Система преподавания сольфеджио в России

  • Занимательные материалы
  • Памятки
  • docx
  • 13.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Система преподавания сольфеджио в России. Создание консерваторий в 60-х годах XIX века было несомненно большим событием в развитии музыкальной культуры. С учениками занимались только чисто практическим обучением пению по нотам. Основной формой работы было пение, на слух определялись интервалы, гаммы, аккорды. Музыкальный диктант представлял собой в основном упражнения в правильной записи ряда интервалов. Всё это проводилось без опоры на ладотональность. Римский-Корсаков в своих статьях и заметках, восставая именно против этой схоластики в развитии слуха, большое значение придавал музыкальной-исполнительской практике как одному из важнейших средств для развития слуха. В 70-80-е годы XIX века возникает аналитический метод развития слуха, в основу которого положен принцип обучения от восприятия целого к осознанию его элементов, в противовес «синтетическому методу», который основывается на изучении сначала отдельных звуков, упражнений и затем уже мелодии или музыкальных произведений. Эта связь с живой музыкой, развитие слуха на основе практической музыкальной деятельности (пение, игра на инструменте), закрепленное сознанием слышимого и в наше время является главным методическим принципом в обучении сольфеджио. К сожалению, изучение теории в отрыве от музыки до сих пор имеет место в преподавании. Следующим этапом явилось внимание педагогов сольфеджио к разработке методики развития «тонального чувства», т.е. чувства лада. Сознательность в обучении пению в развитии слуха должна быть основана на слуховом представлении соотношения звуков, интервалов в данной тональности. В России начала складываться система развитии слуха на ладовой основе в противовес интервальной. История развития методики сольфеджио в России до XX века характеризуется существованием различных направлений. Прогрессивное направление характеризуется стремление отойти от схоластических, сухих методов преподавания, от недооценки развития слухового сознания. Перестройка системы музыкального образования началась в первые годы после революции. В период с 1919 по 1930 годы ведутся интенсивные поиски новых форм музыкального образования, новых методов обучения. Движение в сторону демократизации искусства, доступности музыкального образования, развития музыкальных способностей масс, приобщения их к искусству. В общеобразовательных школах, в клубах и кружках зарождается новая форма сольфеджио – музыкальная грамота, ставящая своей целью воспитать способности воспринимать музыку, дать возможность приобрести простейшие и исполнительские навыки и усвоить элементарные теоретические знания. Возникают новые формы обучения музыке: групповые, лекционные, «свободные», «комплексные» и другие. Широкое распространение на уроках сольфеджио получило «слушание музыки» — использование в качестве учебного материала народных и современных массовых песен, а также художественной музыкальной литературы; большое внимание уделяется развитию памяти, осмысленному и выразительному пению. В связи с этим в сольфеджио утверждается ладовый принцип развития слуха, шире используется воспитание гармонического слуха. С выходом в свет «Сольфеджио» А. Островского, В. Шокина, А. Егорова и С. Павлюченко в 1937 году окончательно утверждается методический принцип воспитания слуха на ладовой основе. В 1933 году была окончательно сформулирована система музыкального образования состоящая из 3 ступеней: 1. ДМШ – семилетки; 2. Музыкальные училища; 3. Консерватории. В период 30-50-х годов было выпущено много учебных пособий по сольфеджио, утверждающих ладовый принцип воспитания слуха. Начиная с 1950-х годов назревает необходимость некоторой перестройки основных принципов методики преподавания сольфеджио. Этому способствует и ряд теоретический исследований в различных областях науки, внесших много нового в наше представление о звуке, его свойствах, музыкальном мышлении, о значении внутреннего слуха. Среди них труды Б. Теплова, И. Гарбузова, Л. Мазеля, Назайкинского и других. К 50-70-е годам относится выход в свет целого ряда работ в области методики сольфеджио: «Очерки по методике теории музыки и сольфеджио» (1954) и «Методика теории музыки и сольфеджио» (1970) А. Островского, пособие «Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио» (1962) В. Серединской, «Методика преподавания музыкального диктанта»(1962) Е. Давыдовой и другие. В настоящее время главной проблемой методики является вопрос о воспитании слуха в связи с новыми интонационными и ладогармоническими особенностями современной музыки. Ладовая и ступеневая системы ориентируются на классический стиль музыки, с твердо установившейся закономерностью взаимоотношений опорных и вводных тонов, ладовых и функциональных связей семиступенного мажора и минора. Возникновение различных методических систем развития слуха всегда связано с новыми явлениями в музыкально-художественной практике – эти системы закрепляют, канонизируют стилевые закономерности.
Иконка файла материала 1.docx
Система преподавания сольфеджио в России. Создание консерваторий в 60­х годах XIX века было несомненно большим событием в развитии  музыкальной культуры. С учениками занимались  только чисто практическим обучением пению по  нотам. Основной формой работы было пение, на слух  определялись интервалы, гаммы, аккорды.  Музыкальный диктант представлял собой в  основном упражнения в правильной записи рядаинтервалов. Всё это проводилось без опоры на  ладотональность. Римский­Корсаков в своих  статьях и заметках, восставая именно против этой  схоластики в развитии слуха, большое значение  придавал музыкальной­исполнительской практике  как одному из важнейших средств для развития  слуха. В 70­80­е годы XIX века возникает аналитический  метод развития слуха, в основу которого положен  принцип обучения от восприятия целого косознанию его элементов, в противовес  «синтетическому методу», который основывается на изучении сначала отдельных звуков, упражнений и  затем уже мелодии или музыкальных произведений. Эта связь с живой музыкой, развитие слуха на  основе практической музыкальной деятельности  (пение, игра на инструменте), закрепленное  сознанием слышимого и в наше время является  главным методическим принципом в обучении  сольфеджио. К сожалению, изучение теории вотрыве от музыки до сих пор имеет место в  преподавании. Следующим этапом явилось внимание педагогов  сольфеджио к разработке методики развития  «тонального чувства», т.е. чувства лада. Сознательность в обучении пению в развитии слуха  должна быть основана на слуховом представлении  соотношения звуков, интервалов в данной  тональности.В России начала складываться система развитии  слуха на ладовой основе в противовес интервальной. История развития методики сольфеджио в России  до XX века характеризуется существованием  различных направлений. Прогрессивное направление характеризуется стремление отойти от  схоластических, сухих методов преподавания, от  недооценки развития слухового сознания.Перестройка системы музыкального образования  началась в первые годы после революции. В период  с 1919 по 1930 годы ведутся интенсивные поиски  новых форм музыкального образования, новых  методов обучения. Движение в сторону демократизации искусства,  доступности музыкального образования, развития  музыкальных способностей масс, приобщения их к  искусству.В общеобразовательных школах, в клубах и кружках зарождается новая форма сольфеджио –  музыкальная грамота, ставящая своей целью  воспитать способности воспринимать музыку, дать  возможность приобрести простейшие и  исполнительские навыки и усвоить элементарные  теоретические знания. Возникают новые формы  обучения музыке: групповые, лекционные,  «свободные», «комплексные» и другие.Широкое распространение на уроках сольфеджио  получило «слушание музыки» — использование в  качестве учебного материала народных и  современных массовых песен, а также  художественной музыкальной литературы; большое  внимание уделяется развитию памяти,  осмысленному и выразительному пению. В связи с  этим в сольфеджио утверждается ладовый принцип  развития слуха, шире используется воспитание  гармонического слуха.С выходом в свет «Сольфеджио» А. Островского, В. Шокина, А. Егорова и С. Павлюченко в 1937 году  окончательно утверждается методический принцип  воспитания слуха на ладовой основе. В 1933 году была окончательно сформулирована  система музыкального образования состоящая из 3  ступеней: 1. ДМШ – семилетки;2. Музыкальные училища; 3. Консерватории.   В период 30­50­х годов было выпущено много  учебных пособий по сольфеджио, утверждающих  ладовый принцип воспитания слуха. Начиная с 1950­х годов назревает необходимость  некоторой перестройки основных принципов  методики преподавания сольфеджио. Этомуспособствует и ряд теоретический исследований в  различных областях науки, внесших много нового в  наше представление о звуке, его свойствах,  музыкальном мышлении, о значении внутреннего  слуха. Среди них труды Б. Теплова, И. Гарбузова, Л.  Мазеля, Назайкинского и других. К 50­70­е годам относится выход в свет целого ряда работ в области методики сольфеджио: «Очерки пометодике теории музыки и сольфеджио» (1954) и  «Методика теории музыки и сольфеджио» (1970) А.  Островского, пособие «Развитие внутреннего слуха  в классах сольфеджио» (1962) В. Серединской,  «Методика преподавания музыкального  диктанта»(1962) Е. Давыдовой и другие. В настоящее время главной проблемой методики  является вопрос о воспитании слуха в связи с  новыми интонационными и ладогармоническими  особенностями современной музыки.Ладовая и ступеневая системы ориентируются на  классический стиль музыки, с твердо  установившейся закономерностью взаимоотношений опорных и вводных тонов, ладовых и  функциональных связей семиступенного мажора и  минора. Возникновение различных методических систем  развития слуха всегда связано с новыми явлениями  в музыкально­художественной практике – этисистемы закрепляют, канонизируют стилевые  закономерности.