Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе
Оценка 4.9
Документация
doc
психологическая работа +1
1 кл
18.03.2018
Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе
Г.А.. Цукерман называет период адаптации своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.
Моя задача - помочь детям познакомиться друг с другом, с учителем, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами; помочь ребятам выработать собственные правила взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества; помочь детям прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий; помочь вжиться в позицию школьника; помочь осознать понятие оценки, самооценки и различные её принципы; помочь научиться задавать вопрос; помочь родителям принять новую роль – родителя школьника.
помощь в адапт.doc
Разработка системы оказания психолого педагогической помощи
первоклассникам в адаптационный период в школе.
Г.А.. Цукерман называет период адаптации своеобразной инициацией в новый возраст, в
новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.
Моя задача помочь детям познакомиться друг с другом, с учителем, с новой
учебной ситуацией, со школой и школьными правилами; помочь ребятам выработать
собственные правила взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества; помочь
детям прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий; помочь
вжиться в позицию школьника; помочь осознать понятие оценки, самооценки и различные
её принципы; помочь научиться задавать вопрос; помочь родителям принять новую роль –
родителя школьника.
Этапы коррекционной работы:
1. Знакомство детей друг с другом и учителем.
Изучение школьных правил.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью,
реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе
адаптационного периода, который длится 5 дней, я ставлю задачу познакомить детей друг
с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям
почувствовать себя членами нового общества. Сначала в нашем классе появился образ
муравейника, где каждый житель помогает другому делать общее важное дело и все они
живут по определённым правилам. Затем в классе родилась сказка о любопытных гномах,
которые любят учиться и трудиться. В ходе этой работы ребята учились выражать
собственное мнение, фиксировать своё желание чтото сказать (учитывались и
выслушивались все предложения и мнения), знакомились с первыми школьными
правилами, учились обращаться к учителю и однокласснику.
В первом классе очень важно, на мой взгляд, является обучение навыкам учебного
сотрудничества ребёнка с учителем и одноклассниками. Учебное сотрудничество
предполагает наличие таких умений ребёнка, как умение прояснять учебную задачу
(сформулировать и задать вопрос), выразить собственное мнение, договориться о способе
деятельности, оценить полученный результат по различным критериям. Всё это я
учитывала при составлении планов уроков.
2.Разработка режима дня школьника.
Работая на следующем этапе над режимом дня школьника, ребята получили первый
опыт взаимодействия в группах, опыт учебного сотрудничества. Группа в данном случае
работала, прежде всего, как механизм поддержки ребёнка в новой ситуации. Режим дня в
классе выстраивался посвоему. Ребята по группам вспоминали, что они делают утром,
готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В классе показывали пантомимы,
рисовали необходимые действия, подбирали картинки, иллюстрирующие необходимые действия. Каждая группа строила свой план школьного дня и обосновывала его. Я
подводила итоги работы, а дети обсуждали, что же, на их взгляд, самое важное для
настоящего школьника и что отличает школьника от дошкольника. Затем первоклассники
знакомятся со школой и её работниками (библиотекарем, поваром, организатором досуга
младших школьников, директором, психологом и другими). В результате работы на этом
этапе дети осмыслили опыт учебного сотрудничества, то есть разобрались, что им
мешало, что помогало и что надо делать, чтобы взаимодействие было продуктивным, а
сама работа успешной.
3.Обсуждение с учениками способов выполнения работ и критериев оценки
результатов учебной деятельности.
На третьем этапе внимание акцентировалось на узконаправленной
дифференцированной оценке деятельности детей. Я обсуждала с ребятами возможные
критерии оценки работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и
другие качества), а также способы выполнения. Для освоения различной системы оценок
результатов своей деятельности по конкретным критериям первоклассникам я
предлагала (индивидуально, в парах, в группах) различные задания (типа задания
«Графический диктант», игра «Муха» и другие). В заключение работы я обсуждала с
ребятами: чему же они научились, какие новые правила школьной жизни узнали.
4. Контроль освоения введённых ранее правил, знаков и приёмов работы.
Четвёртый этап адаптационного периода первоклассников посвящён контролю
освоения введённых ранее правил, знаков и приёмов работы. Но важным является то, что
я создаю ситуацию, когда не учитель, а сами ребята осуществляют этот контроль. Моей
задачей на этом этапе является наблюдение и фиксирование основных трудностей
учеников, обнаруживающих эти трудности (слишком медленные или слишком
импульсивные, или слишком тревожные). Ребята работают в парах, в группах, стараясь
распознать «ловушки», устроенные учителем и договориться в ситуации столкновении
мнений. Самым непростым делом для первоклассников, оказывается, спорить, не ссорясь
и не обижаясь, не упрекая друг друга. Ученики ищут аргументы и доказательства своей
позиции в решении той или иной задачи. В конце работы ребята оценивают, насколько
аргументировано они спорили и отстаивали своё мнение, анализируют встретившиеся
трудности. В конце работы я делаю акцент на том, насколько пошкольному работают
ребята, и какие правила школьной жизни помогли им справиться с заданиями.
5. «Обмен опытом». Праздник «Посвящение в ученики».
На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о первых школьных
днях, рисуют, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют
поручения. Адаптационный период заканчивается праздником «Посвящение в ученики». 6. Родительское собрание «Итоги прошедшего учебного года –
«Перелистывая страницы…».
Значимым аргументом адаптационного периода являются родительские собрания.
На собрании я проясняю для себя ожидания родителей от обучения их ребёнка в школе,
приглашая родителей к сотрудничеству; даю некоторые сведения из возрастной
психологии, знакомлю с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации,
рассказываю о первых успехах и трудностях детей, проявленных в ходе адаптационного
периода.
Для проверки успешности адаптации первоклассников к школе повторно
проводятся следующие методики: «Беседа», «Графический диктант», «Узор», «Сложи
сам».
Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе
Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе
Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.