Система преподавания сольфеджио в России.
Создание консерваторий в 60-х годах XIX века было несомненно большим событием в развитии музыкальной культуры. С учениками занимались только чисто практическим обучением пению по нотам.
Основной формой работы было пение, на слух определялись интервалы, гаммы, аккорды. Музыкальный диктант представлял собой в основном упражнения в правильной записи ряда интервалов. Всё это проводилось без опоры на ладотональность. Римский-Корсаков в своих статьях и заметках, восставая именно против этой схоластики в развитии слуха, большое значение придавал музыкальной-исполнительской практике как одному из важнейших средств для развития слуха.
В 70-80-е годы XIX века возникает аналитический метод развития слуха, в основу которого положен принцип обучения от восприятия целого к осознанию его элементов, в противовес «синтетическому методу», который основывается на изучении сначала отдельных звуков, упражнений и затем уже мелодии или музыкальных произведений.
Эта связь с живой музыкой, развитие слуха на основе практической музыкальной деятельности (пение, игра на инструменте), закрепленное сознанием слышимого и в наше время является главным методическим принципом в обучении сольфеджио. К сожалению, изучение теории в отрыве от музыки до сих пор имеет место в преподавании.
Следующим этапом явилось внимание педагогов сольфеджио к разработке методики развития «тонального чувства», т.е. чувства лада.
Сознательность в обучении пению в развитии слуха должна быть основана на слуховом представлении соотношения звуков, интервалов в данной тональности.
В России начала складываться система развитии слуха на ладовой основе в противовес интервальной.
История развития методики сольфеджио в России до XX века характеризуется существованием различных направлений. Прогрессивное направление характеризуется стремление отойти от схоластических, сухих методов преподавания, от недооценки развития слухового сознания.
Перестройка системы музыкального образования началась в первые годы после революции. В период с 1919 по 1930 годы ведутся интенсивные поиски новых форм музыкального образования, новых методов обучения.
Движение в сторону демократизации искусства, доступности музыкального образования, развития музыкальных способностей масс, приобщения их к искусству.
В общеобразовательных школах, в клубах и кружках зарождается новая форма сольфеджио – музыкальная грамота, ставящая своей целью воспитать способности воспринимать музыку, дать возможность приобрести простейшие и исполнительские навыки и усвоить элементарные теоретические знания. Возникают новые формы обучения музыке: групповые, лекционные, «свободные», «комплексные» и другие.
Широкое распространение на уроках сольфеджио получило «слушание музыки» — использование в качестве учебного материала народных и современных массовых песен, а также художественной музыкальной литературы; большое внимание уделяется развитию памяти, осмысленному и выразительному пению. В связи с этим в сольфеджио утверждается ладовый принцип развития слуха, шире используется воспитание гармонического слуха.
С выходом в свет «Сольфеджио» А. Островского, В. Шокина, А. Егорова и С. Павлюченко в 1937 году окончательно утверждается методический принцип воспитания слуха на ладовой основе.
В 1933 году была окончательно сформулирована система музыкального образования состоящая из 3 ступеней:
1. ДМШ – семилетки;
2. Музыкальные училища;
3. Консерватории.
В период 30-50-х годов было выпущено много учебных пособий по сольфеджио, утверждающих ладовый принцип воспитания слуха.
Начиная с 1950-х годов назревает необходимость некоторой перестройки основных принципов методики преподавания сольфеджио. Этому способствует и ряд теоретический исследований в различных областях науки, внесших много нового в наше представление о звуке, его свойствах, музыкальном мышлении, о значении внутреннего слуха.
Среди них труды Б. Теплова, И. Гарбузова, Л. Мазеля, Назайкинского и других.
К 50-70-е годам относится выход в свет целого ряда работ в области методики сольфеджио: «Очерки по методике теории музыки и сольфеджио» (1954) и «Методика теории музыки и сольфеджио» (1970) А. Островского, пособие «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио» (1962) В. Серединской, «Методика преподавания музыкального диктанта»(1962) Е. Давыдовой и другие.
В настоящее время главной проблемой методики является вопрос о воспитании слуха в связи с новыми интонационными и ладогармоническими особенностями современной музыки.
Ладовая и ступеневая системы ориентируются на классический стиль музыки, с твердо установившейся закономерностью взаимоотношений опорных и вводных тонов, ладовых и функциональных связей семиступенного мажора и минора.
Возникновение различных методических систем развития слуха всегда связано с новыми явлениями в музыкально-художественной практике – эти системы закрепляют, канонизируют стилевые закономерности.
Система преподавания сольфеджио в России.
Создание консерваторий в 60х годах XIX века было
несомненно большим событием в развитии
музыкальной культуры. С учениками занимались
только чисто практическим обучением пению по
нотам.
Основной формой работы было пение, на слух
определялись интервалы, гаммы, аккорды.
Музыкальный диктант представлял собой в
основном упражнения в правильной записи рядаинтервалов. Всё это проводилось без опоры на
ладотональность. РимскийКорсаков в своих
статьях и заметках, восставая именно против этой
схоластики в развитии слуха, большое значение
придавал музыкальнойисполнительской практике
как одному из важнейших средств для развития
слуха.
В 7080е годы XIX века возникает аналитический
метод развития слуха, в основу которого положен
принцип обучения от восприятия целого косознанию его элементов, в противовес
«синтетическому методу», который основывается на
изучении сначала отдельных звуков, упражнений и
затем уже мелодии или музыкальных произведений.
Эта связь с живой музыкой, развитие слуха на
основе практической музыкальной деятельности
(пение, игра на инструменте), закрепленное
сознанием слышимого и в наше время является
главным методическим принципом в обучении
сольфеджио. К сожалению, изучение теории вотрыве от музыки до сих пор имеет место в
преподавании.
Следующим этапом явилось внимание педагогов
сольфеджио к разработке методики развития
«тонального чувства», т.е. чувства лада.
Сознательность в обучении пению в развитии слуха
должна быть основана на слуховом представлении
соотношения звуков, интервалов в данной
тональности.В России начала складываться система развитии
слуха на ладовой основе в противовес интервальной.
История развития методики сольфеджио в России
до XX века характеризуется существованием
различных направлений. Прогрессивное направление
характеризуется стремление отойти от
схоластических, сухих методов преподавания, от
недооценки развития слухового сознания.Перестройка системы музыкального образования
началась в первые годы после революции. В период
с 1919 по 1930 годы ведутся интенсивные поиски
новых форм музыкального образования, новых
методов обучения.
Движение в сторону демократизации искусства,
доступности музыкального образования, развития
музыкальных способностей масс, приобщения их к
искусству.В общеобразовательных школах, в клубах и кружках
зарождается новая форма сольфеджио –
музыкальная грамота, ставящая своей целью
воспитать способности воспринимать музыку, дать
возможность приобрести простейшие и
исполнительские навыки и усвоить элементарные
теоретические знания. Возникают новые формы
обучения музыке: групповые, лекционные,
«свободные», «комплексные» и другие.Широкое распространение на уроках сольфеджио
получило «слушание музыки» — использование в
качестве учебного материала народных и
современных массовых песен, а также
художественной музыкальной литературы; большое
внимание уделяется развитию памяти,
осмысленному и выразительному пению. В связи с
этим в сольфеджио утверждается ладовый принцип
развития слуха, шире используется воспитание
гармонического слуха.С выходом в свет «Сольфеджио» А. Островского, В.
Шокина, А. Егорова и С. Павлюченко в 1937 году
окончательно утверждается методический принцип
воспитания слуха на ладовой основе.
В 1933 году была окончательно сформулирована
система музыкального образования состоящая из 3
ступеней:
1. ДМШ – семилетки;2. Музыкальные училища;
3. Консерватории.
В период 3050х годов было выпущено много
учебных пособий по сольфеджио, утверждающих
ладовый принцип воспитания слуха.
Начиная с 1950х годов назревает необходимость
некоторой перестройки основных принципов
методики преподавания сольфеджио. Этомуспособствует и ряд теоретический исследований в
различных областях науки, внесших много нового в
наше представление о звуке, его свойствах,
музыкальном мышлении, о значении внутреннего
слуха.
Среди них труды Б. Теплова, И. Гарбузова, Л.
Мазеля, Назайкинского и других.
К 5070е годам относится выход в свет целого ряда
работ в области методики сольфеджио: «Очерки пометодике теории музыки и сольфеджио» (1954) и
«Методика теории музыки и сольфеджио» (1970) А.
Островского, пособие «Развитие внутреннего слуха
в классах сольфеджио» (1962) В. Серединской,
«Методика преподавания музыкального
диктанта»(1962) Е. Давыдовой и другие.
В настоящее время главной проблемой методики
является вопрос о воспитании слуха в связи с
новыми интонационными и ладогармоническими
особенностями современной музыки.Ладовая и ступеневая системы ориентируются на
классический стиль музыки, с твердо
установившейся закономерностью взаимоотношений
опорных и вводных тонов, ладовых и
функциональных связей семиступенного мажора и
минора.
Возникновение различных методических систем
развития слуха всегда связано с новыми явлениями
в музыкальнохудожественной практике – этисистемы закрепляют, канонизируют стилевые
закономерности.