Для того чтобы ученику успешно сдать ЕНТ, необходима систематическая подготовка. Основная задача учителя – систематизировать и углубить знания учащихся по истории Казахстана за курс средней школы. Эффективное повторение материала по темам школьного курса можно осуществлять с помощью разработанной мной программы курса подготовки к ЕНТ.
Система подготовки выпускников к ЕНТ по истории Казахстана Оразгалиева Н Е.doc
ОРАЗГАЛИЕВА Н.Е.
КГУ комплекс Улкенбокен школа детский сад. Кокпектинский район. ВКО.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
К ЕНТ
С 2004 года во всех школах страны проводится единое национальное
тестирование, (ЕНТ) как форма итоговой аттестации выпускников средних
общеобразовательных учебных заведений. Для того чтобы ученику успешно сдать
ЕНТ, необходима систематическая подготовка. Основная задача учителя –
систематизировать и углубить знания учащихся по истории Казахстана за курс
средней школы. Эффективное повторение материала по темам школьного курса
можно осуществлять с помощью разработанной мной программы курса
подготовки к ЕНТ. С целью качественной и результативной подготовки к ЕНТ
используется специальный курс для
10 и 11классников «Жылнама».
Систематизировать, синхронизировать знания учащихся по истории Казахстана,
научить сравнительному анализу исторических событий. Закрепление умений
работать с историческими документами, картами. Мотивация учащихся к
исследовательской деятельности. Индивидуальная диагностика и корректировка
знаний по истории. Курс разбит на 34 темы по истории Казахстана начиная с
истории каменного века, завершая историей Независимого Казахстана. Работа по
каждой теме ведется по 10 пунктам или 10 видов работ по темам. Что и
составляет систему подготовки к ЕНТ.
Рисунок 1. – Система подготовки к ЕНТ
Повторение материала начинается с вводной лекции к каждой теме,
В которой освещаются основные тенденции исторического развития
Казахстана рассматриваемого периода. Лекция составлена таким образом, чтобы
у слушателей возникло целостное представление об изучаемом отрезке
исторического времени в истории казахстана. В лекцию обязательно включаются
вопросы встречающиеся в тестах.
Еще один момент: в ходе повторения целесообразно заполнение таблиц и схем,
которые бесспорно приводят в систему получаемые учащимися знания. Методика
1 составления и заполнения схем и таблиц, является наиболее удобной формой
систематизации и обобщения материала. [3]
1) Заполнение таблиц. Материал в таблицах группируется по вертикальным,
горизонтальным графам. Таблица создает образ той темы, которую проходят на
уроке.. Задания с таблицами и схемами можно проводить во время изучения
различных тем, будь то тема классовой борьбы, культуры, экономики или войны.
При работе с ними, учащиеся могут пользоваться как учебником, так и картами.
Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всего класса не только к
новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать
второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные
выводы.
Таблица 1. Заполнение таблицы Казахстан в эпоху каменного века.
Палеолит
Мезолит
Неолит
Энеолит
Хронологические
рамки
Орудия труда
Развитие человека
климат
общество
достижения
особенности
стоянки
2) Хронологическая работа. Работа с материалом по хронологии требует
умения определять век по дате, относить дату к началу века, первой или второй
половине, устанавливать продолжительность события, связывать дату и событие.
2,500тыс. – 140тыс.
140тыс. – 40тыс
40тыс – 12тыс
12тыс – 5тыс
5тыс – 3тыс .
3тыс – 2тыс .
100тыс – 13тыс
7 тыс
10 тыс
3) Работа с картой. Второе условие успешной подготовки к ЕНТ – это
обязательное изучение исторического пространства. Изучение исторического
пространства невозможно без карт. [1] Не менее важным в ходе повторения и
подготовки к ЕНТ является работа с контурными картами, на которых наносятся
стоянки людей эпохи палеолита, мезолита, энеолита, территория расселения
племен и племенных союзов, территория каганатов и их столицы, завоевания
монголов и территория образования казахского ханства и т.д.
Задание. Занеси стоянки древних людей на карту (рисунок 2).
2 Пеньки Зеленая Балка Каратау Бориказган Шабакты Ботай Шебир
Сексеул УстьНарым Семизбугы
Рисунок 2. Карта Казахстана
Исторические карты содержат большое количество разнообразных сведений,
такие как возникновение государств, изменение их территорий, разные формы
зависимости государств друг от друга, районы населения народов, районы
классовой борьбы, пути военных походов, места битв и сражений, данные
экономического характера, маршруты путешественников и т.д. Работая с картой,
учащиеся должны показать месть нахождение.
Конечно же, в ходе всей этой работы учащиеся встречаются с неизвестными им
историческими понятиями и терминами, поэтому им рекомендуется вести
словарную работу.
Урок истории не мыслим без исторических терминов, которые помогают
показать эпические особенности эпохи, расширяют и активизируют словарный
запас детей. При знакомстве с терминами обязательно стараюсь дать их
этимологию, использую «разминку»: по конкретной теме, эпохе задаю детям
вопросы о словах, таблички с новыми словами вывешиваются на доске,
нахождение терминов в тексте и т.д. [2]
4) Работа с терминами. Гоминид. Австралопитек. Питекантроп. Синантроп.
Неандерталь. Кроманьон. Палеолит. Чоппер. Мезолит. Неолит. Энеолит. Бифас.
Ретушь. Микролит. Керамика. Анимизм. Тотемизм. Магия. Пиктография
При закреплении использую различные карточки. Например, соотнеси цифры
и стоянки древних людей.
150
5000
3 500
20
158
300
80%
Шабакты,
Батпак,
Жезгазған,
Сексеул,
Ботай
Следующим условием
успешной подготовки к ЕНТ является знание
исторических персонажей. Мир их перенаселён, но знать их необходимо.
О чем говорят следующие имена
Томирис
Зарина
А.Македонский
Анахарсис
Моде
Прийск
Марцелини
Диодор
Полиэн
Арриан
Ксенофонт
Сыма цянь
Герасимов
Исторические источники. ( о ком и что писали)
Герадот
Ктесий
Страбон
Помпей трог
Самашев
Систематизация стала личным делом каждого историка, так как усвоение
осложняется. Если этого не сделать, трудно вообще говорить о научном подходе
в изучении истории. В работе с учащимися по подготовке к ЕНТ мы проходим
учебный материал, опираясь на повторение программного материала с 6 по 9
классы. Прежде чем приступить к проведению дополнительных занятий с
учащимися выпускных классов, необходимо составить план работы на год. В
плане указываю, за какой срок сколько разделов мы должны пройти с
выпускниками, затем определяю содержание каждой темы занятия, формы и
методы или технологию преподавания, прогнозирую ожидаемый результат
занятия. Также в план включаю такие формы контроля, как открытые и закрытые
тесты, которые составляю по разделам, а также учащиеся составляют друг для
друга. Обязательно должен быть мониторинг отслеживания уровня знаний,
который имеет огромное значение как для учеников, так и для меня.
Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что работа с тестами по истории
Казахстана должна вестись систематически, начиная с 5 класса, т.е. с того
момента, когда дети начинают изучать историю. Ее необходимо последовательно
продолжать в 69 классах, постепенно усложняя. В 1011 классах эта работа
носит обобщающий, завершающий характер.
В 59 классах, когда учащимся предлагается небольшое количество вопросов
(2030), учитель проверяет выполненную работу сам; в 1011 классах количество
тестируемых вопросов возрастает, поэтому уместно использование метода
4 взаимопроверки тестов учащимися. В любом случае после проверки тестов
обязательно делается анализ ошибок, допущенных учащимися.
Тесты по пройденному разделу рассматриваются только индивидуально, после
того, как ученик определит для себя, что темы он усвоил и выучил. После
решения тесты разбираются по ключу (ученик это может сделать
самостоятельно), определяются неверные ответы и через некоторое время устно
сдается работа над ошибками. Когда эта работа вводится в систему, она не
занимает много времени. После обобщения нескольких разделов обязательно
провести обобщающее тестирование, подобному ЕНТ по 25 вопросов, которые
охватывают весь школьный курс по истории Казахстана. Тестирование провожу
после изучения каждой темы, за годы работы накоплены тесты по всем темам.
Курс построен таким образом, что в процессе обучения, согласно учебному
плану, учащиеся выполняют предложенные тесты. Использование тестов может
способствовать обеспечению успешного развития учебноинтеллектуальных
умений, повышению объективности оценивания, формированию внутренней
мотивации учебнопознавательной деятельности. Одним из возможных и наиболее
успешных методов в изучении истории является метод решения проблемных
задач. В процессе своей работы использую приемы создания проблемных
ситуаций. При решении проблемной ситуации результатом усвоения считается
самостоятельное добывание знаний, и это заставляет учащихся искать ответы в
учебниках, то есть не только учиться по тестам, но и самим просматривать
дополнительную литературу.
Успешная подготовка учащихся к сдаче ЕНТ по истории Казахстана
всецело зависит от нас, учителей истории, ведь каждый из нас находится в
постоянном поиске, ищет наиболее эффективный путь для решения этой
проблемы и у каждого он свой наработанный годами. [3]
Успешная подготовка учащихся к ЕНТ по истории Казахстана зависит
также и от мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся. А
учитель должен стать непосредственным творцом учебного процесса, создателем
конкретных учебных ситуаций, через которые проходит ученик, на протяжении
всего периода школьного обучения
Таким образом, комплексное использование всех форм работы, приведение их
в систему, позволят добиваться неплохих результатов. Качество знаний на ЕНТ
по предмету история Казахстана по годам: 2004г69%, 2005г80%, 2006г 86%,
2007г 100%, 2008г 92%, 2009г 100%, 2010г 100%, 2011г 100%, 2012г 85%,
2013г 100%.
Список литературы
1 Недосекова И.Ю., Тыдыякова И.Ф. «Некоторые аспекты подготовки
учащихся к ЕНТ по истории Казахстана». Интернет
2 Бородина Н.С. «Система работы по подготовке учащихся к ЕНТ по истории
Казахстана». Интернет
5 3 Тигай М,В, «ЕНТ по истории Казахстана, как показатель эффективности
педагогического труда учителя. Проблемы и пути их решения.» Журнал
« История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах» №11 2007 г.
4. «Сборник тестов по истории Казахстана» составитель Базарбеков Г.Ж.
Семей, 20102013 г.
5. «Шың – тест » ав. Талдахметов С.Ш. Алматы 2011г
6. «Учебник история древнего Казахстана» ав.Т.С.Садыков; А.Т.Толеубаев;
Б.Сарсекеев Атамұра 2011г
6
Система подготовки выпускников К ЕНТ
Система подготовки выпускников К ЕНТ
Система подготовки выпускников К ЕНТ
Система подготовки выпускников К ЕНТ
Система подготовки выпускников К ЕНТ
Система подготовки выпускников К ЕНТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.