СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Оценка 5

СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Оценка 5
doc
18.02.2022
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Интегрированный урок.doc

 

 

Конспект интегрированного урока географии и литературы

 

Тема: Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь»

 

Цели: 1. Формирование умения анализировать эпизод художественного

                произведения с целью определения его значения в осознании идеи

                рассказа, используя общеучебное  умение характеристики  общего

                (климата) через исследование частного (сезонов года);

 

            2. Развитие умения перестраивать текст художественного стиля речи в

                текст научного стиля; умения выделять главное, проводить

                причинно-следственные связи;

 

            3. Воспитание чувства любви к своей малой Родине и чувства

                ответственности за неё; привитие  интереса к родному краю через

                творчество М.А. Шолохова.

 

Оборудование: для учителя:  мультимедиа; компьютер; дырокол; лента для

                            соединения календаря;

                           

                             для групп учащихся: ватмана; краски, цветные карандаши,

                             клей, фломатсеры, ластик, картинки времени года; книги с

                             текстом; географические атласы; географическая карта;  

                             словарь диалектных слов; таблица-клеше; таблички для

                             оценивания групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ход урока

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель элемента урока

Ожидаемый результат

1. Оргмомент

Географ: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: вы видите учителя географии и литературы, мы попытаемся, соединив два предмета, обобщить темы «Климат» и «Анализ эпизода художественного произведения» на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» (Слайд№1- тема урока)

Литератор: прежде, чем мы раскроем все секреты урока, пожалуйста, встаньте и протяните к нам свои ладошки. Молодцы! Это означает, что вы готовы сотрудничать. А теперь сядьте на свои места и начнём работу.

Приветствие учителя;

 

 

 

 

 

Выполнение упражнения

Возбудить интерес  к  предстоящей деятельности;

 

 

 

Снять напряжение, чувство страха для проявления открытости  по отношению к окружающим: возможность построения диалога, полилога.

Создание оптимистичного, доброжелательного настроя у учащихся для эффективной работы на уроке;

2. Повторение изученного по предметам

 

Географ: сегодня, ребята, вы будете исследователями. На протяжении нескольких уроков литературы вы знакомились с рассказом М.А. Шолохова «Чужая кровь», на последних уроках географии  изучали тему «Климат России». На этом уроке мы рассмотрим климат Шолоховского района, но поскольку материал для исследования - рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь», то мне сегодня поможет учитель литературы.

Литератор: целью нашей работы станет поиск ответа на вопрос: в чём может проявляться взаимосвязь двух дисциплин: литературы и географии  (слайд №2- проблемный вопрос). Для работы нам потребуются определённые  знания, поэтому сначала повторим теоретический материал, полученный вами на предыдущих уроках географии и литературы.

Географ: чтобы объяснить особенности климата своей местности, надо знать, что влияет на климат в целом и на климат своей местности в частности. Давайте определим какие климотообразующие факторы влияют на становление климата нашей местности (слайд №3- вопросы по географии)

Блок 1.Зависимость климата местности от её положения в поясе освещения (т.е. от географической широты)

- Какова широта нашей местности, чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик?

 

 

Блок 2. Зависимость климата местности от рельефа и характера подстилающей поверхности.

-Определите по физической карте характер рельефа.

 

 

Блок 3. Зависимость климата местности от её положения относительно  горных хребтов и обширных равнин, от влияния рельефа на перемещение воздушных масс.

-По физической карте определите положение нашей местности относительно крупных форм

-Способствуют они  либо препятствует  свободному перемещению воздушных масс?

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие типы воздушных масс вы знаете?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какие воздушные массы господствуют на территории Ростовской области? В каком типе климата находится Шолоховский р-он?

 

 

 

 

 

 

 

Литератор: а теперь вспомним основные понятия по теории литературы

- Что такое идея художественного  произведения? (Слайд №4 – идея худ. произведения)

 

 

 

 

- Что помогает читателю понять  идею художественного произведения?

 

-Назовите их? (Слайд №5 средства изобразительности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, мы сейчас повторили материал, необходимый для дальнейшего исследования

Воспринимают информацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознают проблемный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по изученному на уроках географии материалу

 

 

 

 

 

Угол падения солнечных лучей и продолжительность светлого времени в течение суток на наших широтах изменяются по сезонам года, что связано с особенностями вращения Земли вокруг солнца

 

Равнина. Подстилающая поверхность поглощает больше солнечной энергии, чем отражает.

 

Наша местность находится на юге Восточно-Европейской равнины. На юге –горы Кавказ; на востоке- Уральские горы

 

Способствуют свободному перемещению воздушных масс,т.к. в России

господствует западный перенос воздушных масс, а на западе  препятствий нет

 

На Земле формируются 4 основных типа воздушных масс: арктические, умеренные, тропические и экваториальные.

 

Территория Р.о. расположена в поясе, где господствуют континентальные

воздушные массы умеренных широт,

Шолоховский р-он находится в умеренно-континентальном типе климата.

 

Идея-это основная мысль, которую хотел показать  автор в своём произведении

 

Средства изобразительности

 

Лексика (в данном случае диалектизмы- слова, употребляющиеся на  определённой территории;

Эпитет - художественное определение; метафора- слова или словосочетания,

основанные на смысловом переносе значения;

Олицетворение-одушевление неживых предметов;

Эмоциональное состояние героя;

Цветопись-цветовые повторы

 

Настроить учащихся на решение научной проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщить и систематизировать

основные знания по теме «Климат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизировать

 и обобщить  материал теории литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос побуждает учащихся  размышлять, выделять главное, анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановить в памяти теоретический материал по географии, необходимый для дальнейшей работы в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановить в памяти теоретический материал по литературе , необходимый для дальнейшей работы в группах

 

 

 

 

3.Инструктаж по работе в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа в группах

Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа М.А. Шолохова  «Чужая кровь» сюжетные эпизоды, касающиеся описания природы, и проанализировать их с точки зрения литературы и географии. С этой целью мы вас поделили на группы, каждая из которых будет работать со своим временем года.

 

Литератор: каждой группе предлагается таблица для заполнения (слайд №6- таблица)

Вам необходимо найти в тексте рассказа эпизоды, описывающие необходимое вам время года, а поскольку вы уже знакомы с рассказом, сделать это будет нетрудно;

-1 колонка- определение сюжетного эпизода;

-2 колонка- определение средств изобразительности, используемых автором в данном эпизоде; словарик диалектных слов поможет вам в определении значений диалектизмов; определение доминирующего цвета эпизода;

-3 колонка- определение эмоционального состояния главного героя (Гаврилы);

Географ: - в 4 колонке необходимо дать научное описание времени года по основным метеоэлементам, представленных в эпизодах описания природы;

 выводы записываете в последней графе таблицы и оформляете календарный лист вашего времени года, для этого предлагается всевозможный материал.

Литератор: ваша задача: оформить работу в соответствии с теоретическими сведениями, полученными на предыдущих уроках географии и литературы, придерживаясь эстетических требований в оформлении.

Географ:

По завершении работы необходимо защитить свой проект:

1 ученик комментирует выводы по таблице;

2 ученик аргументировано представляет календарный лист своего времени года;

3 ученик отвечает на проблемный вопрос урока (слайд№7) (слайд №8-ответы на проблемный вопрос);

Остальные  учащиеся стараются объективно оценить работу групп- соперников по 5-балльной системе

Оказание методической помощи учащимся в работе по исследованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание инструктажа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по инструктажу

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

Определить последовательность действий для проведения исследования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научить сотрудничеству учащихся в коллективе; умение самостоятельно проводить исследование

Развитие у учащихся наблюдательности, внимания, памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение языкового исследования; оформление выводов по работе

 

 

5. Защита проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пассивное участие: при необходимости- вопросы к выступающим группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соединение листов календаря

1.Озвучивание выводов по таблице;

2. Представление и защита календарного листа;

3. Ответ на проблемный вопрос урока (а)Знания по географии позволяют глубже понять  текст художественной литературы, увидеть реалии на фоне вымышленного с целью осознания идеи произведения; б)материал художественного произведения, основанный  на реалистическом описании природы, позволяет дать научную характеристику природным компонентам

4. Оценивание работы групп соперников

Обучение аргументированному выступлению; умению отвечать на проблемный вопрос; объективному оцениванию работы товарищей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научить объективно оценивать работу друг друга

Развивать умение работать в коллективе; умение слушать и слышать товарищей; проводить наблюдение; делать выводы; обобщать, давать аргументированный ответ на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие внимания, памяти, умения оценивать результаты работы товарищей

6 Домашнее задание. Рефлексия

Литератор: вы заметили, что в нашем календаре не хватает одного листа, какого и почему?

Это время ярко представлено в другом рассказе М.А. Шолохова «Родинка» К следующему уроку вы прочитаете этот рассказ и оформите 4-ый лист сезонного календаря нашей местности

(Слайд №9)

Осени, в рассказе нет описания этого времени года

Научить самостоятельно действовать по алгоритму

Развитие общеучебного умения действовать по алгоритму

7. Рефлексия

Географ: поднимите руки, кто не разочарован тем, что протянул к нам ладошки в начале урока?

 

Значит, урок удался!   

Ответы учащихся

 

Оценить настроение учащихся; выявить удовлетворённость результатами исследования

Проследить эмоциональное состояние учащихся в конце урока;

8. Итог урока

Всем спасибо, до свидания. (Слайд №10)

 

 

 

 


Конспект интегрированного урока географии и литературы

Конспект интегрированного урока географии и литературы

Конспект интегрированного урока географии и литературы

Конспект интегрированного урока географии и литературы

Шолоховского района, но поскольку материал для исследования - рассказ

Шолоховского района, но поскольку материал для исследования - рассказ

Блок 1.Зависимость климата местности от её положения в поясе освещения (т

Блок 1.Зависимость климата местности от её положения в поясе освещения (т

Способствуют они либо препятствует свободному перемещению воздушных масс?

Способствуют они либо препятствует свободному перемещению воздушных масс?

Слайд №4 – идея худ. произведения) -

Слайд №4 – идея худ. произведения) -

Работа в группах Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа

Работа в группах Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа

Работа в группах Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа

Работа в группах Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа

Остальные учащиеся стараются объективно оценить работу групп- соперников по 5-балльной системе

Остальные учащиеся стараются объективно оценить работу групп- соперников по 5-балльной системе

Защита проектов

Защита проектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022