Система работы социального педагога
в МБОУ Чернокурьинской СОШ с семьями,
находящимися в социально опасном положении.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический склад семьи.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол семьи.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Цель моей работы – систематизировать имеющиеся знания, практические наработки, вновь изученную литературу по раскрываемой проблеме и выявить наиболее эффективные, приемлемые для нас способы, методы и формы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:
· конфликтная – наиболее распространённый тип (до 70% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
· аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
· педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
· асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие умственной отсталостью. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.
Этапы работы социального педагога с семьёй, которая находится в социально опасном положении.
В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.
Существуют различные подходы к выявлению семейного неблагополучия, которые используются социальным педагогом:
Для изучения межличностных отношения супругов, выявления нарушения семейных отношений и особенностей поведения в конфликтных ситуациях в селе можно узнать и не используя современных методик, как и узнать о родительско-детских отношениях и проанализировать взаимоотношения в семье и выявить дефекты семейного воспитания. Используя наблюдения, в случае проявления неблагополучия в семье, она ставится на учёт. Чтобы поставить семью на учёт, я, опираясь на положение, которое утверждено школьным советом по профилактике, согласно которому постановке на учёт подлежит та или иная семья. В нём также отмечена система последовательного усиления мер воздействия на родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию.
Каждая семья, даже, находящаяся в социально опасном положении, требует индивидуального подхода. Изучая ситуацию, сложившуюся в семье, надо прислушиваться к тому, что необходимо детям.
Поэтому, задача социального педагога приложить максимум усилий к работе с такой семьёй. Для определения наиболее эффективной формы работы с семьёй необходимо очень хорошо знать её проблемы. В какой помощи нуждается семья, какую, прежде всего помощь предоставить? Медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую. Для этого, на семью, находящуюся в социально опасном положении заводится папка, которая включает следующие документы:
1. Психолого-педагогическая характеристика.
2. Социальный паспорт семьи.
3. Карточка семьи для индивидуальной работы с ней.
4. Акты первичного обследования ЖБУ семьи и контрольных посещений.
5. Выписки из протоколов совета по профилактике.
6. План работы с семьёй, в который входит:
· более подробное изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;
· продолжение знакомства с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;
· знакомство с теми службами, которые уже оказывал помощь семье, изучение их действий, выводов;
· изучение причин социально опасного положения семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
· изучение личностных особенностей членов семьи;
· беседы с родителями;
· вынесение родителям социально-педагогического предупреждения;
· вызов на совет по профилактике;
· подача представлений или ходатайства на КДН;
· оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей на работу в каникулярное время;
Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, составлен план работы, начинается непосредственно работа с семьёй.
Задачи социального педагога в процессе работы с семьёй:
· установление контакта с семьёй;
· выявление проблем и трудностей в семье;
· стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, а также с представителями органов власти и органами внутренних дел;
· использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.
Возвращаясь к формам работы социального педагога с семьёй, хочу обратить внимание на такую форму, как патронаж, то есть посещение детей и подростков на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально экономическими целями. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают или проживали, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж помогает принять профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказался ребенок.
Правила, которые должен соблюдать социальный педагог
при посещении семьи.
Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряжённость, которая может возникнуть при посещении социального педагога их дома. Всегда надо быть доброжелательной, спокойной и, если получится, уверенной в себе.
Социально – психологическая беседа.
Из моего опыта я поняла, что если чувствую, что члены семьи не готовы к содержательной части диалога, в этом случае договариваюсь о времени следующего визита и прощаюсь.
Содержательная часть.
Начиная беседу:
Во время второго визита:
· не надо сосредотачивать особое внимание на проблемах семьи;
· не надо чувствовать себя скованно;
· не надо «включать негативное программирование»;
· не надо говорить, что правильно, что неправильно, прежде чем узнаешь причину проблемы;
· не надо противопоставлять себя семье;
· не надо форсировать события: семья может оказаться не готовой и будет защищаться;
· не надо сомневаться в собственном профессионализме.
Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:
· настроить себя на сотрудничество;
· активизировать профессиональную установку на оказание социально педагогической помощи;
· быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.
Очень хотелось бы организовать групповую работу с родителями на родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определённой теме организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводить небольшие ролевые игры и др.
В семьях, находящихся в социально опасном положении редко можно наблюдать какой-то один вид проблем, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Но, к сожалению, не всегда семья, находящаяся в социально опасном положении встречает социального педагога с радостью.
Методика работы с противостоянием семьи.
Первичные реакции противостояния семьи:
-отрицание;
-обвинение;
-клеймить кого-либо;
-хрупкость отношений;
-импульсивность родителей, детей;
-провоцирование;
-отказ от встреч;
-неприятные помощи, безнадежность, окружение семьи (препятствия, опасности);
-сопротивление специалистам, в том числе социальному педагогу;
-кризисы семьи, детей;
-определение членов семьи (реакция и чувства на противостояние), страхи (чего больше всего боятся семьи).
По каждому пункту стараюсь тщательно обдумать все полученные данные на основе наблюдений во время визитов, при собеседовании и т.д. Затем составляю краткосрочный план, результаты которого часто дают положительный эффект. Очень важно, чтобы члены семьи почувствовали, что их положение может меняться к лучшему, и это не ведет ни к потерям, ни к новым переживаниям. Например, планируется срочно посетить врача, записать ребенка к специалистам. Для этого с семьей обсуждается, что необходимо сделать и чем можно помочь.
По итогам проделанной работы у каждой категории семей, находящихся в социально опасном положении, будут свои положительные результаты.
Можно выделить следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до среднего;
- восстановлены контакты семьи с её окружением, ребенок посещает детский сад, школу, училище и т.д.
- употребление алкоголя уменьшилось;
- решены иные специфические для данной семьи проблемы.
Большое внимание необходимо уделять бытовым условиям, в которых проживает семья. Изменение бытовых условий – это самый положительный показатель. Стало чище в квартире – легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и взрослым и т.д.
Самая большая проблема – это проблема алкоголизма в семье. Такие семьи чаще всего составляют контингент семей, находящихся в социально опасном положении. К сожалению, излечение от алкогольной зависимости – процесс длительный и сложный, а также дорогой, особенно если пристрастие к спиртному длится не один год. Даже после лечения остаётся опасность возврата к прежнему состоянию.
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы оказание психолого-педагогической материальной помощи.
А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении не делала, для получения положительного результата её надо делать в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.
Выводы на основе опыта работы с неблагополучными семьями и детьми «группы риска»:
В современной школе мы сталкиваемся с большой проблемой в воспитании учащихся, когда родители в силу социальных, экономических или внутрисемейных условий самоустраняются и перекладывают ответственность за воспитание и обучение детей на школу. Считаю, что для успешной работы школы необходимо устанавливать контакт с учащимися и их семьями, находить продуктивные формы работы по решению жизненно важных социальных проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние. Развитие учащихся как целостных личностей возможно только тогда, когда образование и воспитательный процесс строятся на сотрудничестве всех субъектов образования: учителей, учащихся и их родителей.
В нашей школе активно работают социальный педагог, социальный работник при сельской администрации и медицинский работник, который ведет в школе ЛФК и кружок здоровья. Выступают на общешкольных родительских собраниях, проводят индивидуальные собеседования для учащихся и их родителей, участвуют в деятельности Совета по профилактической работе с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию, проводят совместные акции, направленные на патриотическое воспитание детей и профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Каждый учебный год начинается с анализа работы за предыдущий период, с выявления насущных проблем, с соотнесения запроса учащихся и их родителей на деятельность школы с возможностями образовательного учреждения. Выявляется контингент школы или изменения в нем за прошедший учебный год. Корректируются планы. Без внимания не остается ни один обучающийся, особенно, если дети находились в трудной жизненной ситуации. Вырабатывается единая система работы с семьями с учетом предыдущего опыта.
Основными задачами стали:
· Поиск и осуществление разнообразных форм взаимодействия и взаимопонимания школы и семьи во имя ребенка;
· Формирование открытости школы и семьи друг другу, сплочение детей и родителей;
· Воспитание у учащихся чувства памяти, гордости, чести, милосердия;
В реализации тесно взаимодействуют все члены педагогического коллектива, администрация школы и педагоги дополнительного образования.
Для родителей из неблагополучных семей созданы информационные листы, на которых размещаются сведения о режиме работы школы и специалистов, о проводимых мероприятиях.
В новом учебном году хотим ввести в традицию награждать родителей благодарностями за помощь классу в организации внеклассных мероприятий, чтобы учащиеся и их родители стали лучше относиться к школе, беречь все, что создается для уюта и благоприятной обстановки.
Наравне с работой с учащимися (а это не только дети, склонные к правонарушениям, но и учащиеся, имеющие отклонения в поведенческой сфере и состоящие на внутришкольном учете) социальный педагог предусматривает выявление и сопровождение неблагополучных семей. Оказывает помощь учащимся в организации досуговой деятельности, при необходимости, помощь в получении консультаций учащимися и их родителями у специалистов других организаций или социальных учреждений, в организации каникулярного или летнего отдыха учащихся. Благодаря совместной работе с субъектами профилактики района обстановка в таких семьях значительно улучшается, и даже, в двух неблагополучных семьях удалось убедить родителей пройти лечение и в данный момент они обеспечивают своих детей всем необходимым. Но и после положительного результата такие семьи остаются на контроле классного руководителя и социального педагога и привлекаются к школьной жизни.
Все случаи «тревожности» или неблагополучия выявляются, отслеживаются и обсуждаются с родителями учеников, для них проводятся индивидуальные консультации по всем волнующим их вопросам, даются рекомендации по коррекции воспитания ребенка и налаживанию благоприятной атмосферы в семье. В школе обучается много детей из неполных семей, где одним родителем является не только мать, но и отец. Есть малообеспеченные семьи. Такие семьи тоже охватываются вниманием специалистов школы. Педагоги и социальный педагог всегда открыты для учащихся и их родителей, и никогда не отказывают в консультации или даже простом человеческом разговоре.
Классные руководители активно привлекают учащихся, требующих особого внимания, к занятиям в кружках. Все семьи, которые принимали непосредственное участие в творческих конкурсах, а это проектная деятельность в начальных классах, дают только положительные отзывы.
Школа как общественная организация не может замыкаться сама на себе и существовать отдельно от других государственных учреждений, поэтому поддерживается тесное взаимодействие с сельской библиотекой, с методистом по работе с молодежью и сельским Домом культуры. Данные организации оказывают помощь школе в воспитательной и работе с несовершеннолетними в проведении мероприятий с учащимися по профилактике правонарушений и правовому просвещению.
В целом, педагогический коллектив школы проводит большую и плодотворную работу с учащимися и их родителями. Конечно, нам есть еще над, чем работать и к чему стремиться, но положительные результаты всегда подбадривают и придают новых сил в работе.
Социальный педагог: Счастнева Г.П.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.