Данный электив рассчитан на обучающихся 9 классов при подготовке к сдаче ОГЭ. В его основе лежат разделы науки о языке: синтаксис текста, стилистика,литературное редактирование, культура речи. Большое внимание уделено структуре текста, формам вступления и заключения, раскрытию основной мысли творческой работы.Элективный курс в 9 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый электив имеет большое значение для формирования
у обучающихся готовности к творческой преобразующей деятельности,
приобщения школьников к работе над книгой и другими источниками
знаний, помогающим выработать «самостоятельность мышления,
способствует формированию мировоззренческих идей, умения
отстаивать свои убеждения.
Особенность данного электива состоит в том, что в его основе лежат
разделы науки о языке: синтаксис текста, стилистика, литературное
редактирование, культура речи.
Особое внимание будет уделено структуре текста, формам
вступления и заключения, а также раскрытию основной мысли
творческой работы.
Занятия будут строиться так, чтобы устная работа перемежалась с
письменной и в течение этого времени обучающимся была бы
предоставлена возможность для самостоятельной работы над
письменной и устной речью (сочинением) с последующим обсуждением
работы.
Формы работы:
Индивидуальная
групповая
Основные задачи по данной программе сводятся к
следующему:
формировать умение собирать и отбирать необходимый
материал для написания сочинения разных жанров,
редактировать написанный текст
обеспечить практическое использование лингвистических
способствовать развитию речи и мышления учащихся на
знаний и умений;
межпредметной основе;
формировать у учащихся научно-лингвистическое
мировоззрение, развивать языковой эстетический идеал;
формировать творческое воображение как направление
интеллектуального и личностного развития ученика;
развивать коммуникативные компетенции;
воспитывать заинтересованного читателя, способного
воспринимать и Тема сочинения: выбор осмысление,
раскрытие;
Формы контроля:
творческие работы
сообщения
рефераты
сочинения«СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ»
СОДЕРЖАНИЕ
элективного курса
34 часов
(1 час в неделю)
Прежде чем писать сочинение (2 час)
Вводное занятие. Основные требования при написании сочинений.
Раздел 1
Раздел 2
Смысловые части сочинения ( 12 часов)
Тема сочинения: выбор, осмысление
Композиция сочинения
Организация материала при помощи плана
Роль эпиграфа и цитирования
Средства художественной выразительности: тропы, фигуры речи
Сочинения разных жанров ( 14 часов)
Раздел 3
Сочинение – доклад
Сочинение – литературный обзор
Сочинение – читательский отзыв
Сочинение в жанре литературной статьи
Сочинение – читательский дневник
Сочинение – письмо
Сочинение – интервью
Саморедактирование сочинения ( 2 час )
Раздел 4
Приемы редактирования
Типичные ошибки в написании сочинений ( 2 час )
Раздел 5
Раздел 6
Итоговое занятие ( 2 час )
Творческая работаКАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного курса
«СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЯМ»
1 час в неделю, всего 34 часов
№
урока
раздел
тема
дата
теория практи
ка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Прежде чем
писать
сочинение
Основные
требования при
написании
сочинений
Смысловые части
сочинения
Тема сочинения:
выбор,
осмысление,
раскрытие.
Текст: тема,
проблема,
позиция автора.
Композиция
сочинения или
как начать и
закончить
сочинение.
Композиция
сочинения или
как начать и
закончить
сочинение.
Организация
материала при
помощи плана
Организация
материала при
помощи плана.
Роль эпиграфа и
цитирования в
сочинении.
Роль эпиграфа и
Вводное
занятие.
Основные
требования
при написании
сочинений
1.Тема
сочинения:
выбор,
осмысление,
раскрытие;
Текст: тема,
проблема,
позиция
автора
2.Композиция
сочинения или
как начать и
закончить
сочинение
3.Организация
материала при
помощи плана
4.Роль
эпиграфа и
цитирования в
сочинении
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Формы
реализац
ии, виды
контроля
Лекция
Беседа,
тренинг
Беседа.
Тренинг
Беседа.
Тренинг
Беседа.
Тренинг
Беседа.
Тренингцитирования в
сочинении.
Средства
художественной
выразительности
: тропы, фигуры
речи.
Средства
художественной
выразительности
: тропы, фигуры
речи.
Средства
художественной
выразительности
: тропы, фигуры
речи.
Средства
художественной
выразительности
: тропы, фигуры
речи.
Сочинения
разных жанров
Сочинение-
доклад
Сочинение-
доклад
Сочинение-
литературный
обзор
Сочинение-
литературный
обзор
Сочинение-
читательский
отзыв
Сочинение-
читательский
отзыв
Сочинение в
жанре
литературной
статьи
Сочинение в
жанре
литературной
статьи
Сочинение-
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
5.Средства
художественн
ой
выразительнос
ти: тропы,
фигуры речи
1.Сочинение-
доклад
2.Сочинение-
литературный
обзор
3.Сочинение-
читательский
отзыв
4.Сочинение в
жанре
литературной
статьи
5.Сочинение-
читательский
дневник
6.Сочинение-
письмо
7.Сочинение-
интервью
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Беседа.
Тренинг
Беседа.
Тренинг
Беседа.
Тренинг
Беседа.
Тренинг
Беседа.
Тренинг
Беседа.
Тренинг
Беседа,
тренингчитательский
дневник
Сочинение-
читательский
дневник
Сочинение-
письмо
Сочинение-
письмо
Сочинение-
интервью
Сочинение-
интервью
Саморедактиров
ание сочинения
Приемы
редактирования
Приемы
редактирования
Типичные
ошибки и
недочеты в
написании
сочинений.
Типичные
ошибки и
недочеты в
написании
сочинений.
Итоговое
занятие.
Итоговое
занятие.
29
30
31
32
33
34
Приемы
редактировани
я
Типичные
ошибки и
недочеты в
написании
сочинений
Творческая
работа
Тренинг
Беседа.
Тренинг
1
1
1
Сочинени
е
1
1
1МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Учебник
2. Методические пособия
3. Дидактический материал
4. Таблицы
5. Образцы деловых бумаг
6. Иллюстрации к произведениям
7. Репродукции картин о природе
8. Макеты работОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Изучение элективного курса «Система обучения сочинениям»
предполагает, что обучающиеся к концу 9 класса овладеют
навыками
Собирание и отбор необходимого материала для написания
сочинений разных жанров;
Вычленение темы и микротем;
Работа с текстами различных стилей речи и жанровое отличие
текстов;
Редактирование и рецензирование текста.
И умеют:
Конструировать и анализировать текст;
Иметь навыки в области аналитического мышления при работе с
текстом;
Выполнять творческую работу в различных жанрах, используя
приобретенные навыки и знания;
Определять стиль речи данного текста и его особенности