Система контроля качества в начальной школе
Оценка 4.9

Система контроля качества в начальной школе

Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
администрации
2 кл—4 кл
18.02.2018
Система контроля качества в начальной школе
В данной статье делюсь опытом разработанной системы контроля качества образования в начальной школе в условиях ФГОС , которая позволяет систематически отслеживать динамику формирования навыков обучающихся с целью формирования плана коррекционной работы с отдельно взятыми учениками. В статье представлены таблицы , разработанные нашим ШМО и активно используемые в работе.-
Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся начальной школы ….docx
Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся начальной школы … Долгое время начальная школа во время обмена опытом на семинарах для учителей начальных классов работала под девизом: Учиться , чтобы знать!  Знать , чтобы уметь!  Уметь , чтобы делать! Однако , в современных условиях реализации ФГОС я бы взяла начало и концовку данного высказывания: Учиться, чтобы делать! Поэтому наша главная задача  в том ,  чтобы учащиеся получали  знания с  целью их  последующего  применения. Умение   детей   применять   знания   на   практике   ­   это   и   есть   соответствие планируемых результатов результатам достигнутым.  Вопросы качества образования и контроля качества образования затрагивают и в нормативных документах: Федеральный   закон   №273­ФЗ   от   29.12.2012     «Закон   об   образовании   в Российской Федерации» определяет их: ­статья 2. Качество образования ­комплексная характеристика: образовательной деятельности,   подготовки   обучающегося,   выражающей   степень   соответствия ФГОС и (или) потребностям физического или юридического лица, в т.ч. степень достижения планируемых результатов ОП   права, ­статья   28   Компетенции,   обязанности   и   ответственность ОО:п13.Проведение самообследования, обеспечение функционирования ВСОКО; п 10.Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, п.11. Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися ОП. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013/20 годы» определяет требования к оценке контроля качества: ­надежности   и   технологичности   процедур   оценки   качества   образовательных результатов ­формирование культуры оценки качества образования ­создание   системы   анализа   информации   об   индивидуальных   образовательных достижениях школьников. Существует еще  множество нормативно­правовых документов,  обеспечивающих реализацию   ФГОС   НОО   и   затрагивающих     вопросы   контроля   качества образования: 1. ФГОС  начального  общего образования утвержден  приказом  от 6 октября 2009   г.   №373   (зарегистрирован   Минюстом   России   22   декабря   2009   г. №15785); приказ от 26 ноября 2010 г. №1241, приказ от 22 сентября 2011 г. №2357,   приказ   №1060   от   18   декабря   2012   г.   «О   внесении   изменений   в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,   утвержденный   приказом   министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373). 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от   6   октября   2009   г.  №   373   «Об   утверждении   и   введении   в действие   федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования». 3. Приказ   Минобрнауки   России   №507   от   18   мая   2015   года   «О   внесении изменений   в   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства от 6 октября 2009 г. №373» 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от   6   октября   2009   г.   №   373   «Об   утверждении   и   введении   в действие   федерального   государственного   образовательного   стандарта начального общего образования». 5. Письмо   Минобрнауки   России   от   14.12.2015   №09­3564   «О   внеурочной деятельности   и   реализации   дополнительных   общеобразовательных программ»   (вместе   с   «Методическими   рекомендациями   по   организации внеурочной   дополнительных общеобразовательных программ»)  деятельности реализации   и     6. Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача   РФ   от 24.11.2015   №81   «О   внесении   изменений   №3   в   СанПиН   2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации обучения,   содержания   в   общеобразовательных   организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 №40154)           В свою очередь, ФГОС НОО  (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1643 п. 19.9.)  дает четкое определение системе оценки  достижения планируемых результатов  освоения ООП НОО, которая должна  1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2)  ориентировать   образовательную   деятельность   на   духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения   содержания   учебных   предметов   начального   общего   образования   и формирование универсальных учебных действий; 3)  обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной   программы   начального   общего   образования,   позволяющий вести   оценку   предметных,   метапредметных   и   личностных   результатов начального общего образования; 4)  предусматривать   оценку   достижений   обучающихся   (итоговая   оценка обучающихся,   освоивших   основную   образовательную   программу   начального общего   образования)   и   оценку   эффективности   деятельности   организации, осуществляющей образовательную деятельность;  позволять   осуществлять   оценку   динамики   учебных   достижений 5) обучающихся              Говоря простым языком , выставляя ребенку отметку важно думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет ли трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать  его к работе  , оставит  равнодушным. Сегодня  в  условиях  ФГОС второго   поколения, именно в этом заключается объективность и справедливость  отметки.                                Также как и к ФГОС, к контролю оценки качества образования формированию ее в соответствии с ФГОС  существует два подхода:  Формальный: Трудно! Сложно! Кто придумал? Зачем это надо Неформальный: Интересно! Нужно! Важно!               Но поскольку в ООП требования к планируемым результатам ее освоения прописаны   по   следующим   направлениям,   то     возникает   потребность   педагогов отслеживать   в   динамике   продвижение   и   развитие   обучающихся   по   данным направлениям И   система   диагностики   и   оценки,   формируемая     каждым   учителем,   это информация   о   ходе   развития   ребенка,   позволяющая   осуществлять   его продвижение   или   коррекцию   в   продвижении.   Поэтому   проверка   и   оценка достигнутых результатов обучающегося должна  быть обязательной, объективной, систематической, индивидуальной и систематически подвергаться учету динамики развития обучающихся. В   начальной   школе   сложилась   определенная   система   контроля   и   оценки достигнутых результатов. Оценка предметных результатов Она   представляет   собой   оценку   обучающихся   планируемых   результатов   по отдельным предметам учебного плана. Оценивается: система основополагающих элементов   научного   знания,   которая   выражается   через   учебный   материал различных   курсов   (знаний),   система   формируемых   действий   с   учебным материалом,   которые   направлены   на   применение   знаний   (предметные   умения): Ученик научится… или Ученик получит возможность научиться..  Оценка   предметных   результатов   осуществляется   в   ходе   текущего   , промежуточного оценивания и при выполнении итоговых проверочных работ. 1. Мониторинг предметных результатов по русскому языку, математике ,  окружающему миру, сформированности навыка чтения в начальной школе. 1. Текущий  и тематический контроль (организует и отслеживает учитель)  2. Входной контроль (стартовая диагностика сентябрь)      Промежуточный (рубежный) контроль по итогам 1 полугодия     Итоговый контроль по итогам учебного года       (отслеживает зам.  директора)            3. Независимый контроль:                    ­независимое тестирование  (АСТ­тест, Дикобраз)                  ­ВПР во 2,4 классах                  ­Предметные контрольные работы по текстам УО                 (Осуществляется внешними организациями) Структура  КИМов : 1.Пояснительная записка. 2.Спецификация работы. 3.Диагностический материал. 4.Кодификатор предметных (метапредметных) результатов обучения. 5.Критерии оценивания работы В начальной школе данная структура определена в контрольных печатных работах  УМК «Планета Знаний». Результаты данных работ вносятся в таблицу ,  где  отслеживается  динамика результатов индивидуально каждого обучающегося: В соответствии с ФГОС выделяется три основных уровня оценки результатов выпускника начальной школы:   1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне, и способен использовать   их   для   решения   простых   учебнопознавательных   и   учебно­ практических задач средствами данного предмета ­ в материалах накопительной системы   оценки   зафиксировано   достижение   планируемых   результатов   по   всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»),   результаты   выполнения   итоговых   работ   ­   правильное выполнение не менее 50% заданий базового уровня.   2) Выпускник   овладел   опорной   системой   знаний,   необходимой   для продолжения   образования   на   следующем   уровне   образования,   на   уровне осознанного   произвольного   овладения   учебными   действиями   ­достижение планируемых   результатов   по   всем   основным   разделам   учебной   программы,   не менее   чем   по   половине   разделов   выставлена   оценка   «хорошо»   или   «отлично», правильное выполнение не менее  65% заданий  базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.   3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующем уровне образования. Оценка личностных результатов. Она   является   одним   из   компонентов   комплексного   подхода   к   оцениванию (наряду с оценкой предметных и метапредметных результатов). Поскольку личность – это устойчивая система социально значимых черт, речь идет о человеке как субъекте общения. Под оценкой понимают мнение о ценности, уровне или значении кого­нибудь или   чего­нибудь...   Раз   речь   идет   о   мнении,   будем   помнить,   что   оно,   по определению,   субъективно   (так   как   вся   психика   –   субъективное   отражение объективного   мира).   Поэтому   желательно   использовать   разные   мнения   или создавать   стандартизованные   инструменты   (тесты),   которые   минимизируют субъективность трактовки результатов и специально проверяются на валидность (мера соответствия того, насколько методика и результаты соответствуют задачам исследования). Говоря об оценке личностных результатов в начальной школе, полезно помнить характеристики младшего школьного возраста. В   младшем   школьном   возрасте   ведущая   деятельность   ­   учебная.   Основные новообразования: произвольность, рефлексия, внутренний план действий. (Новообразования–   те   психологические   характеристики,   которые   вновь образуются   на   определенном   этапе   развития   личности   в   результате   ведущей деятельности). Произвольность – способность к волевой организации собственной деятельности (включает осознанность и целенаправленность). Рефлексия   –   (рефлекс   –   лат.   отражение)   означает   способность   человека представлять как его воспринимают другие люди, и на этой основе осуществлять осознание себя. Внутренний план действий – способность человека в уме ставить адекватные цели и разбивать их на этапы достижения. Именно учет этих характеристик возраста позволяет нам ставить адекватные задачи воспитания. Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной части   базисного   учебного   плана;   вариативной   части   основной   образовательной программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой. Формирование   и   достижение   личностных   результатов   –   задача   и ответственность системы образования в целом и образовательного учреждения в частности. В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация учеников не предусматривается. Поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательного учреждения, мониторинговые исследования,   в   которых   основным   элементом   выступают   результаты   итоговой оценки выпускников. Она   осуществляется   через   оценку   индивидуального   прогресса   и   результаты внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Личностные результаты включают в себя  1.оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений (или других  форм накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении); 2. оценка знания моральных норм и сформированности морально­этических  суждений о поступках и действиях людей на основе наблюдений педагога  (осуществляется по ответам на задания по русскому языку, литературе,  окружающему миру и т.д, ОРКСЭ); 3. психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или  педагогов и администрации при согласии родителей). Формами оценки личностных результатов могут быть: • Портфолио учащегося • Наблюдения педагога • Оценка родителями, педагогом, самооценка учащимся отдельных  личностных качеств • Психологические исследования • Накопительная часть достижений учащихся • Роль учащегося в жизни класса и школы (мониторинг активности)   динамики   освоения Но   наиболее   проблемным   вопросом   в   отслеживании   результатов является контроль сформированности метапредметных результатов, достигнутых обучающимся. В силу отсутствия Единых  Кимов необходимых для отслеживания   метапредметных   результатов,    каждая   ОО   создает   свою  систему контроля и диагностики результатов данного направления. В этом плане начальной школе   несколько   повезло   ,   так   как   КИМы,   разработанные   авторами   УМК «Планета знаний» по учебным предметам,  в том числе являются и заданиями по отслеживанию   сформированности   универсальных   учебных   действий   ,   имея отдельный код (кодификацию) . Система   и   динамика   освоения   отслеживается   в   таблице   в   конце   контрольной тетради,     нарастая к концу учебного года, у каждого обучающегося выявляется индивидуальный процент освоения метапредметными навыками. Промежуточные результаты (вносятся в таблицу).  В   связи   с   этим   система   контроля   и   диагностики   практически   совпадает   с контролем   за   формированием   предметных   умений   и   навыков   за   исключением независимого контроля , который имеет отображение в ФГОС­олимпиаде (сайт «Эффектик­ тест»). Добавлением к комплексному контролю   за формированием УУД и отслеживанию  их в динамике проводятся ККР (комплексные контрольные работы, которые проводятся 1 раз в год в конце учебного года) в 1­4 классах. Результаты по каждому основному предмету (русскому языку, математике, окружающему миру, сформированности навыка чтения) вносятся в таблицу. К ним добавляются   результаты   независимой   оценки   и   ККР,   что   позволяет   высчитать средний   процент   освоения   метапредметными   УУД   обучающимся   на   конец учебного года.  А в последствии определить динамику развития  обучающегося , в том числе и его  умение применять полученные знания на практике, то , что на сегодняшний день  является первостепенной задачей: «Учится , чтобы делать». Эти данные на  протяжении 4 лет обучения в начальной школе отображаются в следующей  таблице. Из нее ясно будет видна динамика продвижения ребенка в освоении планируемых  результатов ООПНОО, что позволит учителю своевременно проанализировать и  скорректировать свою работу, направить ее в нужное русло. Таким образом отслеживание метапредметных результатов педагогм ­это  комплексная диагностика: 1. Психологическая диагностика (февраль ­март ) 2. Мониторинг уровня сформированности УУД на основе КИМов  (кодированных заданий 3. ККР 4. Участие ребенка в проектно­исследовательских работах В   процедуре   оценивания   метапредметных   результатаов   могут использоваться: стандартизированные письменные и устные работы,  самоанализ и самооценка защита проектов, творческих работ • • психологическое исследование. • комплексные работы (межпредметные) • • • листы наблюдения • индивидуальные листы достижений • портфолио • • индивидуальное формирующее оценивание • практические работы  тестирование, анкетирование, Таким образом:  Итоговое   оценивание ученика   формируется из   1. Накопительной оценки, зафиксированная в портфеле достижений, по всем  учебным предметам, где можно приложить 3­4 итоговые работы по русскому языку, окружающему миру и литературному чтению, математике ; 2. Комплексной контрольной работы  на межпредметной основе, учитывая при  этом средний процент освоения метапредметными УУД; 3. Результатов психологической диагностики (возможно характеристики). А  контроль и диагностика учителя формируется по 3 направлениям:  1. Предметные результаты 2. Метапредметные результаты 3. Личностные результаты КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ  КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: • ориентация   системы   оценки   на   учет   всех   видов   (предметных, метапредметных и личностных) образовательных результатов; • построение на сочетании  разнообразных методов оценки; • предоставление своевременной и полной информации надлежащего качества; единcтво требований к устной, письменной речи учащихся и к различным • видам работ, выполняемых учащимися. Думаю каждому учителю имеет смысл вспомнить следующее: Различия между оценкой и отметкой.  Оценка ­  процесс   соотношения   реальных   результатов   с   планируемыми целями. Отметка ­  результат   этого   процесса,   его   условно­формальное   (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление). Функции отметки: • контролирующая (на каком уровне усвоен материал); • стимулирующая • констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет); • уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал); • карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры); • регулирующая (позволяет добывать положительные отметки). И чтобы идти в ногу со временем: На   всех   этапах   развития   школы   при   усилении   демократических   начал   в   ее организации   на   первое   место   выдвигается   вопрос   поиска   эффективных   путей реализации оценочной функции учителя. Из этого вытекают три функции учителя нового типа :         1.Создание   условий   для   включения   в   самостоятельную   познавательную   деятельность учащихся; 2.Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;     3.Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата. Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития   личности,   сделать   этот   процесс   отлаженным   и   управляемым,   но   и обучить   всему   этому   самих   учащихся,   сделать   их   мыслящими   субъектами,   не теряющимися в любой жизненной ситуации. И это для раздумий вам , уважаемые коллеги: «Школьный балл, полученный за контрольную работу,  учитель и учащиеся должны воспринимать как некий итог  на сегодняшний день, а не как определение всех учебных способностей и уж  тем более не как характеристику личности в целом».     «Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к  тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его  труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной  оценке». А   если   этого   желает   взрослый,   то   представьте,   как   в   этом   просто   нуждается ребенок….

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе

Система контроля качества в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018