МКОУ Соляновская СОШ
РМО учителей ОРКСЭ
Тема:
Система оценивания текущего контроля успеваемости учащихся и промежуточной аттестации по предмету ОРКСЭ и ОДНКНР
Корнева А.Б. –
учитель начальных классов
I квалификационной категории,
МКОУ Соляновская СОШ
Март 2017
1 с. Во всех школах Российской Федерации с 1 сентября 2012 года появился новый учебный курс — «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ). Одной из особенностей курса является то, что он является безотметочным.
2-3 с. В районном Положении о безотметочной системе оценивания курса «Основы религиозных культур и светской этики» поставлены задачи и определены направления оценивания:
Что оценивать.
Через что оценивать.
Периодичность оценивания.
Чем оценивать.
4с. Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов.
- Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка.
И все таки учителя применяют различную символику для текущего контроля и промежуточной аттестации.
5-7с. Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные результаты и результаты развития личностных качеств.
Критерии результатов усвоения курса (Что оцениваем) |
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: инструментарий (Через что оцениваем) |
Периодичность оценивания |
Предметные результаты: - знание, понимание и принятие ценностей;
- знакомство и понимание основ светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений;
- осознание и принятие нравственной нравственности и духовности в жизни. |
- стартовая проверочная работа;
-текущие проверочные работы;
- итоговая проверочная работа включает защиту проекта по основным темам учебного периода,
- текущая работа на уроке
|
в начале сентября и
по ранее изученной теме
в конце 2-ого полугодия (апрель)
|
Метапредметные результаты: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи УД, а также находить средства её осуществления; -формирование умений планировать, контролировать и оценивать УД в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач; -умение осуществлять информационный поиск для выполнения УЗ; -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; |
- творческие работы, - участие в конференциях, - диспуты, - ролевые игры, - тесты, - тренинги. |
|
Личностные качества действия учеников в ситуациях самоопределения, осмысления, оценивания усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающего личностный моральный выбор |
- карта наблюдений, - диагностика качеств личности, - портфолио (подборка личных работ ученика) |
Входное – 1 класс Промежуточные 2-3 класс Итоговое – 4 класс.
По окончании каждого учебного года
|
8с. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга).
Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
«/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Инструменты оценивания достижений учащихся
При переходе от отметочной системы к оценочной необходимо ответить на несколько вопросов:
· Кто оценивает результаты обучения?
· Где отражать достигнутые результаты?
· Что, а главное, как оценивать?
Оценивание производит учитель и ученик. При этом существенно увеличивается роль самооценки и взаимооценки. Результаты оценивания учитель заносит себе в тетрадь-журнал, а ученик — в лист оценивания в своей тетради.
9с. Балльная система
Альтернативой отметочной может стать балльная система оценки достижений учащихся в ходе изучения курса. Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы, и количество баллов, свидетельствующее об успешном усвоении как отдельных тем, так и курса в целом. На первом занятии в тетрадь ученика вклеивается лист оценивания. Число строк в таблице равно количеству занятий.
Лист оценивания текущей работы
Дата |
Выполнение домашнего задания |
Работа на уроке |
Участие |
Всего баллов |
|
· 1 балл — при выполнении учебной задачи использовал (а) материал учебника; · 2 балла — использовал (а) дополнительную литературу в ходе решения учебной задачи; · 3 балла — предложил (а) нестандартное решение учебной задачи.
|
· 1 балл — работал (а) по мере необходимости; · 2 балла — принимал (а) активное участие в работе на уроке; · 3 балла — предлагал (а) нестандартное решение учебной задачи.
|
· 1 балл — работал (а) по мере необходимости; · 2 балла — принимал (а) активное участие в работе группы; · 3 балла — предлагал (а) нестандартное решение учебной задачи
|
|
-По ОРКСЭ домашние задания не задаются .
На разных этапах урока учитель и одноклассники оценивают работу ученика, а он заносит эти данные в свой оценочный лист. В конце каждого урока ученик может увидеть и оценить степень личного участия в изучении темы, что в свою очередь мотивирует школьника, способствует развитию познавательной активности. К тому же балльная система понятна и родителям, и ученикам, и учителю.
Тестовые работы
Предметные результаты изучения курса отслеживаются через тестовые работы, которые позволяют отследить уровень усвоения теоретических понятий и владения ими. Тесты оцениваются словами «молодец», «спасибо», «старайся» или «зачтено/не зачтено». Для успешной сдачи теста необходимо выполнить верно более 70% заданий.
10с. Творческий проект
Изучение курса завершается работой над творческим проектом. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Учитель не ограничивает учащихся в выборе тем: каждый может выбрать то, что ему по-настоящему будет интересно. Главным этапом в проектной деятельности является защита проекта, которая может проходить как в форме праздника, конференции, так и в рабочей обстановке, на уроке.
Работу над проектом учитель оценивает, используя критерии и показатели подготовки, результатов и презентации проекта .
Критерии и показатели оценки проекта (для учителя)
Критерии |
Показатели |
Индикаторы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Оценка работы по подготовке проекта |
Обоснованность выбора темы |
|
|
|
|
|
Полнота раскрытия темы, самостоятельность |
|
|
|
|
|
|
Степень актуальности и значимость работы |
|
|
|
|
|
|
Ссылки на источники информации |
|
|
|
|
|
|
Оценка результата проекта |
Практическая направленность (наличие результата) |
|
|
|
|
|
Качество оформления отчета: эстетичность оформления, структурированность информации, соответствие требованиям |
|
|
|
|
|
|
Анализ проделанной работы |
|
|
|
|
|
|
Оценка презентации проекта |
Соответствие представленного материала проблеме проекта |
|
|
|
|
|
Качество подачи материала (полнота раскрытия темы, самостоятельность, аргументированность) |
|
|
|
|
|
|
Уровень владения проблемой, темой (ответы на вопросы) |
|
|
|
|
|
|
Степень доступности восприятия материала аудиторией |
|
|
|
|
|
|
Соблюдение регламента |
|
|
|
|
|
Критерии и показатели оценки проекта (для ученика)
Показатели |
Индикаторы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Объем и глубина знаний |
|
|
|
|
|
Наглядность |
|
|
|
|
|
Умение отвечать на вопросы |
|
|
|
|
|
Культура речи выступающего |
|
|
|
|
|
Соблюдение регламента |
|
|
|
|
|
Работа над проектом, а затем и его защита покажет, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.
11с. Оценка результатов развития личностных качеств
Оценка усвоения курса ОРКСЭ предполагает не только оценку учебной деятельности, но и оценку результатов развития личностных качеств, что очень важно при решении воспитательных задач.
Проследить динамику развития личностных качеств ученика помогает педагогическое наблюдение. Данный метод позволяет фиксировать и оценивать разные аспекты формирования социальных навыков. Аспекты для наблюдения учитель формулирует сам в зависимости от целей наблюдения.
11-12-13с. Лист наблюдения за развитием личностных качеств
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.
№ п/п |
Процедура оценивания |
Кто оценивает |
Сроки |
Фиксация результатов |
1 |
Тестирование |
Психолог и /или классный руководитель |
Входное – 1 класс Промежуточные 2-3 класс Итоговое - 4 класс |
Портфолио |
2 |
Наблюдения |
Педагоги, работающие с ребёнком |
В течение обучения |
Рабочая тетрадь педагога |
3 |
Анализ содержания «Портфолио» |
Классный руководитель |
По окончании каждого учебного года |
Аналитическая справка классного руководителя |
4 |
Анкетирование |
Психолог и /или классный руководитель |
Входное – 1 класс Промежуточные 2-3 класс Итоговое – 4 класс |
Портфолио |
5 |
Мониторинг активности участия обучающихся в образовательных событиях разного уровня и социально- значимых акциях. Степень активности: 1.Высокая, 2.Средняя, 3.Низкая, 4.Нулевая |
Классный руководитель |
По окончании каждого учебного года |
Аналитическая справка классного руководителя |
Лист наблюдения за развитием личностных качеств (оценка работы в группе)
Критерии |
Ф.И. учеников |
|||
Ф.И. |
Ф.И. |
Ф.И. |
Ф.И. |
|
Чередует говорение |
|
|
|
|
Задает уместные |
|
|
|
|
Говорит по теме, умеет делать умозаключения, выводы |
|
|
|
|
Пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей |
|
|
|
|
Для оценивания индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка, психолог проводит наблюдение по просьбе родителей, учителя начальных классов, администрации с согласия родителей, законных представителей ребенка.
Правильно организованная система оценивания на уроках ОРКСЭ позволит оценить уровень знаний и результаты развития личностных качеств каждого ученика. Важно помнить, что система должна быть ориентирована на успех, содействовать повышению мотивации учеников, становлению и развитию самооценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.