«Система диагностики учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)
Оценка 4.9

«Система диагностики учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
4 кл
10.02.2017
«Система диагностики  учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)
С каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения родителей от воспитания детей всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.
Система диагностики учебной мотивации школьников младшего школьного возраста.docx
«Система диагностики  учебной мотивации школьников»     Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно  назвать одной из центральных проблем современной школы, делом  общественной важности.     Формирование мотивации — это воспитание у школьников  идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем  обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов,  единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.     Актуальность проблемы учебной мотивации младших школьников  обусловлена самой ведущей деятельностью этого возраста —  учебной. Мотивация по отношению к учебной деятельности  выполняет ряд важных функций: побуждает поведение, направляет  и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.  Отсутствие изучения и управления мотивационной сферой учения  может привести к регрессу мотивации, снижению ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного контроля над этой стороной учения. И здесь  возникают вопросы:  — Почему ученик начинает плохо учиться?  — Почему вдруг снижается его активность? — Это вызвано снижением возможности, эффективно использовать  полученные знания или это связано с изменением отношения  ребенка к самому процессу учения? Или же причиной служат  семейные обстоятельства?      С каждым годом на фоне обострения социальных проблем,  самоустранения родителей от воспитания детей всё более остро  встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей  к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или  положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в  образовательных учреждениях по формированию мотивации у  младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на  «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и  среднего звена.     Поэтому одной из первых задач, которые должны решаться в  начальной школе, является создание условий для формирования  положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у  младших школьников.     Работая над данной проблемой, мне хочется не только заострить  внимание на важности данного вопроса, но и поделиться с  коллегами частью своего позитивного опыта в решении данной  проблемы. За время работы в течение последних четырёх лет над  данной проблемой у меня сложилась определённая система,  направленная на формирование у младших школьников мотивации к учебной деятельности.    В начале первого года обучения с помощью школьного психолога  обязательно провожу диагностику исследования учебной мотивации с целью, выявить сформированность учебной мотивации учащихся  1­ых классов. Анализ полученных данных свидетельствует о  недостатке уровня учебной мотивации. Перед учителями начальных  классов возникает проблема: как организовать учебную и  воспитательную работу с учащимися, направленную на повышение  учебной мотивации учащихся.    Для поиска условий, приемов и методов, используемых для  формирования положительной учебной мотивации, необходимо  тщательно изучить возрастные особенности каждого ребенка.  Поэтому в своей работе мной был подобран и широко применяется  диагностический материал для проведения психолого­  педагогических наблюдений.    В процессе работы над этой проблемой выяснилось, что  традиционный подход к обучению не способствует формированию  той учебной мотивации, которую нам хотелось сформировать. Я в  своей работе придерживаюсь следующих основных этапов изучения темы учебной программы: мотивационного, операционально­ познавательного и рефлексивно­оценочного. На мой взгляд, и  практика это подтверждает, эти этапы имеют большую роль в  становлении мотивации учебной деятельности.   Рассмотрим содержание этих этапов и их роль в становлении  мотивации учебной деятельности.     Мотивационный этап. На этом этапе ученики должны осознать,  почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что  именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную  учебную задачу. Для этого использую следующие формы работы:  1) Создание учебно­проблемной ситуации,  2) постановка перед учащимися задачи, решение которой возможно  лишь на основе изучения данной темы; 3) беседа (рассказ) учителя о теоретической и практической  значимости предстоящей темы (раздела) программы.      Операционально­познавательный этап. Если первый этап  отвечает на вопрос почему? Для чего? то второй этап отвечает на  вопрос как? Необходимо построить работу так, чтобы детям было  интересно, понятно содержание изучаемого материала, должно  побуждать ребенка к творческой и исследовательской работе. Все  это чрезвычайно мощное средство, способствующее становлению  нужной мотивации учебной деятельности учащихся.     Развитие учебной мотивации — это процесс длительный,  кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной  деятельности у младших школьников формируется через  проведение уроков­путешествий, уроков­игр, уроков­викторин,  уроков­исследований, уроков­встреч, сюжетных уроков, уроков  защиты творческих заданий, через привлечение сказочных  персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и  использование различных приёмов. Своевременное чередование и  применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать  знаниями.      Рефлексивно­оценочный этап. Этот этап итоговый в процессе  изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать  (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее,  сопоставляя результаты с поставленными основными и частными  учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа  имеет огромное значение в становлении мотивации учебной  деятельности. Работу по подведению итогов изучения пройденного  раздела необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли  испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного,  радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания  нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация  на переживание таких чувств в будущем, что приведет к  возникновению потребностей в творчестве, в упорной  самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной  устойчивой мотивации учебной деятельности.       Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с условиями  повышения уровня положительной учебной мотивации младших  школьников, которые я использую в своей работе. 1. Использование игровых ситуаций и других элементов  занимательности. 2. Использование проблемных ситуаций на уроке. 3. Привлечение детей к работе с энциклопедическим материалом  4. Использование нестандартных задач и применение ТРИЗ –  педагогики в обучении. 5. Реализация индивидуального и дифференцированного подхода  к ученику (беседа, индивидуальные занятия, наблюдения и т.  д.) 6. Система психологически продуманных приемов, создание  ситуации успеха. 7. Как можно больше использовать различных творческих  заданий. 8. Использование современных технологий в обучении и  воспитании 9. Практическая значимость деятельности 10. Коллективная и групповая форма обучения     Немаловажное значение в формировании положительной учебной  мотивации имеет использование современных образовательных  технологий. В работе я использую следующие современные  технологии: 1.Метод проектов.  2. Модульное обучение 3.Технология индивидуальной и групповой работы 4.Метод исследовательской и творческой деятельности 5.Видеоуроки 6.Урок­презентация 7.Технология перспективно­опережающего обучения 8. Диагностики воспитательного процесса 9. Тренинги 10. Использование здоровьесберегающих технологий  11.Технология коллективная творческая деятельность (объединение разных видов деятельности в сочетании форм, средств, способов  действия педагогов и учащихся)     Хочется подчеркнуть, что, работая с детьми младшего школьного возраста, важно «не навредить», и работа должна быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития  индивидуальности каждого ребенка.     Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик  реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего  труда. Для этого используются творческие задания: составление  загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек.  Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают  дидактические материалы. Одним из эффективных способов  формирования и сохранения мотивации у младших школьников  является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог  стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой  успех, продвижение вперёд.       Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у  младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых  предметов.

«Система диагностики учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики  учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики  учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики  учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики  учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики  учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)

«Система диагностики  учебной мотивации школьников» (отчет по самообразованию)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017