повышения уровня знаний по правовому воспитанию в школьной библиотеке оформляются выставки-просмотры, выставки-советы: «Ваши права, дети!», «Школьнику о Законе», « Закон и подросток».
В течение года проводятся радиопередачи на разные темы. Постоянно обновляется стенд «Школа безопасности», ведет свою работу кружок «Пресс-центр».
Работа с родителями.
Все задачи решаются через следующие формы работы с родителями:
- информационные стенды;
- тематические выставки;
- родительские собрания;
- индивидуальные и групповые беседы;
- деловые игры;
- тренинги, практикумы;
- анкетирование, тестирование;
- семинары, встречи со специалистами;
Систематическая работа по правовому воспитанию способствует обеспечению защиты прав детей, повышению уровня правовой культуры родителей и их компетентности в вопросах воспитании и развитии детей.
Педагоги нашей школы с удовольствием участвуют в различных конкурсах, печатают свои методические наработки, делятся опытом не только на районном, но и областном уровне.
Работа школы по повышению правовой культуры будет продолжаться, впереди еще много интересных мероприятий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.