Система гражданско-патриотического воспитания школы. Активные методы и приемы

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания. Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего: — самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место; — уметь критически мыслить; — в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести; — быть комуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе. Решение этих задач в условиях резкой социальной системы дифференциации, девальвации духовных ценностей процесс сложный, многогранный, я бы сказала, тонкий, деликатный, так как затрагивает сознание, душу человека, а так же требует определённой парадигмы образования, рассматривающей ученика как субъекта деятельности. Использование в учебном и воспитательном процессе новых педагогических технологий делает возможным вовлечение каждого учащегося в активный
Иконка файла материала Система гражданско-патриотического воспитан.doc
Система гражданско­патриотического воспитания школы. Активные методы и приемы Цели и задачи гражданско­патриотического воспитания. Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно  действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому  перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего: — самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных  возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место; — уметь критически мыслить; — в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести; — быть комуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе. Решение этих задач в условиях резкой социальной системы дифференциации, девальвации духовных  ценностей процесс сложный, многогранный, я бы сказала, тонкий, деликатный, так как затрагивает  сознание, душу человека, а так же требует определённой парадигмы образования, рассматривающей  ученика как субъекта деятельности. Использование в учебном и воспитательном процессе новых  педагогических технологий делает возможным вовлечение каждого учащегося в активный  познавательный процесс. Понимание гражданско­патриотического воспитания, на мой взгляд, заключается, в первую очередь, в  формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, где  каждый соотносит свои действия с пользой для общества, осознаёт, что сегодняшние деяния не выльются в бедствие завтра. Исходя из такого понимания необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как  политической любви к Отечеству, но и морально­нравственной и физической любви, когда воспитывается любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на  родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы. Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в  соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся. Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на  организации воспитательного пространства. Все формы деятельности, представленные в системе  предполагают взаимопонимание и взаимоприятие учителя и ученика, диалогичность общения,  рефлексию, повышенную эмоциональность. Теоретическими основами отбора форм, методов и средств формирования нравственных, гражданских  позиций и качеств были выбраны идеи гуманизма, с системой целостности, адекватности форм и методов  гражданско­патриотического воспитания его целям и задачам, интеграции воспитательных факторов.  Среди вариантов работы, которые способствуют осознанию гражданских патриотических ценностей  российского общества были выбраны следующие формы, методы и приёмы: поисково­исследовательская  деятельность, игра, метод проектов. Так, например, организация выездного экологического лагеря “Экоимпульс” позволяло на протяжении 5­ и лет активно формировать: — умение жить, строить отношения в разновозрастном коллективе; — заботиться о младших, помогать тому, кто рядом в данный момент; — умение работать в коллективе;— осваивать роль лидера, учиться принимать решения; — сознательную творческую, поисковую деятельность; — интерес к истории своего края через опыт поисковой деятельности; — экологическую культуру. Представленная мной система гражданско­патриотического воспитания была выстроена в школе как  часть воспитательной системы школы и, на мой взгляд, решает задачи, о которых я писала в начале  статьи, на основе принятия учащимися духовно­нравственных ценностей. Система гражданско­патриотического воспитания школы №15 г. Владимира. Цель: формирование гражданской культуры — как определённых нравственных правовых, политических знаний, помогающих осознать свои гражданские права и обязанности, а так же определить место и роль в  решении задач, стоящих перед обществом. Основные направления деятельности. Нравственное  воспитание. Гражданское  воспитание. Интернационально е воспитание. Патриотическое воспитание на историческом  материале. Цель патриотического  воспитания:формирование  патриотического сознания,  чувства верности своему  Отечеству, готовности к  выполнению  конституционных  обязанностей по защите  интересов Родины. Цель: формирован ие нравственных  качеств личности  учащихся. Цель: формирован ие гражданских  качеств личности. Цель: воспитание  осознанного  восприятия  исторических  знаний о дружбе  народов, их  равенстве,  солидарности в  борьбе с  античеловеческими проявлениями,  уважение к  культуре других  народов. Евроклуб. 1. Классные часы и уроки  истории, посвященные  изучению символики РФ. 1. Эколого­ краеведческий  лагерь  “Экоимпульс”. 1. Элементы  самоуправления в  школе (совет  командиров). 2. Клуб “Патриот” (на базе  кадетского класса). 2. Литературно­ музыкальный клуб  “Зелёная лампа”.   2. Участие в  конкурсе правовых знаний  “Гражданином  быть обязан”.3. Участие в городских  конкурсах ”Знай и люби  родной  Владимир”,”Героика  Российской державы”,”Ты­  Владимирец”. 3. Театральная  студия  “Кристалл”. 3.  Благотворительны е акции: “Пожилой человек”,  “Посылка воину”,  концерты в доме  престарелых. 4. Деятельность  пед.классов. 4. Сбор  макулатуры. 5. Встреча  выпускников  школы. 5. Общественное  событие  “Экономическая  игра”. 4. Ежегодный марафон  “Земля на которой ты  живёшь”. 5. Поисково­ исследовательская работа. 6. Посещение историко­ культурных мест города,  страны. 7. Участие в городской  военно­спортивной игре  “Зарница”. 8. Участие в конкурсе  “Спасите, друзья”.