В данной статье делюсь опытом разработанной системы контроля качества образования в начальной школе в условиях ФГОС , которая позволяет систематически отслеживать динамику формирования навыков обучающихся с целью формирования плана коррекционной работы с отдельно взятыми учениками. В статье представлены таблицы , разработанные нашим ШМО и активно используемые в работе.-
Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся начальной школы ….docx
Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся
начальной школы …
Долгое время начальная школа во время обмена опытом на семинарах для
учителей начальных классов работала под девизом:
Учиться , чтобы знать! Знать , чтобы уметь! Уметь , чтобы делать!
Однако , в современных условиях реализации ФГОС я бы взяла начало и концовку
данного высказывания: Учиться, чтобы делать! Поэтому наша главная задача в
том , чтобы учащиеся получали знания с целью их последующего применения.
Умение детей применять знания на практике это и есть соответствие
планируемых результатов результатам достигнутым.
Вопросы качества образования и контроля качества образования затрагивают и в
нормативных документах:
Федеральный закон №273ФЗ от 29.12.2012 «Закон об образовании в
Российской Федерации» определяет их:
статья 2. Качество образования комплексная характеристика: образовательной
деятельности, подготовки обучающегося, выражающей степень соответствия
ФГОС и (или) потребностям физического или юридического лица, в т.ч. степень
достижения планируемых результатов ОП
права,
статья 28 Компетенции,
обязанности и ответственность
ОО:п13.Проведение самообследования, обеспечение функционирования ВСОКО; п
10.Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, п.11.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися ОП.
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013/20 годы»
определяет требования к оценке контроля качества:
надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных
результатов
формирование культуры оценки качества образования
создание системы анализа информации об индивидуальных образовательных
достижениях школьников.
Существует еще множество нормативноправовых документов, обеспечивающих
реализацию ФГОС НОО и затрагивающих
вопросы контроля качества
образования:
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября
2009 г. №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. №15785); приказ от 26 ноября 2010 г. №1241, приказ от 22 сентября 2011 г.
№2357, приказ №1060 от 18 декабря 2012 г. «О внесении изменений в
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. №1643 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России №507 от 18 мая 2015 года «О внесении
изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом министерства от 6
октября 2009 г. №373»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
5. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 №093564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
внеурочной
дополнительных
общеобразовательных программ»)
деятельности
реализации
и
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
24.11.2015 №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.282110
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения,
содержания в общеобразовательных организациях»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 №40154)
В свою очередь, ФГОС НОО
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1643 п. 19.9.)
дает четкое определение системе оценки достижения планируемых результатов
освоения ООП НОО, которая должна
1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание
объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения
системы оценки;
2) ориентировать образовательную деятельность на духовнонравственное
развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов
освоения содержания учебных предметов начального общего образования и
формирование универсальных учебных действий;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов
начального общего образования;
4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка
обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования) и оценку эффективности деятельности организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений
5)
обучающихся
Говоря простым языком , выставляя ребенку отметку важно думать о том,
что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за
книгу, станет ли трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к
работе , оставит равнодушным. Сегодня в условиях ФГОС второго поколения,
именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
Также как и к ФГОС, к контролю оценки качества образования
формированию ее в соответствии с ФГОС существует два подхода:
Формальный: Трудно! Сложно! Кто придумал? Зачем это надо
Неформальный: Интересно! Нужно! Важно!
Но поскольку в ООП требования к планируемым результатам ее освоения
прописаны по следующим направлениям, то возникает потребность педагогов
отслеживать в динамике продвижение и развитие обучающихся по данным
направлениям И система диагностики и оценки, формируемая
каждым учителем, это
информация о ходе развития ребенка, позволяющая осуществлять его
продвижение или коррекцию в продвижении. Поэтому проверка и оценка
достигнутых результатов обучающегося должна быть обязательной, объективной,
систематической, индивидуальной и систематически подвергаться учету динамики
развития обучающихся.
В начальной школе сложилась определенная система контроля и оценки
достигнутых результатов.
Оценка предметных результатов
Она представляет собой оценку обучающихся планируемых результатов по
отдельным предметам учебного плана. Оценивается: система основополагающих
элементов научного знания, которая выражается через учебный материал
различных курсов (знаний), система формируемых действий с учебным
материалом, которые направлены на применение знаний (предметные умения):
Ученик научится… или Ученик получит возможность научиться..
Оценка предметных результатов осуществляется в ходе текущего ,
промежуточного оценивания и при выполнении итоговых проверочных работ. 1. Мониторинг предметных результатов по русскому языку, математике ,
окружающему миру, сформированности навыка чтения в начальной школе.
1. Текущий и тематический контроль
(организует и отслеживает учитель)
2. Входной контроль (стартовая диагностика сентябрь)
Промежуточный (рубежный) контроль по итогам 1 полугодия
Итоговый контроль по итогам учебного года
(отслеживает зам. директора)
3. Независимый контроль:
независимое тестирование (АСТтест, Дикобраз)
ВПР во 2,4 классах
Предметные контрольные работы по текстам УО
(Осуществляется внешними организациями)
Структура КИМов :
1.Пояснительная записка.
2.Спецификация работы.
3.Диагностический материал.
4.Кодификатор предметных (метапредметных) результатов обучения.
5.Критерии оценивания работы
В начальной школе данная структура определена в контрольных печатных работах
УМК «Планета Знаний». Результаты данных работ вносятся в таблицу , где
отслеживается динамика результатов индивидуально каждого обучающегося: В соответствии с ФГОС выделяется три основных уровня оценки результатов
выпускника начальной школы:
1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования на следующем уровне, и способен
использовать их для решения простых учебнопознавательных и учебно
практических задач средствами данного предмета в материалах накопительной
системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем
основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или
«удовлетворительно»), результаты выполнения итоговых работ правильное
выполнение не менее 50% заданий базового уровня.
2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для
продолжения образования на следующем уровне образования, на уровне
осознанного произвольного овладения учебными действиями достижение
планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, не
менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично»,
правильное выполнение не менее 65% заданий базового уровня и получении не
менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования на следующем уровне образования.
Оценка личностных результатов.
Она является одним из компонентов комплексного подхода к оцениванию
(наряду с оценкой предметных и метапредметных результатов).
Поскольку личность – это устойчивая система социально значимых черт, речь
идет о человеке как субъекте общения.
Под оценкой понимают мнение о ценности, уровне или значении когонибудь
или чегонибудь... Раз речь идет о мнении, будем помнить, что оно, по
определению, субъективно (так как вся психика – субъективное отражение
объективного мира). Поэтому желательно использовать разные мнения или
создавать стандартизованные инструменты (тесты), которые минимизируют
субъективность трактовки результатов и специально проверяются на валидность
(мера соответствия того, насколько методика и результаты соответствуют задачам
исследования).
Говоря об оценке личностных результатов в начальной школе, полезно помнить
характеристики младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте ведущая деятельность учебная. Основные
новообразования: произвольность, рефлексия, внутренний план действий.
(Новообразования– те психологические характеристики, которые вновь
образуются на определенном этапе развития личности в результате ведущей
деятельности). Произвольность – способность к волевой организации собственной деятельности
(включает осознанность и целенаправленность).
Рефлексия – (рефлекс – лат. отражение) означает способность человека
представлять как его воспринимают другие люди, и на этой основе осуществлять
осознание себя.
Внутренний план действий – способность человека в уме ставить адекватные
цели и разбивать их на этапы достижения.
Именно учет этих характеристик возраста позволяет нам ставить адекватные
задачи воспитания.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов
образовательного процесса: учебных предметов, представленных в инвариантной
части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной
программы, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей
и школой.
Формирование и достижение личностных результатов – задача и
ответственность системы образования в целом и образовательного учреждения в
частности.
В начальной школе в соответствии с законом «Об образовании» государственная
итоговая аттестация учеников не предусматривается. Поэтому прямое включение
внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается.
Влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через
аттестацию кадров, аккредитацию образовательного учреждения, мониторинговые
исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой
оценки выпускников.
Она осуществляется через оценку индивидуального прогресса и результаты
внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Личностные результаты включают в себя
1.оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений (или других
форм накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении);
2. оценка знания моральных норм и сформированности моральноэтических
суждений о поступках и действиях людей на основе наблюдений педагога
(осуществляется по ответам на задания по русскому языку, литературе,
окружающему миру и т.д, ОРКСЭ);
3. психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или
педагогов и администрации при согласии родителей). Формами оценки личностных результатов могут быть:
• Портфолио учащегося
• Наблюдения педагога
• Оценка родителями, педагогом, самооценка учащимся отдельных
личностных качеств
• Психологические исследования
• Накопительная часть достижений учащихся
• Роль учащегося в жизни класса и школы (мониторинг активности)
динамики освоения
Но наиболее проблемным вопросом в отслеживании
результатов является контроль сформированности метапредметных результатов,
достигнутых обучающимся. В силу отсутствия Единых Кимов необходимых для
отслеживания метапредметных результатов, каждая ОО создает свою систему
контроля и диагностики результатов данного направления. В этом плане начальной
школе несколько повезло , так как КИМы, разработанные авторами УМК
«Планета знаний» по учебным предметам, в том числе являются и заданиями по
отслеживанию сформированности универсальных учебных действий , имея
отдельный код (кодификацию) .
Система и динамика освоения отслеживается в таблице в конце контрольной
тетради, нарастая к концу учебного года, у каждого обучающегося выявляется
индивидуальный процент освоения метапредметными навыками. Промежуточные
результаты (вносятся в таблицу).
В связи с этим система контроля и диагностики практически совпадает с
контролем за формированием предметных умений и навыков за исключением
независимого контроля , который имеет отображение в ФГОСолимпиаде (сайт
«Эффектик тест»). Добавлением к комплексному контролю за формированием
УУД и отслеживанию их в динамике проводятся ККР (комплексные контрольные
работы, которые проводятся 1 раз в год в конце учебного года) в 14 классах. Результаты по каждому основному предмету (русскому языку, математике,
окружающему миру, сформированности навыка чтения) вносятся в таблицу. К ним
добавляются результаты независимой оценки и ККР, что позволяет высчитать
средний процент освоения метапредметными УУД обучающимся на конец
учебного года.
А в последствии определить динамику развития обучающегося , в том числе и его
умение применять полученные знания на практике, то , что на сегодняшний день
является первостепенной задачей: «Учится , чтобы делать». Эти данные на
протяжении 4 лет обучения в начальной школе отображаются в следующей
таблице. Из нее ясно будет видна динамика продвижения ребенка в освоении планируемых
результатов ООПНОО, что позволит учителю своевременно проанализировать и
скорректировать свою работу, направить ее в нужное русло.
Таким образом отслеживание метапредметных результатов педагогм это
комплексная диагностика:
1. Психологическая диагностика (февраль март )
2. Мониторинг уровня сформированности УУД на основе КИМов
(кодированных заданий
3. ККР
4. Участие ребенка в проектноисследовательских работах
В процедуре оценивания метапредметных результатаов могут
использоваться:
стандартизированные письменные и устные работы,
самоанализ и самооценка
защита проектов, творческих работ
•
• психологическое исследование.
• комплексные работы (межпредметные)
•
•
• листы наблюдения
• индивидуальные листы достижений
• портфолио
•
• индивидуальное формирующее оценивание
• практические работы
тестирование, анкетирование,
Таким образом:
Итоговое оценивание ученика формируется из
1. Накопительной оценки, зафиксированная в портфеле достижений, по всем
учебным предметам, где можно приложить 34 итоговые работы по русскому
языку, окружающему миру и литературному чтению, математике ;
2. Комплексной контрольной работы на межпредметной основе, учитывая при
этом средний процент освоения метапредметными УУД;
3. Результатов психологической диагностики (возможно характеристики).
А контроль и диагностика учителя формируется по 3 направлениям:
1. Предметные результаты
2. Метапредметные результаты 3. Личностные результаты
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ:
• ориентация системы оценки на учет всех видов (предметных,
метапредметных и личностных) образовательных результатов;
• построение на сочетании разнообразных методов оценки;
• предоставление своевременной и полной информации надлежащего качества;
единcтво требований к устной, письменной речи учащихся и к различным
•
видам работ, выполняемых учащимися.
Думаю каждому учителю имеет смысл вспомнить следующее:
Различия между оценкой и отметкой.
Оценка процесс соотношения реальных результатов с планируемыми
целями.
Отметка результат этого процесса, его условноформальное (знаковое)
выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).
Функции отметки:
• контролирующая (на каком уровне усвоен материал);
•
стимулирующая
• констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);
• уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал);
• карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
• регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).
И чтобы идти в ногу со временем:
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее
организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей
реализации оценочной функции учителя.
Из этого вытекают три функции учителя нового типа :
1.Создание условий для включения в самостоятельную познавательную
деятельность учащихся; 2.Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели,
обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации
успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального
фона;
3.Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для
развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и
обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не
теряющимися в любой жизненной ситуации.
И это для раздумий вам , уважаемые коллеги:
«Школьный балл, полученный за контрольную работу,
учитель и учащиеся должны воспринимать как некий итог
на сегодняшний день, а не как определение всех учебных способностей и уж
тем более не как характеристику личности в целом».
«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к
тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его
труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной
оценке».
А если этого желает взрослый, то представьте, как в этом просто нуждается
ребенок….
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Система контроля качества в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.