Конспект интегрированного урока географии и литературы
Тема: Изучение климата Шолоховского района на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь»
Цели: 1. Формирование умения анализировать эпизод художественного
произведения с целью определения его значения в осознании идеи
рассказа, используя общеучебное умение характеристики общего
(климата) через исследование частного (сезонов года);
2. Развитие умения перестраивать текст художественного стиля речи в
текст научного стиля; умения выделять главное, проводить
причинно-следственные связи;
3. Воспитание чувства любви к своей малой Родине и чувства
ответственности за неё; привитие интереса к родному краю через
творчество М.А. Шолохова.
Оборудование: для учителя: мультимедиа; компьютер; дырокол; лента для
соединения календаря;
для групп учащихся: ватмана; краски, цветные карандаши,
клей, фломатсеры, ластик, картинки времени года; книги с
текстом; географические атласы; географическая карта;
словарь диалектных слов; таблица-клеше; таблички для
оценивания групп.
Ход урока
Элементы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Цель элемента урока |
Ожидаемый результат |
1. Оргмомент |
Географ: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: вы видите учителя географии и литературы, мы попытаемся, соединив два предмета, обобщить темы «Климат» и «Анализ эпизода художественного произведения» на материале рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» (Слайд№1- тема урока) Литератор: прежде, чем мы раскроем все секреты урока, пожалуйста, встаньте и протяните к нам свои ладошки. Молодцы! Это означает, что вы готовы сотрудничать. А теперь сядьте на свои места и начнём работу. |
Приветствие учителя;
Выполнение упражнения |
Возбудить интерес к предстоящей деятельности;
Снять напряжение, чувство страха для проявления открытости по отношению к окружающим: возможность построения диалога, полилога. |
Создание оптимистичного, доброжелательного настроя у учащихся для эффективной работы на уроке; |
2. Повторение изученного по предметам
|
Географ: сегодня, ребята, вы будете исследователями. На протяжении нескольких уроков литературы вы знакомились с рассказом М.А. Шолохова «Чужая кровь», на последних уроках географии изучали тему «Климат России». На этом уроке мы рассмотрим климат Шолоховского района, но поскольку материал для исследования - рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь», то мне сегодня поможет учитель литературы. Литератор: целью нашей работы станет поиск ответа на вопрос: в чём может проявляться взаимосвязь двух дисциплин: литературы и географии (слайд №2- проблемный вопрос). Для работы нам потребуются определённые знания, поэтому сначала повторим теоретический материал, полученный вами на предыдущих уроках географии и литературы. Географ: чтобы объяснить особенности климата своей местности, надо знать, что влияет на климат в целом и на климат своей местности в частности. Давайте определим какие климотообразующие факторы влияют на становление климата нашей местности (слайд №3- вопросы по географии) Блок 1.Зависимость климата местности от её положения в поясе освещения (т.е. от географической широты) - Какова широта нашей местности, чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик?
Блок 2. Зависимость климата местности от рельефа и характера подстилающей поверхности. -Определите по физической карте характер рельефа.
Блок 3. Зависимость климата местности от её положения относительно горных хребтов и обширных равнин, от влияния рельефа на перемещение воздушных масс. -По физической карте определите положение нашей местности относительно крупных форм -Способствуют они либо препятствует свободному перемещению воздушных масс?
Какие типы воздушных масс вы знаете?
-Какие воздушные массы господствуют на территории Ростовской области? В каком типе климата находится Шолоховский р-он?
Литератор: а теперь вспомним основные понятия по теории литературы - Что такое идея художественного произведения? (Слайд №4 – идея худ. произведения)
- Что помогает читателю понять идею художественного произведения?
-Назовите их? (Слайд №5 средства изобразительности)
Итак, мы сейчас повторили материал, необходимый для дальнейшего исследования |
Воспринимают информацию
Осознают проблемный вопрос
Отвечают на вопросы по изученному на уроках географии материалу
Угол падения солнечных лучей и продолжительность светлого времени в течение суток на наших широтах изменяются по сезонам года, что связано с особенностями вращения Земли вокруг солнца
Равнина. Подстилающая поверхность поглощает больше солнечной энергии, чем отражает.
Наша местность находится на юге Восточно-Европейской равнины. На юге –горы Кавказ; на востоке- Уральские горы
Способствуют свободному перемещению воздушных масс,т.к. в России господствует западный перенос воздушных масс, а на западе препятствий нет
На Земле формируются 4 основных типа воздушных масс: арктические, умеренные, тропические и экваториальные.
Территория Р.о. расположена в поясе, где господствуют континентальные воздушные массы умеренных широт, Шолоховский р-он находится в умеренно-континентальном типе климата.
Идея-это основная мысль, которую хотел показать автор в своём произведении
Средства изобразительности
Лексика (в данном случае диалектизмы- слова, употребляющиеся на определённой территории; Эпитет - художественное определение; метафора- слова или словосочетания, основанные на смысловом переносе значения; Олицетворение-одушевление неживых предметов; Эмоциональное состояние героя; Цветопись-цветовые повторы
|
Настроить учащихся на решение научной проблемы
Обобщить и систематизировать основные знания по теме «Климат»
Систематизировать и обобщить материал теории литературы
|
Проблемный вопрос побуждает учащихся размышлять, выделять главное, анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи
Восстановить в памяти теоретический материал по географии, необходимый для дальнейшей работы в группах
Восстановить в памяти теоретический материал по литературе , необходимый для дальнейшей работы в группах
|
3.Инструктаж по работе в группах
4.Работа в группах |
Географ: вам необходимо найти и в тексте рассказа М.А. Шолохова «Чужая кровь» сюжетные эпизоды, касающиеся описания природы, и проанализировать их с точки зрения литературы и географии. С этой целью мы вас поделили на группы, каждая из которых будет работать со своим временем года.
Литератор: каждой группе предлагается таблица для заполнения (слайд №6- таблица) Вам необходимо найти в тексте рассказа эпизоды, описывающие необходимое вам время года, а поскольку вы уже знакомы с рассказом, сделать это будет нетрудно; -1 колонка- определение сюжетного эпизода; -2 колонка- определение средств изобразительности, используемых автором в данном эпизоде; словарик диалектных слов поможет вам в определении значений диалектизмов; определение доминирующего цвета эпизода; -3 колонка- определение эмоционального состояния главного героя (Гаврилы); Географ: - в 4 колонке необходимо дать научное описание времени года по основным метеоэлементам, представленных в эпизодах описания природы; выводы записываете в последней графе таблицы и оформляете календарный лист вашего времени года, для этого предлагается всевозможный материал. Литератор: ваша задача: оформить работу в соответствии с теоретическими сведениями, полученными на предыдущих уроках географии и литературы, придерживаясь эстетических требований в оформлении. Географ: По завершении работы необходимо защитить свой проект: 1 ученик комментирует выводы по таблице; 2 ученик аргументировано представляет календарный лист своего времени года; 3 ученик отвечает на проблемный вопрос урока (слайд№7) (слайд №8-ответы на проблемный вопрос); Остальные учащиеся стараются объективно оценить работу групп- соперников по 5-балльной системе Оказание методической помощи учащимся в работе по исследованию |
Прослушивание инструктажа
Вопросы по инструктажу
Исследовательская работа |
Определить последовательность действий для проведения исследования;
Научить сотрудничеству учащихся в коллективе; умение самостоятельно проводить исследование |
Развитие у учащихся наблюдательности, внимания, памяти.
Проведение языкового исследования; оформление выводов по работе
|
5. Защита проектов
|
Пассивное участие: при необходимости- вопросы к выступающим группам
Соединение листов календаря |
1.Озвучивание выводов по таблице; 2. Представление и защита календарного листа; 3. Ответ на проблемный вопрос урока (а)Знания по географии позволяют глубже понять текст художественной литературы, увидеть реалии на фоне вымышленного с целью осознания идеи произведения; б)материал художественного произведения, основанный на реалистическом описании природы, позволяет дать научную характеристику природным компонентам 4. Оценивание работы групп соперников |
Обучение аргументированному выступлению; умению отвечать на проблемный вопрос; объективному оцениванию работы товарищей
Научить объективно оценивать работу друг друга |
Развивать умение работать в коллективе; умение слушать и слышать товарищей; проводить наблюдение; делать выводы; обобщать, давать аргументированный ответ на вопрос
Развитие внимания, памяти, умения оценивать результаты работы товарищей |
6 Домашнее задание. Рефлексия |
Литератор: вы заметили, что в нашем календаре не хватает одного листа, какого и почему? Это время ярко представлено в другом рассказе М.А. Шолохова «Родинка» К следующему уроку вы прочитаете этот рассказ и оформите 4-ый лист сезонного календаря нашей местности (Слайд №9) |
Осени, в рассказе нет описания этого времени года |
Научить самостоятельно действовать по алгоритму |
Развитие общеучебного умения действовать по алгоритму |
7. Рефлексия |
Географ: поднимите руки, кто не разочарован тем, что протянул к нам ладошки в начале урока?
Значит, урок удался! |
Ответы учащихся
|
Оценить настроение учащихся; выявить удовлетворённость результатами исследования |
Проследить эмоциональное состояние учащихся в конце урока; |
8. Итог урока |
Всем спасибо, до свидания. (Слайд №10) |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.