Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23» города Чебоксары Чувашской Республики
«Система ранней помощи детей с ограниченными возможностями здоровья»
подготовила
учитель - дефектолог
Садовникова Надежда Федоровна
Чебоксары,2023
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.
К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3-5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.
В настоящее время в практику в МБДОУ «Детский сад №23» компенсирующего вида все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей.
Главная направленность системы ранней помощи – комплексный междисциплинарный подход к образованию, социализации и реабилитации детей с ОВЗ.
В МБДОУ «Детский сад №23» компенсирующего вида система ранней помощи реализуется в различных формах: в патронатной группе и группах коррекционной направленности.
Основными направлениями работы учителей-дефектологов, логопедов и психолога являются:
· Ранняя диагностика отклонений детей раннего возраста по основным «линиям развития» (двигательному, познавательному, речевому, социальному); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития.
· Разработка индивидуальной программы развития.
· Психолого-педагогическая работа в условиях семьи и специально организованной среды, отвечающая особым образовательным потребностям ребенка.
· Психологическая поддержка семьи; периодическое консультирование семьи.
· Координация деятельности всех специалистов в оказании полного комплекса услуг ребенку и семье при реализации индивидуальной программы развития.
· Динамическое наблюдение за ходом дальнейшего психофизического и речевого развития (не реже одного раза в шесть месяцев). Корректировка индивидуальных программ развития.
Итогом психолого-педагогического изучения ребенка раннего и дошкольного возраста является вынесение заключения, в котором определен актуальный уровень развития ребенка (то, что он может делать самостоятельно) и потенциальный (то, что выполняет вместе со взрослым), на которое и опирается педагог-дефектолог при разработке индивидуальной программы развития (ИПР). Она является составной частью адаптированной образовательной программы, при составлении которой необходима консолидированная работа всех специалистов сопровождения и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Особенности развития детей с ОВЗ, выявленные в ходе комплексной психолого-педагогической диагностики нарушений развития, служат ориентирами в разработке ИПР.
В разработке индивидуальной программы принимают участие все специалисты, участвующие в реабилитационном процессе.
Мы более подробно остановимся на раскрытии той части программы, которую составляет учитель-дефектолог для родителей.
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов, каждый из которых имеет свою смысловую нагрузку. Данные разделы в совокупности позволяют обеспечить психолого-педагогическую работу с ребенком с ограниченными возможностями здоровья по различным направлениям.
В первой части даются краткие сведения о ребенке: диагноз, возраст, результаты первичного психолого-педагогического обследования.
Вторая часть раскрывает общие требования к проведению занятий с ребенком, которые ранее были оговорены в совместной беседе с мамой, или иным близким взрослым.
В педагогических условиях выделяются правила для проведения занятий с ребёнком: организация режима занятий, уточнение места проведения занятий и подбор игрового материала, а также указываются доступные для малыша способы общественного опыта (совместные действия со взрослым, подражательные способности, действия по показу, по жестовой инструкции с речевым сопровождением, действия по речевой инструкции взрослого).
Соответствующее возрасту ребенка способы общения и взаимодействия с взрослым выстраиваются в совместной деятельности, в общении, в котором большую роль играют доверительные, доброжелательные отношения: следует уважать личность ребенка, учитывать его желания и возможности.
Подбор предметов и игрушек для занятий осуществляется с учетом нарушения, интереса, возможностей и возраста ребенка. Педагог знакомит родителей с дидактическим и развивающим материалом.
Третья часть - раскрывает содержание коррекционно-восстановительной работы с ребенком, ориентированное на основные линии развития детей в норме: социальную, физическую и познавательную, а также отражает рекомендации для родителей, или близких малыша.
Итак, важнейшей задачей психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии является их изучение в целях разработки организации и содержания коррекционного процесса. Этот процесс включает в себя психолого-педагогическое сопровождение родителей и целенаправленную коррекционно-педагогическую работу с ребенком.
Использованная литература
1. Баенская, Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. / Метод. пособие. / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М., Экзамен, 2004.
2. Григоренко, Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней помощи) /Н.Ю. Григоренко // Специальное образование: научно-методический журнал/ГОУВПО «Урал.гос. пед.ун-т»; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург, 2011. - №1. – 133с. – С.34-41
3.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева //Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Просвещение, 2005.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.