Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе
Оценка 4.9

Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе

Оценка 4.9
Документация
doc
психологическая работа +1
1 кл
18.03.2018
Система оказания психолого- педагогической  помощи первоклассникам  в адаптационный период в школе
Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе Г.А.. Цукерман называет период адаптации своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Моя задача - помочь детям познакомиться друг с другом, с учителем, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами; помочь ребятам выработать собственные правила взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества; помочь детям прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий; помочь вжиться в позицию школьника; помочь осознать понятие оценки, самооценки и различные её принципы; помочь научиться задавать вопрос; помочь родителям принять новую роль – родителя школьника.
помощь в адапт.doc
Разработка системы оказания психолого­ педагогической  помощи первоклассникам  в адаптационный период в школе. Г.А.. Цукерман называет период адаптации своеобразной инициацией в новый возраст, в  новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.         Моя задача ­ помочь детям познакомиться друг с другом, с учителем, с новой  учебной ситуацией, со   школой и школьными правилами; помочь ребятам выработать  собственные правила взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества; помочь  детям прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий; помочь  вжиться в позицию школьника; помочь осознать понятие оценки, самооценки и различные  её принципы; помочь научиться задавать вопрос; помочь родителям принять новую роль – родителя школьника. Этапы коррекционной работы: 1. Знакомство детей друг с другом и учителем.        Изучение школьных правил. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать   своё   желание   быть   услышанным   и   понятым.   Поэтому   на   первом   этапе адаптационного периода, который длится 5 дней, я ставлю задачу познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового общества. Сначала в нашем классе появился образ муравейника, где каждый житель помогает другому делать общее важное дело и все они живут по определённым правилам. Затем в классе родилась сказка о любопытных гномах, которые   любят   учиться   и   трудиться.   В   ходе   этой   работы   ребята   учились   выражать собственное   мнение,   фиксировать   своё   желание   что­то   сказать   (учитывались   и выслушивались   все   предложения   и   мнения),   знакомились   с   первыми   школьными правилами, учились обращаться к учителю и однокласснику. В первом классе очень важно, на мой взгляд, является обучение навыкам учебного сотрудничества   ребёнка   с   учителем   и   одноклассниками.   Учебное   сотрудничество предполагает   наличие   таких   умений   ребёнка,   как   умение   прояснять   учебную   задачу (сформулировать и задать вопрос), выразить собственное мнение, договориться о способе деятельности,   оценить   полученный   результат   по   различным   критериям.   Всё   это   я учитывала при составлении планов уроков. 2.Разработка режима дня школьника. Работая на следующем этапе над режимом дня школьника, ребята получили первый опыт взаимодействия в группах, опыт учебного сотрудничества. Группа в данном случае работала, прежде всего, как механизм поддержки ребёнка в новой ситуации. Режим дня в классе выстраивался по­своему. Ребята по группам вспоминали, что они делают утром, готовясь   к   школе,   и   вечером,   приходя   из   школы.   В   классе   показывали   пантомимы, рисовали   необходимые  действия,  подбирали  картинки,  иллюстрирующие   необходимые действия.   Каждая   группа   строила   свой   план   школьного   дня   и   обосновывала   его.   Я подводила  итоги работы, а дети обсуждали, что  же, на их взгляд, самое  важное для настоящего школьника и что отличает школьника от дошкольника. Затем первоклассники знакомятся со школой и её работниками (библиотекарем, поваром, организатором досуга младших школьников, директором, психологом и другими). В результате работы на этом этапе   дети   осмыслили   опыт   учебного   сотрудничества,   то   есть   разобрались,   что   им мешало, что помогало и что надо делать, чтобы взаимодействие было продуктивным, а сама работа успешной. 3.Обсуждение с учениками способов выполнения работ и критериев оценки результатов учебной деятельности. На   третьем   этапе   внимание   акцентировалось   на   узконаправленной дифференцированной оценке деятельности детей. Я обсуждала с ребятами возможные критерии оценки работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и другие качества), а также способы выполнения. Для освоения различной системы оценок результатов   своей   деятельности   по   конкретным   критериям   первоклассникам   я предлагала   (индивидуально,   в   парах,   в   группах)   различные   задания   (типа   задания «Графический диктант», игра «Муха» и другие). В заключение работы я обсуждала с ребятами: чему же они научились, какие новые правила школьной жизни узнали.  4. Контроль освоения введённых ранее правил, знаков и приёмов работы. Четвёртый   этап   адаптационного   периода   первоклассников   посвящён   контролю освоения введённых ранее правил, знаков и приёмов работы. Но важным является то, что я создаю ситуацию, когда не учитель, а сами ребята осуществляют этот контроль. Моей задачей   на   этом   этапе   является   наблюдение   и   фиксирование   основных   трудностей учеников,   обнаруживающих   эти   трудности   (слишком   медленные   или   слишком импульсивные, или слишком тревожные). Ребята работают в парах, в группах, стараясь распознать «ловушки», устроенные учителем и договориться в ситуации столкновении мнений. Самым непростым делом для первоклассников, оказывается, спорить, не ссорясь и не обижаясь, не упрекая друг друга. Ученики ищут аргументы и доказательства своей позиции в решении той или иной задачи. В конце работы ребята оценивают, насколько аргументировано   они   спорили   и   отстаивали   своё   мнение,   анализируют   встретившиеся трудности. В конце работы я делаю акцент на том, насколько по­школьному работают ребята, и какие правила школьной жизни помогли им справиться с заданиями. 5. «Обмен опытом». Праздник «Посвящение в ученики». На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о первых школьных днях, рисуют, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют поручения. Адаптационный период заканчивается праздником «Посвящение в ученики». 6. Родительское собрание «Итоги прошедшего учебного года –      «Перелистывая страницы…». Значимым аргументом адаптационного периода являются родительские собрания. На собрании я проясняю для себя ожидания родителей от обучения их ребёнка в школе, приглашая   родителей   к   сотрудничеству;   даю   некоторые   сведения   из   возрастной психологии, знакомлю с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказываю о первых успехах и трудностях детей, проявленных в ходе адаптационного периода. Для   проверки   успешности   адаптации   первоклассников   к   школе   повторно проводятся следующие методики: «Беседа», «Графический диктант», «Узор», «Сложи сам».

Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе

Система оказания психолого- педагогической  помощи первоклассникам  в адаптационный период в школе

Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе

Система оказания психолого- педагогической  помощи первоклассникам  в адаптационный период в школе

Система оказания психолого- педагогической помощи первоклассникам в адаптационный период в школе

Система оказания психолого- педагогической  помощи первоклассникам  в адаптационный период в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018