Система работы учителя по формированию школьной и социальной успешности

  • docx
  • 08.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Система работы учителя по формированию школьной и социальной успешности.docx

                         Система работы учителя по формированию школьной
                                                       и социальной успешности учащихся

 

Достижение успеха – это естественное желание и осознанная цель любого человека. 

        В Законе об Образовании в РФ  говорится, что  «Современная школа должна растить не только умного, образованного человека, но и человека успешного и счастливого». 

Цель школьного обучения    состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой; реализовать их на благо обществу и самому учащемуся.  Иными словами, цель школы -  подготовка   молодых людей,  способных быть востребованными и успешными в обществе.

   Таким образом,   проблема успешности важна и актуальна как для каждой отдельной личности, так и для государства в целом.

    Говоря об успешности, стоит отметить, что   «успешность» – понятие собирательное и достаточно неопределенное. У каждого человека складывается свое представление об успешности, которое редко совпадает по своим характеристикам у разных людей.  

       Любая успешность специализирована. Успешность в установлении межличностной гармонии достигается одним профилем  личности, деловая успешность - другим.

Однако, признаки универсальной успешности вычленить все-таки можно.

        Успешный человек - человек, успешно достигающий своих целей, ощущающий это сам и имеющий в этом признание окружающих.

        Школьная успешность, так же как и успешность  вообще (жизненная успешность) связана с умением достигать хороших результатов в деятельности и признанием окружающих.

       Социологи отмечают, что школьная успешность Жизненную успешность не обеспечивает. По крайней мере, главенствующим параметром не является. Понятие «успешный школьник» очень сильно отличается от понятия «успешный человек». Однако, успехи в школе (академическая успеваемость и популярность у одноклассников) являются важнейшими критериями психического здоровья, приспособленности и благополучного развития личности, которые    будут способствовать становлению Жизненной успешности во взрослой жизни.

Моя система работы    по формированию школьной и социальной успешности строится на основе следующих идей и целей: . . . .(на слайде)  и уверенности в том, что  успешность не приходит сама собой, без долгого и кропотливого труда над собой – своим характером, образованием, способностями, привычками, привязанностями.   Школа должна помогать ребенку в этой работе: помогать ему вырабатывать свой способ преодоления трудностей, разрешения проблем, организации своей успешности.     

Система работы по формированию успешности школьников охватывает всю учебно-воспитательную работу учителя и может идти по 3-м основным направлениям: учебная деятельность, внеурочная деятельность, работа с родителями.

Хочу сделать акцент на том, что мощнейшим средством (способом, фундаментом), создающим все необходимые условия для формирования и стимулирования   успешности школьников, является системно-деятельностный подход в образовании, который является методологической основой новых образовательных стандартов, . . ..  и реализуется через все направления деятельности учителя.

Деятельностный подход в образовании является основой для формирования качеств личности, необходимых  для формирования как школьной, так и социальной успешности. Таких как:

- положительная мотивация к учебной деятельности,

- активность, творческая самореализация,

- позитивные отношения с учителем и одноклассниками, 

- адекватно-позитивная самооценка,

- чувство эмоциональной удовлетворенности ;

- направленность на самоопределение и  саморазвитие,

- способность к сотрудничеству, коммуникабельность,

- инициативность, ответственность, креативность.

Следует отметить, что  система  принципов деятельностного подхода, которые заложены практически во все современные образовательные технологии,   создают основу для целостности и системности образовательной деятельности,  для повышения эффективности и качества образования, а так же создают основу для формирования  школьной  и социальной успешности учащихся.

Вот как это выглядит.

       Принцип деятельности, заключающийся  в том, что ребёнок не поучает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, ведет к формированию так называемого «умения учиться», формированию умений, навыков, качеств, необходимых для успешности школьников.

     Принцип целостности предполагает   умение применять полученные знания в  практической деятельности, что является условие результативности деятельности.  

    Принцип непрерывности, означающий  преемственность между всеми ступенями и этапами обучения, объясняет, что, хотя понятие «успешный школьник» очень сильно отличается от понятия «успешный человек»,  успешность взрослой жизни во многом определяется успехами в школе.

     Принцип  минимакса дает возможность каждому ученику развиваться на своем максимально-возможном уровне, при котором оценивается лишь обязательный результат. Это дает возможность  достижения успеха каждым учеником, позволяет сформировать  данную целевую установку.    (у учащихся установку на достижение успеха)

     Принцип психологической комфортности - В полной мере реализовать свои способности, получить радость от успеха можно только в атмосфере психологического комфорта.   

     Принцип творчества (креативности)  предполагает формирование опыта собственной творческой деятельности. А, как известно,   нестандартный, креативный подход - основа успеха в современном мире.

      Остановлюсь на современных образовательных технологиях, которые   создают условия для формирования успешности школьников. Это все технологии деятельностного подхода в образовании.

            Технологии деятельностного метода обучения (Л.Г.Петерсон).

      Данная технология носит интегративный характер. В ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой.  

Структура урока включает в себя 9 этапов – деятельностных шагов, прохождение которых обеспечивает  учащимся системный тренинг полного перечня универсальных учебных действий, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, создает  базу для личностного развития, школьной и социальной успешности.

      Есть такая фраза: «Главная цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». Я думаю – эта фраза очень хорошо соотносима с результатами работы по технологии деятельностного метода обучения. Системное применение данной технологии к концу 4-го класса позволяет учителю быть чуть ли не «сторонним наблюдателем» процесса познания на уроке. Дети самостоятельно формулируют тему, цели урока, строят гипотезы и планируют деятельность по выходу из затруднения, ищут пути решения проблемы, делают выводы, дают оценку и самооценку своей деятельности и результатов работы. То есть дети овладевают именно теми умениями и навыками, которые будут востребованы в дальнейшем обучении, во взрослой жизни, приобретают качества, необходимые для успеха и успешности.

          Технология проектов.  Является  кладезем для раскрытия наклонностей, способностей…и успешности щкольников. Об этом явственно говорят  задачи  проектного обучения:

- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.

- Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.

- Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.

- Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.

- Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.

      Посильные проекты могут выполнять все: и одаренные дети, и скромные в своих интересах и возможностях.

     При использовании этой  технологии всегда можно найти интересные темы для каждого ребенка,  дать возможность почувствовать радость познания и успеха, вселить веру в свои силы, создают возможности для самореализации. 

       iT-технологии. Широко используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

          Грамотное использование возможностей современных информационных технологий помогает   в реализации деятельностного подхода в обучении и способствует:

- формированию положительной школьной мотивации, активизации познавательной деятельности учащихся;

- повышению самостоятельности  и инициативности, творческой активности школьников;

- развитию  умений и ключевых компетенций учащихся (мыслительных, общекультурных, информационно-коммуникационных);

- создает условия для более успешного усвоения учебного материала, и, как результат – способствует успешности обучении.

 

     Говоря об успешности школьников, не могу не коснуться вопросов здоровья.

Всем известна фраза: Здоровье  это не все, но все без здоровья – ничто.

Больной человек (ребенок) не может быть полноценно успешным. Поэтому, реализуя принцип успешности, учитель в обязательном порядке должен владеть и внедрять в свою практику здоровьесберезающие и здоровьеформирующие технологии.

        Хочу отметить, что вне зависимости от применяемых технологий, учитель всегда должен иметь в своем арсенале банк ситуаций успеха.  А главный смысл деятельности учителя, в свете формирования успешности, можно сформулировать, пожалуй, как  создание каждому ребенку ситуации успеха.

         Второе направление  реализации принципа успешности в моей системе работы – внеурочная деятельность.  

        Мы все знаем, что таланты и способности детей достаточно часто лежат вне рамок школьных предметов. При этом практически  нет таких людей, которые бы не были чем-то увлечены, у которых что-то не получалось бы лучше, успешнее, чем у других. Вот на эти успехи и надо опираться учителю, чтобы формировать у детей ощущение успешности. Если ты –  не отличник, не победитель олимпиад, то ты вполне можешь оказаться  замечательным артистом, танцором, художником.   Молодец!!!

     То, что у ребенка получается хорошо,  должно быть замечено и признано окружающими. То, что ребенок занимается где-то ещё, достиг определенных успехов, не должно быть тайной для одноклассников, а должно быть общей радостью и удовольствием. Особенно это важно для детей, которые не преуспели в учебе.    Ситуации успеха окрыляют ребят, вселяют силы, уверенность, заставляют их быть более активными, что, в свою очередь ведет к новым успехам.

         В ряде исследований выявлена связь успеваемости со статусом в классе: низкая успеваемость является фактором риска непринятия сверстниками и учителями.  Поэтому статус (положение) ребенка в классе, его способность к общению со сверстниками является важным критерием успешности. А работа учителя по  сплочению детского коллектива – одно из важных направлений по формированию школьной успешности.

 

        Завершающим моментом в описании моей системы   работы по формированию успешности является «Работа с родителями».   Вряд ли можно переоценить ее важность в вопросе успешности обучения: только тесное взаимодействие семьи и школы позволяет в полной мере помочь школьникам быть успешными.

 

       О результативности, работы по формированию успешности школьников можно судить по:

- сформированности  знаний и качеству обучения;

- развитию личностных, предметных и метапредметных УУД;

- сформированности качеств, необходимых для достижения школьной и социальной успешности;

- уровню удовлетворенности школьной жизнью.

 

          Результативность работы по формированию школьной и социальной успешности можно проследить по результатам психолого-педагогической диагностики.

        Анализ полученных результатов показывает высокие результаты и стабильный рост по всем показателям успешности обучения,  подтверждает формирование  качеств , необходимых для самореализации личности.

 

Таким образоом, можно сделать вывод:  работа учителя по формированию школьной и социальной успешности, если проводится целенаправленно и системно, приносит свои реальные положительные результаты. 

 

       В заключение еще раз напомню качества, способности, умения и привычки успешного человека.   Формируйте их в детях, развивайте в себе.

- Эффективное мышление, умение учиться, привычка развиваться.

- Уверенное поведение, умение быть лидером,

- Привычка быть энергичным и склонность к здоровому образу жизни,

- Умение и привычка ставить цели,

- Нацеленность на результат, привычка планировать,

- Позитив, конструктив, склонность к сотрудничеству,

- Ответственность, дисциплина,

- Умение быть ярким, артистизм, харизма.

 

Успехов нам и нашим детям!

 

 

Несмотря на различие представлений, надежд и идеалов, жизнь складывается успешно для тех кто:

- владеет информацией, умеет ее добывать, обрабатывать и использовать; умение учиться, привычка развиваться;

- здоров   и с детства привык заботиться о своем здоровье;

- имеет волю и выдержку при решении проблем и преодолении обязательных в жизни каждого человека трудностей;

- умеет терпимо взаимодействовать в большом человеческом обществе; склонность к сотрудничеству;

- получает удовольствие от труда – интеллектуального, физического, духовного;

- умеет самостоятельно строить и реализовывать свои жизненные планы; нацеленность на результат;

- умеет быть ярким, артистичным; харизма.