Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Оценка 4.9

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Оценка 4.9
Подготовка к тестированию +1
doc
русский язык
9 кл
01.07.2019
Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Аннотация. В данной статье приводится система работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку, начиная с 5-го класса. Здесь описана работа по подготовке к ОГЭ: прослеживается методика работы по сжатию текста, по решению тестовых заданий, а также по написанию сочинения.
сообщение Линник Л.С..doc
Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе учитель русского языка и литературы  МБОУ «СШ №3»Линник Л.С.     Аннотация.  В данной статье приводится система работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку, начиная с 5­го класса.         Подготовка к ОГЭ по русскому языку не менее ответственна, чем к ЕГЭ. Если ЕГЭ как форма   аттестации   выпускников   средней   школы   уверенно   вошёл   в   школьную   жизнь:   мотивация учеников высокая, ведь практически это вступительный экзамен в вуз, то ОГЭ – экзамен, значимость которого девятиклассники в полной мере ещё не осознают.       Поделюсь некоторыми наработками в подготовке к тестовой части ОГЭ.      Для   того   чтобы   совместить   изучение   учебного   материала   и   подготовку   к   выполнению заданий   ОГЭ,   на  уроке   использую   тексты   небольшого   объёма.   Работа   с   ними   не   занимает   много времени,   но   позволяет   развивать   речь   учащихся,   акцентировать   внимание   на   изобразительно­ выразительных   средствах,   используемых   автором,   отрабатывать   выполнение   заданий   ОГЭ.   Важно, чтобы такой текст был насыщен языковыми единицами и явлениями, которые будут изучаться на уроке. Например, при изучении темы «СПП с придаточными причины и следствия» использую такой текст: 1)Палящий зной спадал, потому что роскошный тропический день оканчивался. 2) Дышать стало   легче,   так   как   от   притихшего   океана   веяло   прохладой.   3)Солнце   быстро   катилось   к закату,   так   что   скоро   зажгло   пылающим   заревом   горизонт,   расцвечивая   небо   волшебными переливами   всевозможных   красок   и   заливая   блеском   пурпура   и   золота   и   полосу   океана,   и обнажённые   верхушки   вулканических   гор   высокого   острова,   резко   очерченного   в   стеклянной ясности воздуха. 4) Пуская черные клубы дыма, «Коршун» приближался к пенящимся бурунам, которые   волнистой   серебряной   лентой   белели   у   острова.   5)Это   могучие   волны   с   шумом разбивались   о   преграду,   что   поднялась   благодаря   вековечной   работе   маленьких   полипов   из незримых глубин океана. 6)Когда, замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход рифа, мы очутились   в   затишье   лагуны,   гладкой,   как   зеркало,   и   голубой,   как   бирюза.   7)Эта   лагуна представляла   собой   превосходную   гавань,   в   глубине   которой,   утопая   в   зелени,   примостился маленький город – столица королевства на островах.  1. В каком значении употребляется в тексте слово «утопая» (предложение 7). 1) Погружаясь на дно под действием силы тяжести.  2) Наполняясь, окутываясь чем­либо в избытке.  3) Почти скрываясь в чем­либо, среди чего­либо.  4) Погружаясь во что­либо, предаваясь чему­либо.  2.   Замените   разговорное   слово   «примостился»   (предложение   7)   стилистически нейтральным синонимом. 3.Из предложений 3 – 4 выпишите сравнение. 4. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется тем, что следующий за ней звук глухой. 5. Выпишите слово, в котором правописание Н – НН в суффиксе не определяется основным правилом (является исключением). 6. Замените словосочетание «с шумом разбивались », построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. 7. Выпишите грамматическую основу предложения 7. 8.   Выпишите   предложение,   части   которого   являются   односоставными   безличными, выделите основы, начертите схему. ­ Определите тип придаточной части в записанном предложении. ­ Последнее задание позволяет перейти к изучению новой темы. Подобным образом я строю каждый   урок   русского   языка.   Кроме   того,   с   5   класса   я   предлагаю   всем   учащимся   завести «Справочные тетради», в которые мы записываем опорные конспекты, алгоритмы применения того или иного правила, весь материал распределяем по темам и разделам. В 9 классе заводим отдельную тетрадь   «Задания   ОГЭ»,   в   которую   мы   записываем   алгоритм   выполнения   некоторых   заданий. Например,  Алгоритм выполнения задания 4  1.Если необходимо выписать слово, в котором правописание приставки зависит от значения, ищем слово с приставкой пре­ или при­. 2.Если указано значение приставки «приближение», «присоединение», «неполнота действия», «действие в чьих­либо интересах», «законченное действие», ищем слово с приставкой при­. 3.Если указано значение приставки «близость к значению приставки пере­» или «близость к значению слова «очень», ищем слово с приставкой пре­. 4. Если необходимо выписать слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного, ищем слова с приставками на –з, ­с (без­, бес­, раз­, рас­, из­, ис­ и т.д.). 5. Если необходимо выписать слово, в котором правописание приставки определяется тем, что следующий за ней согласный звонкий, ищем слова с приставкой на –з (без­, раз­, из­ и т.д.). 6. Если необходимо выписать слово, в котором правописание приставки определяется тем, что следующий за ней согласный глухой, ищем слова с приставкой на ­с (бес­, рас­, ис­ и т.д.). Алгоритм выполнения задания 7  1.Определить в словосочетании главное и зависимое слово. 2.Если   необходимо   заменить   словосочетание,   построенное   на   основе   согласования, синонимичным   со   связью   управление,   заменить   зависимое   слово   однокоренным   существительным (каменный дом – дом из камня). 3.Если   необходимо   заменить   словосочетание,   построенное   на   основе   управления, синонимичным   со   связью   согласование,   заменить   зависимое   слово   однокоренным   прилагательным (улицы города – городские улицы). 4.Если   необходимо   заменить   словосочетание,   построенное   на   основе   примыкания, синонимичным   со   связью   управление,   заменить   зависимое   слово   однокоренным   существительным (тревожно шепчет – шепчет с тревогой). 5.Если   необходимо   заменить   словосочетание,   построенное   на   основе   управления, синонимичным со связью примыкание, заменить зависимое слово однокоренным наречием, реже – деепричастием (с шумом разбивались – шумя, разбивались).      Начиная с 5 класса, для подготовки к ОГЭ  использую возможности уроков литературы. Например,     при   изучении   художественных   произведений   особое   внимание   обращаю   на   средства художественной   выразительности,   регулярно   провожу   литературные   диктанты   по   данной   теме. Обязательным условием анализа стихотворения  или  его выразительного чтения наизусть является также анализ средств выразительности.      В   систему   моей   работы   по   подготовке   к   ОГЭ   входит   и   работа   с   текстом.  Работу   по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в 5 классе, т.к. программой  предусмотрено написание подробного и сжатого изложения.   Готовлю   раздаточный   материал   или   работаем   с   текстами   из   учебника.   Сначала   учимся выделять   в   тексте   микротемы.   Второй   этап   –   отработка   навыков   сокращения   текста.   Не   вводя терминов (исключение, обобщение, упрощение), учу ребят выделять существенную и дополнительную информацию (существенная раскрывает тему и идею текста, дополнительная содержит подробности, детали,   описательные   элементы,   которые   можно   опустить).   Даю  памятку  «Как   писать   сжатое изложение» В 8 классе знакомлю учащихся с основными способами сжатия текста (ввожу термины), и все тексты, по которым они пишут изложения в 8 – 9классах, учащиеся воспринимают на слух. Подобная работа  учит   ребят  слушать и  слышать   текст, анализировать  его    содержание    и лингвистические    компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст. Создание собственного высказывания на заданную тему. Написание сочинения­рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.  Для того, чтобы   учащиеся   осознанно   выполняли   это   задание,   выстраиваю   систему   обучения   написанию сочинения – рассуждения. Начинаю эту работу с обучения написания сочинения в формате 15.1. С 5 класса,   заканчивая   изучение   того   или   иного   раздела,   обязательно   определяем   роль   изученного лингвистического материала в речи, создаём устное высказывание на эту тему, а в справочные тетради записываем   тезис.   Например,   определяя   роль   имени   существительного   в   речи,   отталкиваемся   от высказывания   лингвиста   В.Г.   Ветвицкого:   «Имя   существительное   –   это   как   бы   дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» (открытый банк заданий ОГЭ).  В справочные тетради записываем тезис: «Роль имён существительных в речи огромна: 1)они называют предметы окружающего нас мира; 2)в словосочетаниях существительные часто выступают в качестве главного слова и подчиняют себе зависимые слова, которые   согласуются с ними в роде, числе и падеже». В 7 классе даю шаблон сочинения 15.1              Известный лингвист/ учёный/ писатель (ФИО автора высказывания) утверждал: «Цитата».                       С этим выказыванием нельзя не согласиться, так как …(своими словами толкуем тезис, раскрываем понятие, функции, максимально используем знания школьного курса).     Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту … (ФИО автора прочитанного текста). Например,   в   предложении   …   (номер   предложения)   используется/встречается/приводится   … (первый пример). Объяснение функции использования (зачем?)      Другим   примером   может   стать   предложение   …(номер),   в   котором   используется/ встречается/ приводится … (второй пример). Объяснение функции использования (зачем?)      Таким   образом,   …   (обобщаем   вышеизложенное).   Мы   еще   раз   убедились   в   правоте высказывания ФИО автора.     Первое сочинение в формате 15.1 составляем коллективно и записываем в качестве примера, а затем учащиеся создают собственные сочинения.       Начиная с 7 класса учу школьников писать и сочинения  в формате 15.3.     Эффективными   считаю  тематические   уроки,   когда   для   работы   подбираются   тексты определённой смысловой направленности, например: «Что такое раскаяние», «Драгоценные книги», «Материнская любовь» и т.д. В пределах заданной смысловой темы учащиеся обучаются связному высказыванию мыслей с опорой на письменный текст.       Даётся задание определить тип и стиль речи данного текста, его тему и идею,   задаётся проблемный   вопрос     по   тексту.   Свой   ответ   школьники   должны   аргументировать   примерами   из прочитанного текста и художественной литературы. По сути, учащиеся строят устное высказывание в формате 15.3.     Обязательно даю шаблон для написания сочинения в формате 15.3 1.Вступление. Тезис (объяснение значения слова + комментарий к нему: насколько часто  это качество, свойство встречается в нашем мире и т.п., нужно ли оно нам). 2.Пример   проявления   (не   проявления)   данного   свойства,   качества   из   исходного   текста, комментарий к нему. ФИО автора), который… 3. Пример из жизненного опыта (художественное произведение), комментарий к нему. Примером … может стать … (поведение, поступки и т.п.) (имя героя, названия произведения, 4.Вывод (оценка данного качества, свойства, надо ли его воспитывать, культивировать).      Каждый  учитель вырабатывает  свою систему подготовки учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому  языку, но и воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.  Использованная литература: 1. Русский   язык.   Дидактические   материалы.   9класс:   пособие   для   учителей   общеобразоват. организаций/ Л.А.Тростенцова, Н.М.Подстреха. – 2­е изд. – М. : Просвещение, 2013. 2. Русский   язык.   Поурочные   разработки.9   класс:   пособие   для   учителей   общеобразоват. Учреждений/ Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2012. 3. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А. , Дейкина А. Д., Александрова О. М. Русский язык. Учеб.: 9 класс.

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2019