Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания.
Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего:
— самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
— уметь критически мыслить;
— в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;
— быть комуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе.
Решение этих задач в условиях резкой социальной системы дифференциации, девальвации духовных ценностей процесс сложный, многогранный, я бы сказала, тонкий, деликатный, так как затрагивает сознание, душу человека, а так же требует определённой парадигмы образования, рассматривающей ученика как субъекта деятельности. Использование в учебном и воспитательном процессе новых педагогических технологий делает возможным вовлечение каждого учащегося в активный
Система гражданскопатриотического воспитания школы. Активные методы и приемы
Цели и задачи гражданскопатриотического воспитания.
Современное общество заинтересованно в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно
действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому
перед школой стоит задача подготовить выпускника умеющего:
— самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения разнообразных
возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своё место;
— уметь критически мыслить;
— в ситуациях нравственного выбора не забывать о совести;
— быть комуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать в коллективе.
Решение этих задач в условиях резкой социальной системы дифференциации, девальвации духовных
ценностей процесс сложный, многогранный, я бы сказала, тонкий, деликатный, так как затрагивает
сознание, душу человека, а так же требует определённой парадигмы образования, рассматривающей
ученика как субъекта деятельности. Использование в учебном и воспитательном процессе новых
педагогических технологий делает возможным вовлечение каждого учащегося в активный
познавательный процесс.
Понимание гражданскопатриотического воспитания, на мой взгляд, заключается, в первую очередь, в
формировании нравственных качеств, так как патриотизм обретает силу в том обществе, где отношение к
его пониманию и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого ими места, где
каждый соотносит свои действия с пользой для общества, осознаёт, что сегодняшние деяния не выльются
в бедствие завтра.
Исходя из такого понимания необходимо обращать внимание на воспитание не только патриотизма как
политической любви к Отечеству, но и моральнонравственной и физической любви, когда воспитывается
любовь к согражданам, желание делать им добро, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на
родной земле. Всё это присутствует в представленной системе, в формах работы.
Формирование нравственных ценностей, способствующих гражданственности, осуществляется в
соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся.
Активность в данном случае является следствием целенаправленных педагогических воздействий на
организации воспитательного пространства. Все формы деятельности, представленные в системе
предполагают взаимопонимание и взаимоприятие учителя и ученика, диалогичность общения,
рефлексию, повышенную эмоциональность.
Теоретическими основами отбора форм, методов и средств формирования нравственных, гражданских
позиций и качеств были выбраны идеи гуманизма, с системой целостности, адекватности форм и методов
гражданскопатриотического воспитания его целям и задачам, интеграции воспитательных факторов.
Среди вариантов работы, которые способствуют осознанию гражданских патриотических ценностей
российского общества были выбраны следующие формы, методы и приёмы: поисковоисследовательская
деятельность, игра, метод проектов.
Так, например, организация выездного экологического лагеря “Экоимпульс” позволяло на протяжении 5
и лет активно формировать:
— умение жить, строить отношения в разновозрастном коллективе;
— заботиться о младших, помогать тому, кто рядом в данный момент;
— умение работать в коллективе;— осваивать роль лидера, учиться принимать решения;
— сознательную творческую, поисковую деятельность;
— интерес к истории своего края через опыт поисковой деятельности;
— экологическую культуру.
Представленная мной система гражданскопатриотического воспитания была выстроена в школе как
часть воспитательной системы школы и, на мой взгляд, решает задачи, о которых я писала в начале
статьи, на основе принятия учащимися духовнонравственных ценностей.
Система гражданскопатриотического воспитания школы №15 г. Владимира.
Цель: формирование гражданской культуры — как определённых нравственных правовых, политических
знаний, помогающих осознать свои гражданские права и обязанности, а так же определить место и роль в
решении задач, стоящих перед обществом.
Основные направления деятельности.
Нравственное
воспитание.
Гражданское
воспитание.
Интернационально
е воспитание.
Патриотическое воспитание
на историческом
материале.
Цель патриотического
воспитания:формирование
патриотического сознания,
чувства верности своему
Отечеству, готовности к
выполнению
конституционных
обязанностей по защите
интересов Родины.
Цель: формирован
ие нравственных
качеств личности
учащихся.
Цель: формирован
ие гражданских
качеств личности.
Цель: воспитание
осознанного
восприятия
исторических
знаний о дружбе
народов, их
равенстве,
солидарности в
борьбе с
античеловеческими
проявлениями,
уважение к
культуре других
народов.
Евроклуб.
1. Классные часы и уроки
истории, посвященные
изучению символики РФ.
1. Эколого
краеведческий
лагерь
“Экоимпульс”.
1. Элементы
самоуправления в
школе (совет
командиров).
2. Клуб “Патриот” (на базе
кадетского класса).
2. Литературно
музыкальный клуб
“Зелёная лампа”.
2. Участие в
конкурсе правовых
знаний
“Гражданином
быть обязан”.3. Участие в городских
конкурсах ”Знай и люби
родной
Владимир”,”Героика
Российской державы”,”Ты
Владимирец”.
3. Театральная
студия
“Кристалл”.
3.
Благотворительны
е акции: “Пожилой
человек”,
“Посылка воину”,
концерты в доме
престарелых.
4. Деятельность
пед.классов.
4. Сбор
макулатуры.
5. Встреча
выпускников
школы.
5. Общественное
событие
“Экономическая
игра”.
4. Ежегодный марафон
“Земля на которой ты
живёшь”.
5. Поисково
исследовательская работа.
6. Посещение историко
культурных мест города,
страны.
7. Участие в городской
военноспортивной игре
“Зарница”.
8. Участие в конкурсе
“Спасите, друзья”.