Система работы учителя по формированию
школьной
и социальной успешности
учащихся
Достижение успеха – это естественное желание и осознанная цель любого человека.
В Законе об Образовании в РФ говорится, что «Современная школа должна растить не только умного, образованного человека, но и человека успешного и счастливого».
Цель школьного обучения состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой; реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Иными словами, цель школы - подготовка молодых людей, способных быть востребованными и успешными в обществе.
Таким образом, проблема успешности важна и актуальна как для каждой отдельной личности, так и для государства в целом.
Говоря об успешности, стоит отметить, что «успешность» – понятие собирательное и достаточно неопределенное. У каждого человека складывается свое представление об успешности, которое редко совпадает по своим характеристикам у разных людей.
Любая успешность специализирована. Успешность в установлении межличностной гармонии достигается одним профилем личности, деловая успешность - другим.
Однако, признаки универсальной успешности вычленить все-таки можно.
Успешный человек - человек, успешно достигающий своих целей, ощущающий это сам и имеющий в этом признание окружающих.
Школьная успешность, так же как и успешность вообще (жизненная успешность) связана с умением достигать хороших результатов в деятельности и признанием окружающих.
Социологи отмечают, что школьная успешность Жизненную успешность не обеспечивает. По крайней мере, главенствующим параметром не является. Понятие «успешный школьник» очень сильно отличается от понятия «успешный человек». Однако, успехи в школе (академическая успеваемость и популярность у одноклассников) являются важнейшими критериями психического здоровья, приспособленности и благополучного развития личности, которые будут способствовать становлению Жизненной успешности во взрослой жизни.
Моя система работы по формированию школьной и социальной успешности строится на основе следующих идей и целей: . . . .(на слайде) и уверенности в том, что успешность не приходит сама собой, без долгого и кропотливого труда над собой – своим характером, образованием, способностями, привычками, привязанностями. Школа должна помогать ребенку в этой работе: помогать ему вырабатывать свой способ преодоления трудностей, разрешения проблем, организации своей успешности.
Система работы по формированию успешности школьников охватывает всю учебно-воспитательную работу учителя и может идти по 3-м основным направлениям: учебная деятельность, внеурочная деятельность, работа с родителями.
Хочу сделать акцент на том, что мощнейшим средством (способом, фундаментом), создающим все необходимые условия для формирования и стимулирования успешности школьников, является системно-деятельностный подход в образовании, который является методологической основой новых образовательных стандартов, . . .. и реализуется через все направления деятельности учителя.
Деятельностный подход в образовании является основой для формирования качеств личности, необходимых для формирования как школьной, так и социальной успешности. Таких как:
- положительная мотивация к учебной деятельности,
- активность, творческая самореализация,
- позитивные отношения с учителем и одноклассниками,
- адекватно-позитивная самооценка,
- чувство эмоциональной удовлетворенности ;
- направленность на самоопределение и саморазвитие,
- способность к сотрудничеству, коммуникабельность,
- инициативность, ответственность, креативность.
Следует отметить, что система принципов деятельностного подхода, которые заложены практически во все современные образовательные технологии, создают основу для целостности и системности образовательной деятельности, для повышения эффективности и качества образования, а так же создают основу для формирования школьной и социальной успешности учащихся.
Вот как это выглядит.
Принцип деятельности, заключающийся в том, что ребёнок не поучает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, ведет к формированию так называемого «умения учиться», формированию умений, навыков, качеств, необходимых для успешности школьников.
Принцип целостности предполагает умение применять полученные знания в практической деятельности, что является условие результативности деятельности.
Принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями и этапами обучения, объясняет, что, хотя понятие «успешный школьник» очень сильно отличается от понятия «успешный человек», успешность взрослой жизни во многом определяется успехами в школе.
Принцип минимакса дает возможность каждому ученику развиваться на своем максимально-возможном уровне, при котором оценивается лишь обязательный результат. Это дает возможность достижения успеха каждым учеником, позволяет сформировать данную целевую установку. (у учащихся установку на достижение успеха)
Принцип психологической комфортности - В полной мере реализовать свои способности, получить радость от успеха можно только в атмосфере психологического комфорта.
Принцип творчества (креативности) предполагает формирование опыта собственной творческой деятельности. А, как известно, нестандартный, креативный подход - основа успеха в современном мире.
Остановлюсь на современных образовательных технологиях, которые создают условия для формирования успешности школьников. Это все технологии деятельностного подхода в образовании.
Технологии деятельностного метода обучения (Л.Г.Петерсон).
Данная технология носит интегративный характер. В ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой.
Структура урока включает в себя 9 этапов – деятельностных шагов, прохождение которых обеспечивает учащимся системный тренинг полного перечня универсальных учебных действий, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, создает базу для личностного развития, школьной и социальной успешности.
Есть такая фраза: «Главная цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». Я думаю – эта фраза очень хорошо соотносима с результатами работы по технологии деятельностного метода обучения. Системное применение данной технологии к концу 4-го класса позволяет учителю быть чуть ли не «сторонним наблюдателем» процесса познания на уроке. Дети самостоятельно формулируют тему, цели урока, строят гипотезы и планируют деятельность по выходу из затруднения, ищут пути решения проблемы, делают выводы, дают оценку и самооценку своей деятельности и результатов работы. То есть дети овладевают именно теми умениями и навыками, которые будут востребованы в дальнейшем обучении, во взрослой жизни, приобретают качества, необходимые для успеха и успешности.
Технология проектов. Является кладезем для раскрытия наклонностей, способностей…и успешности щкольников. Об этом явственно говорят задачи проектного обучения:
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
- Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
- Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
- Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
- Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
Посильные проекты могут выполнять все: и одаренные дети, и скромные в своих интересах и возможностях.
При использовании этой технологии всегда можно найти интересные темы для каждого ребенка, дать возможность почувствовать радость познания и успеха, вселить веру в свои силы, создают возможности для самореализации.
iT-технологии. Широко используются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий помогает в реализации деятельностного подхода в обучении и способствует:
- формированию положительной школьной мотивации, активизации познавательной деятельности учащихся;
- повышению самостоятельности и инициативности, творческой активности школьников;
- развитию умений и ключевых компетенций учащихся (мыслительных, общекультурных, информационно-коммуникационных);
- создает условия для более успешного усвоения учебного материала, и, как результат – способствует успешности обучении.
Говоря об успешности школьников, не могу не коснуться вопросов здоровья.
Всем известна фраза: Здоровье это не все, но все без здоровья – ничто.
Больной человек (ребенок) не может быть полноценно успешным. Поэтому, реализуя принцип успешности, учитель в обязательном порядке должен владеть и внедрять в свою практику здоровьесберезающие и здоровьеформирующие технологии.
Хочу отметить, что вне зависимости от применяемых технологий, учитель всегда должен иметь в своем арсенале банк ситуаций успеха. А главный смысл деятельности учителя, в свете формирования успешности, можно сформулировать, пожалуй, как создание каждому ребенку ситуации успеха.
Второе направление реализации принципа успешности в моей системе работы – внеурочная деятельность.
Мы все знаем, что таланты и способности детей достаточно часто лежат вне рамок школьных предметов. При этом практически нет таких людей, которые бы не были чем-то увлечены, у которых что-то не получалось бы лучше, успешнее, чем у других. Вот на эти успехи и надо опираться учителю, чтобы формировать у детей ощущение успешности. Если ты – не отличник, не победитель олимпиад, то ты вполне можешь оказаться замечательным артистом, танцором, художником. Молодец!!!
То, что у ребенка получается хорошо, должно быть замечено и признано окружающими. То, что ребенок занимается где-то ещё, достиг определенных успехов, не должно быть тайной для одноклассников, а должно быть общей радостью и удовольствием. Особенно это важно для детей, которые не преуспели в учебе. Ситуации успеха окрыляют ребят, вселяют силы, уверенность, заставляют их быть более активными, что, в свою очередь ведет к новым успехам.
В ряде исследований выявлена связь успеваемости со статусом в классе: низкая успеваемость является фактором риска непринятия сверстниками и учителями. Поэтому статус (положение) ребенка в классе, его способность к общению со сверстниками является важным критерием успешности. А работа учителя по сплочению детского коллектива – одно из важных направлений по формированию школьной успешности.
Завершающим моментом в описании моей системы работы по формированию успешности является «Работа с родителями». Вряд ли можно переоценить ее важность в вопросе успешности обучения: только тесное взаимодействие семьи и школы позволяет в полной мере помочь школьникам быть успешными.
О результативности, работы по формированию успешности школьников можно судить по:
- сформированности знаний и качеству обучения;
- развитию личностных, предметных и метапредметных УУД;
- сформированности качеств, необходимых для достижения школьной и социальной успешности;
- уровню удовлетворенности школьной жизнью.
Результативность работы по формированию школьной и социальной успешности можно проследить по результатам психолого-педагогической диагностики.
Анализ полученных результатов показывает высокие результаты и стабильный рост по всем показателям успешности обучения, подтверждает формирование качеств , необходимых для самореализации личности.
Таким образоом, можно сделать вывод: работа учителя по формированию школьной и социальной успешности, если проводится целенаправленно и системно, приносит свои реальные положительные результаты.
В заключение еще раз напомню качества, способности, умения и привычки успешного человека. Формируйте их в детях, развивайте в себе.
- Эффективное мышление, умение учиться, привычка развиваться.
- Уверенное поведение, умение быть лидером,
- Привычка быть энергичным и склонность к здоровому образу жизни,
- Умение и привычка ставить цели,
- Нацеленность на результат, привычка планировать,
- Позитив, конструктив, склонность к сотрудничеству,
- Ответственность, дисциплина,
- Умение быть ярким, артистизм, харизма.
Успехов нам и нашим детям!
Несмотря на различие представлений, надежд и идеалов, жизнь складывается успешно для тех кто:
- владеет информацией, умеет ее добывать, обрабатывать и использовать; умение учиться, привычка развиваться;
- здоров и с детства привык заботиться о своем здоровье;
- имеет волю и выдержку при решении проблем и преодолении обязательных в жизни каждого человека трудностей;
- умеет терпимо взаимодействовать в большом человеческом обществе; склонность к сотрудничеству;
- получает удовольствие от труда – интеллектуального, физического, духовного;
- умеет самостоятельно строить и реализовывать свои жизненные планы; нацеленность на результат;
- умеет быть ярким, артистичным; харизма.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.